Арчинцы — коренное население Дагестана, относятся к лезгиноязычным народам, являются этнической группой в составе аварцев. По культуре и языку арчинцам близки другие народы Дагестана:
- агулы
- цахуры
- лезгины
- рутульцы
- удины
- табасараны
Предки всех этих народностей были в составе многоплеменного государственного объединения под названием Кавказская Албания. Всех тогда их называли леками и албанцами. Села, где живут арчинцы, находятся географически в пределах районов, где проживают аварцы, но друг к другу они не имеют никакого отношения, ни лингвистически, ни этнически. Социальные связи были сформированы с аварцами только в 20 веке. Но в 1930-х годах, во время проведения политики конструирования крупных этнических групп арчинцы вместе с другим 13 этносами, принадлежащими к андо-цезской языковой группе, были искусственно включены в состав аварцев.
Где живут
Народность поживает в Республике Дагестан, селах Чародинского района: Арчиб, Кубатль, Алчинуб, Кесериб, Хилих, Хитаб, Калиб. До революции у арчинцев было только селение Арчиб, располагалось оно очень высоко в горах, примерно на 2 100 метрах над уровнем моря, и представляло собой глубинку, даже по меркам Дагестана. По адату, жить людям в селении разрешено было только три летних месяца в году. Остальное время народ проживал на хуторах (духхурум), вокруг которых были расположены зимовья для овец. Когда установилась советская власть и произошел процесс коллективизации, в Арчибе к 1944 году из 253 хозяйств осталось 45. Основная часть населения перешла в хутора на постоянное жительство. Постепенно хутора расширились, превратились в селения, которые до сих пор называют духхурумами, несмотря на то, что по площади они крупнее селения Арчиб.
История
Происхождение аварцев до сих пор до конца не ясно. Впервые народ упоминается в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, которая относится к периоду 13 — 16 веков. Профессор Е. Шиллинг выдвинул мнение, что арчинцы в прошлом были в составе аварского общества Дусрах (Риссиб), временами выплачивали дань казикумухским ханам. В 1813 году, когда Дагестан вошел в состав России, улучшились товарно-денежные отношения, торгово-экономические связи расширились, арчинцы стали заниматься отходничеством.
На народе отразились события Кавказской войны. В 1849 году войска генерал-адъютанта Аргутинского на рассвете пришли в Арчиб и сожгли аул Шали вместе с пашнями. В 1866 году, когда на Кавказе настало мирное время, арчинцев осталось 600 человек, вымирания народа тогда удалось избежать. С 1899 года народ входил в состав Гунибского округа Дагестанской области, с 1921 года — в состав Дагестанской АССР.
Численность
После переписи 1926 года, которая зафиксировала 863 арчинца на территории СССР, народ перестали выделять как отдельную этническую группу и начали включать в состав аварцев. По переписи 1959 года, согласно Большой советской энциклопедии, арчинцы называли себя аварцами, хотя сохраняли при этом родной язык и некоторые особенности этнографического характера. По переписи 2002 года, в России было 89 арчинцев, в соответствии с проведенной в 2010 году переписи, их уже числилось 12.
Название
Этноним «арчинцы» происходит от лакского названия селения Арчиб — Арчи. Самоназвание народа «аршишттиб», «арша», что переводится как «выходцы из равнины».
Язык
Арчинский принадлежит к лезгинской ветке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Этот язык до недавнего времени был бесписьменным, нелитературным. В 2006 году группой российских лингвистов была разработана письменность на основе аварской кириллицы. Распространены среди арчинцев лакский, аварский языки.
Религия
Народ исповедует преимущественно ислам суннитского толка. Если обратить внимание на наличие куфийских арабоязычных памятников в местах проживания арчинцев, ислам они приняли не позже 10 века.
Еда
В кухне народа преобладают молочные и мясные блюда. Распространенные блюда: пельмени, хинкал, лепешки с начинкой из яйца, творога, крапивы, дикого чеснока, постные и мясные супы, халва.
Внешность
Женщины носили одежду, которая отличалась от костюма других дагестанок. Характерна специфичная, несимметричная вышивка, нашивка, покрытая монетами, наносили ее на головные уборы. Надевали платье-рубаху, которое два раза подпоясывалось цветным кушаком из материи, завязывали его спереди платья узлом. Вместе с платьем носили широкие длинные штаны. У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Дополняли костюм украшениями из латуни, серебра и меди. Женщины носили ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, пряжки к поясам, к чухте надевали подвески.
Мужчины надевали рубаху туникообразного кроя, штаны с широким шагом, бешмет, черкеску, папаху из каракуля или овчины, овчинную шубу-накидку свободного покроя с ложным рукавом «раьгьуь» и без рукава «парттукь», бурку. Носили обувь из сыромятной кожи, войлочные и мягкие кожаные сапоги.
Сегодня мужчины носят из традиционного костюма овчинные шубы-накидки, папахи. У женщин встречаются чухта, покрывало для головы, пояса яркой расцветки и длинные штаны.
Жизнь
Основным занятием арчинцев издавна было пастбищное скотоводство, разводили крупный рогатый скот, овец, занимались богарным земледелием. Весной перегонять скот в низменные районы Дагестана могли себе позволить только зажиточные арчинцы. Они организовывали «коши» и нанимали односельчан, которые пасли скот. Зимой скотину держали на хуторах или вокруг них, летом отгоняли на альпийские пастбища, дома оставляли только телят и дойных коров. На территории хуторов овчарни располагались на втором этаже, над хлевом для крупного скота. Пашни находились в долинах рек и на горных склонах. Из хозяйственных орудий использовали плуг (рало) из дерева с железным наральником, молотильные доски, серпы, деревянные лопаты. Со второй половины 19 века у арчинцев в хозяйстве появились косы. Сеяли преимущественно полбу, ячмень, пшеницу. Бахчевые и огородные культура народ не выращивал, чеснок и лук покупали у заезжих торговцев из лакских, аварских селений или в Кумухе.
Из ремесел было развито изготовление паласов с шерстяным лохматым начесом, шерстяное ткачество, выделка сукна для одежды, резьба по дереву, изготовление посуды, орудий труда, утвари. Позже распространились и другие занятия: охота на туров, пчеловодство. Арчинцы мастерили плетеные ульи и обмазывали их глиной.
Жили арчинцы скученными селениями в горных местностях. Важную роль в жизни общества играла сельская община джамаат, кровнородственные патриархальные объединения тухумы. Современные семьи в основном малые, часто двухпоколенные, хотя раньше были распространены большие, неразделенные. В прошлом имели место родственные браки. Народный характер был основан на двух понятиях:
- билъоннол, означает «настоящая женщина»;
- бимушур, переводится как «настоящий мужчина».
Эти понятия у арчинцев были каноном благородства, чести, ума, совести и мудрости. Дети, до того как поступить в школу, сосем не знали русского языка и не понимали его.
Жилище
Дома строили из камня в один-два этажа или многоэтажные. Крыши делали плоские, в доме на первом этаже находился хлев, на втором — овчарня, хозяйственные помещения, комнаты для хранения соломы, жилые помещения. В советское время начали появляться дома с галереями по фасаду, уменьшилось количество этажей в жилищах и площадь хозяйственных построек.
Культура
У арчинцев был распространен лакский и аварский фольклор. Из музыкальных инструментов у народа были популярны следующие:
- зурна
- барабан
- кумуз
Самый популярный среди арчинцев танец — это лезгинка. Существовал традиционный вид искусства: художественная резьба по дереву, в основном трехгранно-выемчатая. Украшали резьбой лари, деревянные сундуки, люльки, мерки, кружки, вилки, ложки.
Традиции
Арчинцы дольше других народов сохраняли свои традиции и горды этим. По сей день в Арчибе особо хранят многие традиции, связанные с похоронами, сбором урожая, свадьбой.
Все важные решения для арчинского народа, по традиции, принимались в Арчибе, где расположено и единственное кладбище народа. Всегда соблюдались традиции уважения старших, трудовая взаимопомощь, родственная солидарность.
Если умирал муж, женщине не позволялось выходить из дома в течение 40 дней, она не имела права больше выходить замуж, до конца своих дней должна была носить черную одежду. Поминальные, погребальные обряды проводились в строгом соответствии с шариатом. Брак без религиозного оформления всегда считался греховным. При заключении брака считается, что если в этот момент недоброжелатель вынет кинжал и вложит его в ножны неправильной стороной, завяжет узел, это отрицательно повлияет на потенцию мужа и прочность брачного союза в общем.
Свадьба тоже проводилась всегда в соответствии с традициями. Подарки выставлялись на показ, приносили их на праздник только женщины. Мужчины приходили на свадьбу с целой или половиной туши барана, в зависимости от степени родства, или вносили для молодых определенную сумму денег.
Народ очень гостеприимен. По обычаю, хозяин обязан стоять, пока стоит гость, не оставлять его одного, а если необходимо отлучиться, заботу поручали родственнику. Гостя нельзя спрашивать о цели визита, пока он сам не расскажет. Нельзя спрашивать его о времени отъезда, при этом и сам гость вести себя должен достойно.