Почему важно сохранение и изучение языков народов России?
У каждого народа в мире существует свой родной язык, на котором он общается с другими людьми, на котором говорили его деды и прадеды, а также будут говорить дети и правнуки. Язык - это целая эпоха, который отражает историю его народа, культуру и достояние. Исключительно поэтому язык необходимо беречь, как величайшую ценность в мире. Ведь язык - это зеркало народа !
Мой друг — профессиональный филолог, и бучи представителем национального меньшинства (ненец), он с 2002 г. серьезно занимается не только исследованием языка своего народа, но и сохранением его диалектов. Ему приходится частенько выезжать в приполярные территории на стойбища, где он и черпает новые знания. На мой вопрос: «А зачем это все нужно?», он отвечает, что «без сохранения языка невозможно сохранить историю своего народа».
Необходимость в сохранении языков
Язык — это средство самоидентификации народа. Если в стране присутствует титульная нация (подавляющая часть населения представляет одну народность и разговаривает на одном языке), то другим нац. меньшинствам трудно сберечь свою самобытность в этой неравной борьбе. С исчезновением собственного языка, национальные меньшинства начинают забывать свою культуру, верования и историю, что грозит вырождением и полной ассимиляцией с превалирующей народностью. В итоге, наступит время, когда никто и не сможет вспомнить о существовании такого этноса. Решать, сохранять язык или нет, можно только с помощью его носителей, при этом, никакое одностороннее вмешательство извне не поможет. Если нации будет удобно отказаться от собственного языка, то это произойдет так или иначе.
Ярким примером здесь могут служить полинезийские государства, где с колонизацией, коренные народы почти утратили свой язык, перейдя на языки завоевателей.
Сохранение языков нац. меньшинств в России
Со второй половины 2000-х годов в РФ принята программа по сохранению языков и культуры отдельных народов. Она включает в себя следующие меры:
- поощрение изучения родной литературы и национальной письменности;
- использование нац. языка как «второго государственного» на определенной территории;
- использование языка при отправлении религиозных обрядов;
- преподавание нац. языка в школах;
- мотивация коренных народов в сохранении языка (ведение языковых курсов носителями).
Как показывает практика, отказ от выполнения всех этих мер неизбежно влечет утрату языка уже в 4-ом поколении, а это чуть более ста лет.