Честно скажу, я не большой любитель литературных, краеведческих и прочих музеев. Часто они не производят на меня ожидаемого впечатления, хотя, не спорю, среди них есть весьма интересные и необычные, посетить которые — одно удовольствие. К таким бы я отнесла литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии.
Как добраться
Музей находится в самом центре города на пересечении улиц Галерейная и Русская.
Доехать туда можно на общественном транспорте. В Феодосии это маршрутки, преимущественно ПАЗики. До музея можно добраться на маршрутках №№ 1, 2, 5, 6, 106. Необходимо выйти на остановке «Галерейная», если вы следуете со стороны улиц Крымская, Федько и т. п., и на остановке «Куйбышева», если вы едете от центрального рынка. Далее пройти немного в сторону моря по улице Галерейная.
Время работы и стоимость билетов
Музей открыт с 9:00 до 17:00. Выходной день — понедельник, а в зимнее время ещё и вторник. Хочу предупредить, что в музее с 13:00 до 14:00 обеденное время, а в каждую первую пятницу месяца санитарный день.
Входной билет стоит 200 рублей. В него входит посещение самого мемориального комплекса и проходящей выставки (выставки
там интересные и сменяются с завидной регулярностью). Но если вы не располагаете временем, то можете посетить что-то одно и
заплатить 150 или 60 рублей соответственно. Как и во многих музеях, здесь действуют скидки для школьников, студентов и пенсионеров в размер 50 % от стоимости при предъявлении необходимого документа.
Также отдельно придётся заплатить за фотосъёмку (думаю, не больше 100 рублей), а фотографировать, поверьте, там есть что.
Александр Грин
Мне, как и многим, русский писатель начала XX века знаком по таким произведениям как «Зелёная лампа», «Бегущая по волнам» и, конечно, по повести «Алые паруса». Известен он и как создатель сказочной страны Гринландии с городами Зурбаган, Лисс, Гель-Гью. Его произведения, наполненные романтикой и фантазией, кажутся мне насквозь пропитанными морем и свежим ветром.
Неудивительно, что самого Грина всегда тянуло к морским берегам, но только после сорока лет он осуществил свою мечту, переехав в воточный Крым. Сначала Грин жил в Феодосии, он очень любил этот тихий и спокойный приморский городок, образ которого был впоследствии воплощён в сказочном городе Гринландии — Лисе.
Последние годы своей жизни он провёл в Старом Крыму, там писатель и был похоронен. К слову, в Старом Крыму также находится дом-музей писателя. В Феодосии Грин жил с сентября 1924 по апрель 1929 года, в доме, где сейчас и расположен литературно-мемориальный музей.
Мемориальный музей
Маленький уютный домик музея сразу привлёк моё внимание, как и его визитная карточка — живописное панно на торце дома с изображением бригантины — двухмачтового парусного судна, рядом с которым любят фотографироваться гости города.
Расположило к себе и то, что небольшое одноэтажное здание дома-музея ( кстати, вполне типично для крымской жилой архитектуры ХIХ–начала ХХ вв.) сохранилось почти в первозданном виде.
Как оказалось, это не просто дом-музей, это целый сказочный парусный корабль. Здание опоясывали подвешенные к столбцам корабельные канаты, рядом были «выброшены» якоря, стояли симпатичные фонари. Да что и говорить, необычную атмосферу я почувствовала, даже не войдя в здание!
Ещё более неожиданным оказался интерьер музея, кропотливо воссозданный, как мне удалось узнать, художником Геннадием Золотухиным. Здесь нет скучных кабинетов из разряда «тут он спал», «тут он ел». Вместо этого, все помещения занимают комнаты-каюты с необычными названиями, воплощающие романтический дух произведений писателя. Как вам, например, «Каюта странствий», «Каюта капитана», «Трюм фрегата», «Клиперная»?
Первые впечатления на меня произвела карта выдуманной Грином сказочной страны Гринландии, встретившая при входе.
Карта представляет собой рельефное панно, размещённое на стенах комнаты. Она позволяет окунуться в атмосферу странствий и морских путешествий, мысленно преодолеть путь сказочных героев со страниц произведений Александра Грина.
А дальше удивляться и восторгаться приходилось всё больше: атмосфера сказочного корабля затягивала и не отпускала. На белых стенах, обшитых тёмным деревом, висели корабельные канаты с причудливыми узлам.
В каютах можно было обнаружить множество фотографий и гравюр, позволявших проследить жизненный путь писателя. На некоторых из них встречались морские пейзажи. На полках, в шкафах и даже на полу стояли корабельные атрибуты. Здесь были барометры и компасы, маячные фонари и подзорная труба, раковины и даже роза ветров. В общем, много всяких разных интересных предметов, которые вызывали у меня неподдельное любопытство на протяжении всего моего пребывания в музее.
В каюте капитана Геза висел штурвал, ненастоящий конечно, но всё равно мне так хотелось его покрутить. Однако, как известно, музейные экспонаты трогать не стоит, а вот сфотографироваться рядом никто не запрещает.
В «Ростральной» и «Клиперной» комнатах мне встретились модели парусников, в том числе здесь я обнаружила и знаменитые «Алые паруса».
Единственной комнатой в музее, представлявшей из себя мемориал, был рабочий кабинет Александра Грина, в котором писатель создал ряд своих известных произведений. Как мне показалось, кабинет полностью повторял интерьер, бытовавший здесь при жизни писателя: письменный стол, обитый тёмно-зелёным сукном, кожаные кресла, узкая аскетичная кровать с клетчатым пледом, полки с книгами, старые фотографии на стенах. При этом, комната настолько вписывалась в замысел экспозиции музея, что у меня невольно возник вопрос: а не оказалась ли я в очередной каюте сказочного корабля?
Выход из музея, располагавшийся в противоположном конце здания, привёл меня в небольшой задний дворик. Тогда мне показалось, что всё это не случайно. Дворик скрывал от шумных улиц и позволял продлить атмосферу романтичности и загадочности. Не знаю, было ли так задумано или просто совпало, но у меня сложилось впечатление, что я будто бы осуществила странствие и, сойдя со сказочного корабля, попала в старый город времен Александра Грина.
Да что и говорить, впечатлений от посещения музея Александра Грина в Феодосии мне хватило ещё надолго, ведь это — один из лучших литературно-мемориальных музеев, в которых мне удалось побывать.