В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:
- единые права собственности для всех членов общины;
- власть в руках совета старейшин;
- гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.
Полисы Греции
Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:
- Спарта — 8400 км2;
- Аттика — 2650 км2;
- Коринф — 880 км2;
- Самос — 470 км2;
- Эгина — 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании — Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:
- Афины.
- Спарта.
- Милет.
- Коринф.
- Фивы.
- Олимпия.
- Хиос.
- Сиракузы.
- Микены.
- Дельфы.
Афины — главный город во все времена
Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.

В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой — все отдавалось на решение судьбы.
Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.
В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.
Спарта — военное образование со строгими правилами
Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:
- власть номинально правящих царей была минимальной;
- во главе стоял совет старейшин;
- реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.
Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.
Милет — жемчужина Ионии
Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору — одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.

Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».
Коринф — входил в тройку ведущих полисов
Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.

Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора — рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.
Фивы — знамениты по многочисленным мифам
Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.

Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира — царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.
Олимпия — родина Олимпийских игр
Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса — верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.

Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая — царя Писы — в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.
В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом — именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.