Кумандинцев называют необыкновенно поэтично: люди-лебеди, дети Алтая, сыновья гор. По одной из версий, народ приплыл на Алтай на плоту во время Всемирного потопа, так и оставшись здесь жить. Интересна и история сотворения мира по-кумандински: считается, что земля и люди появились из яйца, которое лебедь достал со дна моря.
Название
Существует несколько версий относительно происхождения названия народа. Ряд исследователей и большинство представителей народности считают, что самоназвания къуўанды, къувандыг, къуманды, къубанды исконные. Наиболее поэтичная версия связывает этноним «куманды» с выражением «лебедской человек». Возможно, лебедь был тотемным животным одного из родов кумандинцев. Другая трактовка говорит, что название дано соседними народами (челканцами, шорцами, теленгитами, тубаларами) по имени одного из основных родов кумандинцев.
Согласно легенде, в древние времена на озеро прилетели духи природы в виде лебедей: чтобы искупаться, сбросили крылья, приняв облик прекрасных девушек. Небесной красоты дев заметил охотник: влюбившись в одну из них, мужчина спрятал ее крылья. Так девушка-лебедь осталась на земле, дав начало роду кумандинцев, которых с тех пор называют «лебединым народом».
Ряд исследователей придерживается мнения, что самоназвания народа иные: тадар-кижи, куманды-кижи, алтай-кижи. Слово «кижи» на алтайском языке значит «человек». Соответственно, народность именовала себя «алтайские люди», «татарские люди».
Где живут, численность
Основная зона расселения кумандинцев — бассейны рек Катунь, Бия. Территориально местность относится к юго-восточным зонам Алтайского края, Кемеровской области, Республике Алтай. Крупные поселения располагаются южнее и восточнее Бийска в верхнем течении Катуни, на расстоянии порядка 100-150 км от города.
Данные переписи 2002 года показали наличие 3114 представителей кумандинского народа на территории России. Наиболее многочисленные диаспоры:
- Алтайский край — 1663 чел. (из них 658 человек в городе Бийск)
- Республика Алтай — 931 чел. (из них 438 человек в Горно-Алтайске)
- Кемеровская область — 294 чел.
Коренным народом Алтая кумандинцев признали в 2000 г.: раньше народность включали в состав алтайцев. В прошлом в качестве самостоятельного этноса кумандицев внесли в перепись 1926 года, показавшую наличие на территории РСФСР 6327 представителей народности.
Язык
Несмотря на получение статуса самостоятельного малочисленного народа, ряд исследователей склонен причислять кумандинцев к числу алтайцев. Основной аргумент — отсутствие уникального языка. Несмотря на то, что кумандинский язык призван официальным, лингвисты относят его к диалекту северно-алтайского языка, входящего в тюркскую группу обширной алтайской языковой семьи.
В тридцатые годы прошлого столетия предпринимались попытки создания алфавита на основании латинской графики, в 1933 г. выпущен «Куманды-букварь». Однако преподавание продолжало вестись на русском языке, факультативно изучался алтайский. В 2005 году создана «Азбука кумандан», в ряде школ города Бийска язык изучается в качестве дополнительного. По оценкам исследователей, кумандинским языком владеет порядка 1000 человек, большая часть носителей принадлежит к старшему поколению.
История
Древние предки кумандинцев составляют коренное население алтайского региона. Согласно одной из версий, предками народа выступили представители андроновской и афанасьевской культур бронзового века. Преобладающие европеоидные черты внешности кумандинцев заставляют думать, что их формирование связано с кетскими племенами. Исследователь Грум-Гржимайло выдвинул версию происхождения народа от динлинов — коренных светлокожих голубоглазых европеоидов Азии, Алтая, Дальнего Востока, Монголии.
Известно, что кумандинцы проживают в алтайских землях с III века до нашей эры, сформировавшись путем взаимоотношений кетских и угро-самодийских племен. Первые свидетельства создания общности относятся к IX столетию — созданию Кимакского государства. С VI по XVII столетия кумандинцы находятся под значительным влиянием со стороны тюрков. Народ жил в зависимости у 1-го и 2-го Тюркских каганатов, Уйгурских и Кыргызских правителей, империи Юань, Белой Орды.
После вторжения в регион в XVI столетии Ермака положение кумандинцев не улучшилось. Благодаря переделу сфер влияния они долгое время оставались двоеданцами: платили ясак Российскому Государству и Джунгарии. Лишь во второй половине XVIII века, после поражения джунгарцев от Цинской империи и Казахского ханства, народы Алтая добровольно вошли в состав России. Кумандинцы были признаны кочующими и закреплены за Бийским уездом.
Внешность
Недавние исследования показали, что кумандинцы относятся к обособленному североалтайскому антропологическому типу. Он представляет промежуточный вариант между южно-сибирской и уральской типологическими ветвями.
В отличие от южных алтайцев, внешность северных кумандинцев склонна к большему проявлению европеоидных черт. Генетический код народа настолько богат, что в одной семье могут родиться дети с рыжими и русыми волосами, голубыми и карими глазами. Такое разнообразие связано с обитанием народа на пересечении нескольких торговых путей, сильным влиянием кетской, угро-самодийской и тюркской культур.
Одежда
Традиционный мужской костюм состоял из холщовых или суконных штанов и просторной рубахи. Сверху надевали цветной распашной халат с широким поясом из шерсти, для межсезонья шили войлочное пальто — саранду. Зимой для тепла надевали несколько халатов или короткую шубу из овчины. Обувью служили сапоги с высокими голенищами из воловьей или конской кожи.
Женщины поверх нательной одежды надевали платье из разноцветной материи, чаще домотканой. Зажиточные кумандинки покупали шелк, кашемир. Популярные фасоны:
- Платье прямого кроя из цельного куска материала.
- Двусоставное платье, включающее лиф и нижнюю часть.
Отличительная особенность женского наряда — надставной подол из широкой полосы материи в виде оборки, передняя часть короче задней. Горловину снабжали небольшим разрезом, застегивающимся на пуговицы, дополняли нагрудником с легким растительным орнаментом. Простыми узорами украшались рукава, по кромке пришивалась черная лента.
Кумандинские девушки заплетали волосы в 3-7 кос, украшенных свисавшими ниже пояса лентами с ракушками и бисером. После свадьбы женщина носила две косы, голову обязательно покрывала платком. Мужчины собирали волосы в одну косу или носили прическу «горшок».
Семейный уклад
К XVIII столетию у кумандинцев сложился патриархальный уклад семьи. Счет родов велся по мужской линии, наследство передавалось младшему сыну, остававшемуся вместе с новой семьей жить с родителями. Старшие сыновья, создавая семьи, уходили в собственные жилища, строившиеся перед свадьбой. Практиковались левират, сорорат, групповые семьи.
Брачный возраст юношей составлял 16-17 лет, девушек — 13-15 лет. Практиковались свадьбы по сговору, в ходе которых выплачивался калым и устраивались пышные празднества. Популярный вариант — похищение невесты по предварительному согласию или тайно: способ подразумевал значительную экономию, поскольку торжеств не устраивали.
У кумандинцев бытовала строгая экзогамия, поэтому юноши и девушки выбирали пары во время общих родовых сборов и торжеств. В день свадьбы невесту, лицо которой окутывали тканью, привозили в дом жениха, для чего строили специальный свадебный шалаш. По традиции молодожены варили в шалаше мясо, которым затем угощали гостей.
На следующий день ехали к родным невесты, устраивая обряд «прощения». Новоиспеченные муж и жена вместе с родственниками жениха садились на пороге родительского дома девушки. С собой привозили оговоренный ранее калым и подарки. Суть обряда — дождаться прощения со стороны родителей невесты за уход из дома: иногда ожидание длилось двое суток.
Вместе с тем женщин в кумандинской семье не притесняли, относились к ним с почетом и уважением. Они частично принимали участие в обсуждении общих вопросов, выступали в роли шаманов. Почтительное отношение к женщинам имеет глубокие матриархальные корни, восходит к материнскому культу, когда главой семьи выступали женщины. Это нашло отражение в фольклоре: в легендах часто упоминаются рыжие девушки, духи-хранительницы тайги. Они являлись охотникам, становились их женами, награждали добычей.
Жизнь
Основу занятий кумандинцев составляла охота на лесных зверей и птиц: косуль, маралов, медведей, сусликов, дичь. Охота на пушных зверей осуществлялась для выплаты ясака. Важную роль играли и другие занятия:
- Рыболовство. Ловили щуку, окуня, хариуса, карася, в хорошую погоду занимались лучением.
- Скотоводство. Разводили мелкий рогатый скот, коней, которых использовали в качестве транспорта.
- Мотыжное земледелие. Сеяли гречиху, пшеницу, ячмень, овес, рожь, из которых впоследствии делали муку, талкан.
- Собирательство. Собирались сарана, дикие лук и чеснок, черемша, ягоды, кедровые орехи.
- Пчеловодство. Для определения мест расположения диких ульев на поляне в лесу выливали мед, затем выслеживали направление движения пчел. Вблизи природных ульев ставили дуплянки, сделанные из колод.
Религия
Верования кумандинцев предполагали существование трех миров:
- Верхний. Здесь обитал верховный бог Ульген, наделявший духом шаманства, рядом жили духи предков «тесы».
- Средний — место расселения людей.
- Нижний — царствие владыки демонических порождений Эрлика, брата Ульгена.
Согласно легенде, первый из шаманов в битве за мир столкнул его в преисподнюю. Однако победить не смог, поэтому кумандинцы приносят жертвы обоим братьям. Камлания и жертвоприношения связаны с культом предков, почитанием духов-хранителей гор, рек, тайги. Традиционное жертвенное животное — конь. Его вычисляли с момента появления на свет по необычной окраске или рождению одновременно с ребенком. Животное освобождали от всякой работы, старались не подходить к нему без необходимости, не объезжать. В ряде случаев Ульгену приносили в жертву белых коней, Эрлику — черных.
Посредником между мирами выступал шаман, важнейший член общества, без которого не обходилось ни одно важное событие. Шаманы получали силу, когда в них вселялся дух теса: это сопровождалось сильными физическими страданиями, психическим помешательством, полным перерождением личности.
Традиции
Один из главных традиционных праздников — карнавальный праздник плодородия Коча-кан, отмечавшийся после сбора урожая. Выбранного из числа местных жителей мужчину наряжали в маску и шапку из бересты, в качестве атрибута выдавали деревянный фаллический символ.
В компании с другими мужчинами селения Коча-кан ходил по дворам, распевая неприличные песни и прося угощения. После на общем празднике их ели всем селом, проводили конкурсы, благодарили духов за плодородный год, готовили национальную лапшу на бульоне из конины — тутпач. Кумандинцы пытаются возродить праздник в сегодняшних реалиях, устраивая ежегодные гулянья.