Boeing 737-800 — пассажирский самолет, разработанный для авиаперевозок на среднемагистральных линиях. Производитель серией третьего поколения Boeing 737NG заменил устаревшие самолеты модельного ряда «Боинг Классик». Разработка серии с улучшенными летными характеристиками, увеличенным пассажирским салоном началась в 1993 году. Первый самолет «Боинг 737-800» поступил на летные испытания в 1997 году. Первым заказчиком новой модели стала авиакомпания Hapag-Lloyd Flug. Экономичность и надежность самолета Boeing 737-800 привели к массовому заказу модели всеми крупными авиаперевозчиками. В России авиалайнеры этой серии эксплуатируют АК «Аэрофлот», S7, «Победа», «Россия», «Алроса», «Якутия», Utair. На самолетах «Боинг 737-800» в российские аэропорты прилетают пассажиры международных рейсов компаний FlyDubai, Nordstar, Nordwind.

Схема салона и лучшие места
Boeing 737-800 с внушительной крейсерской скоростью (около 800 км/ч) летает на расстояния до 5765 километров. Полет проходит на высоте до 12 000 метров. При перелете в 3–6 часов важна любая мелочь. Современные системы бронирования авиабилетов позволяют заранее выбрать место, удобное для конкретного пассажира или ребенка с учетом его привычек и предпочтений.

Конструкция и длина фюзеляжа серии 800 позволили авиаконструкторам предусмотреть две типовые компоновки пассажирского салона — с местами бизнес-класса и без них. Традиционно в отсеке дорогого класса широкие и удобные пассажирские кресла устанавливаются попарно.

У лайнера «Боинг 737-800» для компоновок с бизнес-классом предусмотрено две модификации с разным количеством кресел повышенного комфорта. В первой их них в отсек бизнес-класса устанавливается 5–8 сидений.

Вторая модификация позволяет попарно установить в переднем отсеке бизнес-класса до 20 больших кресел. Преимущества полета в бизнес-классе очевидны — у каждого ряда кресел есть два иллюминатора, сиденья снабжены эргономичными боковыми поддержками. В креслах удобно сидеть, можно полулежать с откинутой спинкой. Передний ряд сидений находится на расстоянии от перегородки между салоном и экипажем, здесь можно вытянуть ноги.
Вторая компоновка салона заказывается авиакомпаниями, специализированными на перелетах стандарта «эконом». Длина узкофюзеляжного самолета (39,5 метра) позволяет принять на борт максимальное количество пассажиров — до 189 человек. Блоки из 3 кресел установлены двумя колоннами у стенок самолета. Размер фюзеляжа не позволяет применять среднюю колонну кресел.

В этой модификации большинству пассажиров не подходят места в конце салона (33-й ряд). В этом ряду кресла не откидываются из-за перегородки туалетов. Опытные путешественники среднего роста отказываются и от мест над крылом, у аварийных выходов. Здесь нет обзора из иллюминаторов, из люка может поступать холодный воздух.
Концерн «Боинг» предоставляет заказчикам самолетов возможность выбрать нужную типовую компоновку салона или заказать оригинальный набор пассажирского оборудования. Поэтому, покупая авиабилет, внимательно изучите схему салона с расположением крыльев (аварийных выходов), перегородок между отсеками. Знание расположения кресел поможет вам и в ситуации, когда рассадка пассажиров на внутренних транзитных рейсах проводится стюардессами.
«Аэрофлот»
Первый «Боинг 737-800» был куплен российской компанией «Аэрофлот» в 2013 году. Позже российский авиаперевозчик купил еще 36 таких самолетов. Первый авиалайнер нового поколения получил собственное имя S. Obraztsov (в честь российского театрального деятеля). Для пополнения авиапарка была выбрана модификация с большим (на 20 мест) отсеком бизнес-класса.

При такой компоновке вместимость экономкласса уменьшилась до 138 мест, но их расположение осталось стандартным. Пять двухкресельных рядов бизнес-класса равноценны между собой, пассажирам обеспечен хороший обзор из иллюминаторов, удобные кресла с широким проходом между рядами. В экономклассе хорошими местами высокие пассажиры считают первый ряд за перегородкой отсека бизнес-класса. На местах 6-го ряда можно удобно распрямить ноги, вам на колени не откинут спинку кресла пассажиры, сидящие впереди. В этой компоновке неудобными местами экономического класса считаются:
- места 28-го ряда (спинки не откидываются из-за перегородки туалета, возможны нежелательные запахи);
- места С27, Д27;
- 11-й и 12-й ряд (спинки кресел у аварийных выходов не откидываются полностью).
Дальность полета 800-й серии позволяет использовать американские самолеты на рейсах до аэропортов, которые находятся на расстоянии от 3 до 6 часов полета. Перед первым и шестым рядом есть крепления для детских люлек.
S7 Airlines
Российская авиакомпания S7 Airlines («Сибирь») для эксплуатации на внутренних и международных линиях закупила 21 самолет Boeing 737-800 двух модификаций. Больший выбор удобных мест в «Боинге» с отсеком бизнес-класса. В этой модификации самолета:
- в первом отсеке установлено 8 кресел бизнес-класса;
- с третьего ряда начинается салон экономкласса (на 168 посадочных мест);
- в экономклассе 30 рядов стандартных кресел.
Если вы летите с ребенком в экономклассе, оптимальным вариантом будет выбор места в 3-м ряду. Этот ряд за перегородкой позволит убаюкать малыша, в нем меньше шума. В рядах 13-м, 14-м много места для ног в широких проходах к аварийным люкам. Но недостатком этих рядов является расположение иллюминаторов, выходящих на крылья самолета. Плоскости закрывают нижний обзор, даже при хорошей видимости вы не сможете рассмотреть местность, над которой пролетаете.
«Победа»
Российский лоукостер «Победа» эксплуатирует 44 «Боинга 737-800». Весь авиапарк воздушного перевозчика составлен из этих самолетов, которые руководство компании оценивает выше других моделей по надежности и экономичности. Авиакомпания использует только туристическую модификацию «Y», в комплектации которой размещение мест бизнес-класса не предусмотрено.

Выбирая себе билет в салоне на 189 мест, нужно учитывать такие факторы:
- стандартное расстояние между рядами составляет 73 сантиметра;
- места с увеличенным расстоянием для ног (82, 100 сантиметров) перевозчик выделяет в отдельные категории, продает с доплатой;
- к категории XXL относятся места 1A, 1B, 1C, 2D, 2E, 2F (в передних рядах салона), все места 15-го и 16-го рядов;
- кресла у аварийных выходов нельзя занимать пассажирам с детьми, беременным женщинам, инвалидам (если билет куплен случайно, стюардессы пересадят таких пассажиров).
У места A11 и всего 12-го ряда нет иллюминаторов.
При покупке билетов в кассе аэропорта по общей цене компьютерная система выбирает место случайным образом. Чтобы выбрать два места рядом или в нужном вам месте, перевозчик предлагает воспользоваться услугой бронирования на сайте или через колл-центр компании.
«Россия»
У авиакомпании «Россия» из аэропортов Пулково (Санкт-Петербург) и Шереметьево (Москва)летает 9 самолетов «Боинг 737-800» двух модификаций. В модификации с выделением бизнес-класса в переднем отсеке установлено 12 комфортабельных кресел. В салоне экономкласса ряды с 3-го по 7-й относятся к категории C-Zone и продаются с доплатой.

В бизнес-классе перед первыми рядами сидений крепятся детские люльки, мешающие пассажирам. Выбирая место в компоновках экономкласса, нужно учитывать:
- в рядах 14, 15, 32 спинка кресла не откидывается на полную глубину;
- левый (по ходу полета) туалет оборудован для пассажиров с ограниченными возможностями, поэтому пожилым людям, лицам с инвалидностью лучше выбирать места в последних трех рядах (30-м, 31-м, 32-м) левой стороны;
- возле аварийных выходов (15-й, 16-й ряд) не разрешено садиться беременным женщинам, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми.
Nordwind Airlines
Российский авиаперевозчик Nordwind («Северный ветер») выполняет регулярные рейсы в российские города, столицы стран СНГ. В авиапарке АК «Норвинд» насчитывается 17самолетов «Боинг 737-800». Все модификации относятся к экономическому классу с салоном на 189 мест.
К местам повышенного комфорта относятся места:
- первого ряда (левая сторона);
- второго ряда (правая сторона);
- рядов 15-го и 16-го.
При рейсах по Российской Федерации для мест повышенного комфорта предусмотрена доплата в размере 800–2600 ₽. Спинки кресел не откидываются только у кресел 14 ряда.
При полете на самолетах АК «Норвинд» опытные авиапутешественники, любители хорошего обзора выбирают места в передней части фюзеляжа. Здесь пейзаж не загораживают крылья, хорошо видны открывающиеся по маршруту города и реки. Если вы в полете любите размять ноги и не хотите мешать соседям, выбирайте места C или D, они расположены у центрального прохода.
Nordstar
Российская компания «НордСтар» эксплуатирует 9 самолетов Boeing 737-800. Используются две модификации с пассажирскими салонами на 170 и 172 места. Соответственно, в отсеке бизнес-класса устанавливаются 4 или 3 блока из двух кресел.