Кереи относятся к числу родов Среднего жуза казахов и являются одними из самых многочисленных представителей объединения. Считается, что народ возник после разгрома древнего племенного объединения кереитов Чингисханом. Интересно, что причиной начала военных действий послужил обычный спор между когда-то дружившими великим монгольским ханом и родоначальником кереев.
Название
Название казахского рода керей идет от имени кереитов — средневекового племенного объединения, жившего в Монголии и Забайкалье. Кереиты имели собственное государство, письменность, законы. Наиболее вероятная версия происхождения этнонима ведет к древнемонгольскому корню «хэрээ», означающему «ворон». Ученые придерживаются мнения, что встречавшийся в мифологии древнейших народов ворон, был тотемным животным одного или нескольких племен, входивших в состав объединения кереитов. В русской адаптации название часто передается, как «кере», «хэрэ» или «кэрэ».
Где живут, численность
Исторически племя керей проживало восточнее найманского этноса. Территории их расселения включали:
- южные регионы Западной Сибири;
- северо-запад Китая и Монголии;
- территорию Алтая до озера Байколь.
К XIX-XX векам этнос занимал территории Восточного и Северного Казахстана, области западного предгорья Алтая, частично бассейны рек Ишим и Иртыш. Крупные диаспоры зафиксированы в следующих уездах:
- Каракалинский;
- Омский;
- Перовский;
- Кустанайский;
- Зайсанский;
- Семипалатинский.
В XVII-XVIII веках кереи были одним из самых многочисленных племен Среднего жуза. По информации переписи 1896-1897 годов, численность кереев составляла порядка 90 000 человек. По некоторым данным, общая численность этноса было гораздо больше: до 220 000 человек. Территории расселения представителей племени и их доля от общего числа населения регионов составляет:
- Петропавловский уезд: 27 700 человек — 38% населения;
- Омск: 14 200 человек — 30,9% населения;
- Кокчетавский уезд: 8 500 человек — 12% населения;
- Семей: 11 300 человек — 9% населения;
- Акмолинский уезд: 14 700 человек — 8,9% населения;
- Кустанай: 9 200 человек — 7,7% населения;
- Зайсанский уезд: 4 600 человек — 6% населения.
Часть представителей казахского народа проживает в китайской провинции Синьцзян. По данным 1953 года, в Алтайско-казахском округе синьцзянского региона проживали 260 000 казахов, большая часть которых принадлежала к роду абак-керей.
История
У исследователей нет достоверных сведений о происхождении казахского рода керей. Собранные этнографами у представителей этноса сведения, основанные на местных легендах и преданиях, отрывочны и часто противоречат друг другу. Господствующая версия говорит о происхождении народа от племени кереитов и указывает началом формирования этноса эпоху Чингисхана.
Одним из величайших правителей керитов и родоначальником нынешнего рода керей считают Тогрула, или Тогорила, которого в китайских источниках называют Ван-хан. Он жил в XII столетии на территории нынешней Монголии и водил тесную дружбу с отцом Чингисхана Есугей-баатуром, по некоторым сведениям, они были побратимами. В отличие от других кереитских племен, Ван-хан вступил в союз с Чингисханом. Вскоре отношения между ними испортились, что привело к началу военных действий. Противостояние продолжалось в период 1198-1202 гг. и закончилось поражением Тогрула.
Большая часть народа была включена в состав Монголии, отдельные племена ушли на территорию современного Казахстана. Считается, что они образовали род ашамайлы, сегодня считающийся одним из двух главных в составе кереев. У этой теории есть и противники, указывающие на то, что в письменных источниках Китая кереи и кереиты обозначаются разными иероглифами.
Другая версия говорит о том, что от Ван-хана произошла отдельная ветвь кереев-торгутов, сегодня проживающих преимущественно на территории Акмолинской области. Считается, что по приказу Чингисхана для его собственной охраны был создан кэшик — личная гвардия великого хана, занимавшаяся его охраной. Версию подтверждает этноним торгуты, произошедший от тюркского «turg», что означает «сильный», «крепкий», или от монгольского «торгоху», что значит «охранять», «окружать». Впоследствии кэшик отделился в единый этнос, частично оставшийся в Азии и Европе в период монгольских походов, частично смешавшийся с ойратами.
Внешность
В результате многовековых контактов с местным населением Казахстана, смешение антропологических признаков современных представителей этноса определяется исследователями как монголоидность — 70 %, европеоидность — порядка 30 %. Наряду с другими народами региона, кереи относятся к южносибирской расе.
Характерными особенностями внешности выступают:
- средний рост;
- средне-выступающие скулы;
- часто встречающийся эпикантус;
- преимущественно, прямая спинка носа;
- смешанные оттенки глаз;
- черные, прямые или волнистые волосы;
- более темная, чем у уральской расы, пигментация кожи;
- губы средней толщины.
Одежда
Традиционная одежда кереев отличалась многослойностью, по крою и составу была похожа у женщин и мужчин, бедных и богатых. Разница состояла в использовании женщинами более ярких, пестрых расцветок. Бедняки шили вещи из домотканого сукна, кожи, войлока. Обеспеченные казахи и ханы носили одежду из дорогих покупных тканей с богатым декором. Некоторые представители народа, чтобы показать свой высокий статус, надевали по несколько халатов одновременно.
Традиционный женский костюм состоял из:
- нательной рубахи;
- просторных нижних и верхних шаровар;
- облегающего, расклешенного к низу платья длиной чуть ниже колен;
- повторяющего силуэт камзола;
- длиннополого распашного халата из плотной ткани;
- в зимний период — меховой шубы или халата на подкладке.
Жизнь
Кереи входят в состав Среднего жуза казахов, наряду с другими этносами: аргынами, уаками, кипчаками, коныратами, найманами. Одним из двух крупнейших родов кереев выступает ашамайлы, предположительно возникший после разгрома единого этноса кереитов монгольским войском.
Вторым родом считается абак-керей, который ученые относят к средневековым племенам, кочевавшим вместе с найманами. У родов ашамайл и абак-керей различается тамга (родовой фамильный знак): верблюд у первых, и прямоугольник у вторых. У некоторых внутренних родов племени ашамайл встречается тамга в форме креста: часть разгромленных монголами ханов являлась христианами-несторианцами.
В составе основных родов существует несколько внутренних родовых объединений или поколений. Ведущими родовыми подразделениями ашамайлы выступают:
- кешебе;
- сибан;
- балта;
- тарыши.
Абак-кереев можно разделить на 12 поколений:
- жастабан;
- ители;
- джантекей;
- жадык;
- шубарайгыр
- молки;
- меркит;
- сарбас;
- шеруши;
- каракас;
- консадак;
- итемген.
Культура
В народном эпосе существуют альтернативные варианты происхождения этноса:
- Народ ведет историю от братьев по имени Кара-бия и Сыбана. У первого было четыре сына и дочь. На девушке был женат представитель Старшего казахского жуза по имени Абак. Потомки братьев-родоначальников образовали ветвь ашамайлы-керей, а потомки Абака и дочери Кара-бия — родовую ветвь абак-керей.
- По другой версии, у некоего Ашамайлы родились сыновья Кара-би и Шибай. Дочь первого вступила в брак с Абак-батыром из рода Уйсун. В результате потомки Ашамайлы и Абак-батыра основали ведущие роды кереев.
- Племя кереев было основано Абаком, который жил в период правления Тюркского каганата: в VI-VII столетиях. В народных преданиях указывается, что после его гибели правление на себя взяла его жена. Тогда же народ стал частью Среднего жуза, а отдельная часть этноса вошла в состав Младшего.
Еда
Основой пищи кочевого народа керей во все времена выступали три основных составляющих: мясо, мучные и молочные продукты. На столе всегда были тандырные лепешки, кисломолочные напитки и закуски: айран, каймак, кумыс, шубат. Для приготовления блюд широко использовалось такое мясо, как верблюжатина, конина, говядина, баранина. Мясо вялили, сушили и коптили: так его удобнее было хранить и перевозить во время походов и перекочевок. Старались по максимуму использовать все части туши: готовили вареные колбасы и фаршированный желудок. Рецепт приготовления последнего напоминает шотландский хаггис — своеобразное блюдо из потрохов.
Ни один казахский дастархан не обходился без сладостей, одним из наиболее известных угощений, распространенных во всей Средней Азии, является чак-чак, или по-казахски шек-шек. Блюдо готовится просто и из небольшого числа ингредиентов, а храниться может до трех месяцев, что было удобно для кочевых кереев. Для приготовления чак-чака яичное тесто раскатывали в тонкие полоски, а затем нарезали на небольшие кусочки круглой, вытянутой или квадратной формы. После их варили в кипящем масле или растопленном жире. Остывшие заготовки обильно проливали медовым сиропом и перекладывали орехами. Вкусное и питательное лакомство долго не портилось и позволяло быстро восстановить силы.
Национальное казахское блюдо, популярное во всех регионах страны и сегодня, бешбармак, или бесбармак. Блюдо имеет тюркские корни и богатую историю: готовили его только по праздникам или к приходу дорогих гостей. В переводе название «бешбармак» означает «пять пальцев», потому что есть его полагалось руками. Основные компоненты блюда — отварное мясо и небольшие кусочки отварного теста, сдобренные специями и выложенные на общую тарелку. В некоторых семьях его едят ложками, как суп, добавляя в тарелку бульон, где варилось мясо.