Транспорт в Индии
Индийские железные дороги
Индия очень удобная для путешественников страна. Транспортная инфраструктура развита очень хорошо. В вашем распоряжении недорогие рейсы местных лоукостеров внутри страны (особенно для сложных, неоднократных перелетах в ограниченное время и разумеется заранее заказанных) , прекрасные железные дороги, заложенные еще англичанами и автобусные маршруты по всей территории. Все это очень доступно по цене и достаточно безопасно при соблюдении кое-каких правил. Остановлюсь подробнее на ЖД, так как сеть дорог очень обширна и позволяет с комфортом посетить любую точку страны на дальнем расстоянии. Еще несколько лет назад купить билет на любую дату можно было почти без проблем, но в последние годы у индийцев вместе с пришедшим экономическим благосостоянием проклюнулась тяга к перемещениям и если делового индуса можно встретить в одиночку, то местные туристы путешествуют как правило семьями, группами и даже целыми деревнями. Билеты раскупаются как горячие самосы и на ближайшие недели можно рассчитывать только на "лист ожидания" (wait list). Если вы в нем в первой десятке, то скорее всего вам найдут место сразу при посадке, но там, где укажет кондуктор. Увидевшие число двух и тем более трехзначное, таких шансов не имеют, но имеют право находиться в поезде! Где, это вопрос риторический (смотреть фото индийских поездов в интернете). Но! Индия не была бы собой, если бы не позаботилась о гостях. Иностранные туристы имеют право воспользоваться так называемым TOTKAL. Это означает, что если вам действительно надо сорваться срочно, то вы можете попросить об этой услуге в агентстве и уехать ... завтра. Есть конечно нюансы. Число билетов TOTKAL конечно ограничено и вам надо подойти прямо с утра. Квота открывается как правило в 10.00 и пользуется популярностью, но шанс реально есть. Практически до 100 процентов увеличивается возможность уехать, если вы сами подъедете в кассу вокзала чуть пораньше. Стоимость такого билета примерно на 30% выше. Остальным жаждущим срочно срулить в любом направлении остается еще один вариант. Общий вагон (general). Да, тот самый из которого торчат во все стороны ноги, руки, головы и прочие не влезшие в вагон предметы. Это конечно жесть, но в таком случае вам не нужен даже билет, поверьте, иностранца залезшего в такой вагон НИКОГДА не выкинут из поезда. Вы и так уже попали! О классах вагонов на индийской ЖД надо писать отдельный трактат. Кротко. Есть АС, то есть вагоны с кондиционером, их несколько видов, АС2, АС3, слиперкласс с огромными вентиляторами (sleeper), общий (general) и недоступный первый класс. Как правило бюджетные туристы выбирают слипер, он конечно по началу немного смутит нашего обывателя прежде всего тремя! полками, но в процессе даже начинаешь наслаждаться. тем более в АС3 с кондиционером бывает прохладно, да и полок там столько же. АС2 редко доступен и цены на него не меньше, чем в наших фирменных купе.
Приятных поездок по Индии!
на мотоцикле по индии
Из-за отсутствия навыка вождения машины и наличия отсутствия прав как таковых путешествие по Индии в течение 4-х лет я совершал исключительно на мотоцикле. Вот это свобода! Кроме абсалютной безнаказанности за нарушения ПДД + неприкасаемость европейских туристов на мотоцикле (сразу исключаю Гоа) в Индии, могу так же добавить о просто невероятном качестве индийских дорог и бесплатность ВСЕХ автобанов для путешествующих на байке. В Индии я приобрел два мотоцикла, вполне пригодных для поездок как в одиночку, так и в компании пассажира. Первым была потрепанная Honda Unicorn 150 приобретенная в Дхарамсале и успешно пробежавшая пару раз до Гоа и обратно на север в одно лицо и объехавшая часть южной Индии уже с навигатором за плечами. Вторым байком стал индийский Bajaj Pulsar 200 , тоже далеко не новый, чуть мощнее и способный карабкаться с пассажиром уже по горной, пересеченной местности Гимачал Прадеша и других трудновыговариваемых штатов Индии, приобретенный таки в Гоа. Надо сразу отметить мое презрение к популярным Энфильдам и прочим Буллитам. При всем уважении к людям путешествующим на этих аппаратах, этот байк даже в новейшем состоянии и идеальном использовании доставляет очень много хлопот с ремонтом и обслуживанием, к тому же по моему скромному мнению он неповоротлив и тяжел. Втиснуться в щели, куда способен пролезть Единорог или тот же Пульсар ему просто нереально. В серьезных пробках, коих несчесть в любом городе он встает вместе с остальным транспортом, а при неловкой езде вы запросто можете лишиться багажных боковых навесов, которые тоже не улучшают динамичности передвижения. Стоит конечно отдать доли комфорта при передвижении на чопперах на шикарных автобанах и уважении местных жителей к путешествующим на достаточно дорогих для Индии мотоциклах. Кроме безпрецидентной выносливости и способности передвигаться в любых условиях, отмечу недорогой и очень нечастый ремонт моих любимцев. Крайнее путешествие из Манали через Варанаси до Гоа длинной в 4000 км Баджадж умудрился проехать вообще без серьезного ремонта, не считая такой мелочи, как замена тросика газа и однажды спущенного колеса, прокол в котором так и не нашли. Хонду же остановить в пути могло только отсутствие бензина в баке и то не всегда (сильный наклон мотоцикла влево дает как правило 3-4 км запаса пути даже при истраченном резерве), ее даже не смутил полуторотысячакилометровый загон, в ходе которого часть пути она ехала вообще без масла.
После небольшой рекламы мотопрома перейдем к ПДД коих просто не существует в Индии. Еще пару лет назад светофоры даже в крупнейших городах были редкостью, похлеще скрипок Страдивари в областной филармонии. Сейчас ситуация изменилась не сильно ввиду того, что индийцы по привычке не обращают на мигающие столбы никакого внимания, даже в Дели или Калькутте. В остальной Индии этот предмет дорожной обстановки жителям вообще не знаком. Внимание водителям! В Индии на дороге, вы отвечаете за все! За пешеходов и остальных участников движения в первую очередь. Водитель должен смотреть вокруг и реагировать на любые изменения в дорожной обстановке самостоятельно! Забудьте про поворотные огни участников движения по дороге, они ими Не пользуются, в лучшем случае вы можете рассчитывать на ленивый мах рукой с сторону предполагаемого поворота и то не факт, что индус в это время просто жестикулирует разговаривая с пассажиром, по телефону запихнотому в шлем или вообще с соседним транспортным средством. Единственным, реально действующим средством, является громкий гудок или лучше рев клаксона. Все! Правило номер два. Спокойствие, только спокойствие. Даже если вас нещадно режут каждый поперечный водитель, даже если корова, лежащая на дороге перекрывает широчайшую ее часть, даже если впереди вас со скоростью той же коровы едут два индуса параллельно друг дружке и мило беседуют уже 15 минут или водители двух встречных!!! машин решили совсем остановиться, поговорить о семье и детях, вы должны сохранять спокойствие. Это залог вашего нормального путешествия.