Найманы — монгольский народ, начавший свою историю еще в Средние века. Это один из самых обсуждаемых этносов, вызывающий массу споров из-за языковой и этнической принадлежности. Известен факт их участия в формировании казахов и киргизов, а также алтайцев, монголов и ногайцев. Таким образом, найманы стали одной из самых многочисленных групп монголоидной расы.
История
Историю найманов принято начинать от Кыргызского каганата, разбившего уйгуров в 840 году нашей эры. Период его возвышения характеризуется развитием кочевничества в Центральной Азии. Племена разбились на 2 группы: северную и западную. Именно к западным племенам кочевников и относятся найманы.
В 10 веке вместе с кереитами, живущими на севере, найманы вступают в конфликт с империей Ляо. Военные столкновения происходили регулярно, истощая кочевников. В результате в 984 году они потерпели сокрушительное поражение. Кочевникам, называвшим себя цзубу, удалось отыграться только через 80 лет. Во время сражения они победили войска Ляо, но вновь ослабли и к концу 11 столетия встали под власть сюзеренов.
Империя Ляо распалась в 1125 году, что позволило найманам создать собственное государство. Его территории раскинулись широко, охватив Алтай, Западную Монголию и Восточный Казахстан. Период становления государства найманов характеризуется усиливающимися конфликтами с кереитами, жившими на западе. Престол занял Инанч-хан, стремившийся контролировать кереитов с помощью своих вассалов. Когда же наступила его смерть, Найманское ханство окончательно распалось. В 13 веке происходит разделение между сыновьями Инанч-хана, что приводит к существенному ослабеванию Найманского ханства. Это дало возможность кереитам совершить мощный удар и нанести поражение найманам. Однако и противники оказались в пострадавших. Войска Чингисхана разгромили кереитов и включили их земли в состав ханства. Затем настал черед сыновей Инанча. Первым пал Таян-хан, через 2 года в ожесточенном сражении оказался повержен Буюрук-хан.
Найманам пришлось отступить на Алтай, где произошло объединение с кереитами и меркитами, также потерпевшими поражение в битве с войсками Чингисхана.
Несмотря на то, что в 13 веке найманы снова столкнулись с Чингисханом и вновь потеряли правителя, которым стал хан Кушулук, они сумели достигнуть высокого уровня развития. В том числе и в военном деле. Постепенно они стали частью Улуг Улуса, более известного как Золотая Орда. С распадом Орды происходит раскол найманов и дальнейшая ассимиляция другими народами.
Где живут (территория)
Потомки найманов живут в Монголии, Китае, России, Казахстане и Киргизии.
Бурятские найманы живут вместе с западными бурятами в Республике Бурятия. На Алтае потомками найманов стали майманы.
Религия
Религиозные взгляды разнятся в зависимости от района проживания.
До сих пор среди ряда найманов распространено несторианство, признающее Христа, в котором сочетается человеческая и божественная природа. Не менее распространен шаманизм — многие найманы практикуют шаманские ритуалы, танцы и заговоры.
Жизнь
Характерной особенностью жизненного уклада найманов долгое время оставалось кочевничество. В зависимости от места проживания представители этноса могли становиться оседлыми или продолжали сугубо кочевнический образ жизни. Основными занятиями всегда были:- скотоводство
- рыболовство
- охота на дичь.
Жилище
С переходом к оседлому образу жизни найманы стали строить деревянные дома. Это было значительно сложнее для них, так как они не владели технологиями строительства, предпочитая селиться в юртах. Для строительства дома использовали дубовые или сосновые бревна. Основную часть дома занимало пространство, где размещалась печь тур-як. Спали найманы на нарах, которые представляли собой помост из досок. Нары также использовались в качестве столов во время трапез. Они служили и для хранения посуды, на них складывали перины и подушки.
В сундуках хранили одежду и украшения. Сундук мог играть роль стула для почетного гостя. Печь разделяла пространство дома на 2 части. За ней располагалась женская зона, где женщины проводили время вместе с детьми. Сюда запрещалось заходить посторонним, исключение делалось только для свекра и мужа. Если возникала необходимость, к женщинам и детям приходили религиозные деятели и врачи.
Найманы ели из глиняной или деревянной посуды. Зажиточных людей среди них было достаточно много, они в качестве посуды пользовались металлическим чашками. Многие изготавливали посуду сами, ремесленники встречались у найманов редко даже с переходом к оседлому образу жизни. Для собственных нужд изготавливали кувшины, копилки, обжигая глину прямо в печи. Посуда могла быть украшена орнаментом и раскрашена в яркие цвета.
У ханов могло быть два дворца. Один предназначался для зимней стоянки и строился из камня. Другой представлял собой летнюю юрту. Ханские палаты отличались убранством, имели много комнат. Троны украшались дорогими тканями. По левую сторону от хана садилась его жена и наиболее почетные гости. С правой стороны всегда сидели предводители разных племен. Найманские ханы, как и обычные люди, ели за низкими столами. Однако их трапеза была более богатой. Хану надлежало дать каждому гостю по кусочку мяса, и только потом все могли приступить к трапезе.
Внешность
Одежда
Одежда у найманов защищала от скверной погоды и позволяла показать свой статус. По одежде можно было определить семейное положение. Информация о найманских нарядах дошла до наших времен из китайских летописей. Лучше всего описаны найманы, переселившиеся на Алтай.
Среди богатых распространение получили меха, которые хорошо защищали от холода. Сказать точно, какой мех использовался, невозможно. Такой материал с течением времени сохраняется очень плохо. Основными элементами гардероба найманов оставались:
- халат с длинным рукавом;
- шаровары;
- сапоги.
Халат с длинным рукавом был основной верхней одеждой найманов. Он мог быть с отворотом или не иметь его. Халаты застегивали как с правой, так и с левой стороны.
Обычно тканью для пошива халатов служил шелк. Но нередко прибегали к использованию шерсти, ведь речь шла о жизни в холодных краях. Изысканный орнамент украшал одежду многих найманов. В целом он не отличался от узоров, характерных для одежды других тюрков. На поясе найманы носили предметы обихода, у женщин были распространены пряжки, шило. Мужчины пользовались огнивом, ножом и другими принадлежностями. Богатые украшали пояс позолоченной бронзой или покрытый платиной. Пояс воина носил символическое значение и показывал его принадлежность к солдатам. Пояс считался знаком доблести, также он мог показать принадлежность к конкретному сословию.
Еда
Кочевой образ жизни требует очень много сил и запасов калорий. Найманы ели жирную пищу, которая помогала сохранить силы. Наиболее распространенными продуктами долгое время оставались рис и баранина. Из них с добавлением трав и овощей найманы готовили плов. Готовить могли на растопленном сале, что делало пищу очень жирной.
В молоко добавляли топленое масло, получая калорийный напиток. Хлебом служили лепешки, которые найманы использовали вместо столовых приборов. Ими можно было зачерпнуть плов и есть как самостоятельное блюдо. В пищу при возможности добавляли много овощей, чтобы поспособствовать лучшему пищеварению.
Традиции
На формирование традиций найманов вновь оказал влияние кочевой образ жизни. Большинство исповедовало языческие религии, был сильно развит фольклор. Длительное время сохранялись верования и почитание духов неба, культа предков и культа волков, с которыми ассоциировали себя все тюрки. Анимизм приобретали черты тотемизма: найманы поклонялись тотемам, которые делали из дерева. Некоторые тотемы имели маленькие размеры и были похожи на фигурки. Такую фигурку можно было взять с собой или поставить у порога, чтобы отгонять злых духов.
Как и у других тюрков, у найманов прижилось гостеприимство. Обязательным считалось угостить путника пищей, дать кров и защиту. Иерархия среди найманов была строгой. Слово мужа и отца воспринималось как закон. Каждый должен был уважать старшего и слушать его слово. Женщина играла роль матери и помощницы, готовила еду и ухаживала за детьми.
Культура
Государство найманов было достаточно богатым. В Центральной Азии именно они достигли большого развития, что доказывается летописями. Известно, что найманы строили города-крепости, создавали земледельческие оазисы. Были распространены водопровод и канализация, трубы изготавливались из глины. Жаркий климат обязывал поддерживать чистоту, чтобы минимизировать вероятность возникновения распространения инфекций. В резервуарах хранили воду, предназначенную для случаев, когда могли внезапно случиться осады. У найманов были распространены библиотеки и бани.
Ремесленных мастерских было немного, однако существовало ювелирное дело. Украшения всегда ценились и использовались в качестве оберегов.
Фольклор
Тюркский фольклор стал для найманов очень важным. С детства они узнавали о великом Тенгри, вокруг которого создали культ тенгрианства. Прародительницей всех тюрков считалась богиня Умай. Ее имя дословно означает «лебедь». Считалось, что если удастся увидеть лебедя, летящего в небе, человек становился удачливым.
Легенда об Умай гласит, что богиня однажды нырнула в глубокое озеро и достала из него землю. Эта земля превратилась в горы, растения и животных. Есть и другая легенда, гласящая о сотворении мира из яйца богини. Влияние культа Умай было настолько велико, что хана и его супругу приравнивали к богине, считалось также, что каждый правитель подобен Тенгри. Умай часто изображали с золотой чашей, в которой было налито молоко. Молоко имело оказывало эффект. Если ребенок заболевал, его отпаивали молоком, прося богиню о выздоровлении. В знак почтения Умай женщины найманов носили серьги с трилистником — символом богини-лебедя.