Оказавшись в Вене, я, конечно, захотела обойти все достопримечательности. Но в первую очередь направилась в собор Святого Стефана – один из самых ярких символов города. Здание высотой 136 метров выполнено в двух архитектурных стилях: позднероманскаом и готическом.
Собор, известный многим как Штефансдом (Stephansdom), расположен на площади Св. Стефана (Stephansplatz).
Он был возведен в 1137-1141 годах, но в настоящем облике существует с 1511 года.
Интересные факты из истории
- Церковь несколько раз достраивалась:
- В 1147 году маркграф Леопольд IV заложил церковь в романском стиле.
- В начале XIII века территория церкви была расширена к западу. С тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенными в готическом стиле.
- В 1258 году церковь сгорела, но через несколько лет она была выстроена вновь в романском стиле.
- В первой половине XIV века к церкви были пристроены трехнефные Альбертовые хоры, которые и сегодня мы можем там увидеть;
- После этого архитектура церкви начала приобретать черты готики. Башни неоднократно сносились и переносились, но в 1511 году собор перестали изменять (что интересно, башни не были достроены). Именно таким его видят сегодня жители Вены и приезжающие туристы сегодня.
- Долгое время церковь была не более чем приходским храмом, и только в 1469 году она стала кафедральным собором.
- Собор не пострадал во время бомбардировок Второй Мировой войны и даже выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, но затем его разграбили и подожгли мародеры. К концу 1948 года собор был восстановлен группой добровольцев, однако реставрационные
работы идут и в наши дни. - Под собором находятся катакомбы – подземное кладбище времен Карла VI, который запретил хоронить людей на старых кладбищах на территории города.
- В еписковском склепе, находящемся в соборе, до сих пор хоронят высших иерархов. Последнее захоронениебыло проведено в 2014 году.
И действительно, дойдя до площади Святого Стефана, я увидела собор, в архитектуре которого преобладает готический стиль: острые башни, устремленные далеко в небо, высокие узкие окна и массивные двери – это первое что бросилось в глаза.
На крыше можно заметить черепицу, выложенную причудливым узором, а на одной из сторон герб, который является символом Австрии и Вены.
Забегая вперед, скажу, что со Стефансплатц открывается не самый лучший вид на панно. Гораздо лучше любоваться им с одной из башен.
Что посмотреть на Стефансплатц
Перед собором стоят:
- кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он призывал к крестовому походу на Турцию;
- распятие с «зубной болью» (название появилось якобы ввиду выражения лица на лике Спасителя, но, честно говоря, я сама так и не поняла причину этого «прозвища»);
- две железные меры, которые являлись средневековыми эталонами Венами;
- солнечные часы.
Внутри Собора Святого Стефана
Собор хорош не только снаружи, но и внутри: это огромное, великолепно обставленное помещение! Как и в большинстве католических соборов на окнах витражи, изображающие сцены библейских сюжетов. Особо богатые узоры размещены над алтарем. Всего пять витражей XV века были сохранены. Остальные были переделаны.
Чтобы по-настоящему проникнуться красотой интерьеров, прочувствовать их, я рекомендую не торопиться к другим достопримечательностям, а тихонько пройтись по по собору.
На что стоит обратить внимание
Одна из святынь собора – чудотворная Печская икона Богоматери. Ее вы найдете юго-западной части Собора. Она появилась здесь благодаря венгру Ласло Шингли. Он заказал её в селенье Пёч в память об освобождении из турецкого плена, а затем Император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию.
Считается, что она способна исцелять любые недуги, если у неё попросить об этом. Также существует легенда, что 11 сентября 1697 года шла битва при Зенте у реки Тисы. Австрийцы во главе с принцем Евгением Савойским бились с турками. И все две недели из глаз Богоматери текли слезы.
Также Штефансдом славится тремя(!) великолепными органами. Они были установлены в разное время, но все три являются своеобразной «заменой» сгоревшего когда-то инструмента. Самый большой орган – это 4 ряда клавиатуры и 10 тысяч труб!На мессах, как правило, используют средний орган, имеющий 55 рядов труб и находящийся рядом с алтарем.
Действительно завораживает кафедра XV века. На ее перилах восседают мраморные жабы и ящерицы. Принято считать, что эти «твари» – аллегория добра и зла, где ящерицы несут добро, а жабы зло. Саму кафедру украшают горельефы первых учителей школы, существовавшей при этой церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Если вы захотите посмотреть, кто был автором такой искусной тонкой работы, то загляните подлестницу – там вы обнаружите автопортрет Николауса Герхардта. Стоит заметить, что кафедра сделана из цельного камня.
Я не частый гость в сооружениях культа, вероятно поэтому меня поразили захоронения внутри собора, а не снаружи. Здесь покоятся строитель собора Рудольф IV, Фридрих II, принц Евгений Савойский и чуть меньше сотни членов династии Габсбургов. Но большинство могил символические, то есть в соборе мы увидим лишь надгробия (все они разные и выглядят довольно внушительно), а прах находится в коридорах под собором.
Что можно сказать о самих катакомбах? Мне не удалось туда спуститься, хотя вы сможете это сделать, вход для посетителей открыт. Но я узнала, что кладбище находится не под всей церковью, а только под ее восточной частью, а далее оно захватывает небольшую часть домов, прилегающих к собору с этой стороны. Мне стало даже как-то не по себе от мысли, что мы буквально ходим по кладбищу в центре Вены.
Вид сверху
О крыше
После хорошо подняться на башни храма, имеющие свои особенности. По устоявшимся правилам башнидолжны быть одинакового размера, но первую так и не достроили, остановившись на отметке 68 метров. Вторая же башня устремляется в небо на 136,5 метров – она почти в два раза выше!
Из обеих башен открывается прекрасный вид на город и красочные панно крыши собора. Здесь то их и нужно разглядывать! Два удивительных огромных изображения с орлами – два герба, и цифры – 1831 и 1950. Их смысл я узнала позже у одного из служителей церкви. На мозаике отмечали даты ее завершения. То есть получается, что строительство одной части крыши завершили в 1831 году, а второй – только к 1950 году.
У крыш собора есть еще одна менее очевидная, но существенная для сохранения панно особенность. Она заключается в крутом наклоне крыши (80 градусов), благодаря чему капли дождя, как и редкий снег, который иногда выпадает в городе, не задерживаются на покрытии, а сразу спадают вниз.
Но это еще не все! В Соборе Святого Стефана по-прежнему проходят службы и, конечно же, есть своя действующая колокольня, которая находится в северной башне.
Про колокола
В звоннице всего 23 колокола, но используются только 20 из них. У каждого колокола – своя роль. Самый большой колокол (второй в Европе после Кёльнского собора) – Новый Пуммерин (весом 21,4 тонны).
Звонит он одиннадцать раз в год и только по великим праздникам: в рождественскую ночь, в день интронизации папы и венского археипископа (а в день их кончины можно услышать самый длинный десятиминутный звон), на Пасху и т.д. Одиннадцать колоколов (весом от 35 до 57 кг), находящиеся в южной башне, звонят ежедневно во время службы.
Как добраться
Адрес: Штефансплатц, 3 (Stephansplatz, 3).
Лучше и проще всего добираться на метро до остановки Штефансплатц. Сама остановка находится в 100 м от собора.
Часы работы, экскурсии и билеты
Собор открыт ежедневно:
- с 9.00 до 16.30 по будням;
- с 13.00 до 16.30 по выходным.
Собор можно посетить как самостоятельно, так и воспользоваться услугами гида или взять аудиогид на различных языках (русский, английский, немецкий, итальянский, французский языки и так далее. Доступно около 10 различных языков). Эти услуги оплачиваются отдельно.
Цены на входные билеты:
- посещение катакомб от 2 до 5,5 евро (здесь и далее цена зависит от поситителя: ребенок, школьник или взрослый);
- подъем на Пуммерин – 0,5–5,5 евро;
- осмотр южной башни от 1,5 до 2,5 евро.
Расценки на услуги гида:
- экскурсия по собору от 2 до 5 евро;
- вечерние экскурсии с прогулкой по крыше – 4 (для детей), 10 (для взрослых) евро за билет.
Так как я приходила в дни, когда в церкви не было никаких выступлений и концертов, на все билеты у меня ушло около 10 евро.