Бжедуги считаются одним из древнейших адыгских племен, в настоящее время составляя подавляющее большинство этноса. Народ прославился благодаря мудрому управлению аристократической княжеской верхушки, сумевшей вплоть до середины Кавказской войны сохранять мирные отношения с соседскими народами и пришедшими в регион казаками.
Название
Бжедуги — самоназвание народности, на национальном языке — бжъэдыгъу. Ряд исследователей связывает название бжедугов со старинной легендой, сохранившейся в народном эпосе. Согласно поверью, на одном из общих празднеств представитель народа украл у хозяев дома чашу или рог. Отсюда и пошло название племени, путем сложения компонентов: «бжъэ» — «рог», «чаша» и «тыгъу» — воровать, красть.
Версия вызывает сомнения, поскольку нелицеприятная для чести народа история едва ли могла быть принята в качестве самоназвания. Другая трактовка соотносит имя народа с тюркским словом «бешдаг», что значит «пятигорье». Поскольку бжедуги обитали в горной местности, вариант представляется подходящим. Однако историческая хронология противоречит версии, поскольку проникновение тюркоязычных народов в регион произошло позднее формирования этноса.
Наиболее вероятным считается объяснение, согласно которому этноним «бжедуги» означает «человек из местности Бжад». Лингвисты приводят следующие доказательства: «гъу» значит человек, а «бжъад» — порода дерева или вид растения. То есть, бжедуги — люди, проживавшие в местности произрастания бжъад.
Где живут
Место расселения древних бжедугов до конца не установлено, исследователи придерживаются двух версий:
- Долина реки Бзыбь в Абхазии.
- Долина реки Туапсе.
Так или иначе, в XVII столетии предки современных бжедугов мигрировали в центральную часть Краснодарского края, заняв территории в пределах следующих границ:
- Север — южный берег Кубани.
- Запад — устье реки Афипс (пограничные районы с народами шапсугов и натухайцев).
- Восток — долина реки Пшиш, позже устье реки Белой (пограничные районы темиргоевцев и абадзехов).
- Юг — район современного Горячего Ключа (земли абадзехов и шапсугов).
Численность
Численность бжедугов в XVII столетии неизвестна, существуют сведения о нескольких десятках тысяч человек. После Кавказской войны значительная часть народа была выселена в Турцию, вместе с другими адыгами. Согласно переписи 1883 г., на Северном Кавказе насчитывалось порядка 11 000 бжедугов, в последующие 12 лет 4 000 из них покинули Россию из-за несогласия с новым порядком.
Сегодня бжедуги представляют большинство адыгейской народности, выступая в качестве субэтноса. Большая часть бжедугов проживает в Республике Адыгея, занимая Теучежский и Тахтамукайский районы. Незначительная часть народности проживает в городе Краснодар.
Известно наличие бжедугов в заграничных адыгских диаспорах, появившихся в результате переселения после Кавказской войны. Точные данные о количестве бжедугов неизвестны, информация об общем числе проживающих за пределами исторического места расселения адыгов следующая:
- Турция — 3 млн чел.
- Сирия — 60 000 чел.
- Иордания — 40 000 чел.
- Германия — 30 000 чел.
- США — 3 000 чел.
- Югославия, Болгария, Израиль — 2-3 национальных селения.
История
Древние предки бжедугов, как и остальных адыгов, относятся к Майкопской культуре, существовавшей в раннем бронзовом веке порядка шести тысяч лет назад на Северном Кавказе. Наиболее распространенная версия гласит, что первоначально бжедуги занимали территорию между современными городами Туапсе и Сочи, в районе реки Шахе.
К причинам их миграции на Кубань относят следующие факторы:
- Отсутствие плодородных земель, связанное с перенаселением, возникшим из-за смешения с соседними племенами.
- Стычки с агрессивно настроенными соседними народами, в том числе абазами.
- Влияние крымских ханов, водивших дружбу с бжедугскими князями.
Стремясь освоить новые территории, бжедуги не уходили далеко от привычных мест расселения. Способствовала этому, помимо прочего, легенда о древнем предсказании, гласившем: если бжедуги покинут горы, их ждет погибель.
Поход в новые земли возглавили четыре князя, Черчан, Хмиш, Бегорсеко и Бастеко, разделившие народ на 4 группы. Последние два князя увели своих подданных в районы современной Анапы, рек Фарс и Лаба, где ассимилировались местным населением. Крупные группы под предводительством князей Керкана (Черчана) и Хмиша направились в бассейн реки Псекупс. Это вызвало недовольство местного народа под руководством темиргоевских князей Болотоковых. Итогом стала трехдневная кровопролитная битва, которая закончилась перемирием и правом вечного поселения бжедугов в новых землях.
Это породило образование двух бжедугских субэтносов: хамышеевцев и черченеевцев. Первые заняли местность в верховьях реки Белой, известную сегодня, как Хамышки. Черченеевцы осели в долине Псекупса, на территориях современного Горячего Ключа.
Кавказская война
В конце XVIII столетия в районе Тамани появились российские казаки, вытеснившие бжедугов с правобережья Кубани, где вскоре возник Екатеринодар. Несмотря на это, следующие 30 лет казаки и бжедугские князья жили мирно, сохраняя нейтралитет.
В годы Кавказской войны народ не вступал в стычки с российскими войсками. В 1859 г. ситуация изменилась: бжедугская молодежь под руководством пропагандиста Магомед-Амина создала революционную партию, направленную на свержение местной аристократии и выступление против России.
Это привело к бегству князей, однако российские войска решили наказать бжедугов за бунт. В 1859 г. был показательно предан огню целый аул, позже под руководством известного бескомпромиссностью генерала Бабыча сожгли еще 200 аулов. В результате большая часть бжедугов переселена в Турцию. Оставшиеся представители народа до сих пор живут в местах исторического расположения аулов.
Внешность и одежда
Внешность и одежда бжедугов не отличалась от других адыгских племен. Женщины славились красотой: стройная фигура, собранные в косы длинные волосы, отличная осанка и плавные движения делали их желанными женами для соседних народов.
Мужчины носили традиционные для адыгов предметы национального костюма: черкеску и бешмет. Князья предпочитали ткани белого и красного цветов, простые люди использовали темные материалы.
Семейный уклад
В бжедугских семьях царил патриархальный уклад, однако к женщинам относились с почтением. К свадьбе подходили серьезно, в поисках невесты проезжая не один десяток аулов. Эти путешествия бжедуги называли «псэлъыхъо» — поиск души. При наступлении брачного возраста, вместе с братьями или старшими родственниками, девушки принимали в доме молодых людей, для чего выделялась специальная «смотровая» комната.
В день свадьбы родные и друзья жениха прибывали за невестой. Родственники девушки называли размер калыма, для чего существовала специальная обрядовая песня. После выплаты, наряженная в белые одежды невеста покидала дом в сопровождении шумного свадебного поезда. Сопровождающим наказывалось защитить девушку и довести до дома жениха в полной сохранности. Все, кто встречался процессии на пути, обязательно присоединялись, иначе им простреливали шапки, сбрасывали с лошадей, срывали с них одежду. В пути друзья жениха громко кричали, улюлюкали и стреляли в воздух.
Возле дома жениха перед невестой расстилают шелковую дорожку, осыпают сладостями, монетами и орехами, чтобы жизнь была сытой и сладкой. Обязательный и на современных свадьбах обычай: невесту переносят через порог, чтобы она на него случайно не наступила и не потревожила духов рода.
Жизнь
У бжедугов широко развиты домашние промыслы и ремесла. Женщины занимались изготовлением сукна, войлока, вышивки, высоко ценившимися в регионе. Мужчины славились как искусные кузнецы, производившие ювелирные украшения, оружие, орудия труда.
Традиционные занятия бжедугов:
- земледелие
- скотоводство
- коневодство
- садоводство
- пчеловодство
- разведение лесов
Сажали просо, пшеницу, рожь, овес, полбу, кукурузу, ячмень. Пшеницу косили серпами или косами, молотили с помощью доски с грузом. Значение земледелия невозможно переоценить: в пантеоне бжедугов почитался наряду с верховными бог хлебопашества — Тхага-ледж.
На домашних огородах выращивали фасоль, свеклу, лук, тыкву, капусту, чеснок, редьку, арбузы огурцы, морковь, дыни, красный перец, петрушку. Садоводство процветало не так активно, как у горных адыгов. Культивировали сливу, персик, яблоню, грушу, черешню, виноград. Важную роль играло скотоводство отгонного типа с разведением буйволов, овец, коз, коров, лошадей. Коневодством занимались знатные роды, имея по несколько десятков голов. Бжедугами выведены местные породы шолох и бачкан.
Сословия
Определяющую в социальном устройстве бжедугов роль играли князья, авторитет которых был непоколебим. Они решали социальные вопросы, выступали в роли судей, получали долю от всех военных походов. Народ боготворил князей, те, в свою очередь, делали все для благополучия подданных. Известен случай, когда в период голода, вызванного блокадой русских, князь Алхас обратился к ненавидимому им султану Магомет-Гирею с просьбой о помощи, чтобы спасти свой народ.
К другим сословиям относились:
- Султаны-хануко и дворяне (уорки) — господствующий класс феодалов.
- Пшекеу — телохранители князя. Это сословие пополнялось за счет отпущенных на волю крестьян.
- Тфокотли — свободные крестьяне.
- Азаты — вольноотпущенники.
- Пштили и орги — крепостные крестьяне.
Культура
В культуре бжедугов центральное место занимает мифология, во многом схожая с нартским эпосом. Интересно, что все значимые события в жизни народа перенесли в легенды. Одна из них связана с битвой между черченеевцами и темиргоевцами. Трехдневная битва никак не могла закончится, тогда двух храбрых воинов Черчена забрал огромный орел, перенесший их для излечения на верхушку скалы. После битвы князь основал здесь крепость Псыфабэ, руины которой и сегодня можно найти на северном склоне хребта Кохт.