Альтернативные названия
Слова международного употребления «Албания» и «албанец» берут свое историческое начало в корнях *alb- , *arb-, которые также дали жизнь слову Арбереши (так называют итало-албанцев, которые проживают на юге Италии).
Корень слова отсылает к другим корням: *lab-, слову Labëria, что указывает на область на юге Албании, почти на границе с Грецией, и *rab-, слову raban, что на языке славян означало «албанский». В настоящее время албанцы используют следующие слова: shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания).
Происхождение названия страны
По мнению австрийского лингвиста Густава Майера (1850-1900 гг.), shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания) связаны с албанским глаголом shqipoj («говорить четко», «произносить»), а также с латинскими словами excipio и excipere (слушать, слышать).
Албанист Максимиллиан Лабертц (1882-1963 гг.) связывал слово shqipe со словом shqiponjë («орел»), так как эта считается символом Албании. Это объяснение скорее восходит к народной этимологии и является причиной тому, почему албанцы идентифицируют себя с орлами.
Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или геги (Ghegs) и южные албанцы, или тоски (Tosks). Географическая граница между ними полегает примерно вдоль реки Шкумбини, которая течет через город Эльбасан к Адриатическому морю.
К северу от реки живут геги, вместе с албанцами из Черногории и Македонии, они говорят на характерном диалекте. К югу от реки Шкумбини живут тоски, вместе с албанцами из Греции, юго-западной Македонии и южной Италии. Их речь также отличается своеобразным диалектом. Хотя культурные и лингвистические различия между тосками и гегами немаловажны, все они идентифицируют себя с единой национальной культурой Албании.
Образование Албании
Албанцы – коренные жители Балкан, хотя точное их происхождение неизвестно. Национальная идеология настаивает на однозначных этнических корнях с древними иллирийцами. Об этом народе известно очень мало, и исторических документов, которые свидетельствовали бы об истории албанцев в течение первого тысячелетия нашей эры, не существует.
Трудно подтвердить теорию родства с иллирийцами, трудно и опровергнуть ее. Фактически история албанского народа начинается во второй половине 11 века. Византийский историй Майкл Атталейтес был первым, кто упомянул албанцев - это было в рамках восстания против Константинополя в 1043 году. Историк Джон Скилицез описал албанцев в составе войск Никифора Базилациуса в Дурресе.
Можно предположить, то албанцы в 11-12 века жили в горной местности на севере и юге, затем начали двигаться к югу, где находятся современная южная Албания и западная Македония. В середине 14 века они мигрировали дальше на юг, ближе к Греции – сначала в Эпир, Фессалию (1320 год), затем в Акарнанию и Этолию. Процесс колонизации земель закончился в середине 15 века. В результате албанцы поселились на половине территории Греции в таком большом количестве, что во многих регионах составляли больше половины населения. Албанцы были кочевым народом, поэтому не создали существенных городских центров.
В Средние века не было примечательных албанских общин на этой территории. Дуррес был населен венецианцами, греками, евреями и славянами; Шкодер – венецианцами и славянами; Влёра – византийскими греками. Принято считать, что значительная часть албанцев ассимилировалось во время турецкого вторжения, другими словами, албанцы были маргиналами в свое собственной стране.
Только в период господства Османской империи они стали селиться в городах , в это время наметились какие-то признаки национального единства.
Межнациональные отношения в стране
До 19 века в национального единения в Албании, как и везде на Балканах, не существовало. Этому способствовало и распространенная негласная заповедь со стороны Османской империи, которая господствовала на государственном уровне: «Быть мусульманином значит быть турком, быть православным значит быть греком». Небольшой всплеск национального чувства был замечен во второй половине 19 века.
В это время националистические лидеры распространяли религиозные идеи среди народа. Государственный деятель Пашко Васа (1825-1892 гг.) писал: «Албанцы, вы убиваете своих братьев / Ста фракциями вы разделены / Некоторые говорят, что верят в Бога, другие – в Аллаха / Один говорит: «Я турок», другой: «Я латин» /третий – «Я грек», четвертый: «Я славянин» / Братья мои, несчастные мои! / Очнись, Албания, пробудись от тревожного сна / Пусть все нас объединит одна вера / Не смотрите на церкви и мечети / Албанская вера – это Албанианизм!».
Последняя строчка была воспринята как лозунг националистического движения, благодаря которому в 1912 году Албания обрела независимость.
Этнические отношения
Балканский полуостров населяет множество разнообразных этнических групп, и отношения между ними нельзя назвать спокойными. Обостренный национализм, соперничество за территории и власть испокон веков являлись причинами межнациональной напряженности.
Особенно это характерно для мультинациональных районов, где у этнических групп нет четких политических границ. Отношения между албанцами и греками вдоль их общей границы улучшились за последнее десятилетие, но вот отношения албанцев с их славянскими соседями, тоже бывшими членами Югославии оставляют желать лучшего.
Албанцы когда-то составляли большую часть населения Косово, но после того, как эта территория перешла под контроль Сербии, они вынуждены были довольствоваться ролью угнетенного народа. В 1997 году разразился открытый конфликт, но не между косовскими сербами и косовскими албанцами, а между косовскими албанцами и враждебным сербским режимом Белграда.
Отношения между албанцами и македонцами в западной части Республики Македония были напряженными с момента провозглашения независимости Македонии и соответственного понижения статуса албанцев как «национального меньшинства».