Гора Юнгфрау находится в Швейцарии, в живописном регионе Юнгфрау-Алеч-Бичхорн, и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот регион первым в 2001 году стал объектом мирового природного наследия ЮНЕСКО в Альпах. Юнгфрау не самая высокая гора в Швейцарии, но вместе с расположенными поблизости вершинами Эйгер и Мёнх является одним из самых красивых швейцарских горных регионов. Великолепные пики возвышаются на фоне ярко-голубого неба, словно белые цитадели, а длинный морозный язык ледника Алеч тянется в бесконечную снежную долину. Вид с горы Юнгфрау, которую называют «Вершиной Европы», захватывает дух. Кроме того, регион славится максимально развитой инфраструктурой. Практически до самой вершины проложена железная дорога, а в окрестностях гостей ждут высокогорный отель, горнолыжный курорт, панорамная смотровая площадка, ледовый дворец, магазины, кондитерская и другие развлечения. В 2015 году посмотреть на Вершину Европы приехало более миллиона туристов.
Высота и другие особенности горы Юнгфрау
Юнгфрау — известная швейцарская вершина высотой 4 158 метров, возвышающаяся над долиной Лаутербруннен и лежащая в 18 км к юго-востоку от старинного курорта Интерлакен. Это третья по высоте гора Бернских Альп после близлежащих Финстераархорн и Алечхорн, расположенных на расстоянии 12 и 8 км соответственно. Однако пик является наиболее заметным и популярным из всех вершин региона. Гора имеет перепад высот в 3 600 м между вершиной и городом Интерлакен.
Юнгфрау — самая западная и самая высокая точка гигантской 10-километровой горной гряды, доминирующей в долинах Лаутербруннен и Гриндельвальд. Ее образует ряд горных вершин региона Бернских Альп, считающихся одними из самых высоких в кластере. Помимо Юнгфрау сюда входят:
- Мёнх — 4 107 м.
- Эйгер — 3 970 м.
Разница в высоте между глубокой долиной Лаутербруннен и вершиной особенно заметна в районе деревеньки Мюррен. От дна долины к западу от массива прирост высоты составляет более 3 км при горизонтальном расстоянии 4 км.
Пейзажи вокруг Юнгфрау чрезвычайно контрастны. Вместо головокружительных обрывов на северо-западе, юго-восточная сторона выходит из верхних снежных отложений ледника Алеч на высоте около 3 500 метров. 20-километровая долина Алеч на юго-востоке полностью необитаема и окружена другими аналогичными долинами ледников. Вся территория представляет собой крупнейшую ледниковую зону в Альпах, а также в Европе.
История названия, связанная с монахами
У подножия гор Мёнх и Юнгфрау простираются альпийские луга, где Münch, то есть мерины, во времена аграрного периода развития региона паслись на пастбищах летом. И поэтому одна из гор, возвышающаяся над пастбищами, стала известна как «Мюнхенберг», а позже просто «Мюнх», или «Мёнх». По другой версии, название происходит от слова Mönch, то есть «монах», и появилось из-за того, что окрестными землями владели священнослужители.
Монахини-августинцы из расположенного поблизости монастыря Богородицы владели пастбищами на северо-западных склонах горы. Юнгфрау в переводе с немецкого означает «девственница», и поэтому легенда гласит, что эти пастбища назвали в честь монахинь: Jungfrauenberge. Со временем этот общий термин изменился с названия, обозначающего обычные пастбища, где монахини управляли «альпийскими молочными заводами», до имени самой горы. Другая версия утверждает, что форма покрытого снегом пика напоминала людям монахинь в их белых одеждах.
Где находится Вершина Европы
Один из самых выдающихся альпийских хребтов, Бернские Альпы, простирается от ущелья Сен-Морис, через которое Рона пробивается к Женевскому озеру, к перевалу Гримзель. Главный хребет, цепь, которая лежит на 100 километров с запада на восток, образует водораздел между кантонами Берн и Вале. За исключением самой западной части, это также водораздел между Рейном и Роной.
Район Юнгфрау-Алеч-Бичхорн расположен в восточных Бернских Альпах, в самом оледененном регионе Альп. Он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году, а в 2007 его территория была расширена. Его название происходит от ледника Алеч, а также вершин Юнгфрау и Бичхорн, которые представляют собой одно из самых впечатляющих мест этого региона. Фактически после расширения территория включает в себя и другие крупные ледниковые долины, такие как ледник Фишер и массив Аар.
Расположение горы на карте
На политической карте мира гора Юнгфрау находится между муниципалитетами Лаутербруннен (кантон Берн) и Фишерталь (кантон Вале). Кантон Берн находится в самом сердце Швейцарии. Это двуязычный кантон, и, таким образом, он служит главным мостом между немецко-франкоязычными общинами страны. Это одна из причин, по которой город Берн является одним из основных политических центров Швейцарии.
Кантон Берн является также вторым из 26 швейцарских кантонов как по размеру территории, так и по численности населения. Расположенный в западно-центральной Швейцарии, он граничит с множеством других кантонов:
- Юра и Золотурн на севере.
- Невшатель, Фрибур и Во на западе.
- Вале на юге.
- Ури, Нидвальден, Люцерн и Ааргау на востоке.
Точные координаты Юнгфрау
Точные координаты Юнгфрау представлены следующими геоданными:
- 46°32′13″ северной широты;
- 7°57′45″ восточной долготы.
Климат и высотные пояса горы
Средние температуры в Бернских Альпах сильно различаются. Принимая во внимание влажность, погода ощущается холодной примерно в течение полугода, а в остальном — хорошей, с вероятностью дождя или снега в течение большей части года. Самое благоприятное время для региона — июль и август. Самым теплым временем года обычно является середина июля, где дневной максимум в долинах регулярно составляет около 25,2°C, а ночью температура редко опускается ниже 14°C. Месяцы с наименьшей вероятностью значительных осадков в Бернских Альпах — февраль, март и ноябрь. Наименьшая вероятность дождя или снега в начале — середине марта. Ветер обычно довольно слабый и не доставляет неприятностей путешественникам. Самый ветреный месяц — апрель, затем следуют май и март. Средняя апрельская скорость ветра составляет около 7,1 км/ч.
На вершине стоит ожидать среднесуточную температуру около -5°C в течение лета. Тем не менее при перемене погоды может быть намного холоднее. В течение осени и весны стоит подготовиться к немного более холодным температурам со средним дневным значением от -8°C до -10°C на вершине. Также ощущение холода значительно усилится, если будут сильные ветры.
Лучшим временем для восхождения считается период с апреля по ноябрь. Период с 15 июня по 15 сентября — самое подходящее время для трекинга и веселого курортного отдыха с обилием летних мероприятий. Февраль и март предлагают лучшие зимние развлечения. Май — межсезонье, в это время многие отели закрываются на ремонтные работы.
Интерлакен — традиционный пункт старта всех туристических маршрутов, находится в зоне низкогорного высотного пояса. Здесь мягкий предгорный климат с теплым летом и малоснежной зимой, а ландшафт представлен изумрудными лугами и пастбищами, перемежающимися типичными альпийскими деревушками. В среднегорном поясе на высоте порядка 1 000 м пейзажи меняются: скалистые отроги, ледниковые озера, горные луга и леса. Здесь прохладно даже летом, иногда настолько, что может пойти снег. Зимой гребни покрываются им полностью и, благодаря особенностям ландшафта, пригодны для катания на лыжах. Далее и до самой вершины следует высокогорный пояс, который в любое время покрыт снегами и ледниками. Именно здесь погодные условия наиболее суровые, по сравнению с остальными высотными зонами Юнгфрау.
Флора и фауна охраняемого региона
80% территории находящегося под охраной ЮНЕСКО региона Юнгфрау-Алеч-Бичхорн покрыто ледниками и бесплодными скалами, 6% занято лесами, 5,2% — альпийскими лугами и 8% — кустарниками. Золотисто-желтые сосново-лиственничные леса, скалистые обрывы, живописные болотные ландшафты и постоянно меняющие очертания поля ледников — примеры лишь некоторых из 19 различных альпийских и субальпийских ландшафтов, встречающихся здесь. Мозаика природных ландшафтов обеспечивает богатое биоразнообразие. По сравнению со всей страной, в регионе Юнгфрау оно выше среднего и имеет неоценимую важность. Каждое существо вносит свой вклад в экологическое равновесие, которое помогает поддерживать чистоту рек и продуктивность почв.
Тут насчитывается 1 800 видов растений и 700 видов мхов. Широколиственный горный лес простирается на высоте от 900 м до 1 300 м на северных склонах. На южных склонах эта же зона примерно на 200 м выше. В этом лесу преобладают бук на северной стороне и сосна обыкновенная — на южной, которая слишком суха для бука. На севере в широколиственных лесах в основном произрастают такие деревья, как платан, ясень обыкновенный, вяз, серебряная береза, серая и зеленая ольха.
Фауна состоит из видов, адаптированных к субальпийским и альпийским условиям. Всего зафиксировано 1 250 видов, включая 271 вид позвоночных:
- 42 млекопитающих;
- 99 птиц;
- 8 рептилий;
- 4 земноводных;
- 7 рыб;
- 97 моллюсков;
- 979 насекомых.
Типичными видами являются серна, благородный олень, косуля, горный заяц, лисица, горностай, ласка, куница, сурок и рысь. К числу распространенных видов рептилий относятся европейская гадюка обыкновенная и различные виды ящериц.
История восхождения на гору: кто покорил ее первым
В 1811 году братья Иоганн Рудольф и Иероним Майер, сыновья Иоганна Рудольфа Майера, главы богатой купеческой семьи, предприняли попытку первого восхождения на Юнгфрау. Вместе с несколькими слугами и носильщиком они начали путь из коммуны Гуттаннен в кантоне Берн. Вскоре они достигли кантона Вале по пути к горному перевалу Гримзель, затем пересекли ледник Обералеч, выйдя к долине Летченталь. Там они добавили к своей группе двух местных охотников: Алоиса Волкена и Джозефа Бортиса. В этой компании они пересекли перевал Лётшенлюке, прежде чем добраться до Алетшфирна — западной ветви ледника Алеч, где они основали базовый лагерь к северу от горы Алечхорн. После нескольких неудачных попыток поисков маршрута и почти в полном упадке сил экспедиция наконец достигла вершины Юнгфрау 3 августа 1811 г.
Покорение такой сложной вершины было довольно необычным для того времени явлением, и некоторые люди сомневались в полном успехе экспедиции. Чтобы снять все подозрения в обмане, в 1812 году была предпринята новая попытка. Главные роли в ней сыграли все те же братья Майеры. Первая неудачная попытка восхождения потерпела крах из-за плохой погоды. В ней Рудольф Майер с двумя охотниками из Вале и портером из Гуттаннена проложили маршрут, во время которого перевал Оберйох пересекался дважды. Этот путь был гораздо более прямым, чем длинный обход через долину Леченталь. На следующий день, 16 августа, вся группа предприняла попытку восхождения на вершину через юго-восточный хребет, но измученный Рудольф Майер с частью команды остался позади. На следующий день группа пересекла ледниковый перевал Грюнхорнлюке на леднике Алеч, но плохая погода положила конец дальнейшим переходам. На бивуаке, вероятно, прямо напротив нынешнего кемпинга Конкордия, остальная часть экспедиции, перебравшись через Оберйох и Грюнхорнлюке, присоединилась к ведущей группе. Готлиб, младший брат Рудольфа, имел больше терпения, чем остальные, и совершил второе восхождение на Юнгфрау 3 сентября. Вершина была покорена с восточной стороны, а его спутниками в этом покорении, как и прежде, были два охотника из коммуны Вале.
Третий подъем восходит к 1828 году, когда несколько человек из местной деревеньки Гриндельвальд установили свой флаг на вершине. Затем последовало восхождение Луи Агассиса и Джеймса Дэвида Форбса в 1841 году. Готтлиб Самуэль Штудер опубликовал отчет о следующем восхождении, сделанном им в 1842 году. В 1863 году группа, состоящая из Джона Тиндаля, Джеймса Джона Хорнби и других участников, успешно достигла вершины и вернулась в базовый лагерь, расположенный около фактического положения хижины Конкордия, менее чем за 11 часов. В том же году миссис Стивен Винкворт стала первой женщиной, поднявшейся на Юнгфрау.
До строительства железнодорожного туннеля Юнгфрауйох подход с ледников с южной стороны был очень долгим. Первый прямой маршрут из долины Лаутербруннен был открыт в 1865 году известным альпинистом Джеффри Уинтропом Янгом и Херефордом Бруком Джорджем с горным проводником Кристианом Альмером. Они должны были нести с собой лестницы, чтобы пересечь многочисленные трещины на северном фланге. Проведя ночь на в горе Шнеехорн на высоте 3 178 м, на следующий день они достигли вершины. Спустившись к леднику Алеч, они пересекли вершину Мёнхсйох и провели вторую ночь на камнях, достигнув Гриндельвальда на следующий день. После этот маршрут стал наиболее популярным до момента открытия дороги Юнгфрауйох.
Первое зимнее восхождение было совершено 23 января 1874 года Маргаритой Мета Бревурт и Уильямом Августом Бревурт с гидами Кристианом и Ульрихом Альмерами. Они использовали санки, чтобы добраться до верхнего ледника Алеч, и их сопровождала любимая собака мисс Бревурт по кличке Чингель.
В 1885 году экспедиция, состоящая из пяти участников родом из Венгена — деревеньки в Бернских Альпах, впервые прошла через западную сторону. Альпинисты поднялись на гору через ледники и достигли вершины 21 сентября. Более трудный и опасный северо-восточный хребет, соединяющий вершину с Юнгфрауйохом, был впервые пройден 30 июля 1911 года Альбертом Вебером и Гансом Шлунеггером.
Смерти и трагедии непокорной вершины
В июле 2007 года шесть новобранцев швейцарской армии погибли в результате несчастного случая на традиционном и самом популярном для восхождений маршруте. Хотя причины смертей не были ясны сразу, в отчете Швейцарского федерального института исследований снега и лавин сделан вывод о том, что риск схода лавин был необычно высок из-за недавнего снегопада, и что другого разумного объяснения, кроме лавины, найти невозможно.
Легенды и тайны Юнгфрау
Существует одна любопытная фольклорная версия, связывающая горы Юнгфрау, Мёнх и Эйгер. Легенда гласит, что Юнгфрау — дева или девственница, была похищена людоедом по имени Эйгер, а затем спасена монахом (Mönch в переводе с немецкого значит «монах»). В благодарность за чудесное божественное спасение прекрасная дева основала у подножия Юнгфрау монастырь. Кстати, монастырь в этих местах и вправду действовал с 1130 года до эпохи Реформации. Если присмотреться к панораме этих трех гор и подключить воображение, можно представить, как могли разворачиваться подобные события над суровыми ледниками.
Достопримечательности и интересные места вблизи горы Юнгфрау
Внушительные горы, множество развлекательных мероприятий и широкий спектр гостиничных услуг делают регион Юнгфрау, включая курортные города Венген, Мюррен и Лаутербруннен, очень привлекательным местом отдыха для самих швейцарцев и гостей страны.
Летом активные туристы могут выбрать маршрут более чем из 500 км отмеченных трекинговых и горных троп. Кристально-голубые горные озера и изумительные водопады дарят не только великолепные пейзажи, но и обеспечивают приятное освежение в жару. Каждый отдыхающий в регионе Юнгфрау может любоваться захватывающими видами на горы Эйгер, Мёнх и Юнгфрау, причем совершенно бесплатно.
Горнолыжные зоны вокруг Гриндельвальда, Венгена, Мюррена и Хаслиберга предлагают в общей сложности 260 км лыжных трасс. Здесь предусмотрены легкие уровни для новичков и опасные трассы длиной от шести до двенадцати километров. В общей сложности более 40% лыжных трасс оснащены ратраками. Однако в регионе Юнгфрау зимой найдут чем заняться не только лыжники и сноубордисты: 100 километров зимних пешеходных дорожек позволяют исследовать горы пешком. Кроме того, с бесчисленными трассами регион является настоящим раем для катания на санях. В том числе здесь находится самая длинная в Альпах трасса для тобоггана.
Как добраться до горы Юнгфрау
Все поезда до высокогорной станции Юнгфрауйох отправляются из Кляйне-Шайдегг. До Кляйне-Шайдегг можно добраться двумя железнодорожными маршрутами:
- Интерлакен — Цвайлютчинен — Лаутербруннен — Венген;
- Интерлакен — Цвайлютчинен — Гриндельвальд.
В Интерлакен, Лаутербруннен и Гриндельвальд можно добраться на поезде и на машине. Остальная часть области доступна для посещения только на поезде. Большинство людей начинает свою поездку в Юнгфрауйох в Интерлакене, но при желании можно сесть на поезд на любой станции по пути. Гиды рекомендуют использовать один из предложенных маршрутов, не меняя по пути поезд. Так получится увидеть большую часть этой потрясающей альпийской области. Поскольку оба они создавались с экскурсионными целями, дорога проходит по красивейшим местам и включает самые разные ландшафты.
Чтобы добраться до отправной точки железнодорожного маршрута Интерлакена, существует несколько способов. Курорт Интерлакен находится в самом сердце Швейцарии. Благодаря удобному транспортному сообщению по железной дороге, а также автомобильным и воздушным транспортом, Интерлакен легко доступен путешественникам со всего мира. Железнодорожные и автомобильные сети настолько хорошо спланированы, что путешествие не вызовет никаких проблем.
- Самолетом. Ближайший к Интерлакену аэропорт — аэропорт Берна, который находится в 45 минутах езды по дороге и примерно в полутора часах на поезде. Также можно сесть на самолет до аэропорта Цюриха, а затем на поезде добраться до места назначения. Цюрих связан со всеми международными рейсами, а путь на поезде до Интерлакена займет порядка 2 часов.
- Автобусом. Есть прямые частные автобусы из Рима, Парижа, Флоренции и Мюнхена в Интерлакен. Некоторые автобусные маршруты предлагают экскурсии по Интерлакену.
- Поездом. Интерлакен имеет две станции — Интерлакен ОСТ (Восток) и Запад. Западная станция ближе к городу. Город хорошо связан с остальной частью Швейцарии и даже с некоторыми частями Европы, включая Париж, Берлин, Милан и Зальцбург. Поездка на поезде в Интерлакен очень живописна и оставляет незабываемые впечатления, благодаря потрясающим пейзажам, открывающимся за окнами.
- Автомобилем. Длина автомагистрали от Цюриха до Интерлакена составляет приблизительно 117 километров и отлично подходит для неспешного вождения. Однако плата за ночную парковку в Интерлакене высока, поэтому бюджетным путешественникам лучше воспользоваться поездом. Если же путь на автомобиле приоритетен, можно припарковаться возле железнодорожных станций Интерлакен Ост, Гриндельвальд-Грунд или Лаутербруннен. Рядом с вокзалом Гриндельвальда есть небольшая парковка, а также два гаражных комплекса непосредственно в деревне.
Восхождение на вершину Юнгфрау
Традиционный и самый популярный маршрут проложен по следам первых альпинистов, за одним лишь исключением: длительный переход по леднику Алеч больше не нужен. Из района Юнгфрауйоха путь к вершине занимает всего несколько часов. Использование железной дороги Юнгфрау может вызвать некоторые проблемы с акклиматизацией, поскольку разница высот между железнодорожными станциями Интерлакен и Юнгфрауйох составляет почти 3 км.
Маршруты: возможно ли самостоятельное путешествие
Большинство альпинистов начинает подъем с кемпинга на перевале Мёнхсйох. После прохождения фирновых полей маршрут направляется в сторону южного хребта на высоту 3 885 м, откуда он ведет непосредственно к пику Юнгфрау. Это путешествие не считается очень сложным подъемом, но может быть опасным в верхней части перед переходом на южный хребет, где происходит большинство несчастных случаев.
Последний этап восхождения осуществляется по одному из самых длинных и острых участков замерзшего снега в Альпах, за которым глаз резко падает вниз в пропасть на глубину 915 метров. С первоклассными гидами нет никакой опасности, если только не в начале сезона или вскоре после сильного падения свежего снега. Некоторые скалы выступают близко к вершине, но настоящий пик состоит из почти ровного гребня замерзшего снега, ниспадающего с обеих сторон, как вершина дома с чрезмерно крутой крышей. Вид с одной стороны направлен на ледяные равнины ледника Алеч и самые высокие альпийские вершины. С другой стороны открывается вид на густонаселенные долины, которые лежат на глубине более 3 200 м ниже.
Юнгфрау считается умеренно сложным маршрутом, не очень подходящим для начинающих, но вполне доступным для альпинистов среднего уровня, имеющих опыт как на снегу, так и на скалах. Хотя технические трудности невелики, маршрут длинный, сложный и практически непрерывный. Особенно в верхней части, где нет угла наклона, пока вершина не будет достигнута. Это маршрут для опытных альпинистов, которые находятся в хорошей форме, хорошо справляются с особенностями ландшафта и чувствуют себя комфортно на скале 5 уровня сложности в горных ботинках.
Туризм и инфраструктура известной вершины
Если в прошлом этот горный пик был труднодоступен, сегодня зубчатая железная дорога «Юнгфрау» идет до железнодорожной станции Юнгфрауйох на высоте 3 454 м, которая является самой высокой в Европе.
В 1893 году Адольф Гайер-Целлер задумал идею создания железнодорожного туннеля до Юнгфрауйоха, чтобы сделать ледниковые районы на юге более доступными. Строительство туннеля заняло 16 лет, и станция на вершине не была открыта вплоть до 1912 года. На самом деле главной целью и задумкой амбициозного инженера была возможность достичь вершины Юнгфрау с самой высокой железнодорожной станции на лифте внутри горы. Проект не был полностью реализован из-за начала Первой мировой войны.
Поезд в гору отправляется с высокогорной станции, расположенной на одноименном перевале, под названием Кляйне-Шайдегг. Поезд входит в туннель, идущий на восток через Эйгер, чуть выше Кляйн-Шайдегг. Перед прибытием в Юнгфрауйох он останавливается на несколько минут на двух других станциях:
- Эйгерванд — на северной стороне Эйгера.
- Эйсмер — на южной стороне.
Здесь пассажиры могут наблюдать потрясающие альпийские панорамы сквозь отверстия, выдолбленные в массиве горы. Поездка от Кляйне-Шайдегг до Юнгфрауйоха занимает около 50 минут, включая остановки. Обратный путь в долину занимает всего 35 минут.
Большой комплекс туннелей и зданий был построен главным образом в южной части массива. Здесь есть гостиница, два ресторана, обсерватория, исследовательская станция, небольшой кинотеатр, лыжная школа и «Ледовый дворец» — коллекция искусных ледяных скульптур и созданные внутри ледника залы с причудливыми нагромождениями замерзшей воды. Другой туннель ведет к плоской заснеженной местности, где можно прогуляться и посмотреть вниз на Конкордиаплац — огромный снежный массив, ледник Алеч — самый большой в Альпах, а также на окружающие горы.
Помимо Юнгфрауйоха, многие сооружения были построены в двух долинах к северу от Юнгфрау, которые обычно обобщенно называют регион Юнгфрау. В 1908 году первая общественная канатная дорога в мире открылась у подножия Веттерхорна, но была закрыта семь лет спустя. С вершины Шильтхорн вблизи деревеньки Мюррен или горы Мэннлихен близ Венгена открывается хороший вид на Юнгфрау и другие вершины.
Интересные факты: книги и кино
В Бернских Альпах снимали ряд сцен одной из серий фильмов о самом известном шпионе мира Джеймсе Бонде: «На секретной службе Ее Величества». Так, в картине засветилась визитная карточка региона — панорама гор Юнгфрау, Мёнх и Эйгер, а также живописный перевал Фурка. В ресторане на вершине, где проходили съемки, сегодня можно отведать пасту или завтрак с шампанским с говорящим названием «Джеймс Бонд».
Кроме того, считается что Бернские Альпы послужили прототипом для многих мест из «Властелина колец», поскольку Толкин до написания книг путешествовал по этому региону, а также в своих записках отмечал, что с сожалением оторвался от панорамы Юнгфрау. Считается, что долина Лаутербруннен была прямым источником вдохновения для создания долины Ривенделл, места, где разворачивались события как в «Хоббите», так и во «Властелине колец». Горы Эйгер, Мёнх и Юнгфрау нашли отражение в Мглистых горах, таких как Карадрас, Келебдил и Фануидол. По сюжету они являются частью Кхазад-Дума — великого королевства гномов, где Гэндальф и многие гномы встретили свою судьбу.
Панорамы Юнгфрау — видео
Поскольку регион Бернских Альп считается одним из самых живописных в Швейцарии, существует много потрясающих видео путешественников, рассказывающих о трекинге или поездке на экскурсионном поезде. Конечно, кадры из видео не могут передать всего великолепия панорамы, однако даже они заставляют сердце замирать с восхищением.