Ижемцы — финно-угорская этническая группа, воспринимается иногда как этногруппа в составе коми (коми-зырян). Коренным население Республики Коми. Другое название ижемцев — изьватас.
Центром формирования народности является бассейн реки Ижма. Вероятно, их предки являются выходцами с верховьев Выми и Мезени, где они появились в середине 16 века. Постепенно народ основал Ижемскую слободку, именуемую сегодня село Ижма. Немалое влияние оказал на ижемцев контакт с лесными европейскими ненцами, русскими из Усть-Цилемской слободки, с которыми они вступали в брачные связи.
Где живут
Основная часть проживает на территории Российской Федерации в Республике Коми, Ижемском районе, бассейне реки Печора, по берегам ее притоков Усы и Ижмы. Есть ижемцы в Салехарде, Ямало-Ненецком АО, Мурманской области, Ханты-Мансийском АО. Немногочисленные кочевья народа проживают в Ненецком автономном округе.
Численность
По переписи, проведенной в 2002 году, в России числилось 15607 ижемцев. В Республике Коми — 12 689 представителей народности. Сегодня в мире проживает около 16 000 ижемцев. Примечательно, что раньше, в том числе в переписи 1989 года, как отдельную этническую группу их вообще не выделяли.
Все цифры во многом являются условными, потому что коми-ижемцы не отделяются от основного народа коми и в переписях себя указывают без дифференциации. На это оказало влияние осознание культурной, исторической самобытности народа.
Язык
Говорят ижемцы на одном из диалектов языка коми — ижемском. Он относится к группе нуль-эловых диалектов. Впервые был исследован российским филологом М. Кастреном, а после и другими учеными. В 2014 году был подготовлен к изданию коми-ижевский букварь.
Формирование ижемского диалекта началось в 16 веке, с появлением на реке Ижма первых переселенцев. Базой для него стал вымский диалект языка коми. Полностью ижемский диалект сложился уже к концу 18 века.
Религия
Исповедуют православие, распространено местами старообрядчество. В древности народ исповедовал политеизм. Особое значение среди календарных обрядов имеет Ильин день. В этот праздник оленеводы возвращаются с севера на юг, устраивают спортивные состязания. Оседлые ижемцы отмечают Иванов день, который ассоциируется с началом сенокоса.
Еда
На традиционную кухню ижемцев оказали влияние соседние регионы и их культура, обычаи местного населения. В каждом регионе, где проживают представители народа, существуют свои кулинарные традиции. В рационе всегда было много мяса, овощи. Ижемцы Прилузья в кухне активно использовали злаковые культуры, так как климат позволял им успешно выращивать их.
В целом кухня народа простая, для приготовления блюд требуется немного ингредиентов. Из мяса едят дичь, оленину, употребляют молочные продукты, рыбу, каши. Если в семье есть охотники, часто на столе мясо дикой птицы и животных. В то же время в некоторых семьях для приготовления каш используют молоко и масло вместо мясных подлив.
В кухне коми по традиции принято есть мясо лебедя. В этих местностях он считается символом любви и верности. Блюда из лебединого мяса употреблять в пищу можно только на свадьбу. В остальное время это строго запрещено. Национальный напиток народа «сур» — домашнее пиво. На юге Коми его часто готовят и пьют, в других регионах считают ритуальным напитком.
Едят в семьях ижемцев 3 раза в день. Рано утром хозяйка встает и готовит для всей семьи. Едят из общей посуды, на обед пищу подогревают в печи. Чтобы обогреваемые первые блюда и каши были полезнее, их обогащали грибами, овощами, изюмом, курагой. Трапезу запивают чаем, отваром из цветов, ягод. Любят ижемцы хлебный квас «ырёш», березовый сок «зарава». Из всех блюд ижемской кухни самые популярные следующие:
- ляз (каша из солода и черемухи);
- паренча ва (компот из пареной репы);
- шыд (суп);
- азя (кислый суп с перловкой);
- пувъя юм (солодяная каша с брусникой).
Кашу правильно варить надо на открытом огне, в печи, в глиняном горшке. В первых блюдах обязательно должно быть достаточно крупы, овощей, мяса. В основе рациона народа есть сытная и ароматная выпечка, которую всегда готовят в каждой семье. Хлеб пекут на основе ячменной муки, в качестве начинки иногда добавляли солод, картофель. Особенно любят такой хлеб дети. Из оленины делали строганину (айбарч), с добавлением оленьей крови готовили лепешки вир шаньга.
В печи готовили не только каши, но и практически все блюда. Часто ижемцы пили топленое молоко. Здесь любят и другие молочные продукты:
- простокваша (шомйцв);
- масло (вый);
- сметана (нцк);
- творог (рысь).
Существует даже свадебная традиция, согласно которой молодожены на второй день свадьбы едут «к теще на сметану». Часто ижемцы занимались продажей злаковых культур, молочных продуктов в тех областях республики, где в них нуждались. Благодаря развитию в разных окрестностях торговли, у народа на столе были разнообразные продукты.
Внешность
Одежда
Традиционный костюм ижемцев схож с одеждой севернорусского населения. У оленеводов народ заимствовал основные виды ненецкой зимней обуви и одежды из меха оленя. Не обошлось без творчества, ижемцы к этим костюмам добавили различные усовершенствования. Меховую малицу носили женщины, мужчины и дети. Надевали ее поверх тканевой. Летом, если было холодно, в качестве верхней одежды использовали суконный совик.
Женщины носили сарафанный комплекс, состоящий из рубахи, поверх которой надевали прямой или косоклинный сарафан. Верх рубахи делали из пестряди, цветной ткани, кумача, низ был из белого холста. Украшали этот предмет одежды вставками из ткани другого цвета, вышитым узором (пельпом пас) в области плеч. По вороту и на оборках рукавов делали цветную кайму. Обязательно поверх сарафана женщины и девушки надевали передник. Подпоясывали сарафан плетеным, тканым узорным поясом. Сарафаны ижемских женщин отличались от русских. На сарафанах коми крупные складки, между бретелями в передней верхней части продевали шнурок, затягивающийся в передней части под грудь. Крепление лямок сзади тоже значительно отличалось.
На праздники наряды надевали из лучших тканей: сукна, тонкого холста, покупного шелка. Покупные ткани начали распространяться с середины 19 века. Головные уборы ижемок отличались разнообразием. Девушки носили повязки из ленты, обручи с лентами (бабюар), шали, платки. Замужние голову покрывали платками, надевали кокошники (чышъян).
Мужчины носили туникообразную рубаху из домотканого белого холста, пестряди. Праздничные были из тонкого холста, фабричных тканей. Украшали их вышивкой черно-красного цвета, полосками узорного бранного тканья, узкими вставками кумача в области груди, ворота и на оборках рукавов. Рубахи были со стоячим воротником или вообще без него. Носили их всегда на выпуск, подпоясывали плетеным, тканым поясом, завязывая узел на левом боку. Штаны носили нижние и верхние. Нижние были более широкими, шили их глухими, из сурового холста. Между штанинами вставлялись два клина, закреплялись штаны в области пояса шнуром на вздержке-гашнике.
Жизнь
У народа издавна существовали ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях не было ни одного крестьянина, который не сумел бы из куска дерева сделать нужный в быту предмет. Развито было замшеделье, кожу выделывали в специально построенных «замшевых избах». В некоторых областях занимались выделкой валенок. Женщины издавна владели гончарным ремеслом, но не использовали гончарный круг, а предпочитали ленточно-жгутовый старинный способ. Обжигали посуду в русской печи. Занимались узорным ткачеством, шили скатерти, полотенца, одежду. Все это входило в приданое невесты.
Выращивали репу, лук, редьку, брюкву, с 19 века начали сажать картофель. Из зерновых сажали ячмень. Землю до 11 века обрабатывали вручную, в 12 веке стали использовать тягловую силу скота. Пахали в основном мужчины, бороной занимались подростки, на жатву ходили только женщины. Часто по причине ранних заморозков урожай приходилось собирать еще зеленым. Зерно мололи специальным инструментом, который назывался цепом. Было развито животноводство, в хозяйстве держали лошадей, овец, крупный рогатый скот. Традиционным занятием коми-ижемцев является оленеводство. Они продают оленину, замшу из оленьих шкур.
Жилище
Традиционное жилище народа — дом-двор северо-русского типа, пятистенок. Часто северные ижемцы строили жилища с верхними и нижними этажами. Во время кочевания жили в чумах ненецкого типа, которые отличались большими размерами, отсутствием центрального шеста. Внутри чум был поделен на 3 части, перегородками были занавески. Первая часть «общая» с очагом, красным углом, расположенным напротив входа, где находилась икона-складень. Остальные две половины жилища (чомбэк) предназначались для двух семей.
Культура
В устном народном творчестве народа существует ижемо-колвинский эпос, в котором воспроизведены сюжеты ненецкого эпоса. Возник он еще в середине 19 века. В фольклоре распространены различные жанры:
- колыбельные, величальные, свадебные, похоронные, причитания;
- шуточные припевки и песни;
- былички;
- сказки.
Развито в народе искусство меховой мозаики, которую наносили на женские сумки для рукоделия, коробки для хранения ценных вещей, детские малицы. С использованием овечьей шерсти занимались узорным вязанием, из бересты плели игрушки, короба, чехлы.
Традиции
У ижемцев есть праздник Луд, во время которого отмечают наступление весенне-летнего цикла. Это один из интересных и масштабных праздников в Республике Коми. В какой-то период времени его перестали отмечать, но в 1991 году он возобновился. На протяжении многих лет организаторы проведения праздника воссоздают весь материал. В результате был создан сценарий лугового гулянья, куда все приходят в традиционных ижемских костюмах. На праздник приезжали даже гости из Франции и Индии.
Свадебные традиции
У народа было 3 формы заключения брака:
- с похищением
- с калымом
- с приданым
На свадьбах раньше проводилось очень много различных церемоний. На кровать молодоженам стелили шубу, пошитую из овечьей шерсти. Перед венчанием невесте сажали на колени ребенка. Эти манипуляции с целью обеспечить молодой семье хорошее потомство. Перед тем как дать добро на женитьбу, родственниками тщательно проверялось, нет ли с обеих сторон в роду больных, с умственными проблемами.
Прочие обряды
Родильные обряды направлены были на удачные роды. Называли новорожденных необычным словом «чурка», которое происходит от «пращур». Народ верил, что дети приходят из мира предков. В течение 7 дней после родов мать с новорожденным жили в хлеву или бане, так как считались нечистыми. Ребенку в возрасте 1 года показывали впервые зеркало, отстригали волосы.
Похоронные обряды отличались особой сложностью. Когда умирал человек, в доме завешивали все окна, иконы, картины, предметы с глянцевыми поверхностями. Обмытого усопшего клали в гроб из ели или сосны.