В марте 2014 года спустя 60 лет, прошедших с момента отсоединения, Крым вновь стал нашим. Можно бесконечно спорить о целесообразности действий, вернувших полуостров России, но плюсы очевидны – одним побережьем в стране теперь больше. Крым был и остается любимым местом отдыха многих соотечественников. Поводов проводить там отпуск прибавилось, особенно если учесть курс иностранной валюты, заметно сокративший выбор туристических направлений. Я раньше много путешествовала по другим странам несколько раз в год, но сейчас выбираться за пределы России могу позволить себе не так часто. Поэтому начала открывать для себя красоту собственной родины, чему на самом деле рада.
У нас масса достойных мест. Взять хотя бы тот же Крым. Очарование Ялты не описать словами. Я гуляла по ее набережной часами. А Балаклава? До развала СССР этого места даже не было на карте из-за секретного завода по ремонту атомных подводных лодок. Сейчас там музей, который я рекомендую к посещению всем: и мужчинам, и женщинам. В нем чувствуется мощь государства. Итак, едем в Крым через Керченский пролив! Добраться до Керченского пролива можно разными видами транспорта: на автомобиле, поезде или автобусе, а дальше паром. Но обо всём по порядку.
Немного истории
Паромная переправа через Керченский пролив сегодня — единственный способ попасть на полуостров не по воздуху, пока строится мост, который соединит Крым и Кубань. Он, кстати, уже был, хотя об этом мало кто знает.
Идея о необходимости моста первой пришла в голову не ВВП страны, а Гитлеру в 1943 году. Фюрер даже начал строительство, однако завершить работы ему не удалось – в мае 1944-го русские войска освободили Крым от немецких захватчиков. Советское начальство приняло решение продолжать возведение моста, и через семь месяцев конструкцию протяженностью 3116,5 м сдали.
Но служила она недолго – зимой 1945 года мост не выдержал ледохода из Азовского моря и рухнул. Вопрос о его восстановлении не поднимался: страна лежала в руинах, и перед ее первыми лицами стояли более приоритетные задачи. В сентябре 1954-го появилась Керченская паромная переправа. До конфликта с Украиной она с транспортным потоком справлялась, так как были альтернативные варианты добраться на полуостров. Сейчас они для россиян затруднительны.
Ситуация с мостом через Керченский пролив сегодня
Летом 2014 года на переправе через Керченский пролив случился коллапс; люди стояли в очередях на паром по несколько суток. Тогда правительство заговорило о строительстве моста. После рассмотрения множества проектов старт, наконец, был дан. Конструкция пройдет между Керченским полуостровом Крыма на западе и Таманским полуостровом Краснодарского края на востоке через остров Тузла и косу Тузла в Керченском проливе Азовского моря.
Мост через Керченский пролив будет оснащен автомобильным и железнодорожным проездами, что, конечно, упростит эксплуатацию объекта, сдача которого намечена на конец 2019-го. За реализацию отвечает Росавтодор. Я была в Керчи в июне 2016 года и сфотографировала издалека будущий мост.
Как добраться до Керченского пролива
Я люблю путешествовать на машине, потому что это делает меня независимой от расписания общественного транспорта и дает свободу передвижения. Если едете в Крым на машине, автобусе или поезде, то прежде, чем вы попадете на полуостров, вас ждет паромная переправа через Керченский пролив. Это акватория Азовского моря, соединяющая его с Черным морем. Ширина Керченского пролива колеблется в разных местах от 4,5 до 15 км.
Из европейской части России в Краснодарский край, а затем к Керченскому проливу ведет федеральная трасса М-4 «Дон». Она проходит через Воронеж, Ростов-на-Дону, Тимашевск и ряд других крупных городов. Это одна из лучших дорог в нашей стране, хотя и с платными участками. Заторы часто случаются в районе села Лосево Воронежской области. Сколько раз я ни пользовалась данной трассой, ВСЕГДА попадала здесь в пробку. Причина – постоянные дорожные работы.
В Краснодарском крае двигайтесь в сторону Темрюка. Сначала вам нужно попасть в Тимашевск. Раньше автомобилисты объезжали город через железнодорожный пункт, на котором в настоящее время ведется ремонт. Поэтому сейчас все едут на переправу через сам город. На мой взгляд, это удобнее, так как на переезде обычно приходилось долго ждать (даже по часу) из-за большого потока поездов в южном направлении.
Переправа через Керченский пролив: собственный опыт
Первый раз на Керченскую переправу я попала в июне 2014 года. До того лета я ни разу не отдыхала в Крыму и посчитала присоединение полуострова к России серьезным поводом, чтобы побывать на родине художника Ивана Айвазовского, певицы Алены Свиридовой, телеведущей Ларисы Вербицкой и других известных людей.
В путешествие по ЮБК (Южному берегу Крыма) мы отправились на автомобиле, планируя посетить Ялту, Алушту, Судак и Алупку. Но прежде нас ждала паромная переправа через Керченский пролив. О мытарствах на ней не говорил и не писал в тот год только ленивый. Интернет-издания пестрели заголовками вроде «Туристы ждут паром несколько дней», «Керченская переправа не работает из-за шторма» и т.п. Блоггеры тоже активно включились в полемику, поминая на чем свет стоит, правительство, дороги, законы и даже футбол.
Однако в моем случае коллапса не случилось – в порту «Кавказ» мы провели всего шесть часов. Конечно, это тоже не мало, если учесть, что в отпуске бесценна каждая секунда, но и не много по сравнению с отзывами других отдыхающих. Советую взять с собой снеков вроде сухофруктов, галетов и иже с ними, так как подобных продуктов в кафе и магазинчиках на территории порта обнаружено не было, а занять себя чем-то подобным хотелось. На обратном пути время ожидания парома составило и вовсе 50 минут. Правда, возвращаясь домой, мы увидели в сторону Керченской переправы огромную очередь. Водитель последней машины поделился, что стоит в ней уже сутки. Выходит, нам просто повезло.Билеты мы заранее не покупали, приобретая их на месте. Перед въездом на территорию накопительной площадки сотрудник терминала выписал нам квитанцию на покупку посадочных мест на паром и провоз автомобиля. Мы купили билеты в кассе и шесть часов простояли на накопительной площадке. Познакомились с соседями по очереди: все были настроены на позитивную волну и предвкушали отпуск.
Следующая моя поездка в Крым состоялась в октябре 2015-го. Осенью желающих попасть на полуостров оказалось мало, поэтому проблем с паромом не было. Наконец, июнь 2016 года, и снова Керченский пролив. На этот раз мое путешествие ограничилось лишь Керчью. В город я прибыла на автомобиле, домой возвращалась автобусом. Ожидание на переправе было недолгим. Возможно, это связано со временем моего пребывания в порту «Кавказ»: туда мы приехали в час ночи, а обратно в Краснодарский край я уезжала в восемь утра. Безусловно, переправа на пароме через Керченский пролив связана с некоторым дискомфортом,
но в целом, если вы любите Крым и хотите там отдохнуть, бояться ее не стоит. Здесь работает метафизика – настраивайтесь на позитивное мышление, и будет вам свободная переправа без очередей!
Через Керченский пролив на пароме
Заранее билеты на паром приобретайте на официальном портале паромной переправы здесь. В настоящее время между портами «Кавказ» и «Крым» курсируют шесть автопассажирских паромов:
- «Победа» (бывший греческий паром «Протопорос VI», переименованный в «Победу»), вмещает 500 человек и 150 легковых автомобилей,
- «Крым» (бывший норвежский паром «Остфолд»), может взять на борт 685 пассажиров и 160 машин,
- «Олимпиада» (тоже бывший греческий паром) с вместимостью почти 1000 человек и 200 автомобилей,
- «Майор Чапичев» (был построен в Греции и носил имя «Гликофилоуса II»), вмещает 350 пассажиров и 100 легковых машин,
- «Протопорос IV»за один рейс может перевезти 650 человек и 120 машин,
- «Гликофилоуса III», вместимость 500 пассажиров и 160 легковых автомобилей.
В общей совокупности они совершают 30 рейсов в сутки. Работают паромы даже ночью, о чем многие не знают.
На кубанской стороне накопительная площадка порта расположена на участке автомобильной дороги М-25 между поселками Батарейка и Ильич Темрюкского района. На ее территории есть зал ожидания, туалеты, душ, кафе. К слову сказать, цены в последних вполне приемлемые (кофе от 25 рублей, сэндвич от 70 рублей). Вспоминаю свою первую поездку в Крым летом 2014 года, когда инфраструктура накопительной площадки (отстойника в народе) оставляла желать лучшего. Биотуалеты были и тогда, но подойти к ним даже на расстоянии вытянутой руки оказывалось сродни подвигу. Сейчас все по-другому. Кажется, мы движемся в сторону цивилизации!
Накопительная площадка представляет собой стоянку, разделенную на 12 рядов. Какой из них занимать, указывают сотрудники структуры. При наличии электронных билетов они же выдают посадочные талоны на паром. Вам только останется пройти личный досмотр и ждать своей очереди на погрузку.
Суда оборудованы мягкими сидениями, телевизорами, туалетами, на борту работают кафе. В целом, путешествовать на них довольно комфортно и приятно, особенно в солнечную погоду. Любоваться водными просторами с палубы доставляет настоящее удовольствие. Можно даже увидеть дельфинов, и я с ними встречалась в свой первый приезд в Крым. Кто-то из малышей крикнул: «Дельфины!», – и все пассажиры тут же поспешили на палубу, чтобы посмотреть на этих грациозных животных. Они не боялись людей и подплывали к парому на достаточно близком расстоянии.
А вот так паркуют машины на судне.
Порт «Крым» находится на окраине Керчи около поселка Жуковка. Порядок действий в нем такой же, как на противоположной стороне. К слову, если вы не успели приобрести сувениры из Крыма, посмотрите здесь. На территории паромного терминала работают лавочки, где можно купить магниты, травяные чаи и мыло ручной работы. Цены адекватные (мыло от 50 рублей, чай от 180 рублей, магниты от 40 рублей).
При покупке электронных билетов на портале рассчитывайте свое время пребывания в порты «Кавказ» или «Крым» . Установлены шесть интервалов: 3:00-9:00; 7:00-13:00; 11:00-17:00; 15:00-21:00; 19:00-1:00; 23:00-5:00 часов. Желательно быть на накопительной площадке не позже последнего часа до окончания времени. Например: вы купили билет на переправу с интервалом 7:00-13:00. На накопительной площадке вам нужно появиться до 12:00. Если вы приобретаете билеты непосредственно на месте, то получите у работника отстойника талон на их оплату и будьте готовы предъявить в кассе паромного терминала свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и паспорта пассажиров, следующих с вами.
Через Керченский пролив на автобусеВ июне 2016 года я возвращалась из Крыма автобусом. Мой путь лежал в город Тимашевск Краснодарского края. В кассе керченского автовокзала я купила так называемый единый билет. Автобус следовал по маршруту «Ялта — Москва» и порадовал наличием кондиционера.
В порту «Крым» водитель автобуса попросил пассажиров покинуть места и взять багаж. Собрав наши паспорта, он ушел в билетную кассу паромного терминала. По возвращении мужчина вернул всем документы, вложив в каждый билет на судно.
Далее нас ждала тщательная проверка вещей. Я видела, что некоторых пассажиров даже просили открыть чемодан, если на экране монитора после рентгеновского сканера сотрудник службы безопасности замечал странный предмет. В комнату для досмотра приглашают по одному в порядке живой очереди. В целом, процесс не длительный. Потом мы снова сели в автобус (стоянка находится слева от комнаты для досмотра) и отправились к переправе.
В этот раз я пересекала пролив на судне «Майор Чапичев». На пароме мы покинули автобус. Одни пассажиры разместились в салоне «Майора Чапичева», другие предпочли находиться на палубе, в том числе и я. За пять минут до прибытия парома в порт «Кавказ» мы заняли свои места в автобусе. Замечу, что чемоданы на период переправы остаются в автобусе, поэтому возиться с вещами не придется. На этом морская часть пути была закончена. Впереди ждали идеальные кубанские дороги и живописные пейзажи за окном.
Через Керченский пролив на поезде
Если у вас нет железного коня или вы предпочитаете отдыхать в отпуске и от вождения автомобиля, добраться в любимый Крым можно поездом. В данном случае действует единый проездной билет, комбинирующий железнодорожное, автобусное и морское сообщение. Купить его можно в любой железнодорожной кассе или на сайте РЖД. Он состоит из двух посадочных талонов – на поезд и автобус/паром.
В настоящее время поезда, следующие в крымском направлении, прибывают в Анапу или Краснодар. Далее туристы отправляются автобусом до порта «Кавказ», где их ждет путешествие на судне и снова на автобусе до места назначения. За два года, прошедших с референдума, результатом которого стало присоединение Крыма к России, подобная схема идеально отработана и доведена до автоматизма. Но для пассажиров она представляет определенные трудности, связанные с пересадками. Мои знакомые посещали полуостров по единому билету и отмечали его удобство, но все же они решили дождаться строительства моста, чтобы вернуться в Крым еще раз при более комфортных условиях.
Цена билетов на разные виды переправы через Керченский пролив
Билет на паром вне зависимости от того, на каком транспорте вы прибыли к нему, стоит 150 рублей с человека (детям от 6 до 12 лет 80 рублей). Если вы делаете пересадку на автобус, следующий к Керченскому проливу в Анапе, то конечной точкой вашего маршрута будут Симферополь, Судак, Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта или Керчь. Стоимость билетов в таком случае следующая:
- Анапа – Симферополь – 590 рублей.
- Анапа – Судак – 540 рублей;
- Анапа – Севастополь – 690 рублей.
- Анапа – Евпатория – 690 рублей.
- Анапа – Феодосия – 460 рублей.
- Анапа – Ялта – 700 рублей.
- Анапа – Керчь – 380 рублей.
Если вы планируете ехать к Керченскому проливу через Краснодар, то сможете добраться до Симферополя, Севастополя, Евпатории, Феодосии, Ялты и Керчи. Цена билетов следующая:
- Краснодар – Симферополь – 710 рублей.
- Краснодар – Севастополь – 810 рублей.
- Краснодар – Евпатория – 810 рублей.
- Краснодар – Феодосия – 590 рублей.
- Краснодар – Ялта – 820 рублей.
- Краснодар – Керчь – 560 рублей.
Железнодорожное сообщение с Анапой и Краснодаром имеют многие города России. Например, если вы едете в Анапу из Москвы, то стоимость билетов начинается от 2500 рублей. Дорога из Москвы до Краснодара на поезде колеблется в районе 2000–12 000 рублей. Далее прибавляйте цену билета на автобусе и пароме. Есть поезд «Москва – Симферополь» тоже с переправой на пароме через Керченский пролив. Стоимость билетов 3900–6300 рублей. В таком случае вы добираетесь на поезде до порта, затем пересекаете Керченский пролив на пароме и снова возвращаетесь в поезд.
Заключение
Керченскую переправу бояться не стоит. Паромы ходят часто и по расписанию, они удобные, сам процесс не длительный. Да это и определенная романтика. Бесспорно, паромная переправа отнимает какое-то количество времени, но в целом при позитивном настрое она пройдет легко и в удовольствие. В конце концов, когда вы еще отправитесь в путешествие на пароме?