Если вам приходилось посещать спортивные мероприятия, то вы наверняка знаете, что пиво и борьба часто идут рука об руку. Ну а как вам такое сочетание: пиво и война? Именно это произошло в средневековом Вроцлаве в Западной Польше в 1380 году.
Вроцлав долгое время был столицей Силезии, региона, чьи земли сегодня входят в состав Чехии, Германии, Польши. На протяжении всего Средневековья Силезия вела себя по разному. В 1335 году она порвала связи с польской короной и присоединилась к королевству Богемия. Город Вроцлав больше не был польской территорией вплоть до 1945 года.
Именно в этот период начались разногласия вокруг пенного напитка. «Пиво играло важную роль в жизни общества, — утверждает Ричард Унгер, историк из Университета Британской Колумбии и автор книги "Пиво в Средние века и эпоху Возрождения". — Это был главный напиток всех важных банкетов, обедов в честь гильдий, люди просто получали от него удовольствие и насыщение».
Городские власти часто управляли муниципальными пивоварнями, как объясняет Унгер. Это было особенно распространено в тех частях Центральной Европы, где отсутствие капитала не позволяло гражданам открыть частные пивоварни. Силезия была малонаселенной по сравнению с Западной Европой, имевшей более развитую городскую инфраструктуру. Экономика региона в основном была сельской.
Во Вроцлаве было только одно заведение, где варили пиво — ратуша. Производство наладили в подвале здания. Муниципалитету было удобно управлять доходным пивным бизнесом, поставляя свой продукт в ближайшие города региона. У ратуши были эксклюзивные права на изготовление пива Piwo Świdnicka и налоговые льготы. Вроде бы все шло неплохо. Если бы не конкуренты.
Недалеко от Вроцлава на Тумском острове на реке Одер расположился собор Святого Иоанна Крестителя, резиденция римско-католических архиепископов во Вроцлаве, а также несколько небольших монастырей, дома знатных семей, связанных с церковью, и население работавшее при соборе.
«В средневековой Польше монастыри часто пользовались щедрыми земельными правами, — говорит Унгер. — Таким образом, они были активными экономическими центрами, люди селились рядом с ними, чтобы найти работу фермера или ремесленника».
Пиво было важнейшей частью монашеского образа жизни того времени. «Есть записи восьмого и девятого столетий, которые упоминают, что монахи употребляли по два-три литра пива в день, на обед и завтрак, — продолжает Унгер. — Вечером они предпочитали вино».
Монахи имели вкус не только к употреблению пива, но также были мастерами в его производстве. Их пиво было вкуснее. У церкви были хорошие сельскохозяйственные ресурсы. Муниципалитет, варивший пиво в ратуше, начал экономить на сырье, а цены продолжали расти.
Соборный остров не подчинялся муниципальным властям, главным был епископ Вацлав II Легницкий. Он разрешил монахам варить столько пива, сколько те смогут. И монахи начали приторговывать пивом в городе. Нарушение монополии городским властям не понравилось. Они объявили войну.
Торговое противостояние переросло в открытый конфликт. Это была беспрецедентная ситуация.
Конфликты между муниципалитетом и соборным островом были вовсе не новы. Их расположение было таково, что изделия, предназначенные для собора, должны были следовать через город. Епископ и муниципалитет часто не могли поделить проход по реке. Церковь иногда прибегала к своему беспроигрышному методу воздействия — отлучению от церкви, муниципалитет предпочитал другую хитрость — экономическую блокаду.
Но пивная война — это совсем другой случай. Пиво было уникальным продуктом. Как утверждает Унгер, такие города, как Вроцлав, очень сильно зависели от налогов на продажу пива. «В пиве было много денег. Города могли зарабатывать по 30, 40, 50 процентов своего дохода от налогов на пиво. От пивоварни мог зависеть весь городской бюджет», — подчеркивает историк. Таким образом, такой конкурент, как монастырь, нес в себе экзистенциальную угрозу, угрожал экономическому благополучию.
Сначала ратуша попробовала дипломатические пути. Городской совет направил на остров своих представителей, чтобы объяснить свою позицию, но и пригрозить: если продажа пива не прекратится, то город вынужден будет прибегнуть к санкциям и конфискации земель. Епископ ответил на это по-своему. Он наложил на весь город интердикт. Это значило, что нельзя было проводить любые таинства и требы: не венчали, не отпевали, не крестили детей и т. д.
Тогда муниципальные власти решили применить силу. Они собрали армию из горожан и отправили ее на остров. Но монашеское пиво горожанам нравилось гораздо больше, к тому же никто не хотел воевать с собственной церковью.
Новости о противостоянии дошли до короля Силезии Вацлава IV. Он был крайне удивлен тем, что церковные службы в городе действительно не осуществлялись. Тогда поддерживаемая королем ратуша вновь отправила бойцов на остров Тумский. В течение всего времени нахождения на острове солдаты пьяными бродили по улицам, грабя церковную собственность и облачаясь в монашеское одеяние.
Военная интервенция не смогла повлиять на волю епископа. Король обратился к папе римскому Григорию XII. Тот снял все религиозные запреты с города, установил, что монахи продолжат варить пиво, но только для своих собственных жителей — таким образом он восстановил монополию муниципальных властей.
Месть, как известно, подают холодной. Через некоторое время власть в городе захватила кучка олигархов. Многим ремесленникам не нравилось, что все вопросы решаются узким кругом, расцвела коррупция и увеличились налоги. В 1418 году разъяренная толпа членов гильдий штурмовала ратушу и убила шесть членов городского совета, включая мэра. Новоизбранный епископ Конрад IV Старший заранее отпустил грехи членам гильдий.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy