…Амфитеатр полон знати,
Повсюду светский разговор
(А меж рядов актерской рати
В кулисах суетность и ор);
Оркестр в шумном оживленьи,
Трубя и струнными звеня,
Ровняет инструмент на ля…
Все в нескончаемом движеньи,
И на устах у всех одно:
Творенье новое Гуно!
Но бьют заветных три удара,
Всех призывая к тишине:
Оркестр смолк, стихает зала,
Свет люстры тает в вышине –
Все на мгновенье замирает,
Вступает музыка, и вот
Со сцены занавес взмывает –
Театр оперой живет!
(«Ангел музыки», В. Невин)
Знаете, каждый раз, сталкиваясь с очередным шедевром архитектуры или искусства, я не устаю поражаться тому, сколь щедро может быть одарен природой человек. Как далеки от нас, простых смертных, гении, и как порой непроста их судьба. Как много эстетики, любви и отчаяния в «подарках судьбы», оставленных нам в наследство. Как глубоко могут воздействовать на чувства тот или иной барельеф, неуловимый взмах кисти или порхающая музыкальная гармония...
И сегодня я хочу поговорить с вами об одном из таких шедевров, о реликвии Парижа Опере Гарнье. Она же – Град-опера, она же – Парижская Опера, она же – Национальный оперный театр, она же – Дворец Гарнье. Это один из самых роскошных театров мира, оформление которого превосходит самые известные королевские дворцы.
Истории этого здания могли бы позавидовать самые именитые памятники архитектуры, а количество легенд, окружающих это место, не сосчитать. Здесь пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо и Галина Вишневская, танцевали Серж Лифарь, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев.
Здесь проходили знаменитые балетные сезоны великого театрального деятеля Сергея Дягилева.
Музыку для которых создавали Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев и Клод Дебюсси, а оформителями декораций и костюмов выступали Пабло Пикассо, Анри Матисс и Коко Шанель.
Именно здесь, согласно легенде, в подземных лабиринтах жил Призрак Оперы, а в подвалах расстреливали монархистов во время Парижской коммуны. Но обо всем по порядку.
История Гранд-опера
…Век девятнадцатый был в ходе,
В те дни театры были в моде,
И жизнью бурною с утра
Жил новый зал Гранд-Опера.
Роскошный, пышный, как дворец, –
Искусств и зодчества венец!
(«Ангел музыки», В. Невин)
На самом деле история этого государственного оперного театра началась не в XIX веке, а гораздо раньше.
И снова Король-Солнце
Итак, шел 1669 год.
Уже хорошо знакомый нам по предыдущим рассказам о Париже Король-Солнце Людовик XIV, один из самых блистательных королей Франции, официально признает оперу видом искусства и царственно повелевает поэту Перрену и композитору Камберу в течение 20 лет организовывать в стране «оперные академии» (музыкальные представления).
С этого момента в Париже, как и во сей Франции, начинается строительство роскошных оперных театров. Здание Гранд-опера становится тринадцатым по счету.
Первая часть марлезонского балета
Шло время, во Франции канула в лету эпоха Просвещения, пролилась кровь Французской революции, закатилась звезда Наполеона Бонапарта, которого сменил на троне его единственный законный сын по прозвищу Орленок. Да и век Орленка оказался недолог, ведь фактически страной он никогда не правил, был юношей болезненным и скончался в расцвете лет от туберкулеза. Вот тут-то наша история и начинается...
1848 год. К власти приходит Наполеон III.
Будучи всего лишь племянником своего великого дядюшки, Наполеон III успеет поруководить страной в двух совершенно разных ипостасях: и в качестве Президента Французской республики, и в качестве Правителя Второй империи.
Его правление ознаменуется многими ключевыми событиями, великими архитектурными сооружениями, бурным ростом экономики и промышленности. Именно с его подачи барон Осман полностью перестроит Париж.
Из-за своеобразной внешней итальянской политики Наполеон III впадет в немилость к итальянским революционерам и они совершат на него три покушения. Причем все безрезультатно, император останется цел и невредим. Но нервы сдают даже у венценосных особ, и Наполеон – не исключение. После последнего посягательства на свою жизнь, произошедшего около старого театра на улице Пелетье, император наотрез откажется посещать это здание и прикажет построить новое.
Вторая часть марлезонского балета
И в этот момент на сцену выйдет следующий участник, чье имя будет также прочно связано с Гранд-опера – барон Осман.
Будучи ярым сторонником политики Наполеона, Осман буквально взлетит по карьерной лестнице и в 1857 году сядет в кресло префекта Парижа (фактически становясь его единовластным хозяином).
Приверженец прогресса, он рьяно возьмется за дело и «перекроит» Париж на свой манер. Именно стараниями барона Османа французская столица обретёт тот неповторимый стиль, которым будет восхищаться весь мир все последующие столетия.
Планы по градостроительству удачно совпадут с планами на новое здание театра. Ведь оно идеально впишется в проект создания третьей транспортной развязки, задуманной Османом с целью разгрузить столичный траффик.
Третья часть марлезонского балета
Па-ба-ба-баам! Судьба стучится в дверь.
Именно она и выведет на сцену последний ключевой персонаж этой истории – молодого и никому не известного архитектора Шарля Гарнье, который примет участие в конкурсе и, не будучи фаворитом, вопреки всему выиграет.
Его масштабный и величественный проект покорит судейскую комиссию.
К слову будет сказано, что источником вдохновения Шарлю послужил Большой Театр Бордо и итальянские дворцы позднего Ренессанса, которые он с удовольствием осматривал в течение своего пребывания на Вилле Медичи в Риме.
После победы на конкурсе молодой лауреат с энтузиазмом возьмется за работу, еще не зная, с какими трудностями ему придется столкнуться.
Первая проблема не заставит себя долго ждать. Грунтовые воды начнут постоянно подтачивать фундамент. Место выбрано не совсем удачно, но что поделать... Задача поставлена, бюджет выделен, придется как-то выкручиваться. И Гарнье это удастся! Он прекратит работы и начнет продумывать надежные меры безопасности.
Установит паровые насосы, призванные функционировать день и ночь. Создаст бетонный резервуар огромных размеров, куда впоследствии будут собираться воды подземной реки. Это сооружение позволит всей инфраструктуре сопротивляться давлению грунтовых вод и лучше распределять нагрузку, приходящуюся на подвальную часть здания. Помимо этого главный архитектор возведет толстые двойные стены, обеспечив тем самым полную водонепроницаемость здания.
Опера будет строиться почти 15 лет, с 1861 по 1875 с перерывами на войны, падения имперского режима, события Парижской коммуны. За это время театр успеет побывать и военным складом для хранения бесчисленных запасов, и воздухоплавательной станцией, и тюрьмой для тайной казни преступников.
Но, к счастью, урон, нанесенный зданию, окажется незначительным, и строительство наконец-то будет завершено. Открытие театра состоится 5 января 1875 года. Но ни барон Осман, ни император Наполеон III не доживут до этого грандиозного события, и на церемонии из трех ключевых фигур будет присутствовать лишь Шарль Гарнье.
Теперь в двух словах о финансировании. На протяжении всего строительства изначально согласованные суммы будут постоянно изменяться в соответствии с возникающими по ходу неожиданностями технического порядка, рисками, вызванными тем или иным внутриполитическим решением, а так же с положением страны на мировой арене. Таким образом, финансирование проекта в скором времени будет сокращено вполовину – от 29 млн. франков, обещанных в начале, останется только 15. Однако вскоре ситуация изменится в лучшую сторону, и через какое-то время суммы чеков достигнут 24 млн. франков.
С приходом Третьей Республики проблема не исчезнет, и средства на Парижскую Оперу будут выделяться с невероятной скупостью.Только вследствие полного разрушения здания старой оперы (той, что на улице Пелетье), будет собран оставшийся необходимый бюджет для окончания строительства архитектурного шедевра и для его внутреннего убранства.
В конечном итоге общая сумма, затраченная на масштабный проект Шарля Гарнье, выльется в 36 млн. франков золотом.
Ярмарка тщеславия
...Но вот уж вечер: фонари
На мостовые свет роняют,
И с Нотр-Дама де Пари
Бой колокольный возвещает,
Что час уж близок; у театра
Все оживает: высший свет,
Чредою вычурных карет,
На площадь гордо прибывает.
Уж слуги ждут своих господ,
Приветствуя их чинный ход
Поклоном низким; кучера
Хозяев взглядом провожают;
Неспешным шагом господа
Блестящих дам сопровождают –
И пары, вслед одна другой,
Взирая томными очами,
Ступают важной чередой
Под своды Оперы с речами.
(«Ангел музыки», В. Невин)
С момента своей инаугурации, театр становится эпицентром культурных событий и «гнездом» всего бомонда Парижа. Сюда стекаются не только для просмотра грандиозных оперных постановок, но также и для посещения гримерных, для прогулки по Танцевальному фойе и, конечно, для того, чтобы подняться по роскошной Парадной лестнице, сверкая бриллиантами, мехами и атласом.
В то время вся парижская знать встречалась на ступеньках Оперы, чинно раскланиваясь друг с другом. Кто-то сплетничал, кто-то флиртовал, кто-то выставлял напоказ новый наряд... В общем, каждый преследовал свою цель.
Надо сказать, что здание открывало свои двери не только высокому искусству, здесь также проводились балы, в том числе и маскарадные. Именно по всем этим причинам дворец Гарнье и стал настоящей меккой для высшего света Парижа.
Здоровая конкуренция?
В конце ХХ столетия у Гранд-опера появился соперник. Франсуа Миттеран решил расширить аудиторию поклонников прекрасного и разом окультурить не только сливки общества, но и более «отсталые» слои населения. Для этих целей в 1989 году была построена современная театральная площадка Опера Бастилии.
На мой взгляд, здание современной оперы, призванное «нести культуру в массы», несколько своеобразно и не вписывается в стиль Наполеона III , зато театральная жизнь здесь просто кипит!
Со времен появления на свет Оперы Бастилии все оперные постановки шли исключительно в ней, а шедевр Шарля Гарнье принимал в свои объятия только балет. Однако оперное искусство все же пришлось вернуть на подмостки главного театра, пойдя навстречу многочисленным просьбам поклонников оперного жанра. Пусть и один раз в сезон, но все же великосветскому зданию удалось отыграть обратно свое былое предназначение. Сколько бы театров ни строили, а Опера Гарнье – одна!
В 2000 году главный фасад Национальной академии музыки (официальное название Гранд-опера) прошел все этапы реконструкции и заново обрёл свой первоначальный блеск.
В настоящий момент поистине монументальное творение когда-то неизвестного никому архитектора укрывает под своей сенью балетную школу, обширную библиотеку и небольшой музей.
А теперь, дорогие мои, войдем внутрь. Вдохните поглубже, потому что сейчас вашему вниманию предстанет одно из самых грандиозных зрелищ в истории архитектуры Франции.
Здание Гранд-опера
...Пред ними гордое величье:
Картины, фрески, зеркала,
Колонны в мраморном обличье,
Атлас и злато - без числа;
Как дань эпохе Просвещенья
И благородной простоте
В своем скульптурном воплощеньи
На постаментах стоят те,
Чии волшебные клавиры,
Преобразив театра дух,
Подобно чистым звукам лиры,
Поныне наш ласкают слух.
На стенах, росписью увитых,
Портреты именитых лиц:
Певцов, танцоров, танцовщиц,
Всему Парижу знаменитых;
Кругом, куда ни кинешь взор,
Лепнин затейливый узор.
(«Ангел музыки», В. Невин)
К сожалению, формат статьи не позволяет вместить подробное описание всех залов, лабиринтов, лестниц, пандусов и скульптур этого творения рук человеческих, но основное я вам обязательно покажу. И начнем мы, пожалуй, с главного.
Фасад
Их у легендарного здания – четыре.
- Южный фасад – это «лицо» Оперы, основная часть здания, которая возвышается над большим 10-ступенчатым подъездом. Галерея, украшенная семью полукруглыми арками со знаменитыми скульптурными композициями «Драма», «Танец», «Инструментальная музыка» и «Поэзия», приглашает нас войти в вестибюль. Стиль этой части театра – смешанный, иначе говоря, эклектический. Над галереей возвышается лоджия – целое произведение искусства. Ее гордостью являются 53 античные маски и бюсты величайших композиторов, таких как Моцарт, Бетховен, Россини и др. Все это венчает надпись «Национальная Академия Музыки» (Académie Nationale de Musique) и невероятный по красоте купол из зеленой меди со статуей Аполлона, поднимающего свою лиру к небу. По одну руку от Аполлона расположился Танец, а по другую – Музыка. Не правда ли завораживает?
- Западный фасад – второй по значимости фасад Оперы. Думаю, вам интересно будет узнать, что для императора Наполеона III предназначался отдельный подъезд (ну не будет же божий помазанник входить в здание с челядью). Изначально он назывался Императорский павильон, но поскольку к открытию Оперы Франция стала уже республикой, название пришлось сменить на Павильон главы государства. К входным дверям подъезда ведут пандусы, в те времена позволявшие карете правителя подъехать к самому входу. Именно у этого фасада красуется бюст благословенного создателя здания архитектора Шарля Гарнье. Ну и, конечно, не обошлось без колонн с бронзовыми орлами. А как же? Ведь орел – это символ императорской власти.
- Восточный фасад – еще один вход в Оперу, который предназначался исключительно для избранной публики, а точнее – для владельцев дорогих абонементов. Сейчас в этой части здания находится ресторан, сквозь прозрачные стеклянные стены которого можно увидеть величественный интерьер театра.
- Северный фасад – это, если можно так выразиться, задний двор. С архитектурной точки зрения особо ничем не примечателен, да и не задумывался таковым. Оная часть здания несет на себе исключительно рабочие функции, являясь входом для сотрудников и площадкой для разгрузки декораций.
А теперь хотите подняться на крышу? Уверена, что хотите :).
Ведь оттуда открывается умопомрачительный вид на Париж.
Крыша
Не каждый может преодолеть столь крутой подъем, ведь он представляет собой винтовую лестницу с огромным количеством ступеней. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Если вы любитель крыш, или просто поклонник захватывающих панорам, то советую вам воспользоваться специальными экскурсиями по самым знаменитым крышам Парижа, куда входит и Опера Гарнье. Это нетипичная прогулка по столице Франции, но безопасная и весьма любопытная. Вы побываете в таких местах и увидите город с таких ракурсов, о которых никогда не знали и не ведали. Решайтесь! Будете щедро вознаграждены, поверьте мне.
Купол Оперы необычайно хорош: величественный, из серо-зеленой меди, он делает здание театра еще совершеннее. Тут и фигура Пегаса, и позолоченные изваяния Гармонии и Поэзии, и, конечно, тот самый Аполлон.
К слову сказать, именно на этой крыше разыгрывались нешуточные страсти в одной из сцен романа «Призрак Оперы».
И это еще не все. На крыше самого красивого театра в мире установлены...ульи. Да-да, господа, самые настоящие ульи, где живут самые настоящие пчелы, которые собирают самый что ни на есть настоящий мёд. А устроил этот улей пчеловод-любитель, работавший в Опере реквизитором еще в 1982 году. Пчелы так прижились, что их было решено оставить.
Пришла пора пройти в вестибюль, раскланяться со скульптурами Глюка и Генделя, подняться по Парадной лестнице и заглянуть в некоторые залы.
Итак, дамы и господа, встречайте:
Парадная лестница и Гранд-фойе
...Пройдя рядами анфилады
Парад великосветских мод
Вступает в стройные аркады.
Их взорам строгим предстает
Волшебный вид – ступени к залу,
Камней изысканный расцвет,
Что отбирали много лет
Со всего свету мал-помалу.
(«Ангел музыки», В. Невин)
- Парадная лестница – одна из самых ярких жемчужин здания. Белоснежные ступени, мрамор различных цветов, могучие колонны из эшейонского камня, поддерживающие лестничную площадку, арабески, богатый орнамент, балюстрада из оникса – не вестибюль, а Версаль какой-то! Отсюда можно увидеть первые ложи зрительного зала. Этот этаж украшают колонны из пиренейского мрамора, персиковые и фиалковые пилястры на стенах... А вообще, надо признать, что Гарнье не поскупился на отделку интерьера: им были использованы 24 различных вида мрамора.
- Гранд-фойе – главное место прогулок зрителей в антракте. Оно было задумано в стиле парадных галерей дворцовых сооружений. Зеркала и окна зрительно увеличивают это помещение и дают ощущение невероятного простора. Фойе богато украшено невероятными росписями: медальоны с детьми, держащими в руках музыкальные инструменты, выразительные группы танцоров и певцов, потолок с изображением таких музыкальных аллегорий, как Комедия и Трагедия. Есть здесь и монограмма самого Шарля Гарнье (переплетенные буквы C и G), которая красуется над одним из карнизов. Ну-ка, присмотритесь повнимательнее... Ну что, нашли?
А теперь я покажу вам священное место для каждого заядлого театрала. Правильно, зрительный зал.
Зрительный зал
Выдержан в итальянском стиле, в форме подковы и насчитывает более 2 тыс. мест. Золото, алый бархат, резные балюстрады... Огромная сцена, способная вместить до 450 актеров, и великолепный красный занавес... Знаменитая и такая таинственная «падающая» люстра... Ложа Призрака Оперы № 5... и, конечно, Его Величество Потолок, расписанный в 1964 году самим Марком Шагалом.
Ну как? Впечатляет?
О падении люстры слагают легенды, но наберитесь терпения, дорогие мои, я обязательно поведаю вам об этом, однако чуть позже. Пока же остановимся на реальных фактах.
Люстра выполнена по проекту самого Гарнье.
Эта ослепительная красавица весом более СЕМИ тонн, обладательница ТРЕХСОТ СОРОКА огней, завернутая в хрусталь и бронзу, скоро сыграет свою роль в истории театра. Как говорится «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить» :).
А вот и святая святых – личная ложа Призрака, или, как его еще называют, Фантома Оперы.
Представьте себе, эта ложа № 5 на самом деле существует и является мечтой всех поклонников одноименного мюзикла. Хотите посмотреть? Тогда давайте попробуем найти дверь. Только тссс... а то вдруг он и правда настоящий... этот Фантом Оперы.
Да вот же она! Слева от сцены в самом укромном уголке, куда редко захаживают посетители.
На двери висит табличка «Ложа Призрака Оперы».
Если нам повезет и нас не обнаружат, то мы заглянем внутрь, покрутимся у зеркала, посидим на бархатных стульях и посмотрим на сцену именно с того места, с какого смотрел на нее несчастный Фантом.
Вопреки расхожему мнению, продажа билетов в эту ложу существует и прекрасно функционирует в билетных кассах театра.
А теперь мы прямиком направимся в одно приватное помещение.
Танцевальное фойе
И не просто фойе, а так называемый салон для богатых. Кружок по интересам. Обитель избранных. Модное место для личных знакомств и деловых переговоров на высшем уровне, которое находилось прямо за сценой и отделялось от нее двумя занавесами.
Три гигантских зеркала, люстра в 107 светильников, картины, медальоны с изображением самых знаменитых танцоров, четыре панно кисти Буланже – Шарль Гарнье остался верен своим принципам роскоши и здесь.
Изначально танцевальным фойе могли пользоваться абсолютно все артисты и статисты театра – отшлифовывать свои па, отдыхать в антрактах. Но начиная с 1875 года допуск в него был строго ограничен, а право посещения закрепили только за танцовщицами балетной труппы. Это считалось большой привилегией, так как могло принести невиданную удачу в виде счастливого билета в безбедную жизнь. Жак Руше, назначенный директором Оперы в 1913 году, однажды заявил балеринам, которые потребовали у него повышения заработной платы: «Но дамы, я не понимаю, — у вас же есть Танцевальное фойе!» Однако впоследствии это не помешало ему закрыть вход в фойе и проход за кулисы для посторонних :).
А сейчас я предлагаю вам спуститься в самую главную тайну Парижской Оперы, в ее лабиринты и подземелья. Не боитесь? Тогда вперед!
Подземелья, лабиринты и подвалы
Конечно, в Гранд-опера, как в любом уважающем себя дворце, есть технические этажи и подземелья, где по преданию обитал Призрак.
Предлагаю заглянуть и туда, но для начала вернемся немного назад. Помните почему Шарлю Гарнье пришлось возиться со стенами и откачивать воду из подвала? Правильно, причиной тому были грунтовые воды.
Так вот, на одном из минусовых этажей до сих пор имеется тот самый резервуар, который служит средством для стабилизации фундамента и является хранилищем водного ресурса на случай пожара. В это стратегически важное место ведет небольшая лестница, по которой регулярно спускаются техники с целью постоянного наблюдения за состоянием сводов подвала и самого резервуара. Интересный факт: в «озере» водятся карпы, которых заботливо подкармливают сотрудники, ответственные за эту часть здания.
Но путешествовать по этим подземным водам (даже на небольших суденышках) весьма затруднительно из-за низких потолков. Так что самая знаменитая сцена «Призрака Оперы», в которой главные герои плывут в лодке по озеру к тайному убежищу Фантома, – абсолютный вымысел автора.
Многоярусные подземелья дворца Гарнье складываются в бесконечные лабиринты и соединяются со знаменитыми парижскими катакомбами, в которых когда-то добывали камень для строительства города.
В XIX веке эти подземные тоннели стали пристанищем для парижского «дна», которое живописал в своем романе Виктор Гюго.
В 1907 году в одном из подвалов Оперы состоялось торжественное захоронение граммофонных записей, которые были пожертвованы театру меценатом Альфредом Кларком.
Кларк записал голоса выдающихся оперных исполнителей, а также виртуозное владение инструментами великих музыкантов того времени и передал эти записи в дар Парижской Академии Музыки в количестве 24 пластинок. При этом Кларк выставил жесткое условие: не вскрывать хранилище на протяжении 100 лет. Целью всего этого мероприятия явилось желание мецената передать часть истории потомкам. В 2007 году состоялось долгожданное вскрытие «захоронения», и теперь человечество обладает бесценным сокровищем – сборником из трех CD дисков с записями, подаренными миру Альфредом Кларком.
Мифы и реальность
С начала моего повествования я уже неоднократно говорила о том, что парижская Опера окружена целым ореолом легенд и домыслов. Думаю, что вам будет любопытно узнать некоторые из них. Итак, дорогие мои, самый главный миф, неизменный хит всех времен и народов, Легенда № 1.
«Призрак Оперы»
Как много тайн еще изведать
История поможет нам?
Но та, что я хочу поведать
Давно известна, верно, вам.
Она не плод воображенья,
Фантазьи пышущей моей.
То верный слепок, отраженье
В небытие ушедших дней:
Об узнике во мгле плененном
Хочу повесть я свой рассказ,
О чудище в цветок влюбленном,
Что от людских таяся глаз,
Желал зажечь огонь ответный
В груди возлюбленной своей;
О гении, чей дар несметный
Был погребен в плену теней.
(«Ангел музыки», В. Невин)
Согласно легенде, главный герой романа Гастона Леру – не выдумка.
Дело было так.
В 1993 году менеджер по связям с общественностью Парижской Оперы, некая мадам де Вейль, опубликовала статью, в которой рассказала читателям о прототипе главного героя «Призрака Оперы». Она, якобы, опросила людей, чьи предки были вовлечены в строительство театра, и выяснила интересные подробности.
Оказывается, в те времена на стройке трудился некто по имени Эрик с мягко сказать некрасивым лицом. Он исколесил полмира в качестве циркового урода, впитывая в себя все знания, которые попадались ему на пути. Обратившись в Персии к архитектуре, Эрик преуспел, став профессиональным зодчим.
Узнав о большом строительстве, он обратился к Шарлю Гарнье с просьбой о найме. Гарнье был настолько потрясен способностями молодого человека, что предложил ему должность своего помощника, но неофициально (не может же человек с большими физическими недостатками вести переговоры с подрядчиками и спонсорами!). Формально же помощник главного архитектора значился простым каменщиком.
Чем именно занимался Эрик во время постройки Оперы, доподлинно неизвестно. Скорее всего работал над сетью лабиринтов и подвалов, и почему-то именно там обустроил себе жилище.
Однажды «несчастный молодой человек с уродливым лицом», как называли его в театре, увидел юную хористку по имени Даэ и влюбился. И вот тогда, чтобы добиться взаимности, Эрик и придумал образ Призрака Оперы: маска, черный плащ, бездна элегантности и тайны.
В результате прелестная Даэ была очарована его талантом и загадочностью и какое-то время прожила в его тайном убежище. Никто доподлинно не знает, что произошло, но девушка внезапно покинула Эрика и Оперу навсегда. Вскоре после этого Эрик умер от любовной горячки, замуровав себя перед смертью в собственных «апартаментах», чтобы уже никто никогда не смог его найти.
Но этому плану не суждено было сбыться...
В 1907 году при захоронении граммофонных записей, о которых я упоминала выше, рабочие обнаружили небольшое помещение, а в нем – скелет с ассиметричным черепом и обручальным кольцом на пальце.
Опасаясь скандала в прессе, директор театра обратился к знакомому журналисту Гастону Леру с просьбой провести расследование этого загадочного дела и очень аккуратно представить его на суд публике.
Леру настолько впечатлился этой историей, что написал целый роман, изрядно переделав подробности и добавив многое от себя. Он сделал роман мистическим триллером, хотя, согласно той же легенде, никаких вымогательств, убийств и прочих злодеяний Эрик никогда не совершал.
Как бы ни потрясала наше воображение история Мадам де Вейль о несчастном замурованном Призраке, найти подтверждений или опровержений этой информации не удается до сих пор.
Так что, господа, хотите – верьте, хотите – нет .
Вы еще не устали от моего монолога? Нет? Ну хорошо, тогда я расскажу вам еще одну легенду, связанную с этим местом и так красиво представленную все в том же романе «Призрак Оперы», тем более, что я вам это обещала :). Итак, Легенда № 2.
Падающая Люстра
Те, кто знаком с произведением Гастона Леру и мюзиклом Ллойда Веббера, хорошо помнят одну из самых ярких сцен, в которой роскошная люстра падает прямо на зрителей во время выступления Карлотты.
Эта сцена – чистый вымысел автора, но основанный на реальном событии, имевшем место в конце XIX века в Парижской Опере.
Итак, 20 мая 1896 года давали «Геллу» Виктора Дювернуа – оперу не бог весть какую гениальную, но зато с участием звезд европейской оперной сцены Розы Карон и Жана-Франсуа Делма.
Подходил к концу первый акт, публика в ажиотации вызвала мадам Карон на бис, как вдруг... внезапная вспышка света, громкий звук, клубы пыли! Публика бросилась к выходу. Артисты изо всех сил пытались успокоить зрителей и паника действительно немного улеглась, но только в партере и амфитеатре. На четвертом же ярусе творился настоящий кошмар, люди даже пытались прыгать вниз, настолько все были напуганы.
К месту происшествия прибыла служба безопасности города, которая устроила эвакуацию зрителей и занялась ранеными. Несколько человек жаловались на ушибы, но все они смогли покинуть зал самостоятельно и были направлены к медикам за помощью.
И, казалось бы, инцидент исчерпан, как вдруг раздался возглас одного из полицейских, который обнаружил бакалейщицу с улицы Аркад, придавленную балкой. Ее место находилось на том злосчастном четвертом ярусе. У несчастной женщины была сильно повреждена нога и правый глаз.
Через несколько минут стало понятно, что есть еще одна жертва – официантка Генриетта Шомет. Девушка громко стенала и звала мать. Ее лицо было в крови. Рядом с ней полицейские и нашли тело ее матери – 56-летней консьержки мадам Шомет. Оно лежало на полу под чугунными обломками с раскроенным черепом и оторванными руками.
И тут совсем некстати начался пожар. Благо, пожарные подоспели вовремя и существенного ущерба зданию нанесено не было.
Вскоре стала очевидной и причина инцидента. Один из восьми противовесов каким-то образом сорвался с удерживавшего его троса. Скорее всего случилось замыкание, вспыхнул кабель, и огонь пережег трос. Махина в 700 кг рухнула в дымовую трубу, пробила потолок пятого яруса и повредила паркет четвертого, сокрушив на своем пути кресла номер 11 и 13, на которых сидели мать и дочь Шомет.
Как выяснилось позже, в тот злополучный вечер Генриетта должна была идти в театр с подругой, которая отказалась от похода в последний момент. Но девушка быстро нашла ей замену в лице своей матери. Целых 20 лет мадам Шомет не посещала театр и вышла в свет впервые после длительного перерыва только для того, чтобы встретить свою смерть...Стечение обстоятельств? Случайность? Злой рок? Этот вопрос относится к разряду философских и дискутировать на этот счет нет смысла. Но очевидно одно: порой судьба может сыграть с нами в такую игру, в которой выигравшему достанется смерть. Но не будем о грустном.
Итак, дело «упавшей люстры» было передано в прокуратуру, начались проверки театра и выяснение обстоятельств, повлекших за собой столь печальные события. С 70-летним Шарлем Гарнье, строившим здание, беседовали и архитектор префектуры, и главный архитектор Парижа, и директор Академии изящных искусств, и государственный театральный инспектор.
Было понятно, что по технике безопасности были допущены нарушения. Но однозначно упала не люстра, а железный противовес.
Гастон Леру не присутствовал в театре в тот вечер, но это происшествие вызвало такой широкий резонанс в прессе, что писатель-журналист просто не мог пройти мимо и отразил эту сцену в своем романе, конечно же, ее приукрасив.
А теперь перейдем к практическим вопросам, которые задают все туристы, впервые отправляющиеся в Париж.
Как добраться
Адрес: Place de l’Opéra , Paris 75009
Добраться до Гранд-опера очень просто.
Место ее нахождения – 9 округ Парижа, в самом конце проспекта Оперы ( Аvenue de l’Opéra). Одноименная станция метро находится прямо напротив этого шедевра архитектуры.
- Метро: Opera, ветки 3, 7 или 8.
- Поезд RER: Auber, линия А.
- Автобусы: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95.
- На авто: парковка универмага «Галери Лафает» (Galeries Lafayette).
Полезная информация
Календарь событий
В силу того, что Опера Гарнье и Опера Бастилии входят в единый холдинг «Национальная парижская опера», сайт общий, на нем объединены анонсы по всем предстоящим мероприятиям.
Раздел Programming очень удобен в навигации и сгруппирован по направлениям: «опера», «балет», «концерты», «события» (это различные фестивали, короткие лекции, творческие вечера и т.д.).
Сайт существует в двух языковых вариантах (французском и английском), так что, думаю, больших проблем с пониманием информации у вас не возникнет.
Билеты
Можно приобрести в кассах самого театра либо на официальном сайте. Так же есть ряд агентств как в Москве, так и в самом Париже, предлагающих услуги по бронированию билетов на все мероприятия города, в том числе и в Оперу.
О билетах на новый сезон необходимо побеспокоиться заранее. Летом с этим намного проще, но, начиная с сентября, – аншлаг.
Если вы все-таки упустили свой шанс и не озаботились этой покупкой наперед, все равно не отчаивайтесь! Попробуйте сделать вот что: за пару часов до спектакля подойдите к кассам театра и встаньте в очередь. Вы увидите в узком пространстве между магазинчиком и кассой постоянно толпится народ в надежде стать счастливым обладателем «горящего» билета за 10€ с хорошей видимостью. Да-да, в Париже такое практикуется, ведь по правилам, определенное количество билетов должно быть продано непосредственно перед самим представлением. Согласна, дело рисковое, но если другого выхода нет? Этот способ сравни лотерее, стоит того, чтобы попробовать, а вдруг... :)
Что до стандартной цены, то она разнится. Все зависит от месяца, дня недели и, конечно же, самого места. В среднем от 25€ до 200€.
Сезон начинается в сентябре. И, дорогие мои, не забываем про «священный» август – пору французских отпусков. Опера Гарнье, равно как и многие другие культурные заведения столицы, не функционирует.
Экскурсии
Думаете, осмотреть Оперу изнутри можно, только купив «билет на балет»? При этом вы не являетесь поклонником ни оперного, ни балетного жанра? Не расстраивайтесь, у меня для вас очень хорошая новость! Вы запросто можете посетить этот дворец для осмотра его достопримечательностей в качестве туриста. Цена вопроса – 11€.
Входной билет дает вам право на осмотр:
- Библиотеки-музея,
- Ротонды владельцев абонементов (Восточный фасад),
- Бассейна прорицательницы Пифии,
- Парадной лестницы,
- Гранд-фойе,
- Актерского (танцевального) фойе,
- Салона луны и Салона солнца,
- Ротонды императора,
- Великолепных ковровых изделий.
Доступ в зрительный зал, потолок которого расписан Марком Шагалом, не входит в обязательную программу и может быть ограничен по техническим причинам. Так что имейте это в виду, планируя свой визит.
Мой вам добрый совет: обязательно возьмите аудио-гид и устройте себе мультимедиа тур, который расскажет вам все об этом шедевре Шарля Гарнье. Это не займет у вас много времени, зато сколько впечатлений! Из доступных языков есть и русский. Цена – 5€.
Есть услуга групповых туров в сопровождении гида, но, увы, в данном случае экскурсий на русском не предлагается.
Только французский, английский и испанский.
Время работы
- Каждый день с 10:00 до 17:00 (в дни утренних представлений с 10:00 до 13:00).
- С 17 июля по 11 сентября 2016 – с 10:00 до 17:30.
- Закрыто 1 января, 1 мая и по особым случаям.
***
Что вам сказать в заключение, дорогие мои? Ведь это место не нуждается в излишней рекламе. Приезжайте и убедитесь сами, насколько оно прекрасно, особенно вечером в блеске иллюминаций.
Посидите на ступенях Оперы перед входом, послушайте уличных музыкантов, посозерцайте прохожих, улыбнитесь влюбленным парочкам, съешьте свой сэндвич и никуда не спешите. Это порой так важно, никуда не спешить. Пусть время замрет. Ведь «Париж – это не место, где меняют самолет, Париж – это город, где меняют жизнь».