Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.
Название
Имя андийцами дали соседние народы, исходя из названия одного из местных сел — Анди. Чеченцы употребляют по отношению к народности слово анди, аварцы — андисел. Экзоэтнонимы произошли от названия одного из наиболее крупных андийских поселений — Анди.
Самоназвание андийцев — гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. Часть исследователей придерживается версии, что оно отсылает к местности Ганна и одноименному хутору. Считается, что поселение, расположенное к северу от села Анди, является одним из самых старых в регионе. В переводе с иудейского «ганна'им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем объясняется появление названия.
Где живут, численность
В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.
Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтенными оказались андийцы соседнего наибства в населенных пунктах Кванхидатль и Муни.
Следующие переписи показали прирост населения:
- 1926 г. — 7595 чел.
- 1938 г. — 9750 чел.
- 2002 г. — 21 808 чел.
Перепись 2010 г. зафиксировала резкое снижение до 11789 андийцев. Это связано с причислением части представителей народности к числу аварского народа, в который также входят:
- ахвахцы
- каратинцы
- багулалы
- тиндалы
- чамалалы
- ботлихцы
- годоберинцы
По оценкам экспертов, численность андийцев составляет порядка 25 000 человек. Большинство проживает в северно-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.
Язык
Народ говорит на андийском языке, входящем в иберийско-кавказскую семью, аваро-андоцезскую группу. Язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма используется аварская или арабская графика, в начальных школах ведется преподавание аварского языка.
История
Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II ассирийского. В нем сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей.
В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:
- Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
- Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.
В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы кавказской войны андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР. В годы советской власти в регионе запретили производство бурок, поскольку считалось, что это отвлекает местных жителей от колхозных работ.
Внешность
Андийцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Отличительные особенности внешности:
- переходные оттенки глаз;
- черные, каштановые, темно-русые волосы;
- широкое лицо;
- выпуклая узкая челюсть;
- высокий рост;
- крепкое телосложение.
Одежда
Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.
Отличительная особенность женского наряда — головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю — лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.
Андийская бурка
Андийская бурка — символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.
Бурка — наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец.
Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.
Бурка играла важную роль в повседневной жизни и традициях, сопровождая мужчину до самой смерти: традиционную накидку из белой шерсти использовали вместо савана. Во время дуэлей бурку бросали на пол под ноги противникам: проигравшим считался заступивший на землю. Считалось правильным поделиться собственной буркой с дуэлянтом, вышедшим в бой без нее.
Семейный уклад
Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух- или трехпоколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.
В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов. Существовало 3 способа заключения брака:
- По сговору со сватовством.
- Умыканием.
- Уходом из дома.
Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.
Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.
Жизнь
Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.
Религия
Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями.
Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.