Метро станет первым видом стамбульского транспорта, которым вы воспользуетесь по прилету в аэропорт Ататюрк, находящийся в европейской части Стамбула в 20 километрах от центра города (большинство международных рейсов прилетают именно сюда). Конечно, если только вы не хотите добраться на такси, чего я не рекомендую — ужасные пробки (да-да, больше, чем в Москве), да и расстояния здесь немаленькие, а местные таксисты имеют привычку наворачивать километры по незнакомым для туриста дорогам, чтобы заработать побольше.
Во многих городах мира приходится платить немалые суммы кровно заработанных просто для того, чтобы добраться из аэропорта до места размещения — как правило, в центр. А вот путешественникам, прибывающим в Стамбул, очень повезло! Линия М1A местного метро напрямую соединяет аэропорт и крупные популярные районы этого города, что мне кажется очень удобным. Все подробности, касающиеся этого вида транспорта, я с радостью рассказываю ниже.
Карта метро Стамбула
Если ваш отель находится в районе Таксим или Аксарай, вам вполне будет достаточно метро, чтобы добраться до этих мест.
Стоит отметить, что Стамбул по своей территории в два раза больше Москвы, а вот сетка метро здесь довольно скромная. В повседневной жизни мне приходится менять 2-3 вида транспорта, чтобы добраться до нужного места. К чему это я — чаще всего в местном общественном транспорте можно увидеть такую карту:
Вот только она содержит не только ветви метро, но и линии трамвая. И знаете, я убеждена, что это сделано для того, чтобы карта выглядела "солиднее".
Ветки метро подписаны следующим образом: М1, М2 и так далее. На момент написания статьи (апрель 2016) стамбульское метро состояло из шести линий:
- М1А, Yenikapı — Atatürk Havalimanı (красного цвета);
- M1B, Yenikapı — Kirazlı (красного цвета);
- M2, Yenikapı — Hacıosman (зеленого цвета);
- M3, Kirazlı — Olimpiyat — Başakşehir (голубого цвета);
- M4, Kadıköy — Kartal (розового цвета);
- M6, Levent — Boğaziçi Ü./Hisarüstü (коричневого цвета).
T1, T2, T3 и T4 на карте — линии трамвая.
К сведению
На перроне во время ожидания поезда обратите внимание на электронное табло, где указано направление, по которому будет двигаться поезд. Некоторые линии метро имеют ответвления (например, M1A и M1B, разветвление которых вы можете увидеть на карте, или линия M3 — одни поезда идут на станцию Olimpiyat, другие — Başakşehir). Конечная станция следования поезда всегда указывается на табло на перроне.
Иными словами, спустившись в метро из аэропорта Ататюрк, дожидайтесь поезда, идущего к станции Yenikapı, если вы едете в центр города, а не Kirazlı. Табло выглядит примерно так:
Кроме конечной станции, на мониторе указывается примерное время ожидания поезда, например, "4 dk", что означает "4 минуты".
Режим работы метро Стамбула
Общее время работы метро Стамбула для всех станций — с 6.00 до 00.00. Временные промежутки между поездами, как правило, увеличиваются по мере снижения пассажиропотока, поэтому не стоит надеяться запрыгнуть в поезд в полночь — лучше поторопиться, чем опоздать. В час пик поезда по главным линиям могут ходить с промежутком 2-3 минуты, а после 22.00 и с интервалом до 12 минут. Но все эти цифры приблизительны, а реальная частота прибытия транспорта зависит от многого: дня недели (будни или выходные), времени и линии метро.
Тарифы на проезд в метро Стамбула
Самая популярная ошибка тех, кто только что прибыл в аэропорт Ататюрк и спустился в метро, — покупка жетона для оплаты проезда. Дело в том, что перед турникетами на каждой станции находятся несколько автоматов:
- Первый тип — по продаже жетонов.
- Второй тип — по пополнению единых пластиковых карт, действительных при проезде на любом муниципальном транспорте.
Поездка по жетону в метро стоит 4 TL ($1.4) , а по карточке — 2,30 TL ($0.82).
Многие проходят мимо киоска, в котором можно не только заказать экскурсии (это как раз и бросается в глаза, поэтому никто не останавливается), но и приобрести заветную транспортную карту (Istanbul kart). За карточку нужно будет заплатить 10 TL ($3.55), из которых 6 — невозвращаемый депозит, а 4 кладутся на счет. Чтобы вы точно не прошли мимо нужного места, прикрепляю фото:
Я советую положить на карточку 5 или 10 TL ($1.77-3.55) — сверх тех 4-х, что уже будут на ней — их не хватит даже на 2 поездки для использования в первый или второй день. После вы будете представлять масштаб своих перемещений и затрат на транспорт.
Сделать это можно с помощью вот такого автомата (чаще всего желтого цвета):
А вот вам и графическая инструкция о том, как пополнять карту:
Машина принимает только наличные и только купюрами.
Кстати, в стамбульском метро нужно платить за каждую смену линии. Этот феномен — предмет недовольства многих местных жителей и их восхищения рассказами о московским метро, охвату которого они завидуют.
После выхода из зоны одной ветки метро и перед входом в зону другой стоят турникеты, работающие по принципу сканера:
Пересадка в метро осуществляется по следующим тарифам:
- Первая смена линии — 1,65 TL ($0.59).
- Вторая смена линии — 1,25 TL ($0.44).
- Третья и каждая последующая — 0,85 TL ($0.30).
Данные тарифы действительны в том случае, если время вашей поездки на метро составило не более 2-х часов. Это также означает, что если вы доедете на метро до нужной вам станции, выйдете в город, снова спуститесь в метро и приложите карту, а при этом с момента начала первой поездки не пройдет 2-х часов, вы заплатите за проезд как за пересадку. В ином случае с карты снимется сумма согласно базовому тарифу.
Самый выгодный способ оплаты проезда на любом транспорте, в том числе и на метро — Istanbul kart, о которой я рассказала вам выше. Однако в тех же киосках, где их продают, можно приобрести проездные на определенное количество поездок:
- 1 поездка — 4 TL ($1.4),
- 2 поездки — 7 TL ($2.48),
- 3 поездки — 10 TL ($3.55),
- 5 поездок — 15 TL ($5.31),
- 10 поездок — 30 TL ($10.64).
Приобретать карты такого типа я категорически не рекомендую, т.к. это подразумевает оплату каждого проезда по более высокому тарифу. Покупайте Istanbul Kart как самый экономичный вариант.
Если вы находитесь в Стамбуле около месяца и более и планируете активно использовать транспорт, стоит задуматься о покупке проездного, действительного на все виды муниципального транспорта — Mavi Kart. В лимит карты входит 180 поездок на месяц (в среднем, 6 поездок в день), а стоимость ее составляет 185 TL ($65.6).
Оформление стамбульского метро и другие детали
В большинстве случаев в местной подземке сделан упор на функциональность — есть лифты как альтернатива эскалатору, изящные скамеечки для ожидания поезда, кое-где установлены траволаторы в помощь пассажирам в длинном переходе, и все поезда достаточно современные и находятся в отличном состоянии.
Но есть и весьма любопытные с точки зрения оформления станции — как, например, Станция Levent линии M6:
Один из моих любимых моментов передвижения на метро — перегон между станциями Vezneciler и Haliç (линия M2), когда поезд выходит на мост, чтобы пересечь залив Золотой Рог:
Станции в стамбульском метро объявляются на турецком, а затем — на английском. Кроме того, для удобства пассажиров, во многих поездах установлены электронные табло, на которых указывается следующая станция:
Как и в любом стамбульском транспорте, здесь стоит быть бдительным, особенно в час пик. Пусть это не Сан-Паулу, но карманные кражи в местах скопления людей никто не отменял. Кто предупрежден, тот вооружен!
Полезные фразы на турецком
Привожу небольшой список базовых полезных фраз на турецком и английском, а также турецкую транскрипцию:
- Metro istasyonu — metro station — станция метро [мэтро истасьйону].
- Giriş — entrance — вход [гириш].
- Çıkış — exit — выход [чыкыш].
- Sigara içilmez — no smoking — не курить [сигара ичилмез].
- Açık — opened — открыто [ачык].
- Kapalı — closed — закрыто [капалы].
- Lütfen — please — пожалуйста [лютфен] (при просьбе).
- Teşekkür ederim — thank you — спасибо [тэшэккюр эдэрим].
- Özür dilerim — excuse me — извините [озюр дилерим] (буква ö в турецком читается так же, как и в немецком языке).
- Merhaba — hello — здравствуйте [мэрхаба].
***
Подробности же о другом стамбульском транспорте (автобусах, метробусах, трамваях, метро, туннеле, паромах) читайте в моей следующей статье.
Приятного путешествия!