Происхождение названия
Дословно название «Индонезия» переводится как «индийские острова», потому что слово «Индос» обозначает слово «Индия», а слово «Несос» - «Острова». Название впервые было дано стране в 1850 году англичанином Логаном, который провел аналогию между названиями «Меланезия» («Черные острова»), «Микронезия» («Маленькие острова»), «Полинезия» («Много островов»).
Немецкий географ Адольф Бастиан использовал эти названия в своей книге «Индонезия», которая была написана в 1884 году, а в 1928 году националисты приняли это название в качестве имени своего долгожданного государства.
Большинство островов являются многонациональными, их населяет большое количество больших и малых групп, образующих географические анклавы. Города в таких анклавах предназначены для доминирующей этнической группы и некоторых членов иммигрантских групп. Крупные города могут состоять из многих этнических групп.
В некоторых городах преобладает доминирующее большинство. Регионы, такие как Западная Суматра или Южный Сулавеси, были разработаны в течение веков в результате взаимодействия географических явлений (например, рек, портов, равнин и гор), исторического взаимодействия народов и политико-административной деятельности.
Некоторые из них, такие как Северная Суматра, Южный Сулавеси и Восточный Яве, населяют люди разных этнических групп; другие, такие как Западная Суматра, Бали и Ачех, являются более однородными. Некоторые регионы, такие как Южная Суматра, Южный Калимантан и Южный Сулавеси, подвержены долгосрочному малайско-мусульманскому прибрежному влиянию, которое дает определенные схожие культурные особенности: одежду, еду, искусство, политические взгляды, классовое расслоение и религию.
Люди, живущие на возвышенности или в верховьях реки, имеют разные социальные, культурные и религиозные ориентации, но, возможно, чувствуют себя частью этого региона. Многие такие регионы становятся государственными провинциями, как и те, о которых было сказано выше.
Появление нации
Хотя Республике Индонезии всего пятьдесят лет, индонезийские общества имеют долгую историю, в течение которой были сформированы местные и более широкие культуры.
Около 200 года нашей эры малые государства, которые находились глубоко под влиянием индийской цивилизации, начали развиваться в Юго-Восточной Азии, прежде всего в устьях крупных рек. Следующие пятьсот лет развивались великие державы, развитие которых возникало с великолепной архитектурой. Индуизм и буддизм, письменность, понятия божественного царства и правовых систем Индии были адаптированы к местной культуре.
Санскрит стал основой для многих письменных языков Индонезии. Индуизм имел большое влияние на становление культуры всей Юго-Восточной Азии. В 1400 году с приходом мусульманских торговцев и учителей из Индии начало распадаться первоначальное индонезийское государство. Затем в Индонезию хлынул поток мигрантов из Португалии, Испании, Голландии и Великобритании. Они прибывали, чтобы начать большую торговлю с Индией и Китаем.
В течение следующих двух столетий местные княжества занимались смежной торговлей и воевали с европейцами, а Голландская Ост-Индская компания стала небольшим государством, которое участвовало в местных боях и союзах безопасной торговли. Голландская Ост-Индская компания была довольно мощной до 1799 года, после этого года она обанкротилась. В девятнадцатом веке было сформировано голландское правление, которое работало с правителями правительства Индонезии в архипелаге.
Только в начале ХХ века правительство Нидерландов попыталось распространить свою власть силовым путем, и это у него неплохо получилось. На острова переселялись китайцы, игравшие важную роль в качестве оптовых и розничных торговцев, подрядчиков, искусных ремесленников и ростовщиков. Для простых крестьян благоприятная рыночная конъюнктура на сахар, табак и каучук означала рост доходов за счет труда по найму и мелкого предпринимательства, повышение уровня жизни и возможность содержать более крупные семьи.
Однако, когда цены на мировом рынке снижались, те же крестьяне начинали терпеть нужду. Отчасти по этой причине в 1901 голландцы приступили к осуществлению своеобразной социальной программы – «этической политики».
Программой предусматривалось создание государственных ломбардов и бюро кредитной информации (которые должны были заменить китайских ростовщиков), предлагались новые схемы развития орошения и других видов общественных работ, а также простейший вариант системы государственного обучения.
17 августа 1945 года, после поражения Японии во Второй мировой войне, индонезийские националисты во главе с Сукарно и Мохаммадом Хатта заявили о независимости Индонезии. Голландцы не принимали это утверждение и в течение пяти лет боролись за новую республику, в основном все действия происходили на острове Ява. Независимость Индонезии была окончательно провозглашена в 1950 году.
Национальное единство Индонезии
Размер и этническое разнообразие Индонезии образовали национальное единство, хотя оно довольно проблематичное и до сих пор обсуждается. Единство определяется по многим параметрам: индонезийским гражданством, признанием флага, национальным гимном и некоторыми другими песнями, признанием национальных праздников, образованием в области истории Индонезии и пятью принципами, на которых базируется нация.
Многое из этого внедряют в сознание индонезийцев через школы и средства массовой информации, оба этих средства тесно связаны и регулируются государством. История страны была сосредоточена на устойчивости к колонизации и коммунизму национальных героев и лидеров, за которыми закреплены названия улиц. Слава прошлых цивилизаций признается, хотя археологические остатки, которые до сих пор находят, в основном принадлежат к наследию народа острова Явы.
Этнические отношения
Этнические отношения в архипелаге уже давно являются важной государственной темой. Индонезийские лидеры признали возможность этнического и регионального сепаратизма с начала основания республики. Война велась со стороны центрального правительства против сепаратизма в провинции Ачех, в других частях острова Суматра и Сулавеси в 1950-х и начале 1960-х годов, и народ принужден обороняться совместно с помощью военной силы. Отношения между носителями индонезийских этнических черт и китайцев находились под сильным влиянием голландской и индонезийской политики и правительства.
Китайский народ в Индонезии составляет всего 3 процента населения, но он управляет более чем половиной всего национального богатства. Китайцы торгуют и проживают на островах на протяжении долгих веков, но в девятнадцатом веке многих китайцев завезли на берега Индонезии голландцы, чтобы те работали на плантациях или в шахтах.
Голландцы также создали систему социальной, экономической и правовой стратификации, которая отделяет европейцев, азиатов и индоевропейцев, а также коренных жителей индонезийцев, которые старались частично защитить свое отечество от посторонних. Китайцы имели мало стимулов для укоренения в местном обществе, которое, в свою очередь, не имели никакого интереса в принятии их.
Для приезжих китайцев в стране существуют правила ограничения некоторых свобод, даже несмотря на то, что между китайскими и индонезийскими лидерами установлены хорошие деловые отношения. Периодически в адрес лиц китайского происхождения было направлено насилие, особенно в сфере имущественных отношений.
Если в Индонезии происходили браки между мужчинами китайского происхождения и женщинами коренного местного происхождения, то эти семьи имели уже определенное место в классовой структуре общества, определенную одежду, обычаи, поведение, свои художественные формы в искусстве и даже свои газеты. То же самое было среди для людей смешанного индонезийского и европейского происхождения. Таких людей для краткости называют «Индос».
Этнолингвистические группы проживают в основном в определенных областях, где большинство людей имеют много общего: одинаковую культуру и язык, особенно в сельских районах. Исключения встречаются вдоль границ между группами, в местах, куда другие группы переехали добровольно или в рамках программы переселения, а также в городах. Такие участки встречаются на острове Ява, но чаще в районах Суматры.
Религиозные и этнические различия могут быть связаны между собой. Индонезия имеет самое многочисленное мусульманское население в мире, и многие этнические группы являются исключительно мусульманами. Голландская политика привезла с собой религиозное направление протестантов и католиков, которое укоренилось среди отдельных групп, которые следовали традиционным религиям.
Таким образом, сегодня многие этнические группы исповедуют исключительно протестантскую или католическую религии. Они широко представлены среди народов, проживающих вверх по течению реки или среди горных народов в Северной Суматре, Калимантане, Сулавеси, Молуккских островов, хотя многие христиане проживают также на острове Ява, а еще среди китайцев.
Возникает некоторая напряженность, когда группы одной религии пытаются мигрировать в места с другой государственной религией. Политическая и экономическая власть связывают людей с этническим происхождением и религией.