Одна из самых протяженных узкоколеек России — детская железная дорога в парке Гагарина в Челябинске, или Малая Южно-Уральская железная дорога. Челябинская узкоколейка протянулась на 5,7 км. В перспективе ветку удлинят еще на две станции. Основное назначение ДЖД — подготовка детей к железнодорожным профессиям.
История Челябинской детской железной дороги в парке Гагарина
Началась история детской железной дороги в Челябинске с проектирования малой Южно-Уральской железной дороги в 1939 году. В мае 1940-го приступили к ее строительству, через год оно уже подходило к концу. В августе должно было состояться торжественное открытие, но в июне началась война, и об открытии ДЖД пришлось надолго забыть, а новенькую узкоколейку разобрали на военные нужды.
В послевоенные годы страна поднималась из руин, на восстановление ДЖД средств не хватало. Но в конце 1949 г. открытие Челябинской ДЖД все же состоялось. Узкоколейка была короткой (700 м), соединяла две станции, одна из которых — «Им. Павла Морозова» — существует по сей день. В составе курсирующего поезда было три пассажирских вагона типа «дилижанс».
В 50-е годы путь удлинили, появились станции «Водная», «Пионерская». В 60-е годы длина узкоколейки возросла до четырех километров. В начале 70-х перегоны оборудовали блокировкой-полуавтоматом, на «Водной» ввели электрическую централизацию. Ближе к 90-м от станции «Им. П. Морозова» проложили ветку до входа в парк, но построить новую станцию не смогли из-за нехватки средств. Движение поезда на этом участке так и не запустили.
1995 год — печальный в истории ЧДЖД. Экономический кризис привел к ее закрытию. За два года (1995–1997) дорога была разрушена, разворована местным населением. В начале 1997-го началось восстановление пути между двумя станциями: «Водной» и «Им. П. Морозова». Ремонтировали старые станции и закладывали новые — «Солнечную» и платформу «Зоопарк». Бывшая «Пионерская» стала именоваться «Лесной».
Все остановки обустроены высокими посадочными платформами. По всему пути действует полуавтоматическая блокировка, но для безопасности на станциях по-прежнему работает ручной привод стрелочных переводов.
В ходе реконструкции 2008 года на станции «Им. Павла Морозова» построили новый вокзал, сделали яму для ремонта, отстойник для поездов. Другие станции отремонтировали, а на путях шпалы и рельсы заменили современными.
Ныне Челябинская ДЖД работает полноценно, с перспективой на будущее. Ежегодно свыше 500 подростков занимаются на курсах ДЖД. Юные железнодорожники изучают теорию, для ознакомления им предлагают профессии машиниста, начальника поезда, проводника, дежурного по станции. Летом они проходят практику по выбранной профессии. С мая по сентябрь по железнодорожному пути, тянущемуся через Шершенёвский бор и парк им. Гагарина, курсирует состав. Каждый сезон дети, практикующиеся на Челябинской ДЖД, участвуют в конкурсе на звание «Лучший по профессии».
Адрес ДЖД Челябинска: ул. Коммуны, 120/6; официальный сайт детской железной дороги в Челябинске содержит сведения по истории ДЖД, о станциях, расписание движения поездов.
Режим работы детской железной дороги в 2021 году
Действующее расписание детской железной дороги в Челябинске (2021 года) размещено на портале ЧДЖД, а также в группе ДЖД во «ВКонтакте».
Сезон работы узкоколейной железной дороги — с 8 мая по 12 сентября.
Рабочие дни в мае:
- суббота;
- воскресенье;
- праздничные дни.
Рабочие дни в июне и августе:
- среда;
- четверг;
- пятница;
- суббота;
- воскресенье.
Рабочие дни в сентябре:
- суббота;
- воскресенье.
Посмотреть часы работы детской железной дороги в Челябинске можно в группе ДЖД во «ВКонтакте».
Время отправления первых рейсов:
- 10:41 — в праздничные и выходные дни;
- 10:43 — в будние дни.
В праздничные дни осуществляется по 9 рейсов, по будням — 5 рейсов.
Обычно туристы, посещая Парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина, отправляются в поездку по ДЖД Челябинска со станции «Звездная». Ближайшая к ней остановка общественного транспорта — «Гражданпроект» (троллейбусы №№ 1, 8, 10, 13, 19, автобус № 15), от остановки — вниз по ул. Энтузиастов к парку.
Можно проехать до остановки «Зоопарк» (троллейбусы № 17 и № 12, автобус № 64), потом идти вверх, минуя зоопарк, по направлению к колесу обозрения.
Любителям пеших прогулок — час ходьбы от железнодорожного вокзала.
Стоимость билетов в 2021 году
Актуальная цена билета на поездку по детской железной дороге в Челябинске от станции «Звездная» до «Солнечной»:
- для взрослых — 100 руб. в один конец, 150 руб. в оба конца;
- для детей (3–10 лет) — 50 руб. в один конец, 100 руб. в оба конца;
- для одного ребенка до 3 лет — бесплатно.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Купить билеты на детскую железную дорогу в Челябинске возможно только за наличный расчет.
Станции и маршрут
Растянувшийся на 5,7 км маршрут детской железной дороги в Челябинске пролегает по территории городского Шершенёвского соснового бора и Парка культуры и отдыха имени Гагарина. Парк — одна из главных достопримечательностей Челябинска, на его территории сосредоточены разные виды развлечений. Он граничит с сосновым бором, и от зоны развлечений можно плавно перейти в зону природы.
Расположенные по маршруту станции детской железной дороги в Челябинске:
- «Звездная»;
- «Им. П. Морозова»;
- «Водная»;
- «Лесная»;
- «Солнечная».
Платформа «Зоопарк» находится между «Им. П. Морозова» и «Водной». В планах руководства дороги строительство еще двух остановок.
Благодаря ДЖД, удобно расположенным станциям жители Челябинска и гости города могут быстро доехать до парка с аттракционами, до зоопарка или проехать в бор, вдохнуть запах сосен.
Маршрутная карта детской железной дороги в Челябинске найдется на сервисе «Яндекс.Карты», а также на сайте РЖД.
Подвижной состав
Подвижной состав Челябинской ДЖД включает локомотивы и пассажирские вагоны. За всю историю существования ДЖД Челябинска на ней использовались разные подвижные составы.
Первыми локомотивами были паровозы. Один из них, № 159–626, был списан в 1966 году, и дальнейшая его судьба неизвестна. В1996-м списан и сдан в металлолом тепловоз ТУ2–012. Тепловозу ТУ2–28 повезло больше: в 1996-м его списали, но в 97-м вновь ввели в эксплуатацию, и он прослужил до 1999-го. После этого простоял в тупике до 2008-го, а в 2010-м был сдан в лом.
В музей Каринской УЖД вывезен тепловоз «Орлёнок» (ТУ2–189), ему предстоит ремонт и дальнейшая эксплуатация.
Вагоны Pafawag польского производства отправлены на Малую Свердловскую ЖД. Вагон ПВ40 списан, но находится в расположении ДЖД.
Фото подвижного состава 1999-го размещены на сайте ЧДЖД.
В 2021 году ДЖД Челябинска для обслуживания пассажиров задействованы два состава: «Южноуралец» (бывший «Пионер») и «Юность». За лето они справляются с перевозкой около 50 000 пассажиров. ДЖД Челябинска эксплуатирует еще три тепловоза (ТУ7А и ТУ10) и вагоны, выпущенные на Камбарском машиностроительном заводе.
Челябинская детская железная дорога не просто достопримечательность города, она имеет практическое значение и работает на будущее — готовит профессиональные кадры. Интерес подростков Челябинска к железнодорожным специальностям за многие десятилетия не угас, здесь многие получают путевку в будущую профессию.