На дне канадского озера Патрисия в провинции Альберта лежит уникальный в своем роде свидетель Второй мировой войны. Это металлический каркас авианосца, испытания которого проводились британскими военными на озере в далеком 1943 году. Но сам авианосец был бы мало кому интересен, если бы не одно интересное обстоятельство: он был сделан изо льда.
Молниеносные победы Германии в начале Второй мировой войны сильно подорвали боевой дух союзников, а после захвата Франции Великобритания осталась единственным значимым игроком на европейском западном фронте. Но даже находясь на острове и в отдалении от основной европейской трагедии, страна ощущала на себе некоторую тяжесть войны. Принадлежащий Великобритании остров Джерси был оккупирован нацистами, Лондон регулярно бомбила вражеская авиация, а корабли противника регулярно фиксировались в окрестных морях и топили британские конвои. Великобритания понимала, что рано или поздно Германия и присоединившаяся к ней Италия заблокируют все ее связи с союзниками, поэтому ей необходимо обеспечить себе преимущество в Атлантике.
На начало войны у Великобритании было несколько авианосцев, но они принимали активное участие в боевых действиях на море, и авианесущий флот нес потери. Наращивание военного присутствия противников в водах Атлантики требовало от Великобритании ответных действий. Но собственных сырьевых ресурсов, несмотря на многочисленные колонии, стране остро не хватало. Особенно это сказывалось на обеспечении металлом. И в таких условиях британское командование наряду с разработкой других проектов авианосцев принимается за реализацию нестандартной идеи. Военные решают построить авианосец из пайкерита — материала изо льда и опилок.
На первый взгляд, строительство авианосца изо льда может показаться несерьезным, но на самом деле это была довольно передовая идея, особенно в условиях военного времени. Пайкерит — инновационный по тем временам материал — был разработан британским инженером по имени Джеффри Пайк. Состоящий преимущественно изо льда с добавлением опилок, этот материал обладал высокой прочностью, взрывоустойчивостью и был удобен в обработке. Благодаря содержанию древесных опилок он обладал более низкой теплопроводностью по сравнению с обычным льдом, поэтому таял медленнее. Конечно, в Средиземном море таким судам делать было нечего, а вот в условиях Северной Атлантики авианосцы изо льда были вполне применимы. Самое же главное качество пайкерита заключалось в абсолютной доступности и дешевизне.
Проект по созданию авианосца изо льда получил название «Хабаккук», а активные разработки и испытания опытного судна велись с конца 1942 года до конца 1943 года. Всего в рамках проекта было создано одно экспериментальное судно из пайкерита на основе металлического каркаса, а его испытания проводились на озере Патрисия в Канаде. Несмотря на дешевизну и быстроту постройки, созданный авианосец не мог выдержать достаточную нагрузку, которая требовалась для размещения тяжелых бомбардировщиков. По этой причине военные выдвинули инженерам ряд новых требований, на выполнение которых требовалось дополнительное время и средства. Но к концу 1943 — началу 1944 года ситуация на фронте несколько изменилась. Италия фактически вышла из морской войны и потерпела поражение на суше, а ситуация с сырьем для британской промышленности значительно улучшилась. Поэтому оригинальный проект по созданию авианосца изо льда был закрыт, а его остатки были брошены на канадском озере.
Сегодня о необычном экспонате на озерном дне с увлечением рассказывают многочисленным туристам Национального парка Джаспер, а желающие могут даже увидеть его своими глазами. Прозрачные воды озера популярны среди дайверов, поэтому здесь всегда можно взять водолазное снаряжение напрокат и прикоснуться к истории в виде металлического каркаса уникального авианосца изо льда.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy