Вокзал Ориенте (Лиссабон, Португалия)
Информация
Вокзал Ориенте: фото
Первый раз мы оказались на вокзале Ориенте не потому, что хотели посмотреть его, а просто потому, что наш поезд в Лагуш уходил именно оттуда. Признаюсь честно, в первую нашу поездку в Лиссабон я вообще не знала о том, что такое вокзал Ориенте и чем он так хорош. Но, когда мы зашли туда, то сразу почувствовали, что место это особенное.
Потом почитали: оказалось, что это – одна из самых известных построек Сантьяго Калатравы и, без сомнения, самый впечатляющий современный вокзал Лиссабона. В общем, в следующие наши приезды в столицу Португалии мы более внимательно отнеслись к этому странному и прекрасному шедевру.
Особенности вокзала Ориенте
Архитектура испанца Сантьяго Калатравы – это изумительное сочетание потрясающей технологичности и причудливых элементов, напоминающих нечто из растительного или животного мира. Он строит так, чтобы здание было не только красивым, но и комфортным.
Самое удивительное, на мой взгляд, – это изящные «зонтики» над железнодорожными путями. Вообще-то это крыша, но напоминает она деревья, а точнее, целый лес, который создает тень над станцией. Собственно там-то и случилось наше первое: «Вау!» Железнодорожные пути, к слову, находятся на самом верхнем, четвертом, уровне вокзала.
Вообще Ориенте – это больше, чем просто вокзал. Это целый комплекс, в котором есть и железнодорожная станция, и автобусная станция, и несколько ярусов самой постройки, и метро (она так и называется Oriente, находится на красной ветке и выходит на нижний ярус комплекса).
Вторая визуально запоминающая часть – изумительный козырек, прикрывающий вход в вокзал.
Так как архитектура Калатравы находится на границе с инженерией, то все здесь продумано и создано для того, чтобы спасаться от жары. Удивительно, но даже когда на улице около +35°C, внутри прохладно и приятно, стоит полумрак. Как он это делает?!
Внутри комплекса
Внутренняя часть комплекса выглядит очень аскетично и состоит из бетонных конструкций. Они напоминают, на мой взгляд, скелет какой-то гигантской рыбы. Кстати, неподалеку находится знаменитый Парк Наций с Океанариумом, поэтому, скорее всего, такие ассоциации неслучайны.
На нижнем ярусе есть книжная ярмарка, я не поняла, работает ли она там постоянно, но все разы, когда мы заглядывали в Ориенте, она там была. Есть там и все, что обычно есть на вокзале: магазинчики, аптеки, кассы, автоматы по продаже билетов, залы ожидания и т.д.
Отлично продумана инфраструктура – везде эскалаторы или лифты, таскать чемоданы не приходится. Правда, кое-где приходится переходить от одного лифта к другому, так как они не пронизывают все здание насквозь, а соединяют отдельные ярусы.
Снаружи
Если выйти из Ориенте в сторону реки Тежу (или Тахо, как ее называют в России), сразу же натолкнетесь на торговый центр Vasco da Gama (неплохой, кстати). А если выйти в обратную сторону, то найдете автостанцию. С нее мы ни разу никуда не уезжали (я не особо люблю автобусы), но выглядит она тоже неплохо. Автобусы останавливаются под стеклянными «лепестками», которые также создают тень.
Кстати, интересно, что к автобусам можно пройти по одному из ярусов напрямую, ни разу не переходя дорогу. Это очень крутая идея с точки зрения безопасности – люблю такое!
История вокзала
Для меня было огромным удивлением узнать, что комплексу уже больше 20 лет. Он выглядит так современно! Но на самом деле вокзал Ориенте построили в 1998 году к выставке Expo’98, тогда весь тот район очень активно развивался, поэтому ему нужен был транспортный узел. И не абы-какой, а яркий и запоминающийся.
Как я уже говорила, внутри все сделано из бетона, а снаружи – из матового беловатого стекла, которое установлено на стальных каркасах.
Еще одна интересная деталь – на Ориенте совершенно нет ощущения вокзала. Там нет суеты, каких-то непонятных людей, шума и гама. Там очень спокойно, кажется, пассажиры как-то быстренько растворяются и уезжают дальше, смотреть прекрасную Португалию.