Греция — страна, не перестающая удивлять меня, даже по прошествии более чем 25‑летнего проживания здесь: удивительной красоты природа, притягивающие своим необузданным величием горы, злато‑песчаные пляжи, ласковое и тёплое море, не мучительно жаркий климат, добродушный и весёлый народ…
Более же прочего поражало меня всегда, что, приезжая в давно знакомые и не единожды виденные ранее места, всякий раз я находила там новые, вплоть до неизвестных оттенков и тончайших нюансов, краски, которых не замечала прежде — а, может, и не было их раньше: просто сама природа повернула их моему взору неведомыми гранями, чтобы снова удивить необычайным многообразием.
Я могу долго и красиво описывать здесь свою Элладу, но речь пойдёт не об этом, а о том, что познавать эту удивительную страну можно, конечно, в перерывах между принятиями солнечных ванн, пробегая, пока стоит экскурсионный автобус, изнурённой туристической толпой по отшлифованным миллионами людских ступней камням древних памятников.
Но по‑настоящему познакомиться с Грецией, ощутив полную свободу покорения пространства и безграничную власть над временем можно лишь, выбрав средством передвижения арендованный автомобиль.
Особенности аренды автомобиля в Греции
Ответить однозначно, сколько стоит аренда авто в Греции невозможно: здесь накладываются друг на друга различные факторы, и, когда вам реклама предлагает снять машину всего от 5 EUR в день, на деле эта цена вырастет до 40–50 EUR.
При этом в офисе соседней фирмы такой же вариант и практически на тех же условиях, возможно, будет стоить не более 30 EUR.
От чего зависит стоимость аренды
Из личного опыта должна сказать: в арендном договоре обязательно найдутся пункты, не озвучиваемые арендодателем при его подписании, которые могут значительно повлиять на окончательную цену. Попробую перечислить основные факторы, не столько влияющие на окончательную стоимость, сколько способные увеличить её либо позволяющие чуть‑чуть снизить:
-
Предварительный заказ. Цена аренды авто в «высокий сезон» сильно зависит от спроса на определённую категорию машин. Например, при резком увеличении заявок на внедорожники рент‑компания, чтобы уменьшить риск дефицита этой категории автомобилей, поднимает цену на них, таким образом регулируя спрос. Закон рынка! Делая предварительный заказ за 2–3 месяца через Интернет, вы гарантированно получите своё авто по ранее обозначенной цене. Сравнить стоимость различных вариантов можно здесь.
-
Срок аренды. Финальная стоимость автопроката сильно зависит от продолжительности найма автомобиля: чем она дольше, тем меньше будет средняя цена за день. Так, месячный найм может в результате стоить почти столько же, сколько 5‑дневный. Но при недельном отпуске вам же не нужна месячная аренда?! Для рент‑компаний невыгоден однодневный найм — прибыль небольшая, а оформления бумаг не меньше, чем при любом другом, поэтому он обычно стоит дороже всего. Кстати, учтите и узнайте заранее в офисе компании: превышение обозначенного договором срока может повлечь значительное увеличение окончательной цены.
-
Место аренды. Отличие местных рент‑компаний от международных опишу в соответствующих разделах ниже. Здесь лишь замечу: стоит немного отойти от «насиженных» туристических улиц в центре города и в тихом соседнем переулке, возможно, найдётся офис фирмы, предлагающей куда более приемлемые цены. А островные цены на прокат авто, хотя это и не обязательно, могут быть чуть выше материковых.
-
Место возврата. Некоторые рент‑компании предоставляют возможность оставить авто по окончании срока аренды в другом городке, откуда вам удобнее отправляться домой. Эта услуга также будет стоить определённую сумму. Узнайте о ней заранее, чтобы понять и решить, что вам выгоднее.
-
Водительский стаж. Многие фирмы при расчёте стоимости страховки могут включить дополнительные бонусы в страховую сумму при большом стаже основного водителя. Не забудьте поинтересоваться об этом при заключении договора — сами страховщики вам могут их и не предложить.
-
Дополнительный водитель. При включении дополнительного водителя в договор стоимость также будет выше.
-
Лимит дневного пробега. Часто в договоре аренды указывается наибольшая дистанция среднесуточного пробега авто, например, 100 км. При её превышении с вас могут вычесть дополнительно немалую сумму за каждый лишний километр — обязательно проследите за этим.
-
Аэропортовый сбор (Premium Location Fee). Удобство аренды машины в аэро‑ или морском порту также стоит определённой суммы. Для примера, проезд от Афинского аэропорта до центра столицы на автобусе стоит 6 EUR, на метро — 8 EUR, на такси — не менее 20 EUR, удвойте сумму на обратную дорогу и узнайте у арендодателя стоимость аэропортового сбора, который у разных рент‑компаний может быть от 10 до 50 EUR, затем решайте, что вам выгоднее: снять машину в аэропорту или доехать до города, чтобы чуть сэкономить.
Договор аренды
Большинство возникающих в процессе аренды автомобиля и по её окончании вопросов и проблем появляется в результате невнимательного ознакомления клиента с арендным договором. Предварительно заказывая авто через интернет, вы можете неспешно и тщательно изучить договор, прежде чем сделать окончательный выбор. Другое дело — аренда машины уже на месте по прибытии в Грецию, но даже в этом случае рекомендую вам не торопясь прочесть соглашение, внимательно изучив все мелочи, и, подробно расспросив сотрудников компании обо всех возможных неясностях.
На какие «подводные камни» следует обратить особенное внимание? В первую очередь — страховка. В отличие от российских ОСАГО и КАСКО, близкие аналоги которых существуют и в Греции, здесь имеется более широкий спектр вариантов. Их стоимость может существенно зависеть от состава страхового набора, включённого в договор, куда входят лишь несколько обязательных пунктов, а остальные скрыто навязываются клиенту для увеличения суммы договора. При этом некоторые действительно необходимые страховые риски могут просто не быть включены в него.
Кстати, в большинстве случаев, особенно в договоре без франшизы, в нём содержится пункт, обязывающий арендатора вернуть машину с тем количеством бензина, которое было в баке при её съёме, либо вообще с полным баком. Поэтому при осмотре авто обязательно проверьте количество горючего в баке и зафиксируйте это вместе со служащим фирмы.
Типы страховки
Независимо от вида арендного договора основным предметом спора при возникновении страхового случая является сумма ущерба. Поэтому, принимая автомобиль, обязательно зафиксируйте вместе со служащим компании все, даже малейшие царапины и повреждения. В поездках имейте с собой непременно фотоаппарат, которым даже при самой маленькой аварии обязательно задокументируйте все повреждения. Заполните на месте, желательно на английском языке, прилагаемую к договору специальную евроформу.
-
Минимальная. Обязательным базовым пунктом любого арендного договора в Греции является Third Party Insurance, или страхование третьей стороны — аналог ОСАГО, которым страховая компания покрывает ущерб здоровью третьих лиц в сумме обычно до 500 тыс., а также их имуществу — до 100 тыс. EUR. При этом имущественная ответственность за ущерб арендованному автомобилю ложится полностью на вас. К договору могут за дополнительную плату быть добавлены пункты страхования от пожара — FI, а также от кражи — TI.
-
Франшиза. Основная графа договора аренды, обозначающая тип имущественной страховки, называется обычно Damage Waiver — покрытие ущерба. Если там указано CDW, или Collision, страховка покрывает ущерб арендованному автомобилю от аварий с другим транспортным средством. Обычно она включает в себя франшизу — franchise.Так обозначается максимальная сумма страхового залога, которую клиент гарантирует к оплате компании при нанесении ущерба автомобилю по его вине. Например, при сумме франшизы в 400 EUR, покрытие меньшего ущерба вычитается из неё. При большем — с вас взимается только сумма депозита, а остальное покрывает страховая компания. Обратите внимание, что в случае аварии, даже если вы не являетесь её виновником, страховой депозит удерживается компанией до полного разбирательства и возвращается вам только после него.Куда более выгоден вариант CDW full — всё то же самое, но уже без франшизы.
-
С полным покрытием. Тип страховки FDW предусматривает, кроме вышеуказанных, различные, даже маловероятные, риски ущерба автомобилю: камнепад, столкновение с животным и т.п. Обратите внимание: несмотря на то, что это самый дорогой вариант, сюда всё равно не входят повреждения стекол, днища, а также пробои колёс, которые добавляются к договору за дополнительную плату и часто обозначаются, как WUG.
Оплата
Как я уже говорила, в Греции существует не менее широкий выбор вариантов оплаты аренды, чем в других странах Европы.
-
Кредитной картой. Наличие кредитки у клиента сразу же изменяет отношение к нему у служащих рент‑компании. Ведь в этом случае они могут без согласия клиента удержать любую сумму в пределах страхового депозита, а при его несогласии с этим решение может быть оспорено только в суде. Такой способ оплаты является в большинстве случаев единственным при заказе авто через Интернет.
-
Дебетовой картой. Некоторые арендодатели могут вместо кредитной принять и дебетовую карту крупных европейских или греческих банков при наличии на ней определённой суммы, которую можно заблокировать.
-
Наличными. Наличные деньги в Греции пользуются значительно большей популярностью, чем банковские карты. Эллины с началом финансового кризиса в стране вообще не сильно доверяют банкам. Поэтому найти вариант оплаты аренды наличкой здесь не составит труда. Кстати, даже при оплате наличными вас могут попросить оставить в офисе некоторый страховой депозит. Старайтесь избежать этого, в крайнем случае возьмите обязательно отдельную квитанцию с указанием суммы, подписью менеджера и печатью.
Отдельные особенности страховки
В процессе вождения автомобиля отдельные его элементы постоянно подвергаются риску повреждения. Здесь перечислю те, которые не входят в стандартный набор страхового договора, но могут быть добавлены дополнительно по желанию клиента:
-
Лобовое стекло. Этот пункт договора предусматривает страховые случаи повреждения лобового стекла автомобиля, которое может стоить несколько сотен евро. Из личного опыта знаю, что повреждения «пар‑бриз» от попадающих в него камешков происходят не обязательно при движении на скоростных автострадах, а случаются и на минимальной скорости по грунтовке, либо в горах, а также при выпадении крупного града.
-
Фары. Разбитые либо повреждённые фары — обычное дело при движении или парковке на заставленных автомашинами узеньких улочках греческих городов. При этом не обязательно, что виноваты будете вы сами. Кроме того, опасность их повреждения сильно зависит и от дизайна самого авто, что старайтесь учитывать при его выборе.
-
Колёса. Если вам не удалось в дорожных условиях поставить запаску, ждите эвакуатор, который доставит вас в мастерскую. Завулканизировать пробитое колесо обычно можно там, где продаётся авторезина. Оказывают такую услугу и на некоторых заправках. Покрытие таких случаев не предусматривается никаким договором, только за дополнительную плату.
Сезонные особенности
Случается, конечно, когда, сделав предварительный заказ на аренду автомобиля через Интернет, вы по прилёте в Грецию узнаете, что данной модели нет сейчас в наличии. В этом случае практически везде вам сделают полноценную или более дорогостоящую замену за ту же цену.
В зимнее время остаются открытыми только рент‑компании в Афинах и Салониках. Многие же из периферийных местных офисов закрываются. Цены в это время падают значительно, порой даже вдвое. Но надо учитывать, что обновление парка автомобилей производится чаще всего весной, перед началом сезона. Поэтому будьте готовы в это время года к не самому лучшему техническому состоянию снятого авто.
Местная специфика
Вследствие несомненной «заточенности» греческой экономики на туризм, благодаря чему он приносит сегодня львиную долю доходов в бюджет страны, здесь нет недостатка в компаниях, оказывающих услуги в этой сфере бизнеса. Порой даже у меня, прожившей в Греции значительную часть жизни, создавалось впечатление, что только ленивый тут не занимается туристическим бизнесом, что в полной мере относится и к услугам по аренде автомобилей.
Поэтому хочу дать небольшой совет: если вы, находясь уже в Греции, решитесь снять в аренду автомобиль, обращайтесь в рент‑компании, имеющие сертификат Министерства туризма — ЕОТ, обозначаемый специальным знаком, который, к сожалению, с 1.10.2017 будет отменён к немалому недовольству легальных предпринимателей, ведь до сих пор он давал клиенту государственную гарантию качества обслуживания.
-
Филиалы крупных сетевых компаний. В Греции представлены все крупнейшие интернациональные автопрокатные корпорации (SIXT, HERTZ, AVIS, BUDGET, EUROPCAR и др.). Набор предлагаемых ими услуг, уровень обслуживания, стандарты договоров аренды и страховых покрытий мало чем отличаются от общеевропейских и отдельного интереса здесь не представляют. Основное удобство при сотрудничестве с ними в следующем: большинство таких компаний встречает вас уже в аэропорту, где вы берёте автомобиль по прилёте в Грецию и там же оставляете при возвращении домой. Кстати, имеется и такая возможность: прибывая, например, в Афинский аэропорт «Элевфтериос Венизелос», арендовать там авто, а оставить его в представительстве той же рент‑компании, улетая из Салоникского аэропорта «Македония».
-
Местные компании. В отличие от многих европейских стран, где аренда автомобилей разрешена только крупным сертифицированным компаниям, в Греции, особенно в провинции и на островах, можно найти немало небольших прокатных контор, предлагающих подобные услуги по вполне демократичным ценам. Зачастую, это даже не специализированные фирмы, а обычные туристические офисы, продающие различные туры, билеты на паромы, автобусные экскурсии. В чём преимущества и недостатки таких компаний? С одной стороны, если крупные международные компании ставят обязательным условием заключения договора аренды наличие у клиента кредитной карты с необходимой для блокировки страховой суммой, то небольшие местные фирмы, напротив, рады каждому заработанному наличному евро. К тому же, и это не секрет, наличный расчёт частенько помогает уменьшать налоговое бремя. С другой стороны, чтобы заработать лишнюю пару евромонет мелкие фирмы частенько идут на различные хитрости с условиями аренды, страховкой и т.п., поэтому здесь нужно быть особенно внимательным, скрупулёзно изучая каждый пункт договора. Могу сказать одно: несмотря на частые негативные отзывы о небольших местных компаниях в Интернете, если вы уверенный в себе опытный водитель с большим стажем, выбирайте смело этот вариант.
-
Каршаринг. Возможно, этот термин ещё малознаком рядовым туристам, да и в Греции он появился совсем недавно. Идея же этого сервиса состоит в том, что владельцы частных автомобилей предлагают их в аренду на таких ресурсах в Интернете, как Carky.gr, где каждый желающий может снять их на оговоренный срок. Благодаря возникающей между автовладельцами конкуренции, цены здесь могут оказаться значительно ниже, чем на официальных сайтах Rent'a'Car.
-
Прокат старинных автомобилей. Хочу поделиться ещё одной радостной новостью для тех, кто желает ненадолго почувствовать себя Джеймсом Бондом, Джоном Милнером или Бо «Бандитом» Дарвиллом, прокатившись на антикварном «Астон Мартине», «Ягуаре», «Форде» или «Понтиаке». В 2016 г. министр туризма Греции Елена Кундура подписала постановление, которое разрешает крупным компаниям по аренде автомобилей давать в прокат редкие старинные модели машин возрастом не менее 30 лет, что ранее допускалось делать только частным лицам. Конечно, это решение не отменяет существующего в Греции правила, что возраст сдаваемого в аренду авто не должен превышать 12 лет, а относится исключительно к единичным, раритеным образцам.По мнению правительства это позволит повысить безопасность такого рода услуг, а, кроме того, — сохранить уникальные, почти уже музейные, экземпляры автомобильной промышленности прошлого. И, надо сказать, что это решение сразу же, несмотря на немалые цены подобного рода услуг, повысило спрос на аренду таких авто для проведения свадебных церемоний, романтических путешествий и т.п.
Паромные переправы
Уникальность Греции состоит не только в её чудесной природе и богатейшей истории, но также в том, что значительная часть территории этой морской страны лежит на островах пяти крупных архипелагов Средиземного моря. Основой транспортного сообщения Эллады между материковой её частью и большинством островов служит крупнейший в Европе, а, скорее всего, и в мире грузопассажирский паромный флот, который даёт возможность автомобильных путешествий по стране, перемещаясь с материка на острова и обратно.
Многие расценивают это, как счастливый шанс поближе познакомиться с Грецией, но должна предупредить: не факт, что договор аренды позволяет такие путешествия. Поэтому, планируя поездку на острова, обязательно узнайте в своей компании о её допустимости.
Кстати, хочу сказать: расходы на провоз арендованного автомобиля на пароме и обратно, а также дополнительный пункт в страховом договоре, могут оказаться по стоимости выше, чем однодневная аренда его на острове, что тоже стоит учитывать.
Банкоматы
В столице страны банкоматы греческих и международных банков можно найти практически повсюду, что в провинциях Греции сделать гораздо сложнее. На островах они чаще всего располагаются вблизи от порта на набережной, а в отдалённых горных деревушках их может не оказаться вовсе. Поэтому запас наличности в кармане здесь не только не повредит, но и просто необходим.
Установленный правительством с целью борьбы с финансовым кризисом Capital Control, ограничивающий сумму выдачи наличности банкоматом, действует только для местных жителей: на владельцев иностранных пластиковых карт он не распространяется. Возможность же получения наличности в банкомате в Греции, как и для любой другой страны Европы, следует уточнить заранее перед поездкой в банке, выпустившем вашу карту.
Заправки
Уровень сервиса на греческих заправках соответствует общеевропейскому: здесь не нужно выходить из машины, чтобы вставить заправочный «пистолет» в горловину бензобака, а потом ещё и искать, где заплатить. Сотрудник заправки подойдёт к вам, сам всё сделает, возьмёт деньги и принесёт сдачу, а в ожидании наполнения бака помоет лобовое стекло, вам же остаётся только назвать, на какую сумму залить горючего.
-
Цены на бензин. Стоимость бензина в Греции достаточно высока, что вызвано, в первую очередь, довольно значительной налоговой её составляющей. В разных сетях автозаправок цены могут существенно отличаться. Даже на соседних станциях одной и той же сети они могут иметь некоторую разницу. Средняя стоимость неэтилированного бензина — аналога АИ-95 составляет 1.5–1.7 EUR. Качество бензина выше среднего, и не обязательно, что дорогое горючее будет лучше дешёвого. Кстати, дизельное топливо стоит в Греции существенно дешевле бензина — около 1,2–1,4 EUR. Так что, выбирая авто, обратите внимание также и на машины с дизельным двигателем. И ещё одно: будьте внимательны на заправках. Не раз становилась свидетельницей, как азиатские работники–гастарбайтеры заливали в бензиновые двигатели автомашин солярку, а в дизельные — бензин. Бестолкового горе–служащего хозяин уволит тут же, а вам предстоит испорченный день от долгого ожидания замены автомобиля и разборок с арендодателем и владельцем заправки.
-
Особенности работы. В Афинах и окружающей столицу страны области Аттики, а также в Салониках найти работающую круглосуточно заправку обычно не составляет труда. Другое дело — в провинциях Эллады. Здесь заправочные станции встречаются гораздо реже, и работают они, как правило, до вечера даже в разгар туристического сезона. Причём многие из них не функционируют, либо открыты только после полудня, ещё и в воскресенье или в дни крупных религиозных праздников: всему виной воскресная служба в церкви, которую местные жители стараются не пропускать. Поэтому, размещаясь в подобных местах и беря автомобиль в аренду, следует прежде всего изучить режим работы местных заправок. Иногда, что, впрочем, случается крайне редко, заправки бывают закрыты из‑за забастовок либо самих их работников, либо поставщиков горючего.
Водительское удостоверение
Здесь одно могу сказать точно: планируя поездку в Грецию, запаситесь международными правами, хотя многие мои российские знакомые прекрасно ездят здесь с обычной пластиковой карточкой, лишь бы на ней были надписи на английском, но снять машину с ней у вас получится отнюдь не везде. Так что лучше не рисковать!
Также для аренды авто возраст водителя должен быть от 21 до 70 лет, а стаж вождения превышать 1 год. Других ограничений по этому пункту нет. Вместе с водительским удостоверением у вас попросят также паспорт, удостоверяющий личность. И тот и другой документ должны, как правило, иметь срок окончания не менее года.
Если в договор включается дополнительный водитель, для него действуют те же требования.
Пересечение границ
Если, находясь в Северной Греции, вы желаете посетить приграничные области соседних стран: Албании, Болгарии, а также Македонии, которую здесь называют Скопье, либо FYROM, обязательно поинтересуйтесь у арендодателя вашего авто, предусматривают ли такую возможность договор аренды и страховка. Чаще всего, нет. Кстати, эти страны не входят и в Шенгенский договор, так что вам потребуется отдельная виза.
На что ещё обратить внимание?
В разгар туристического сезона автомобили прокатных компаний работают практически на износ, а служащие порой не успевают тщательно проверить их состояние, получая от предыдущего нанимателя. Если не хотите платить за нанесённый предыдущими арендаторами ущерб, тщательная проверка лежит на вас.
По возможности постарайтесь заглянуть под машину: греческие грунтовые дороги в горах изобилуют острыми камнями, а трещины в картере двигателя не покрываются ни одной страховкой — за них в результате придётся заплатить вам. Также просмотрите обязательно места соединений тормозных трубок: тормоза на горных дорогах — главный элемент безопасности.
Попробуйте действие рулевого управления, сцепления, световых и звукового сигналов и т.п.
Также загляните в багажник и обязательно проверьте состояние запаски, домкрата, знака аварийной остановки. Что касается аптечки, то её полной комплектности в арендованных авто я не видела никогда. Поэтому перед поездкой запаситесь средствами первой помощи и необходимыми вам лекарствами.
Особенности вождения в стране
Почему‑то принято считать, будто Греция занимает чуть‑ли не первые места в Европе по количеству автоаварий. Не знаю, откуда взялось такое мнение, возможно его создатели посчитали все поцарапанные на узких городских улочках крылья, а также зеркала, задетые движущимися между рядами в знаменитых афинских пробках мотоциклистами. Одно скажу точно: такого беспредела, как в печально известном видеоканале «Дорожные войны», в Греции я практически не видела.
Конечно, и здесь случаются дорожные аварии как с трагическим исходом, так порой и забавные, но они обычно вызваны погодными условиями, либо неисправностями технического характера. А иногда такие случаи связаны с особенностями национального характера эллинов, зная которые, нетрудно к ним приспособиться, чтобы избегать неприятных происшествий на дороге.
Общий менталитет вождения
Те, кому случалось бывать в кавказских республиках, довольно быстро привыкают к особенностям греческого движения на автодорогах — нечто неуловимо общее у них есть. Вышколенных же законопослушанием европейцев охватывает лёгкий ступор, когда они видят греческих водителей, преспокойно разворачивающихся прямо под запрещающим знаком, беспечно пересекающих «две сплошные» или свободно проезжающих под «кирпич». А на знаки ограничения скорости здесь, кажется, не смотрит никто. Но таков уж свободный нрав вольнолюбивых эллинов: любые запреты для них — всего лишь раздражитель, чтобы их «чуть‑чуть» нарушить!
Уже через день пребывания в Греции её гости привыкают к тому, что начинать движение на разрешающий сигнал светофора следует, лишь подождав пару секунд, потому что перекрёсток обязательно проедут две–три автомашины на только что зажёгшийся «красный». По этой же причине не стоит резко тормозить на «жёлтом»: здесь он негласно считается всё ещё разрешающим сигналом и те, кто сзади, вас могут просто не понять.
Также не стоит удивляться бесконечным рядам запаркованных на улицах греческих городов под бесчисленными знаками «Остановка запрещена» автомобилей. Кажется, многие из них стояли здесь ещё задолго до той поры, когда появились сами запрещающие знаки. Их никто не штрафует и штрафовать не будет: должны же жители соседних домов где‑то ставить свои транспортные средства. Поэтому, если вам повезло увидеть где‑либо на афинской улочке свободное местечко прямо под запрещающим знаком, включайте «аварийку» и смело занимайте его, пока полиция не видит — вы ведь ненадолго, правда?! Вам же только купить шляпку вон в том магазине! Но ни в коем случае не делайте этого на центральных улицах и проспектах, по крайней мере, надолго — эвакуация и крупный штраф вам будут обеспечены.
Движение по улицам крупных городов и в небольших селениях разительно отличаются друг от друга. Так, например, бесполезно нервничать и сигналить, когда посреди деревенской улицы или где‑то на горной дороге два встречных автомобиля перекроют движение в обе стороны, а их водители будут что‑то оживлённо обсуждать между собой, энергично размахивая руками. Они не подерутся, как могло бы показаться на первый взгляд: скорее всего, это родственники или старые знакомые делятся новостями, и, пока они не закончат разговор, не двинутся с места, к чему просто надо привыкнуть, как у должному! К тому же вдруг и вам посчастливится встретить на дороге в Греции своего давнего друга — вы также имеете право обсудить с ним все события за последние лет десять!
Или, например, когда вы выедете из гостиницы пораньше, чтобы до жары осмотреть местную достопримечательность, вам, возможно, придётся медленно тащиться за парой неспешно движущихся впереди на двух мотоциклетах и оживлённо беседующих строительных рабочих, ловко рулящими одной рукой, другой же одномоментно держащими неизменный пластиковый стакан кофе‑фраппе, изредка попивая из него и закусывая такой же непременной «тиропитой», мобильный телефон и бог весть что ещё. Злиться и нервничать бесполезно: проще подождать, пока они свернут куда‑нибудь.
С другой стороны, говоря о мастерстве греческих водителей, должна заметить, что немногие европейские профессионалы смогут так же ловко повернуть свой автобус или огромную фуру на узенькой улочке горной деревушки, где два деревенских ишачка едва расходятся друг с другом, либо запарковать у дома личный автомобиль, лавируя на крутом подъёме задним ходом между соседскими машинами и разомлевшими от жары до полного бесчувствия прямо на асфальте местными псами.
Кстати, отнюдь не все здешние водители являются «злостными» нарушителями правил. Большинство из них ведёт себя на дороге предельно внимательно, аккуратно и вежливо. И даже нарушители, хоть это их и не оправдывает, стараются вести себя так, чтобы не создавать помех другим участникам движения — ну, просто они «чуть-чуть» не успели или поторопились!
Дорожные знаки
Используемые на греческих дорогах дорожные знаки мало чем отличаются от общеевропейских стандартов, и для глаз российского водителя они вполне привычны.
Однако, у водителей, привыкших двигаться среди изобилия предписывающих и запрещающих знаков и по этой причине отвыкших думать самостоятельно, на греческих дорогах в условиях их дефицита может даже возникнуть чувство неуверенности.
Наиболее часто используемые знаки на здешних автодорогах: «кирпич» и «STOP». Знаки «Главная дорога» вы здесь встретите нечасто: их с успехом заменяют восьмиугольник «STOP» и треугольник «Уступите дорогу», завидев которые на пересечении автодорог, вы всегда можете определить приоритет движения через перекрёсток.
Отличается также проезд развязок с круговым движением, где преимущество имеют въезжающие, если иное не предписано дорожными знаками, что, кстати, вполне логично по «правилу помехи справа».
По моим личным наблюдениям, основное и безотказное правило приоритета здесь: если не уверен, кто имеет преимущество на данном перекрёстке, лучше пропусти всех, а затем проезжай сам.
Предупреждающие знаки имеют здесь не белый, а жёлтый фон. Более же всего обычно обескураживают российских водителей, порой даже не продублированные по‑английски указатели на греческом языке, хотя при некотором навыке греческие буквы начинают напоминать кириллицу, от которых она, собственно, и произошла.
Есть и другие особенности, например, указатели направлений установлены обычно прямо перед самым поворотом, и, двигаясь на скорости, их довольно легко пропустить, а развернуться либо найти объезд получится далеко не всегда.
В большинстве населённых пунктов Греции, в том числе и в старых исторических районах столицы страны, традиционно узкие улицы, большая часть из которых имеет одностороннее движение. К тому же, вследствие горного рельефа местности они обычно не параллельно–перпендикулярны, а могут пересекаться и расходиться под самыми разными углами либо заканчиваться тупиками. Не факт, что, двигаясь в одном направлении, можно будет вернуться обратно по соседней улице. Поэтому, прокладывая маршрут по карте или навигатору, всегда изучайте различные варианты движения к своей цели другой дорогой, возвращения в исходную точку и т. п.
Кстати, о навигаторах: по личному опыту знаю, что они частенько и при этом довольно настойчиво рекомендуют свернуть под запрещающие знаки или, наоборот, не замечают вполне резонных и логичных разрешённых проездов, предлагая многокилометровый объездной маршрут.
Будьте аккуратны и с туристическими картами, особенно на островах и при наличии чисто городского автомобиля. Сама убеждалась не раз, как обозначенные на картах асфальтированные трассы оказывались вдруг на деле горными грунтовками, пригодными только для хорошего внедорожника.
Светофоры
Ставших уже привычными в России счётчиков оставшегося до переключения светофора времени в Греции вы практически нигде не увидите. Мало того, здесь может оказаться непривычным для россиян использование жёлтого сигнала, который на многих автодорогах как бы «вынесен» метров за 50 до перекрёстка. На главном же светофоре «красный» загорается сразу за «зелёным». По‑моему, в этом есть свой рациональный смысл: завидев моргающий жёлтый сигнал уже на подъезде к пересечению дорог, успеваешь заранее плавно снизить скорость. Иногда может вызвать недоумение использование на светофорах жёлтых мигающих «стрелок», но и к этому быстро привыкаешь.
Наказание за неправильный проезд перекрёстков, в том числе: несоблюдение знаков «STOP», «Уступите дорогу», проезд на красный сигнал светофора, а также движение по встречке будет стоить 700 EUR с изъятием водительского диплома на 20 дней
Особенности парковки
Забронировав отель в центре Афин, лучше забудьте о бесплатной парковке. Конечно, навертев полсотни кругов по окрестным кварталам, можно дождаться освободившегося местечка, но сожжённый бензин, потраченные нервы и время вряд ли компенсируют не такую уж большую плату за стояночное место.
Будьте готовы к тому, что при стоянке на парковочном месте, обозначенным синим цветом, более 3 ч. у вас на стекле появится квитанция на оплату парковки. Белая разметка — паркинг бесплатный, жёлтая — стоянка запрещена.
Штраф за несоблюдение правил парковки составляет 80 EUR, а если нарушение произошло на спецстоянках — 150 EUR и изъятие прав на 10 дней.
Цены на автостоянках не имеют общего тарифа и совершенно бессистемны: каждый владелец паркинга устанавливает собственные расценки. Стоимость может составлять от 4 до 15 EUR за первый час, затем она снижается, порой очень значительно, например, по 2 EUR за каждый последующий. На некоторых стоянках существует выгодные суточный, недельный и месячный тарифы. Причём, прошу заметить, не все автостоянки работают круглосуточно — это следует уточнить заранее. Узнать о расценках платных парковок в центре Афин и наличии мест на них можно, к примеру, здесь.
Окрестности Афин настолько интересны и познавательны, что вы, взяв авто напрокат, скорее всего будете уезжать рано утром и возвращаться поздно вечером с минимальным временем простоя. Определённой проблемой может стать осмотр достопримечательностей центра Афин, но здесь альтернативой вполне способен послужить великолепно развитый муниципальный транспорт греческой столицы.
Поэтому при проживании в её центре решить проблему с автостоянками можно следующим образом — посвятить первые дни пребывания здесь знакомству с городом, передвигаясь пешком либо городским транспортом, а на оставшееся время отпуска арендовать автомобиль для поездок по окрестностям. Кстати, вне периода туристического сезона в Афинах есть правило въезда в центр города авто с чётными номерами по чётным дням месяца и наоборот.
Значительное число отелей в провинции и на островах имеют собственные бесплатные паркинги. Да и дороги там более свободные, потому проблем со стоянкой автомобиля обычно не возникает. Около наиболее крупных достопримечательностей также имеются бесплатные автопаркинги, где только в самый разгар сезона могут появиться трудности со свободными местами.
Стоянки вблизи морского побережья обычно заполняются к середине дня — здесь всё зависит от расположения и величины пляжей, их популярности, удалённости от населённых пунктов, погоды и многого другого. Лишь в воскресные дни могут возникнуть трудности с поиском свободного местечка, но возможность богатого выбора среди огромного количества пляжей в Греции позволяет всегда найти наиболее удобный и подходящий как основной, так и запасной вариант.
Особенности полиции
Греческие полицейские обычно доброжелательны и приветливы, особенно с туристами, хотя могут быть и достаточно жёсткими в редких случаях каких‑либо спецопераций или вспыхивающих во время демонстраций в самом центре Афин беспорядков. В таких случаях с ними лучше не спорить, а подчиняться требованиям — они несут свою нелёгкую службу и честно выполняют обязанности по охране, в том числе и вашей, безопасности.
Все полицейские говорят по‑английски, без причины ни к кому не придираются, а арендованные туристические автомобили останавливают крайне редко, лишь в случаях особо грубых нарушений, ведь туризм — одна из основных статей дохода страны, все это здесь понимают и лояльно относятся ко всем гостям Греции. Ну а туристам же злоупотреблять таким гостеприимством не стоит, не так ли?!
Греческие полицейские не берут штрафы наличными деньгами: они только выписывают квитанцию, которую следует оплатить в банке. Если оплата производится в течение 10 дней после нарушения, сумма штрафа уменьшается вдвое — имейте это ввиду.
Кстати, завидев арендованную машину, вас могут не остановить за небольшое нарушение скоростного режима либо правил разворота, но за отсутствие детского сиденья, если в машине ребёнок, или непристёгнутые ремни безопасности приготовьтесь заплатить 350 EUR, а за разговор по мобильнику во время движения — 100 EUR.
Скоростной режим
Если максимальная разрешённая скорость на данном участке дороги не предписана другими знаками, правилами установлено её ограничение в населённых пунктах для легковых автомобилей и мотоциклов значением 50 км/ч, на загородных шоссе — 90 км/ч, а на скоростных автострадах — 130 км/ч.
Штраф за превышение скоростного режима составляет 100 EUR до 30, а свыше 30 км/ч — 350 EUR с изъятием прав на два месяца.
Надо сказать, что здесь не так много следящих за движением камер: в основном они находятся в столице, где и так‑то сильно не разгонишься. Кроме того, их расположение обычно обозначено дорожными знаками — камеры здесь ставят не за тем, чтобы оштрафовать водителя, а для регулировки скоростного режим. Не исключаю, что за предупреждающими знаками может реально и не стоять никаких видеокамер. Хотя, кто знает?!
Главное, о чём необходимо помнить, Эллада — страна горная, порой с очень сложным рельефом. И если уж на горной автодороге стоит ограничивающий скорость знак, следует им руководствоваться. Это вопрос, в первую очередь, вашей безопасности.
Платные/бесплатные дороги
Автодороги Греции, помимо общеевропейской системы нумерации «Е», имеют свою внутреннюю структуру «А». В её сети есть несколько платных автомагистралей:
-
ΠΑΘΕ — Патра–Афины–Салоники–Евзоны, основная дорожная артерия Греции, связывающая три крупнейших города страны и идущая с западного её побережья к восточному, а затем с юга материковой части к северной границе Эллады. Она, в свою очередь, включает в себя участки:
-
А2 — «Эгнатия одос», которая проходит в северной части страны, пересекая её с запада на восток, от Ионического порта Игуменица до города Александруполи вблизи турецкой границы.
-
А5 — «Иония одос», соединяющая мост Рио‑Андирио с центром Эпира, городом Янина.
-
А6 — «Аттики одос» — главная скоростная автострада полуострова Аттики, оплата на которой осуществляется при въезде и не зависит от дальности, составляя 2,8 EUR.
-
А7 — Автомагистраль Пелопоннеса «Морея», которая связывает древний город Коринф с портом Каламата, фактически проходя по диагонали всего полуострова.
Все эти автомагистрали находятся в материковой части страны, и оплата проезда по ним, кроме «Аттики одос», зависит от типа транспортного средства и расстояния, причём для большинства платных участков на практике можно найти объездной путь.
Так, например, маршрут от Афинского аэропорта «Элефтериос Венизелос» до морской гавани города Патры имеет длину 250 км, если двигаться по платным автострадам «Аттики одос» и «Олимпия одос». При этом придётся проехать четыре пункта оплаты, заплатив 2,8 + 2,1 + 1,8 + 2,4 EUR. Итого: 9,1 EUR. Дорога займёт в общей сложности около двух с половиной часов.
Тот же маршрут можно проделать, минуя платные участки. Но большого смысла в этом нет: любой объезд будет проходить по просёлочной «двухполоске» с ограничением скорости, зачастую через небольшие деревушки с узкими улочками, светофорами, а порой и по сложному горному серпантину. Так что выигрыша ни по времени, ни материального скорее всего не получится, кроме, разве что, неспешного созерцания потрясающих провинциальных пейзажей Эллады. Так, для предыдущего примера, при незначительном увеличении расстояния до 265 км, время в пути возрастёт вдвое — до пяти часов.
Помимо платных автодорог, в Греции есть специальные объекты, проезд через которые также оплачивается:
-
Подводный 1,5‑км туннель Актио–Превеза — 3 EUR для легкового двухосного автомобиля.
-
Мост Рио–Андирио длиной 2,88 км, соединяющий берега Коринфского залива — 13,3 EUR для легковых авто.
Оба эти участка позволяют значительно сократить расстояния в таких областях Греции, как Эпир, Западная Эллада и Пелопоннес.
Кстати, обязательно запаситесь наличностью при проезде по платным дорогам Греции: карточки здесь не принимают, а местные водители пользуются специальными техническими устройствами, проезжая по специально выделенным полосам.
Алкоголь
Садиться за руль в состоянии опьянения я, конечно же, не советую никому. В Греции Правилами дорожного движения установлен предел содержания алкоголя в крови значением 0,5 промилле. Превышение его до 0,8 повлечёт за собой штраф 200 EUR, до 1,1 — 700 EUR и отнятие прав на 3 месяца, а свыше 1,1 — 1200 EUR и полугодовое лишение водительского удостоверения, а, возможно, и 2‑месячное тюремное заключение. Повторное нарушение ещё более усугубляет наказание.
Конечно, в разгар туристического сезона за выпитую, особенно во время обильного греческого ужина, бутылку пива или стакан вина вряд ли вас задержат, а тем более повезут на экспертизу. Но это касается умеющих контролировать себя. Остальным же повторю ещё и ещё раз: алкоголь притупляет внимание водителя и при движении по горным дорогам может оказаться решающим фактором возникновения опасной ситуации. К тому же страховая компания, обнаружив факт пьяного вождения, безусловно, откажет в выплате любых компенсаций.
В заключение хочу пожелать вам счастливых и безоблачных путешествий на автомобиле по прекрасной Элладе. Надеюсь вы полюбите её не меньше, чем люблю её я.