Три года. Ровно столько я ждала своей поездки в Испанию. Откладывала деньги, тяжело вздыхая, смотрела фотки с отдыха друзей, листала форумы, примеряла перед зеркалом платья и купальники, которые планировал взять с собой. И вот свершилось! И как вы сами понимаете, на одном месте я сидеть не собиралась. Что мне Барселона, если я хотела исследовать все! А в моем списке были и Ла Пинеда, и Мондоньедо, и Мадрид, и Бильбао– все перечислять можно долго. Скажу, что выполнить список «must see» удалось процентов на семьдесят. Так что есть прекрасный повод вернуться в эту солнечную страну.
Телепорта, к сожалению, у меня нет, а это бы решило многие проблемы. Поэтому между городами я путешествовала на автобусах и поездах. Железная дорога в Испании просто то, что нужно для перемещения по стране! Сегодня хочу приоткрыть для вас некую занавесу загадочности над железными дорогами Испании и выдать все их секреты.
Железная дорога Испании, какая она
Думаю, вы и без меня прочитаете в Википедии, что первая железнодорожная ветка была проложена в 1848 году, а потом началось стремительное развитие железнодорожных путей, нам же нужна практика, а не теория!
Так вот, все транспортные сети Испании хорошо развиты и скоординированы между собой, исключением не является и железная дорога. Поезда тесно связаны с системами морского, воздушного и автомобильного транспорта. Компанией-монополистом по железнодорожным перевозкам в Испании является RENFE. А ее визитной карточкой скоростные поезда AVE, которые благодаря скорости и умеренным ценам на билеты являются достаточно сильным конкурентом авиакомпаниям.
В Испании просто великое множество различных видов поездов. Они разделены на категории, а те в свою очередь на типы. А в некоторых типах поездов есть еще и подтипы! Если начать вникать во все эти нюансы, можно утонуть в море порой даже ненужной информации. Я долго думала, как же лучше рассказать о категориях поездов, какие типы составов оставить, какие в связи с их схожестью с другими пропустить. В итоге-таки придумала!
Ниже вы сможете узнать обо всех основных категориях поездов Испании, а также особенностях некоторых из них.
Категории поездов
Различных поездов в Испании, как вы уже поняли, достаточно на любой вкус, цвет и даже кошелек:) Для удобства я разделила поезда на четыре категории.
Среди туристов очень популярны высокоскоростные поезда, к которым относятся AVE.
Не менее популярными являются скоростные поезда (поезда дальнего следования и средних расстояний), некоторые из них:
- Euromed.
- Talgo.
- Arco.
- Alaris.
- Altaria.
- Аlvia.
- Expreso.
«Стандартные» региональные поезда, совершающие перевозку внутри страны и внутри регионов, к которым также можно отнести поезда местного назначения (электрички). Они тоже неутомимо перевозят пассажиров по территории страны, от столицы и до маленькой деревушки, среди них самые популярные:
- Tranvia.
- Automotor.
А если не желаете ехать не днем, а ночью, то вас заинтересуют ночные поезда, среди которых можно выделить два вида:
- Trenhotel.
- Estrella.
Согласитесь, что названия этих поездов ничего не говорят об их так сказать «внутреннем мире». Обращу внимание, что почти на всех дневных поездах идентичные классы обслуживания. Ввиду этого я для начала расскажу немного о самих поездах, маршрутах, на которых они курсируют, а уже потом поведаю о классах вагонов, которые присутствуют в этих поездах. Поэтому присаживайтесь поудобнее, берите кофеек и шоколадку, будем детально изучать испанские поезда и начнем с самых крутых – высокоскоростных.
Высокоскоростные поезда
К этой категории относятся поезда AVE. И это самые-самые быстрые поезда в Испании! Если не хотите тратить деньги на самолет и вместе с тем желаете добраться как можно скорее, то вам однозначно нужно на борт этих поездов.
Поезда AVE
Эти составы ездят только по специальному железнодорожному полотну, на котором они могут разогнаться до 350 километров в час. Для наглядности приведу вам несколько их маршрутов и время, за которое составы проезжают путь.
- Мадрид – Барселона (2 часа 30 минут).
- Мадрид – Аликанте (2 часа 10 минут).
- Мадрид – Севилья (2 часа 20 минут).
Чем же эти поезда выделяются от других, помимо скорости перевозки? Все поезда отличаются современным и элегантным дизайном, удобным сиденьем с наклонной спинкой (а это очень важно, ведь помню я свою одну поездку в нерегулируемом кресле, это была просто жесть, извините за выражение). На вокзале владельцы билетов на этот поезд могут воспользоваться специальной парковкой и VIP-залом ожидания. Что касается услуг в поезде, то здесь есть вагон ресторан, мультимедийная система, специальные приспособления для пассажиров с ограниченными потребностями, а также возможность пообедать на месте. Если вы будете ехать в классах Preferente и Club (а он них я детальнее расскажу немного позднее), то питание будет включено в сумму билета.
Скоростные поезда
Ходят по всей стране, однако на 30-40% уступают в скорости сверхскоростным поездам. Следуют на дальние дистанции по всей стране и при этом являются хорошим вариантом для путешествий, так как сочетают в себе комфортность, скорость перевозки (в среднем, примерно 160 километров в час) и более низкие цены по сравнению с теми же поездами AVE.
Euromed
Ходят до побережья Средиземного моря с максимальной скоростью в 250 километров в час (однако на практике они медленнее), вот маршруты, которые обслуживают составы Euromed:
- Барселона – Валенсия.
- Барселона – Аликанте.
В этих поездах также высокий уровень комфорта, удобные кресла, современный дизайн и много света в вагонах. Что касается дополнительного обслуживания, то пассажирам (в зависимости от класса) тоже предложат парковку, специальный зал ожидания и принесут обед непосредственно к месту в вагоне.
Talgo
Хорошо зарекомендовавший себя среди туристов класс поездов. Соединяет большие города Испании, ходит со скоростью 160-200 километров в час. Хочу сказать вам, есть высокая вероятность того, что вы попадете в старый вагон, так как Talgo ездят уже не один год по просторам Испании и, естественно, снашиваются. Их ремонтируют и снова отправляют в путь. Но это совсем не значит, что в вагоне будут сломаны кресла, и в него попросту страшно заходить. Старый вагон в Испании не значит плохой! Также вагонами Talgo могут комплектовать и другие поезда.
Вот некоторые маршруты, по которым курсируют поезда Talgo:
- Мадрид – Бургос.
- Барселона – Картахена.
- Барселона – Валенсия.
Arco
Ходит с такой же скоростью, как и Talgo, но имеет более специфичный маршрут. Эти поезда связывают Валенсию и Каталонию с Эстремадурой и Андалусией, а также Галисию со страной Басков. Еще одним направлением, по котором курсируют эти поезда, является Барселона – Ла-Корунья.
Alaris
Эти поезда связывают Мадрид и Валенсийское сообщество и курсируют по средиземноморскому коридору между Барселоной и Аликанте.
Altaria
Это поезда дальнего следования, которые соединяют Мадрид с южной частью страны. Очень часто используются составы поездов Talgo.
Аlvia
Эти поезда соединяют ряд крупных городов. Особенностью их является то, что они ходят как по классической, так называемой пиренейской колее, так и по высокоскоростным линиям. Вот несколько маршрутов, по которым курсируют поезда этого типа:
Expreso
Популярный вид поезда в Испании. Название говорит само за себя – экспресс. Ходит на большие расстояния и останавливается только в крупных городах.
***
Вот основные типы составов, относящиеся к категории скоростных и высокоскоростных составов, теперь перехожу к самому интересному вопрос о том, какие классы обслуживания есть в этих поездах и что они в себя включают.
Классы обслуживания дневных скоростных поездов
Все поезда, которые я перечислила выше, являются дневными, и в каждом из них есть как минимум два класса обслуживания, а всего их предусмотрено четыре:
- Preferente.
- Club.
- Turista.
- TuristaPlus.
О каждом из них я расскажу как можно более подробно.
Preferente
Еще его называют бизнес-классом. На большинстве маршрутов питание включено в стоимость билетов. Поесть можно как в вагоне ресторане, так и на месте. Возле кресел расположены розетки, на всех маршрутах есть мультимедийная система. Также пассажирам этого класса предлагают свежую прессу.Есть такие варианты размещения:
- Solo: предоставляется отдельное место у окошка.
- Club 2: два места (одно напротив другого).
- Club 4: 4 места (два места напротив двух, разделены столиком).
- Duo: два места рядом.
Club
Помимо всего, что доступно в классе Preferente, пассажиры класса имеют право на бесплатное парковочное место на сутки, если куплен билет в один конец, и на двое суток, если билет куплен в обе стороны сразу.
Turista
Это экономкласс. В таких вагонах есть несколько розеток, туалеты, а также пеленальная комната для пассажиров с маленькими детьми. На большинстве маршрутов ходят вагоны с мультимедийной системой.Схемы рассадки пассажиров зависят от конкретного вагона и могут быть следующими:
- Duo: два места рядом.
- Club 4: четыре места со столиком посередине (2+2).
Если попросите меня охарактеризовать этот класс в двух словах, то в ответ получите вот что: просто и комфортно.
Turista Plus
Варианты рассадки такие же, как в классе Preferente, однако вероятность того, что будет возможен вариант размещения Solo, равен практически нулю. Доступен такой класс обслуживания на некоторых маршрутах поездов AVE, а также на дальнемагистральных маршрутах. Услуги доставки еды к месту в этом классе нет, ровно как и доступа в специальные залы ожидания.
Вот такие стандартные классы обслуживания в скоростных поездах испанской железной дороги. Теперь вернемся к рассмотрению оставшихся типов поездов.
Поезда Tranvia и Automotor
Это поезда местного назначения, проще говоря – электрички. Едут они медленно, со всеми остановками, но пользуются большою любовью у туристов, так как именно на них можно доехать во многие городки. О делении на классы тут говорить неуместно. В большинстве случаев в вагоне рассадка пассажиров по схеме «2+2». В вагонах чисто и уютно, но на какой-то суперкомфорт рассчитывать не нужно.
Поезда TRENHOTEL и ESTRELLA
Ночной поезд – это именно то, что нужно, если вы хотите сэкономить на проживании в отеле и не терять драгоценное дневное время на поездку. Раньше я очень любила ездить в ночных поездах, но теперь стала замечать, что очень устаю в таких путешествиях и вместо того, чтобы по прибытии закинуть барахлишко в номер отеля и направиться изучать город, я падаю лицом в подушку и отключаюсь часов на пять. Но если вы подобными упадками сил не страдаете, то поезд отель просто создан для вас.В таких поездах есть четыре класса:
- Гран-класс.
- Бизнес-класс.
- Туристический класс.
- Класс с откидными сиденьями.
Гран-класс
Если у вас много денег и вы любите ездить в персональных покоях, то этот класс как раз для вас. Купе рассчитано на одного или двух человек. И там есть душ! Личный душ!!! Не удивляйтесь такому количеству восклицательных знаков. Часто в длительном путешествии на поезде (более 10 часов) ловлю себя на мысли, что, наверное, душу бы продала, только ради того, чтобы принять душ и смыть с себя всю эту дорожную пыль. Так вот, в гран-классе у вас будет такая возможность.
Бизнес-класс
Двухместное купе для женщин, мужчин или семей. Могут быть предоставлены смежные, в купе есть умывальник и кондиционер. Туалет один-два на вагон. Очень удобно, если вы едете вдвоем.
Туристический класс
Вот тут все очень путанно. Но стоит рассчитывать на то, что если вы едете из Испании в другую страну, скажем, Францию, то скорее всего в купе будет три-четыре полки, а вот если маршрут по стране, то готовитесь к тому, что в купе будет шесть полок. По три полки, разделенные проходом, и даже столика нет, только лесенка, чтобы взобраться наверх. Да и сидеть на двух нижних полках не удастся, уж очень низко.
Постель своеобразная: простынка, в которую, по всей видимости, нужно завернуться аки гусеница, подушка толщиной в два сантиметра (да у меня одеяло на случай сильных холодов дома толще), ну и еще получите серенький «тюремный» пледик. Может повезти, и у вас в купе будет умывальник. Все зависит от конкретного поезда, на котором вы собрались ехать, поэтому момент с полками желательно уточнить при покупке билета.
Класс с откидными сидениями
Если готовы всю ночь ехать сидя, то вам сюда. Рассадка пассажиров в большинстве случаев «3+1». Кресла прям супер удобными я бы не назвала. Да широкие, да раскладываются, но есть разница между тем, чтобы проехать в таких креслах пару часов, и ехать всю ночь. К утру и спина может «колом стать». Вагоны кондиционированы, есть розетки и хорошее освещение.
Думаю, к этому моменту у вас уже назрел один важный вопрос. Есть ли wi-fi в поездах? Нет. Обещают из года в год, но все никак не сделают. Я вас ознакомила с основными категориями и типами поездов. Это, естественно, не все, если хотите еще поглубже влезть в дебри классификации поездов, то вам нужно перейти на сайт RENFE.Теперь перейду к не менее насущному вопросу: какие есть тарифы на проезд в испанских поездах?
Тарифы
Тарифы на поезда железной дороги Испании, как и поезда, самые разнообразные: от стандартных тарифов, которые можно применить практически к любой категории поезда, до специальных, которые действуют только на некоторых маршрутах или для определенных категорий пассажиров. Рассмотрим основные.
Promo
Согласно этому тарифу, невозможно выбрать место в поезде, оно будет назначено системой автоматически (как сидячее, так и лежачее). Тариф построен на динамической сиcтеме ценообразования и позволяет купить билет на 70% дешевле, чем по стандартному тарифу Flexible. Изменить билет (выбрать другую дату или время поездки), сдать его невозможно. Плюсом такого тарифа является низкая стоимость билета, а минусами то, что такие билеты быстро разбирают, и в случае, если ваши планы поменялись, деньги пропадут.
Promo+
Так же, как и в тарифе Promo, действует динамическая система образования цен, и по сравнению с базовым тарифом вы сможете сэкономить до 65% стоимости стандартного билета. За редкими исключениями можно выбрать себе место.
Изменение и возвращение билета в этом тарифе штука довольно запутанная. Я долго пыталась вникнуть в вопрос времени, за которое нужно сдавать или обменивать билеты, чтобы частично возвратить деньги. На сайте RENFE все довольно путано написано. Поэтому я направила свои стопы на сайт официального дистрибьютора билетов и свои знания почерпнула уже оттуда. К счастью, на практике мне их применять не пришлось, все поездки прошли как запланировано.Так вот, обменять билет можно. Из стоимости вычтут 30%, если сдадите или обменяете билет за семь дней до отправления. Если сделать это позднее, то вернут вам только 50% стоимости. Вернуть или обменять билет после отправления поезда невозможно.
Flexible
Это базовый тариф с самой высокой стоимостью билетов. Но он отличается своей гибкостью. К примеру, вы можете изменять дату и время путешествия. Если стоимость выбранного вами путешествия выше, вы просто доплачиваете необходимую разницу. Если же выбранный вами билет будет стоить дешевле уже имеющегося на руках, то 15% стоимости вычтут в качестве расходов на возмещение. Если вы опоздали на поезд не более, чем на полчаса, то можете по этому билету уехать в следующем поезде, идущему в нужном направлении.Билет по этому тарифу можно сдать, из его стоимости отминусируют всего 5% от стоимости. Так что если вы, как говорится, не уверены в завтрашнем дне, то лучше купить именно такой билет, чтобы можно было вернуть в случае чего практически полную стоимость.Вот такие стандартные тарифы представляет нам испанская железная дорога. Теперь расскажу о некоторых специальных.
Ida y Vuelta
Дословно переводится как «туда и обратно». Особенностью этого тарифа является скидка до 20% по сравнению с тарифом Flexible, и естественно то, что вы покупаете билет сразу в две стороны. Изменить дату и время поездки можно бесплатно. При отмене билетов у вас вычтут 40% их стоимости. Если опоздали менее чем на 30 минут на свой поезд, то сможете по этому же билету уехать на следующем поезде, идущим в этом направлении.
Mesa
Очень интересный тариф, я с таким столкнулась впервые. Компаниям, интровертам или людям с животными должно понравиться. Дословно мesa переводится как «стол». Этот тариф подразумевает покупку четырех мест в поезд, расположенных по схеме «2+2». Места повернуты друг к другу «лицом», их может разделять столик, но его может и не быть. Продаются только четыре места одновременно. Нельзя выкупить, предположим, два или три места по этому тарифу. Естественно, вы можете ехать и одни, расставив на остальных местах сумки или усадив домашних питомцев.
Кстати, о питомцах. Согласно этому тарифу, можно бесплатно провезти двух животных. Но тут же дается оговорка, что на человека может быть не более одного животного. Так что если собрались провезти в вагоне две овчарки, нужно брать с собой еще одного спутника. Изменить дату или время поездки невозможно. Зато вполне реально отменить покупку, получив обратно 50% стоимости билета. Купить билет по такому тарифу можно только на поезда AVE-Larga Distancia.
Web-тариф
Специальный тариф при покупке билетов через интернет на сайте RENFE. Действует он не на всех направлениях. При использовании этого тарифа можно получить скидку в 60%, при условии, что билет куплен не менее, чем за 15 суток до отправления поезда. Обменять или сдать такие билеты невозможно. На сайте обозначается значком «W».
Estrella
Скидка на билет составляет 30-40% от стандартной стоимости билета. Билет нужно купить как минимум за семь дней до дня поездки. В отличии от Web-тарифа, в тарифе Estrellа вы можете внести коррективы в дату и время поездки, а также сдать билет. Если нужно поехать в другое время, то модификация билета обойдется в 15-20% от стоимости. А вот если захотите сдать его, то штраф составит 30%. На сайте этот тариф обозначается звездочкой. Лично я его называю «хватай пока есть».
Вот такие основные тарифы предлагает компания Refne для своих клиентов. Иногда, в зависимости от типа поезда, могут быть и другие специфические тарифы, останавливаться на которых я не буду, так как туристы, пользуясь ими, поездки совершают очень редко. Но если интересно, то с ними вы можете ознакомиться вот здесь.
Как сэкономить на путешествии
Согласитесь, животрепещущий вопрос, особенно в том случае, если один билет стоит как зарплата за неделю. Расскажу вам несколько лайфхаков, которые помогут не так быстро исхудать вашему кошельку.
Заблаговременная покупка билетов
Так вот, первое правило экономного путешествия – это заблаговременная покупка билетов. Рассказывать о том, что это хорошо и благоразумно можно очень долго. Но, как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому для наглядности покажу вам несколько скринов с официального сайта железных дорог, которые проиллюстрируют то, насколько выгодно покупать билет заблаговременно.
Берем популярный маршрут «Мадрид-Барселона». Для начала смотрю стоимость билета за неделю до отправления на скоростной поезд AVE, который очень комфортный и домчит до Барселоны всего за два с половиной часа. Цена – 84,3 €. Невольно появляется желание идти до Барселоны пешком, а ночевать в палатке.
Однако, посмотрев билет на рейс, который отправляется на месяц позднее, можно увидеть, что стоимость упала до 32 €.
Согласитесь, совсем другое дело? Я попыталась было найти билеты еще дешевле, но цена за 2 месяца до отправления поезда составляла снова 84,3 €. Вот такая она, динамическая система образования цен. Однако это вовсе не значит, что билеты нужно покупать именно за месяц до поездки. На некоторых других маршрутах ввиду их специфики стоимость билета за два месяца до отправления ниже, чем когда-либо.
Умелое использование тарифов
Пользуйтесь тарифами со скидками. Но при этом грамотно планируйте свое путешествия, чтобы не было ситуации, когда вы купили самый дешевый билет и в итоге не поехали по нему, а деньги ушли впустую.
Путешествие группами
Здесь я хочу напомнить о тарифе для четырех – Mesa. Согласитесь, что это выгодно – заплатить 70-80 € за группу из нескольких человек, чем покупать билет для одного по такой же стоимости? Этот вариант просто незаменим для семей или компании друзей.
Скидочные карточки
Если вы планируете не разовый проезд по территории Испании, то, думаю, эта информация будет вам весьма кстати.
Карта Tarjeta Plus 10
Несколько лет назад были ведены специальные скидочные карточки для поездов Avant, они ходят на расстояние не более чем 200 километров. Карта Tarjeta Plus 10 рассчитана на десять проездов. Она именная и не подлежит передаче. Действует в течение двух месяцев без активизации. Но если вы первый раз воспользовались этой карточкой, то совершить все десять поездок нужно за восемь дней. Карту можно сдать, но только в том случае, если вы не начали ею пользоваться. Если вы потеряли карту или у вас ее украли, нужно обратиться с документами, удостоверяющими личность в кассу, там вам постараются помочь. На счет стоимости карты – я бы вам советовала этот момент уточнить в кассе или на сайте RENFE.
Карта Tarjeta Dorada
Всегда восхищалась сеньорам и сеньоритам, которые вместо просмотра телевизора или зависания на лавочках путешествуют! В Испании им особенно пригодится карта Tarjeta Dorada. На данный момент ее стоимость составляет 6 € в год. И она дает существенные скидки для путешественников старше 60 лет.
- На поезда AVE с понедельника по четверг предусмотрена скидка в 40 %, а в пятницу и выходные – 25 %. Скидка предоставляется на любой поезд и класс.
- На поезда средних расстояний (обычные, не AVE) скидка составляет 40 % в любые дни и маршруты.
- На поезда Avant скидка составляет по будням 25% от стоимости билетов, а в выходные – 40 %.
Также эта же карточка распространяет свое действие и на инвалидов. При потере карты или ее похищении нужно обратиться в кассы с соответствующими документами, удостоверяющими вашу личность. Узнать о ней подробнее модно здесь.Купить эти карты можно в кассах вокзалов, на сайте железной дороги или в туристических фирмах.
Inter Rail Spain Pass
Если планируете ездить активно и не только на поездах Avant, вам может пригодиться карта Inter Rail Spain Pass. Она рассчитана на неограниченное количество путешествий в течении 3, 4, 6, 8 дней в месяц. Соответственно, карта покупается на определенный из этих периодов. Стоимость различается в зависимости от того, пассажир какой категории ее покупает. Так, для молодежи, пожилых, а также семей, покупка обойдется дешевле. Приведу цену для взрослых.
Как видно, сэкономить можно довольно-таки существенно. Кроме того приятным бонусом является то, что такая карата дает скидку в 20% на поездки на паромах и катерах на Блеарские острова.Однако нужно помнить, что проезд по такой карте не сочетается с другими акциями и скидками. Купить можно прямо здесь.
Постоянно действующие скидки
Компания REFNE предоставляет также вот такие постоянные льготы:
- Скидка в 20% на билеты семьям с тремя детьми.
- Семьям с количеством более шести человек предполагается скидка в 50%.
- Скидки для групп в 10-25 человек. Путешествуя группой, можно получить скидку в 15% на билет.
- Скидки для детей. В возрасте от 3 до 14 лет дети едут со скидкой в 40% на все даты и билеты.
- Скидка для молодежи. Вот этот момент мне очень нравится. Если вам еще не выполнилось 26 лет, вы можете, предявив документ подтверждающий ваш возраст, получить скидку в 20% на билет.
Думаю, на последние два пункта нужно обратить особое внимание, так как это хорошая возможность сэкономить.С финансовой стороной поездок разобрались. Теперь я расскажу обо всех нюансах путешествий, которые нужны для того, чтобы путешествие пошло как по маслу.
Залог хорошего путешествия
Комфортное перемещение зависит от многих факторов, которые нужно учитывать при поездке на поезде. Для того, чтобы путешествия остались в вашей памяти приятным воспоминанием, не забывайте о том, что:
- Нужно учитывать внештатные ситуации и опоздания.
- Компостировать купленные билеты (не всегда).
- Беречь билет.
- Знать правила провоза багажа.
- Хорошо ориентироваться на вокзалах.
Итак, расскажу вам обо всем по порядку. Начну с опозданий и внештатных ситуаций, так как именно они часто становятся причиной испорченных путешествий.
Внештатные ситуации
Наверное, все знакомы с забастовками по-итальянски. В Испании с таким явлением еще не сталкивались. Однако один из сотрудников железнодорожной компании познакомил мир с забастовкой в испанском стиле. Дело было так. Поезд отправился из Сантареда в Мадрид, но завершилось путешествие в Осорно, так как у машиниста закончился рабочий день. И более ста пассажиров остались запертыми в поезде на станции в Осорно. Путешественников удалось вызволить только с помощью гражданской авиации. И попали они в Мадрид с пятичасовым опозданием. Компания RENFE извинилась и пообещала вернуть деньги за билеты, но, как говорится, осадочек-то остался. Кто-то опоздал на пересадку, а кто-то не попал на самолет.
Что касается машиниста, то в отношении него начали внутренние расследование. Профсоюз говорит, что машинист принял правильное решение, так как его усталость могла сказаться на безопасности перевозки. Последнее время работники REFNE жаловались на неудобные рабочие графики и малое количество персонала. Вероятно, этот случай поможет главам компании пересмотреть политику в отношении своих подчиненных.
Вот, пожалуй, самый известный эксцесс за историю железной дороги. Однако кто знает, не заставит ли этот поступок других машинистов подобным образом отстаивать права? А если без пафоса, то я ему даже симпатизирую немного. Тоже хочется иногда слинять от шефа и дополнительной работы.
Что касается опозданий, то железная дорога Испании отличается пунктуальностью, по сравнению с той же железной дорогой Италии. Однако раз на раз не приходится, и опоздания все же происходят. В отношении них RENFE ввела очень хорошие правила.
- На направлении Мадрид-Севилья, которое обслуживают высокоскоростные поезда AVE, допустимо опоздание не более чем на 5 минут. Если же поезд опоздает на большее время, компания гарантирует полное возмещение стоимости билетов.
- На других направлениях и поездах, если поезд опоздает более чем на 15 минут, гарантируется возвращение половины стоимости билета, а если поезд опоздал на 30 минут, пассажиру вернут полную стоимость.
Оно-то и хорошо, если вы никуда не спешите и полчаса для вас роли не играют. Но вот если вас ждет пересадка или вы мчитесь в аэропорт, опоздания крайне нежелательны. Так что всегда оставляйте для себя запас времени при составлении пересадок. И не опаздывайте сами! Иногда думаешь: ну еще чуть-чуть посплю, еще пять минуток сериала, еще нужно макияж сделать или стрелки на рубашке наутюжить. Так вот, если хотите успеть на поезд, то встаньте пораньше, сериал заблаговременно скиньте на планшет и вовремя отправляйтесь на вокзал. Лучше успеть на поезд в мятой рубашке или с естественным макияжем (девчонки, вы же понимаете, о чем я), чем отутюженным на все сто мачо или расфуфыренной красоткой сидеть одиноко с чемоданом на коленях в зале ожидания.
Компостирование билетов
Билеты компостировать нужно, но не все. Если билет на поезд дальнего следования, то на нем указана дата, время отправления поезда, а также номер места. А вот на местные поезда, электрички билеты нужно прокомпостировать. Сделать это можно в специальных компостерах, расположенных на перронах. За не прокомпостированный билет вам может грозить штраф до 200 евро. Компостировать билет нужно вот в таком автомате.
Берегите билет
Не потеряйте свой билет, безбилетникам тоже грозит штраф. А контролеры в поездах явление довольно-таки частое, а бегать от них по вагонам удовольствие сомнительное. Считаю должным вас запугать о размере штрафов. Ну как запугать? Вернее предупредить, но, учитывая размер штрафа, это больше похоже на запугивание.В среднем штраф безбилетникам при оплате на месте составляет 50 €. Оплату можно отстрочить, и вам выдадут квитанцию. Если оплатите в течение 30 дней, сума штрафа составит 100 €. Если же потратите на оплату более 30 дней, заплатить придется уже 600 €.
Как же происходит контроль билетов? В поездах дальнего следование билеты просматривают при посадке, далее по салону проходит контролер и еще раз проверяет билеты. Также на некоторых вокзалах билеты нужны, чтобы пройти через турникеты при выходе с вокзала. А еще не советую складывать веером, превращать в самолетики или комочки билеты, распечатанные на принтере, так как при покупке билета, считывается QR-код.
Правила провоза багажа
На одного пассажира должно быть не более 25 килограммов багажа. Тут мне вспомнился момент, когда я из интереса решила взвесить свою дорожную сумку, оказалось всего-навсего 8 килограммов. И плюс пару килограммов кожаный рюкзачок для ценных вещей. Вот что называется путешествовать налегке. Но если вы любите так, чтобы сумок было побольше, то помните, что их количество должно быть не более трех, а в сумме измерений (ширина, высота и длина) не должно получиться более 290 сантиметров. Размер самого крупного багажа не должен быть более чем 35+55+85 сантиметров.На изображении ниже вы можете увидеть размеры и виды багажа, а также то, как можно разместить его в поезде.
Ориентация на вокзалах
Думаю, с этим проблем быть не должно. Навигация на вокзалах прекрасная. Повсюду есть табло, где указано время пребывания поезда, колея и направление. Лично мне бы хотелось, чтобы колея на табло появлялась хотя бы за час до отправления поезда. Но нет, эта информация появляется значительно позднее.
Большие вокзалы дизайном и масштабностью больше похожи на аэропорты. Плюс один к моей любви к железнодорожным вокзалам добавляют травелаторы. Все-таки не пристало хрупкой девушке бегать по вокзалу с сумкой, пусть и сравнительно легкой.
Обычно у туристов, добравшихся до колеи, возникает не менее насущный вопрос: а как же определить, где остановится именно нужный вам вагон. Особенно остро этот вопрос становится, если на посадку есть всего несколько минут, а платформа почти километр в длину.
Мне кажется, это больше проблема постсоветских стран. Буквально пару недель назад была в Одессе. Возвращалась назад я уже в компании друзей, билеты у нас были в один вагон. Вокзал современный, до нужной колеи добраться раз плюнуть, а вот дальше... Дальше все усиленно пытались определить, где же станет нужный нам вагон. Я, ориентируясь на предполагаемое количество вагонов и поезд на соседней колее, высчитала предполагаемое место на платформе. Друзья же были в ста метрах от меня. В итоге двери нужного вагона открылись как раз напротив. А друзья, запыхавшись, спустя 5 минут завалились в купе и в шутку обозвали меня ведьмой:)
В Испании же к этому вопросу подошли куда более существенно. Платформа поделена на сектора, и пассажир уже заблаговременно знает, куда ему нужно прийти. А вот в Кордове к этому подошли еще основательнее. Вагон и его класс прорисованы на платформе краской, так что перепутать будет трудно.
На дверях вагонов есть довольно-таки олдскульные табло с нужными вам данными.
Вот, пожалуй, вся необходимая информация, которая сделает ваше путешествие еще более комфортное. А какое же путешествие без билета? Далее я расскажу о трех вариантах покупки железнодорожных билетов в Испании.
Покупка билетов
Так или иначе, а вам придется купить билет, если намерены путешествовать на поезде. Поэтому хочу помочь вам разобраться с тремя различными вариантами покупки билета:
- В кассе.
- Через официальный сайт RENFE.
- Через автоматы на станциях.
Покупка билетов в кассе вокзала
Далеко не все кассиры владеют английским, так что выучите несколько реплик на испанском, которые помогут вам найти общий язык. У меня, признаюсь, не всегда получается договориться о покупке билета даже на английском, не говоря уже о испанском. Вечный шум, очереди, кассир то ли не слышит, то ли не понимает меня. Поэтому я всегда пишу для них записки. Так и мне не нужно пытаться найти в себе способности к иностранным языкам, коих у меня отродясь не было, и кассир может легко и без суеты сделать свою работу.На листочке я пишу следующую информацию:
- Дату и время поездки.
- Вокзал отправления и вокзал прибытия поезда.
- Класс вагона.
- Тариф.
- Стоимость билета.
- Слова благодарности (вежливость никто не отменял).
В итоге записка выглядит вот так.
Перед тем, как написать ее, я внимательно изучаю сайт RENFE, подбираю необходимый рейс и на основе имеющейся информации сочиняю свое послание.
Покупка билетов через автоматы
Купить билеты можно и через специальные автоматы. Расположены они на большинстве вокзалов. На крупных станциях в час пик возле них стоят служащие вокзала и бесплатно помогают туристам разобраться с схемой работы автомата. Некоторые предприимчивые испанцы занимаются тем же, но уже на платной основе, так что будьте бдительны.
Есть несколько видов автоматов, и среди них сами популярными являются агрегаторы MD (для поездов ходящих на средние дистанции) и автоматы Сercanias (для электричек). Важно помнить, что в автоматах вам не будет представлено выбор тарифов WEB и Estrella, так что существенно сэкономить не получится. Выглядит автомат вот так.
Рассмотрю алгоритм покупки билета на примере маршрута Кордова – Херес-де-ла-Фронтера. В большинстве случаев по умолчанию станцией отправления является та станция, на которой вы находитесь, однако вы можете ее изменить. Перед нами основные направления от станции Кордовы. Однако нужного нам городка там нет. Поэтому жмем на кнопку Otros Destinos (иные направления).
А вот теперь уже появилась нужная точка прибытия, на которую мы и жмем. Ниже на мониторе видим фиолетовую полоску, на которой значится: Seleccione TIPO DE BILLETE (выбор типа билета).Предоставляются три возможные варианта:
- IDA (в одну сторону).
- IDA Y VUELTA (в обе стороны).
- ABONOS (абонементы).
Также справа можно увидеть круглый значок, с помощью которого можно изменить язык на английский. Но, я думаю, вполне разобраться можно и на испанском. Чтобы продолжить жмем на Continuar.
Теперь представитель робототехники предлагает нам выбрать дату. Даты показываются на сегодня, чтобы изменить её, нужно нажать на кнопочку Cambiar feche ida, которая расположена в правом нижнем углу экрана.
Далее нужно выбрать количество билетов в зависимости от возраста пассажира и специальных скидок, зависящих от возраста. Мы видим такие предложения:
- ADULTO (для взрослого пассажира).
- NINO (для ребенка).
- TARJETA DORADA (для пассажиров старше 60 лет, которые имеют соответствующую карту).
- CARNET JOVEN (для пассажиров младше 26 лет, имеющих соответствующие молодежные карты как испанские, так и зарубежные).
Выбрав нужный билет, можно сразу увидеть его стоимость.
Далее проверяем все данные и переходим к оплате, нажав на Relizar pago.
Теперь нужно оплатить билет. Автомат принимает купюры номиналом до 50 евро, а также монеты. Сдачу выдает монетами, так что лучше иметь купюры номиналом поменьше, а то будет таскать в карманах тридцать евро мелочью. Оплатить также можно и кредиткой или дебетовой картой.
Выглядит билет на поезда средней дистанции вот так.
Каракуля ручкой – это контролер проверял билет в поезде. Как видите, ничего сложного в покупке билета нет. Естественно, систему покупки время от времени обновляют, может, немного изменится интерфейс, но алгоритм остается тот же. Если «зависли» на каком-то шаге, лучше позовите на помощь служащего вокзала.
Покупка билетов на сайте
Сайт обновляют еще чаще, чем автоматы, только поспевай следить, вечно добавляют новые функции или вкладки. Сейчас постараюсь пошагово объяснить, как же совершить покупку. Сайт у нас будет на испанском языке. Вы не подумайте, я совсем не испаноговорящая девочка. Просто много пользователей жалуется на то, что когда сайт на английском, невозможно завершить процедуру покупки. Так что лучше не рисковать, а то денежки уйдут, а билет ищи в поле. Ну вы-то его найдете, однако после длительной переписки с онлайн-консультантом и даже официальными запросами.
Переходим на стартовую страницу и заполняем окошко:
- Origen (откуда).
- Destino (куда).
- Salida (дата отправления).
- Regresa (дата возвращения, при необходимости).
- Adultos – взрослые.
- Niños – дети.
Далее идет блок с полями для скидок, но они все в основном для итальянцев. И самый нижний блок предназначен для промокода. Если у вас такой имеется, то его нужно ввести. Далее жмем Comprar (купить).
Как видим, открывается окно с доступными рейсами. На моем маршруте и с выбранными мною станциями, есть всего два варианта поездки. Если же на вашем направлении больше вариантов, это хорошо, можно подобрать наиболее удобный. Также слева есть блок, который называется Filtrar, там вы можете поставить фильтры, такие как:
- Время отправления (от и до).
- Стоимость билета (от и до).
- Тип путешествия (к примеру, без промежуточных остановок).
- Преимущества (тихий вагон, тариф «Стол» и так далее).
Если нажать на плюсик во вкладке Opciones (опции), то вы сможете увидеть всю информацию про данный рейс и изменить класс и тариф.
Так как передо мной уже сейчас показан самый выгодный вариант поездки, я его и выбираю. Нажав на стоимость билета, попадаю на страницу с несколькими блоками и огромным количеством информации, которою мне нужно заполнить.
Блок Información viajero
Вот в этом блоке можно еще раз поразмышлять над тарифом, по котором вы собрались ехать. А многодетные испанцы могут выбрать соответствующую вкладку и получить причитающуюся скидку.
Блок Datos personales
А этом блоке мы переходим к заполнению личной информации. Нужно указать:
- Имя.
- Фамилию.
- Электронную почту.
- Документ удостоверяющий личность.
- Номер документа.
- Телефон.
- Номер скидочной карты (если есть).
Я, естественно, для примера указала вымышленные данные. Заполнив это, переходим к следующему маленькому блоку.
Блок Seleccionar asiento
Нужно выбрать место. Система предлагает такие варианты:
- Indiferente (все равно).
- Selección de asiento (выбор места, если доступен этот вариант, то можно выбрать номер кресла).
- Preferencia Ventana (возле окна).
- Preferencia Pasillo (возле прохода).
Блок Еlegir modo de pago
Тут можно выбрать режим оплаты. Вот так будет выглядеть окошко, если вы захотите оплатить через банковскую карточку.
А так, если выберете оплату через PayPal.
Со стандартной процедурой оплаты, думаю, знакомы все: заполняем необходимые данные, подтверждаем покупку через СМС. Если все прошло гладко, вы сразу же сможете распечатать билет, который выглядит примерно так.
Также можно отправить билеты себе на почту. Но искать их придется в папке со спамом. В поле оплаты билета будет высвечиваться его номер (localizador), запишите его, и в случае потери билета, вы сможете его восстановить.
При покупке не нужно подолгу зависать над каждым пунктом. Сессия для приобретения билета на сайте длится буквально несколько минут. Если не успеете, придется все начинать сначала.
***
Вот так вот, друзья. Занавеса загадочности приподнята, а секреты раскрыты. Теперь вы вооружены достаточным количеством информации, чтобы можно было без проблем путешествовать по Испании на поезде. Счастливого пути!