Я неоднократно слышала, что Томск называют транспортным тупиком. Это связано с тем, что транссибирская магистраль проходит вдали от него. Соответственно, здесь не очень хорошие развязки, даже большинство транспортных компаний вынуждено работать через другие города, обычно через Новосибирск.
Транссибирская магистраль и Томск
Когда в конце XIX века зашел вопрос о строительстве магистрали, ее решили сделать в обход Томска. И там, где построили железнодорожный мост, появилось поселение, которое стало стремительно расти и превратилось в город-миллионник Новосибирск. Так почему же железную дорогу решили прокладывать мимо Томска, крупнейшего для XIX века города Сибири? На это у историков есть несколько мнений.
Официальной версией считается, что дорога через город была невыгодна, так как пришлось бы удлинить магистраль почти на 150 вёрст (около 160 км). Также в Томской области много болотистой местности, из-за этого могли возникнуть определенные сложности.
Но есть и другая версия. Напоминаю, что Томск был университетским городом (в принципе, и остается) и средоточием умов и вольнодумцев. Поэтому руководство страны боялось потерять Сибирь. Ведь если дать дополнительное развитие транспортным коммуникациям, это приведет к росту города, соответственно, контролировать его будет сложнее. А в XIX веке уже были примеры, когда отделялись колонии от своих «глав»: так отсоединились Бразилия, Аргентина, Мексика. Короче, сильная оппозиция не нужна была власти.
Но конечно, это всего лишь теория.
Но мне кажется, как раз благодаря этому город сохранил свою самобытность и высокий уровень образования. Томск небольшой, компактный, из одного его конца в другой на машине можно легко добраться за 15-20 минут. Ну, конечно, если не застрять в пробке. Кстати, последних тут не так много: власти стараются разгрузить все сложные развязки.
Речной транспорт
Один из самых старых видов транспорта города – речной. Именно по реке на эту землю прибыли основатели города, русские казаки. Действие речного транспорта особо актуально для грузоперевозок: в теплое время года по реке осуществляется транспортировка песка и гравия как на предприятия области, так и в соседние регионы. Летом, если гулять по набережным города, можно увидеть эти грузовые суда.
Также в теплое время года можно покататься по Томи на пароходах, стоимость такой прогулки в пределах 500 руб. Кроме этого, летом можно переправиться с речвокзала на другой берег – Семейкин остров, где организован городской пляж (цена в пределах 30 руб.)
По реке осуществляются и паромные переправы в местах, где отсутствуют мосты. Такие есть на севере области: в Колпашево, Каргаске.
Городской транспорт Томска
Общественный транспорт представлен:
- автобусами;
- троллейбусами;
- трамваями;
- такси.
Трамваи
В Томске всего лишь 4 маршрута трамваев. Честно признаться, я редко пользуюсь ими, так как в основном они ходят по прилегающим к центральным улицам.
Трамвайный парк обновлен совсем частично (в отличие от троллейбусов), поэтому в основном ходит старый транспорт, но есть и новенькие машины. Стоимость проезда 15 рублей, для пенсионеров – 12 рублей.
На самом деле, трамваи Томска известны половине страны, но об этом никто не догадывается. Именно о томском трамвае было написано стихотворение, которое легло в основу песни группы Любэ «Трамвай пятерочка». А написал его местный поэт Михаил Андреев. Правда текст немного подкорректировали: однёрочка превратилась в пятерочку, а район «Черемошники» в более известные «Черёмушки». Кстати, Андреев еще автор и «Тополиного пуха» Иванушек.
Троллейбусы
Троллейбусы функционируют в Томске с 1960-х годов, проезд стоит 15 рублей и 12 рублей для пенсионеров. В городе работает около 90 единиц транспорта по 8 маршрутам. В основном они ездят по крупным улицам: пр. Ленина, пр. Комсомольский, пр. Фрунзе, Иркутский тракт. Особенно на них удобно преодолевать короткие расстояния, если требуется добраться из одного конца города в другой, то дорога займет больше времени, чем на маршрутке.
Еще очень удобно для мам с колясками: троллейбусы низкие, многие из них не имеют лестниц, поэтому занести коляски достаточно легко.
В троллейбусах активно используется реклама: это и печать на его борту, а также видеореклама в салоне (ее транслируют по небольшому телевизору вместе с перечнем остановок). Ну и некоторые траллики оборудованы последними технологиями: внутри работает Wi-Fi. Короче, делается все для привлечения пассажиров.
При поддержке администрации города разработано специальное приложение для планшетов и смартфонов, которое представляет собой карту города и пути следования всех троллейбусов и трамваев. Таким образом, можно посмотреть, насколько далеко от остановки идет транспорт. Кроме этого, на некоторых остановках в центре города совсем недавно появилось табло с информацией, через сколько минут подойдет тот или иной троллейбус.
Такси
Стоимость поездки на такси варьируется от 100 до 170 рублей (если речь идет об отдаленных районах). Но это при условии, что автомобиль вызван из службы заказа легкового транспорта. Если же ловить машину на улице, то цену назначает водитель, и она может быть больше в полтора-два раза.
Если требуется, то водитель может выдать чек, правда об этом условии необходимо обязательно сообщить оператору при заказе машины. Аналогично дело обстоит и с безналичным расчетом: диспетчеру необходимо сказать об этом при заказе транспорта.
Автобусы
Всего автобусных маршрутов в городе 44, из них 13 ездят в пригород. Томичи называют их любовно «маршрутками». Они ходят по всем крупным улицам, остановки друг от друга, как правило, расположены в 7-10 минутах ходьбы. В период учебы, как и многие другие студенты, я частенько передвигалась пешком, да и сейчас люблю прогуляться.
Примечательно, что все автобусы находятся в частных руках. Перед 400-летием города администрация проводила крупную подготовку, в том числе это коснулось и маршрутной сети: для снижения аварийных ситуаций и для повышения качества работы перевозчики должны были перейти на автобусы ПАЗ-3205.
Уж не знаю, насколько улучшилось качество работы, но пазики ходят и по сей день. И вообще, функционирование общественных автобусов – это отдельная история.
О них необходимо знать следующее: обычно горожане их останавливают взмахом руки. Конечно, водителей обязывают останавливаться на каждой остановке, но, так как они экономят время и, соответственно, деньги, могут промчаться мимо, если вы не помашете. И более того, это настолько вошло в привычку у жителей города, что даже если на улице ходит только один маршрут, люди на остановке все равно машут при приближении транспорта.
Кроме этого, маршрутки работают без кондукторов, расчет производит водитель на выходе. Ему обязательно необходимо сообщить остановку, иначе он может проехать. Наверное, отсюда и сложился образ водителя в голове горожан: в одной руке сигарета, плечом прижат телефон, а второй пытается дать сдачу. Под радио «Шансон».
Поэтому в час пик в автобусе можно увидеть следующую картину: люди друг другу цепочкой передают деньги для расчета за проезд с обязательным озвучиванием остановки.
Вход пассажиров осуществляется через две двери, а вот выход – только через ближнюю к водителю. Это, прежде всего, способ обезопаситься от «зайцев». Конечно, если потребуется выйти через заднюю дверь (с багажом или опять же в час пик), то непременно нужно сообщить водителю об этом, иначе дверь он не откроет (а вдруг безбилетник выскочит?).
Ох, сколько бывает возмущений в адрес водителей…
Самое интересное, что, приезжая в другой город, я первые дни веду себя также: громко озвучиваю остановки, и даже могу попросить открыть заднюю дверь.
Проезд стоит 17 рублей, для пенсионеров – 15 рублей. И даже есть автобус для студентов, это маршрут №60, стоимость по студенческому билету тоже составляет 15 рублей. Билеты в автобусе не выдаются, но всегда они есть у водителя, поэтому если необходимо, можно оторвать самостоятельно нужное количество.