Архитектура Кисловодска
Пропустим период, когда в 1811 г. губернатор КМВ Я. М. Брискорн распорядился, чтобы жители Северного Кавказа, проживающие в степях, ежегодно делали для сдачи внаем приезжающим на лечение не менее 100 кибиток на Кислых водах и начнем знакомство с архитектурой города с 1822 г., когда начался новый период застройки города. В это время генерал А. П. Ермолов, давно ратующий за обустройство района Кавказских Минеральных Вод, добился выделения денежных средств и отправки из Петербурга на курорт братьев Джузеппе и Джованни Бернардацци, для сооружения капитальных зданий. Первая задача была построить здание Казенной Ресторации к приезду матери Александра I, Бернардацци справились с этим поручением, выстроив просторное здание кисловодской Ресторации.
В 1827г. Бернардацци по распоряжению генерала Емануеля разбили публичный сад в «английском вкусе» с изящными мостиками через Ольховку. Джузеппе Бернардацци составил общий генеральный план Кислых Вод. На генеральном плане зодчий обозначил существующие и предполагаемые казенные здания, частные дома, публичный сад, солдатскую слободку и прочее.
В середине 1830-х годов зодчие Бернардацци приложили свою руку к плану большой дороги от источника Нарзана до крепости (ныне - пр. Мира) и в создании знаменитого кисловодского бульвара (ныне - Курортный бульвар).
В 1841 г. новым архитектором Вод стал севастопольский зодчий Самуил Уптон, англичанин по происхождению, известный своими работами в Севастополе, Одессе и в Крыму. Уптон и его отец принимали участие в сооружении оригинального Воронцовского дворца в Алупке. Зодчий Уптон широко использовал в своем творчестве эклектический «романтический» стиль, сочетая английскую готику с элементами мавританского зодчества, а также создавая стилизации под итальянский ренессанс. «Готика» Уптона на долгие десятилетия стала одним из определяющих стилей в архитектуре курортного Кисловодска.
Начало архитектуры Кисловодска можно увидеть в старом центре города возле Свято-Никольского собора - это остатки Кисловодской крепости. Именно с ее строительства в 1803 г. начинается история Кисловодска. Тут же установлен памятник-основатель Кисловодска.
Нарзан-градообразующее природное богатство города и, конечно, старейшим и красивейшим зданием Кисловодска является желто-каменная Нарзаная галерея, построенная полее полутора века назад в начале парка у самого кислого источника. Идею братьев Бернардацци развил и реализовал Уптон. Здание из местного известкового камня с ваннами, галереей и павильоном над колодцем Нарзана начали строить в сентябре 1848 г.. Изначально проемы галереи были открытые. В советское время верхняя часть проемов галереи застеклили. В 1978 году произведена реконструкция Нарзанной галереи под руководством главного архитектора проектов Кисловодского отдела института «Кавказкурортпроект» А. Д. Кремера. Южный портал галереи был воссоздан из кисловодского камня. Стены галереи внутри облицованы мрамором. Ныне в галереи размещен ряд питьевых бюветов, к которым подведены общий, сульфатный и доломитный нарзаны. Если посмотреть на Нарзанную галерею с высоты птичьего полета, то увидите ключ-ключ от города и нарзана. Выходя с главного входа, посмотрите под ноги-на тротуаре плиткой выложена тень здания, очень необычно, но мало кто замечает.
Практически любое здание на Курортном бульваре -достойно изучения любителями архитектуры. Посмотрим некоторые кратко.
В 1847-1849 гг. С. И. Уптон капитально перестроил здание Ресторации. В 1920-х годах в уцелевшем здании Ресторана было открыто парковое Кафе, а позднее — Диетическая столовая «Парк». Здесь же был временный клуб завода «Розлив Нарзана». Во время Отечественной войны здание было переоборудовано под немецкий гараж и частично разобрано на отопление. В 1944 г. остатки здания были снесены по решению Управления кисловодского курорта. В 1948 г. на месте старой лестницы была сооружена новая каменная лестница с бюстом М. Ю. Лермонтова (скульп. Г. Н. Валуйский). Обзорная площадка на вершине холма получила название Лермонтовской.
В самом конце Курортного бульвара, близ Колоннады находится здание «Гранд-отеля» с современным фасадом, которое заключает в себе здание старинной гостиницы - это гостиница Смирнова "Нарзан". На этом месте прежде, в 1829-1848 гг., находились казенные купальни, в шутку называемые «винокуренным заводом», а также гауптвахта у моста.
Протяженное двухэтажное кирпичное здание с полуподвальным цокольным этажом было построено в эклектическом стиле классического направления. Главный фасад обращен на восток, к Нарзанной галерее. В курортный сезон из двух столиц в Кисловодск съезжались лучшие практикующие врачи и большинство из них вели прием больных и проживали именно в гостинице "Нарзан"
Прямо напротив цветника с фонтаном «Лягушки» у Нарзанной галереи находится невысокое красивое здание. Здесь располагалась одна из старинных гостиниц Кисловодска, владельцем являлся Леонид Николаевич Зипалов, который решил выстроить рядом с гостиницей Смирнова собственные меблированные номера для приезжих посетителей. С этой целью Зипалов около 1881 г. по проекту старшего архитектора Терской области В. И. Грозмани построил на участке два дома — длинный и короткий, которые имели 36 номеров. От Нарзанной галереи до центрального входа в зипаловскую гостиницу была проложена удобная широкая дорожка из каменных плит. Два двухэтажных кирпичных дома на каменном ступенчатом основании были построены в стиле классического направления эклектики.
В центре Курортного бульвара (ранее Тополевая аллея), близ Круглого бювета Питьевой галереи, находится довольно приметное здание с широким балконом посредине. Это одно из хорошо сохранившихся зданий второй половины XIX века. Длительное время этот казенный участок Тополевой аллеи оставался незастроенным. В отличие от Пятигорска в Кисловодске не было здания для проживания больных и раненых офицеров.
Изначально здание носило имя «Дом Инженерного ведомства», затем стало Офицерским домом. Исходный проект нового здания составил петербургский архитектор Главного инженерного управления Христиан Иванович Грейфан. Строительство производил старший архитектор Терской области В. И. Грозмани, который внес ряд изменений и дополнений в первоначальный проект.
Офицерский дом имел несколько отдельных номеров и общих палат, которые были снабжены необходимой мебелью, утварью и бельем.
Накануне революции здесь проводились заседания Дворянского собрания.
Почти всю половину солнечной стороны улицы К. Маркса занимает многоэтажное и протяженное светлое здание, которое западным фасадом выходит на «пятачок» в начале Курортного бульвара. Это огромное здание является бывшей казенной гостиницей «Гранд-отель». После обзорной поездки по курортным местам Западной Европы министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов в своем докладе в 1898 году указывал, что даже европейские курорты имеют комфортабельные «Гранд-отели» со сравнительно умеренными ценами, а на КМВ таких гостиниц пока нет.
Осенью 1902 г. архитектор И. И. Зелинский, известный специалист по гостиницам КМВ, составил проект грандиозной кисловодской Казенной гостиницы на 200 номеров, с рестораном и нарзанными ваннами. Предварительная смета составила около 400 тысяч рублей. Казенным производителем работ со стороны Управления КМВ был назначен гражданский инженер А. Н. Клепенин.
Уровень цен на гостиничные номера определяла администрация КМВ. Таким образом, огромная Казенная гостиница служила регулятором цен на сезонное жилье, «предохраняя публику от чрезмерной эксплуатации» чересчур алчных домовладельцев.
В настоящее время здесь располагается первый спальный корпус санатория «Нарзан».
На Курортном бульваре, с северной стороны к зданию санатория «Нарзан» прилегает более скромный дом, построенный перед революцией. Около 1876 г. небольшой участок свободной части бульвара был продан Людвигу Карловичу Бесту, который несколько раз занимал должность сезонного смотрителя Кисловодском группы.Домовладелец устроил здесь 13 меблированных комнат, которые довольно успешно сдавал приезжим и сезонным врачам, желавшим жить рядом с Нарзанной галереей. К 1890 г. новым хозяином дома стал австрийский подданный Георгий (Егор Егорович) Драгош, богатый ростовшик. Известно, что в его доме в начале XX века вели прием известные сезонные врачи доктор медицины Харьковского университета Михаил Иванович Светухин и врач Уар Алексеевич Щерба. Ночью 10 октября 1907 г. в собственном доме на Тополевой аллее Драгош и его гражданская жена были жестоко убиты с целью ограбления. Похожую трагедию ранее описал Федор Достоевский в знаменитом романе «Преступление и наказание».
В 1912 г. новые владельцы Кекишевы решили на месте старого здания, которое хранило память о зловещем убийстве, построить небольшую новую гостиницу. Она была сооружена по проекту неизвестного архитектора в 1913 г. и получила название Отель «Центр». Гостиница имела 30 меблированных номеров. Трехэтажное здание из красного кирпича было выполнено в сдержанном «кирпичном» стиле, отчасти схожим, со стилем соседнего здания «Гранд-отеля».
Ныне здание является корпусом санатория «Нарзан».
Парадный вход в Курортный парк с западной стороны, от Первомайского пр. украшен замечательной, белоснежной колоннадой с фонтаном. Это одно из наиболее красивых сооружений курорта и визитная карточка Кисловодска. Вы, наверняка, видели ее на фотографиях.
В конце XIX века на восточной набережной Ольховки против Казенного ресторана находилось небольшое деревянное здание кофейни и кондитерской, столики которой стояли прямо в парке. После сильного наводнения 1890 г. рядом был построен деревянный пешеходный мостик, близ которого на западном берегу Ольховки находились помещения платных уборных. В 1899 г. деревянный мостик был заменен бетонным однопролетным, созданным по системе Монье.
В апреле 1911 г. министр торговли и промышленности С. И. Тимашев, осматривая КМВ, поставил вопрос об улучшении общественного питания на Водах. Он обратил внимание на эффектную кофейню Гукасова в пятигорском Цветнике и рекомендовал построить красивую капитальную кофейню в Кисловодском парке
В ноябре 1911 г. директор КМВ С. В. Тиличеев поручил составление полного проекта Кофейни архитектору Н. Н. Семенову. Она должна была строиться на средства Р. Д. Вострякова, взявшего ее в аренду на 12 лет. Смета составила около 65 тысяч рублей.
Было решено построить новое здание на месте прежних кондитерских павильонов. Однако ввиду недостаточности места для большого сооружения была предложена оригинальная идея — увеличить площадь застройки путем заключения небольшого участка русла Ольховки, где уже находился пешеходный бетонный мостик, в широкий железобетонный проток. Здание кофейни, поставленное над этим протоком, приобретало также очень удобный подъезд со стороны города.
Оригинальное двухъярусное сооружение из кирпича и бетона на высоком цоколе создано в стиле неоклассицизма и в духе палладианства. Строго симметричное сооружение состояло из входного портала, двух дугообразных колонных галерей и здания, соединяющего концы этих галерей. Главный восточный фасад с широкой лестницей обращен в парк. Входной двухъярусный портал образован парой мощных рустованных, башен с лестницами, соединенных, узкими галереями из арок классических пропорций, с архивольтами и лепными замками.
Все здание было оштукатурено и побелено. В целом белоснежное сооружение с голубыми крышами производило впечатление легкости, воздушности и чистоты классических линии.
Ныне в начале Курортного бульвара весьма примечателен небольшой дом, перестроенный в стиле петровского барокко. Согласно карте Ф. А. Баталина от 1856 г. эта часть Тополевой аллеи не была застроена. К 1878 г.на большом пустынном участке был возведен небольшой двухэтажный дом, который принадлежал пятигорскому полковнику К. Г. Мистрову.
Предназначался для сдачи внаем посетителям Вод и имел 12 меблированных комнат. Автором проекта здания, вероятно, был архитектор Н. И. Невинский. Позднее колонные галереи были заложены и превращены в помещения с окнами. После смерти полковника К. Г. Мистрова к 1894 г. новым владельцем дома на Тополевой аллее стал грек Денис Попандопуло. Он построил в северной, свободной части усадьбы новое протяженное жилое здание «дворцового типа», которое состояло из высокого подвального этажа и бельэтажа. На самом северном краю усадьбы, на высоком пригорке находилась деревянная беседка Дом Попандопуло числился среди лучших домов с меблированными номерами. Позднее это здание приобрел доктор В. П. Павлов-Сильванский, который устроил в нем хирургическую лечебницу.
На Курортном бульваре между Главными Нарзанными и Октябрьскими ваннами, напротив Курортной поликлиники, находится небольшое здание- это старейший дом на западной стороне бульвара. В 1890 г. здесь появилась усадьба Никона Ефимовича Калинкина и его супруги Марии Михайловны, на которой были построены два небольших одноэтажных жилых здания. По всему периметру усадьбы находились разнообразные служебные постройки. На рубеже веков владелец возвел в центре усадьбы новый двухэтажный дом. Выходящий главным фасадом на Тополевую аллею. Автор проекта неизвестен.
Для приезжих посетителей здесь сдавались 8 меблированных комнат. К 1890 г. при доме Калинкина на Тополевой аллее открылась шашлычная Вачнадзе, которая служила кухмистерской для обитателей снимаемых соседних комнат.
Калинкины владели доходным домом до самой революции. С начала XX века на первом этаже здания помешались винно-бакалейный и гастрономический магазины, а позднее — крупная аптека Дмитрия Ивановича Цинцинатора, сына кисловодского слобожанина и домовладельца. Она называлась «Новая аптека».
Украшением Кисловодска и КМВ является грандиозное здание Главных Нарзанных ванн в центре Курортного бульвара выполненное в весьма оригинальном архитектурном стиле, напоминающем древние сооружения Востока.
В связи с заметным увеличением числа посетителей вод в конце XIX века и повышенным интересом публики к приему углекислых ванн гражданский инженер А. Н. Клепинин составил проект большого двухэтажного здания на Тополевой аллее, нижний этаж которого занимали Нарзанные ванны на 38 кабин, а верхний -гидропатическое заведение.
Здание строилось из желтого кирпича пятигорского завода А. П.Бородкина.Главное здание с 38 ваннами и двумя бассейнами было завершено к 1 июня 1904 г., освящение состоялось 15 июня 1904 г. Боковые флигели с 24 ваннами, были завершены к началу января 1905 г., когда специальная комиссия из инженеров Управления КМВ произвела приемку всего сооружения от подрядчиков в казну. Новое ванное здание с оборудованием обошлось в 383 тысячи рублей. По красоте и прочности постройки и по своим удобствам оно стало одним из наиболее выдающихся бальнеотехниченских сооружений КМВ начала XX века
20 апреля 1911 г. директор КМВ С. В. Тиличеев разрешил А.Н. Клепинину, который в это время жил и работал в Одессе, повесить на фасадной стене уникального ванного здания мраморную доску с надписью: «Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901-1903 гг.». Видимо, сам зодчий считал это здание лучшей работой в своей жизни.
Уникальное здание является памятником архитектуры республиканского значения. На данный момент ждем окончания реконструкции Главных Нарзанных ванн. Обещают, что они будут как и прежде работать для лечения нарзаном.
А ведь еще в городе множество красивейших дач 19-нач20 века, здания вокзала и Курзала, малые архитектурные формы в парке, красивейшие храмы и лечебные заведения.
Приезжайте и посмотрите всю эту красоту своими глазами.
я нашел ошибку!