Бесленеевцы — один из старейших черкесских этносов, княжеские фамилии которого произошли от прародителя аристократии адыгов Инала. Воинственный и бесстрашный народ на протяжении веков придерживался правил кодекса этического поведения. Следуя указанным в нем нормам гостеприимства и помощи любому, кто попал в беду, в годы Великой Отечественной войны бесленеевцы укрыли в своих семьях от фашистов более тридцати детей, вывезенных из блокадного Ленинграда.
Происхождение
Согласно преданию, бесленеевцы ведут свой род от прародителя адыгской аристократии — легендарного князя Иналке, или Инала. Согласно одной из версий, Инал происходил из ветви аравийских эмиров. Одно из подтверждений теории — более темная пигментация кожи и волос князей, по сравнению с обычными представителями народности.
В поддержку этого мнения выступает и бытовавшая в бесленеевской среде версия, что княжеские роды связаны кровными узами с крымскими ханами. В знак поддержания добрых отношений, аристократические роды присылали последним рабов и красивейших местных девушек для гаремов. Известно, что одной из любимых наложниц величайшего из Османской династии султана Сулеймана была Гюльбахар Махидевран из княжеского бесленеевского рода Кануковых. По другим данным, щедрые подарки были ничем иным, как данью. Между крымскими ханами и бесленеевской аристократией практиковался и обычай аталычества.
Название
У великого основателя черкесского народа Инала было четверо сыновей, между которыми отец разделил территории правления, в результате чего сложились основные адыгские субэтносы.
- От сына Инала Темрюка произошли темиргоевцы.
- Карпат заложил основу кабардинского народа.
- Заноко управлял шапсугами, не взявшими названия от имени правителя.
- Сын Инала по имени Беслан стал во главе народа, близкого к кабардинцам, который начал называться по его имени бесленеевцами, или беслъэней.
Потомками Беслана были князья Каноко и Шаноко, от которых произошли наиболее влиятельные бесленеевские аристократические роды:
- Князья Шолэхъу — Шалаховы или Шолоховы.
- Князья Къанокъуэ — Каноковы или Кануковы.
К числу значимых аристократических семей, управлявших народом и составлявших верхушку знати, относят первостепенные дворянские роды:
- Лъэхъуэдыгъу — Тлаходуковы
- Тэркъаней — Таркановы
- Тхьэстокъуэ — Тазартуковы
- Анэжъыкъуэ — Анажоковы
- Санэшъыкъуэ — Санашоковы
- Богупс — Богупсовы
- Мысрыкъуэ — Мусуроков
- Кургъокъуэ — Кургоковы
- Дохъучокъуэ — Докшуковы
Где живут, численность
Исторически бесленеевцы вместе с кабардинцами занимали территорию Кабарды. Регион располагался в центральной части Кавказа, по левобережью Терека между реками Ардон и Аргудан. Приблизительно в XV столетии народ под руководством князя из династии Каноковых отделился от кабардинского этноса и направился бассейн реки Кубань.
Основная версия ухода из обжитого региона — увеличение численности народов, что привело к нехватке пригодных для обработки и выпаса скота земель. Несмотря на разделение, на протяжении веков народы сохраняли дружеские и экономические отношения. Конфликт, положивший этому конец, произошел в XVII столетии и был вызван династическими спорами, связанными с посягательствами кабардинцев на захват бесленеевского престола.
Отделившись от кабардинцев, народ занял значительные территории, ограничивавшиеся линиями станиц Упорной и Отрадной, местностью, располагающейся напротив Армавира.
В состав региона расселения входили зоны:
- по реке Уруп с притоками Малый и Большой Тегень на северо-востоке и востоке;
- по верхнему течению правобережья реки Лабы и реке Ходзь, ее притоку.
Соседями бесленеевцев оказались следующие народы:
- юго-восток и юг — абазины;
- запад — мамхеговцы, темиргоевцы;
- северо-запад — махошевцы;
- север и северо-восток — ногайцы;
Поражение в Кавказской войне внесло в жизнь бесленеевцев, как и других черкесских народностей, значительные изменения. Согласно императорскому указу, кавказским народам разрешалось беспрепятственно покинуть исторические регионы проживания. В результате значительная часть бесленеевцев покинула разоренные войной селения, мигрировав в Турцию. Оставшихся жителей переселили в междуречье Большого и Малого Зеленчука в Верхнекубанское приставство.
В итоге это привело к рассеиванию народа, утрате традиционного образа жизни и власти аристократических родов. Сегодня сохранилось лишь пять селений, в которых проживают бесленеевцы, которым удалось сохранить национальную самоидентификацию и бесленеевский диалект кабардино-черкесского языка. В их число входят:
- Бесленеевское сельское поселение (Тхьастыкъуей) в Хабезском р-не Карачаево-Черкесии.
- Аул Вако-Жиле в Адыге-Хабльском р-не Карачаево-Черкесии.
- Аул Уляп (Улапэ) в Красногвардейском р-не республики Адыгея.
- Аулы Коноковский (Бэчымзей) и Кургоковский (Кургъокъуей) в Успенском р-не Краснодарского края.
Известны диаспоры потомков мигрировавших после Кавказской войны в Турцию бесленеевцев, проживающих в населенных пунктах:
- Нигде
- Биледжик
- Болу
- Чорум
- Амасья
- Эскишехир
Достоверных сведений о численности представителей народности нет. Известно, что в конце XVII — начале XVIII вв. показатель составлял прядка 25 000 человек. В 1882 г., после завершения процесса переселения, численность бесленеевцев в России составляла 6063 человека, проживавших преимущественно в населенных пунктах Кургокай и Канокоай.
История
В августе 1942 года в аул Бесленеевский въехал обоз, в котором изумленные местные жители увидели десятки изможденных, умирающих детей и подростков с постаревшими от невзгод лицами. Они не шевелились, не звали маму и не плакали — были настолько обессиленными, что не реагировали ни на что, тихо умирая.
Это были дети блокадного Ленинграда, которых еще в апреле под грохот артобстрела вывезли по «Дороге жизни» из голодного и холодного города. Это сегодня из Петербурга в Краснодарский край можно доехать за сутки: в охваченной войной стране путь до Армавира занял несколько месяцев. Когда немцы проникли и сюда, детей сгрузили на обозы и с сопровождающими отправили до Теберду, откуда предполагалось за спасением направиться в Грузию. Скудных запасов еды хватило лишь на день, после обоз питался подаяниями местных жителей, которые и сами жили впроголодь.
Услышав историю детей, бесленеевцы во главе с председателем сельского совета Сагидом Шовгеновым приняли решение забрать самых слабых ребят себе, поскольку изголодавшиеся малыши не доехали бы живыми до пункта назначения. Положение осложнялось еще и тем, что большая часть детей была еврейской национальности: за укрывательство от немцев могло пострадать все селение.
Несмотря на угрозу, бесленеевцы приютили в своих семьях 32 ребенка, которых в течение двух недель до прихода фашистов откармливали и пытались поставить на ноги. Шовгенов и его сподвижники, чтобы обезопасить детей, в первую же ночь записали их в похозяйственные книги. Так, в ауле Бесленей за одну ночь появились на свет 32 ребенка, которым дали черкесские имена и фамилии приютивших их семей. Ленинградская девочка Катя Иванова стала Фатимой Охтовой, Виктор Воронин — Рамазаном Адзиновым, а мальчики с неизвестными фамилиями Саша и Марик — Рамазаном Хежевым и Муссой Агаржаноковым.
Пришедшие в селение немцы вскоре заметили детей с типичной еврейской внешностью, а также светловолосых и голубоглазых ленинградских малышей, так не походивших на черкесов. Несмотря на допросы, все жители села, как один, твердили: обоз видели, он прошел мимо, на Теберду. По воспоминаниям Муссы Агарджанокова, к нему, тогда еще пятилетнему Марику, с конфетой — величайшим искушением для ребенка блокады, подошел немец, спросивший: «Скажи мне, кто ты и откуда, и получишь конфету».
От смерти детей спасли те самые похозяйственные книги. А отправившийся в Грузию обоз ждала трагическая судьба: в Теберде детей расселили в санатории, где они были расстреляны немцами. По окончании войны часть детей забрали нашедшиеся биологические родители. Сироты остались воспитываться в ауле под новыми именами: их потомки продолжают жить здесь до сих пор.
Традиции
Наиболее интересные традиции бесленеевцев, отличающие их от других адыгских народов, связаны со свадебной обрядностью. Несмотря на почтительное отношение в черкесской среде к женщинам, вступление в брак накладывало на них ряд ограничений, прощание с беззаботной девичьей жизнью в отчем доме.
Главным богатством и достоинством черкешенок, наряду со статной фигурой, были волосы, которые девушки заплетали в косы. Накануне свадьбы для невесты устраивали обряд расплетения. Любимая подружка будущей молодой жены расчесывала ей волосы, а затем заплетала их в особую широкую косу. Это была последняя красивая прическа в жизни девушки, поскольку замужним женщинам полагалось скрывать волосы.
На следующий день во время выкупа самым ценным «лотом» была именно девичья коса, символ чести, невинности. Считалось, что, покупая косу, жених получает в собственность и жену. Перед венчанием невеста расплетала ее, оставляя волосы распущенными: с такой прической она выходила замуж и присутствовала на свадебном торжестве. На следующий день родственницы жениха укладывали волосы в скромную прическу, поверх которой надевали чухту: головной убор, скрывающий волосы. Невесте полагалось трижды сбросить его с себя, выражая протест браку и ограничениям. После девушке приходилось покориться и оставить чухту на себе, показывая, что она смирилась с правилами новой жизни.