Китай — очень древняя страна, история которой насчитывает много тысяч лет. Ученые предполагают, что эта цивилизация возникла около 5 000 лет назад. Доказательствами этого служат многочисленные артефакты и письменные свидетельства, найденные при раскопках. Тогда уже было развито сельское хозяйство, изготовление керамики, орудий труда и быта. Историки сходятся во мнении, что древние города и государства Китая начали возникать около 2000 лет до нашей эры. Поселения концентрировались по берегам Желтой реки. Выделяют 4 цивилизации, существовавшие на территории Китая. Ими правили императорские династии, передававшие власть из поколения в поколение. Столицами государств было несколько главных городов, имеющих важнейшее значение. Известно, что первые династии уже производили шелковую одежду, бронзовое оружие и посуду. Многие исследователи начинают рассмотрение истории государств с династии Шан. Перед этим еще была династия Ся, но факт ее существования считается сомнительным (2070-1600 года до нашей эры).
Древние города-государства Китая
- Сиань (Чанъань)
- Аньян
- Лоян
Аньян — первый важнейший центр древнего Китая
Аньян — столица государства Шан, древнейшего в истории Китая. Он существовал в период правления династии Шан: 1600-1046 гг. до н.э. Возникновение государства Шан начинается в бронзовом веке. Распространенная версия гласит, что существовавшие тогда на берегах реки Хуанхэ племена Ся были завоеваны кланом, получившим название Шан. На месте поселения был основан город Аньян. Он просуществовал около 3 веков, после чего был разрушен империей Чжоу. Аньян возглавлял Чэн Тан, ставший первым в истории китайским царем. Социальный уклад был рабовладельческим. Рабами становились пленные, захваченные во время войн, люди, совершившие преступления, задолжавшие господствующему классу. Также их могли преподносить вассальные племена как откуп. Рабам было запрещено иметь имущество и семью. Правящий класс имел следующую структуру:
- королевская семья;
- приближенные к ним аристократы;
- жрецы;
- правители подчиненных сообществ.
Император мог даровать титулы, различные привилегии своим подчиненным по желанию. Существовали свободные люди, жившие общиной. Они занимались земледелием на общественных полях. Земля являлась собственностью государства. Имуществом общинников были: рабы, орудия труда, жилища. Власть царя была безгранична. Он имел функции административного правителя, военного вождя, главенствующего судьи. Существовало некое подобие чиновничьей системы, где должности занимали царские родственники. Государственные должности делились на 3 основных виды: гражданские исполнители, военные, советники (ими часто были жрецы). К концу своего правления династия Шан страдала от междоусобной вражды. Тем временем укреплялись племена Чжоу. Они объединились для свержения Шан. Произошел государственный переворот, результатом чего стало правление Чжоу.
Чанъань — самый длинный период существования
Чанъань переводится как «долгий мир». Этот древний город длительное время являлся столицей нескольких старинных государств Китая. Он был важным административным центром при династиях:
- Династия Чжоу: 1046-256 гг. до н.э.
- Династия Цинь: 221-206 гг. до н.э.
- Династия Хань: 206 год до н.э.-220 год н.э.
Династия Чжоу захватила огромные территории, лежащие в долине Хуанхэ. Постепенно она разделилась на отдельные общества, которые стали враждовать между собой. Такая тенденция началась в удаленных от центра поместьях, где правили родственники царя. Это положение усугублялось тем, что большинство мелких аристократов составляли люди Шан. Династия активно распространяла свое влияние на восток, подчиняя себе новые земли. Времена правления Чжоу характеризуются расширением территории, ассимиляцией с другими племенами. Этническое смешение укрепляло отношения внутри общин. Выделяют 3 основных периода правления Чжоу:
- Западная: 1046-771 гг. до н.э.
- Восточная: 770-255 гг до н.э.
- Сражающиеся царства (Чжаньго): 403-256 гг до н.э.
Чанъань представлял собой крупнейший исторический и культурный центр той эпохи. Он был важнейшим городом при правлении 13 королевских династий Китая. Через него проходили главные торговые пути. Несколько раз город разрушали в результате государственных переворотов. Последующие династии отстраивали его заново.
В период Чжоу возросло использование рабской силы. Количество рабов росло за счет захвата новых земель. Их активно использовали для развития сельского хозяйства. Значительно расширился государственный аппарат. Появились новые должности: управляющий конюшнями, ритуальный чиновник, хранитель царского архива и т.п. Важную роль играл верховный жрец, который состоял в должности главного предсказателя. Существовала огромная армия, ряды которой пополнялись из мирного населения. Так как территория царства было очень большой, ее поделили на княжества. Землю князьям даровал верховный правитель. Он же присваивал титулы. Князья должны были периодические отчитываться перед государством за свой округ. Постепенно центральная власть начала терять свое влияние. Княжества превращались в отдельные царства, которые хотели независимости. Влияние родовой знати сильно упало. К этому привела монополизация земельных владений военными начальниками. Разрушилась система общинного землепользования. Этот процесс усугубило введение налога на участки земли. К концу периода правления Чжоу существовало множество отдельных царств, воевавших друг с другом. Сильнейшие из них поглощали более мелкие. Выделилось царство Цинь, которое было более успешным.
Времена царствования Чжоу относятся к железному веку. Появилось железное оружие: арбалеты, стрелы с наконечниками, орудия труда с металлическими частями. Также этот период характеризуется еще одним важным моментом: развитием философии. Стали распространятся конфуцианство и даосизм. Конфуцианство ставит на первое место семейные ценности, помощь людям. Даосизм предполагает жизнь в гармонии с окружающим миром. Сутью всего считается «дао» (путь). Дао является энергетической основой всего живого.
Провинции Чжоу сражались друг с другом на протяжении длительного периода — около 200 лет. Династия Цинь смогла завоевать более слабых противников и создала единое государство. С 221 года до нашей эры началось царствование Цинь. Эта эпоха характеризуется проведением множества важных реформ. Император по имени Цинь Шихуан основал новую столицу государства — Сяньян на руинах циньской столицы. Он был обнесен огромной стеной, что превращало его в город-крепость.
Цинь Шихуан узаконил процесс приобретения земли в частную собственность. Наступил конец общинного землепользования. Поменялась налоговая система. Сумма оплаты за землю теперь зависела от размеров участка. Была реорганизована военная структура. Изменилась иерархия, появились новые должности. У населения конфисковали все оружие. Произошли серьезные изменения в административной сфере. Цинь Шихуан упразднил все дворянские титулы. Бывшие царства были уничтожены, их границы стерты. Государство было поделено на 36 регионов, где правили назначенные им князья. Император поставил во главе каждого княжества по 2 начальника: военного и гражданского. Они прямо подчинялись ему и могли быть сняты с должности за неповиновение. Цинь Шихуан ужесточил законы. Государственные служители теперь действовали по четко установленным правилам. За своеволие их строго наказывали. Заслуги перед империей стали приоритетом. Верховный правитель ввел новую систему мер, единое письмо, создал свод законов для граждан. Их выполнение было обязательным. Цинь Шихуан способствовал созданию новой философии (легизм), согласно которой люди должны следовать инструкциям, исходящим от власти. Они не должны быть свободными, как это провозглашает конфуцианство или даосизм. Все эти меры способствовали созданию единого могущественного государства. Во времена правления Цинь Шихуана была воздвигнута Великая китайская стена. Затем последующие правители укрепляли ее и достраивали. Также к этому периоду относится создание Терракотовой армии. Это 8100 статуй воинов, изготовленных в натуральную величину и захороненных вместе со статуями лошадей и оружием в императорской гробнице. Глиняную армию сделали по указанию император при его жизни, чтобы армия сопровождала его в потустороннем мире. Также период династии Цинь характеризуется усилением инфраструктуры. Были проложены дороги стратегического значения. Империя сильно расширилась за счет присоединения южных земель. Так как политика императора была довольно жесткой, периодически вспыхивали восстания. Со смертью Цинь Шихуана государство развалилось. Когда правитель умер, на престол взошел его малолетний сын. Тогда произошло еще одно восстание, результатом чего стало возникновение нового государства.
Началом правления династии Хань считается 206 год до нашей эры. Новое государство просуществовало около 400 лет. Это важнейший период за всю историю Китая. Он подразделяется на 2 периода: Западный и Восточный. Первым правителем и основоположником новой государственной системы стал Гао-цзу. Он был военным начальником одного из царств, которым не нравилось авторитарное правление Цинь Шихуана. К тому времени сложилась благоприятная обстановка для переворота. Государство было ослаблено постоянными междоусобными войнами между отдельными царствами. Оно находилось в состоянии кризиса, как административного, так и экономического. Из-за миграции населения ухудшилось сельскохозяйственное производство. Такая ситуация характерна для всех государственных преобразований древнего Китая. Передел власти всегда происходил в период экономических кризисов и снижения влияния централизованной власти. Новым императором мог стать тот, кто был способен насильственным путем свергнуть старый режим. Время господства Гао-цзу называется периодом Западного Хань (206-195 года до нашей эры). Новый император провел реформы, с помощью которых пытался облегчить положение простого народа. Был снижен налог на земельные участки, освобождена часть людей, попавших в рабство за долги. Но межклассовые различия стерты не были. Крупные земельные собственники продолжали господствовать. Через некоторое время социальные противоречия проявились вновь. Император У-ди (время правления: 140-87 гг. до нашей эры) воссоздал конфуцианскую философию. Он окончательно покончил с жесткими основами легизма, значительно ущемлявшими права людей. С этого времени стало активно развиваться конфуцианство. У-ди продолжил социальные реформы Гао-цзу. Он ограничил землепользование, уменьшил квоту на число рабов. Это привело к ослаблению власти крупных аристократов, владевших ранее огромными поместьями. Иерархия государственного аппарата осталась прежней. Уменьшилось количество княжеств, теперь из стало 13. Каждым управлял наместник императора, контролировавший округ. У-ди сумел значительно расширить территорию Китая. Он захватил вьетское государство, вытеснил корейский Чосон на северные земли. Была проложена дорога через Джунгарию в азиатские страны до памирских хребтов. Ее назвали Великим шелковым путем. Благодаря близости с Индией начал распространяться буддизм, который затем сильно развился в Китае.
Последним императором этой эпохи был Ван Ман. Он провел земельные реформы, запретил покупку земли, рабов. Таким образом упразднялось частная собственность. Вся земля стала принадлежать императору. Рабы стали государственной собственностью. Из их числа формировали армию. Также был реорганизован и усилен бюрократический аппарат. Чиновники сдавали строгие экзамены, была внедрена система продажи должностей. Такие меры нанесли сильный удар по родовой аристократии. Это еще больше обострило классовое неравенство и привело к новым восстаниям. Экономика находилась в упадке. Вспыхнуло освободительное движение, которое инициировали представители династии Лю, желающие вернуть себе престол. Потомки ханьской династии свергли Ван Мана и упразднили его законы. Но империя просуществовала недолго. Дальнейшие войны опустошили государство, привели к гибели массы людей, голоду и кризису. Государство распалось на 3 царства. Это был конец ханьской империи. Время правления Хань ознаменовано великими открытиями и изобретениями. Появились такие вещи, как бумага, фарфор, компас. Фарфоровые изделия стали экспортировать в Европу. Другим важным моментом стало создание шелкового пути. Внешняя торговля укрепляла экономику Китая, способствовала расширению влияния на международной арене. Это было время правления древних китайских династий. Затем начинается период создания новых государств.
Лоян — важнейший религиозный центр
Лоян имеет статус городского округа. Он входит в регион Чжэнчжоу, где находится правительство Китая. Уже в глубокой древности город имел важнейшее значение. Он был великой столицей при династиях Поздняя Хань и Вэй. Первоначально Лоян был столицей при императоре Цинь. Затем статус столицы получил Сяньян. После того, как империя Хань пала, Лоян стал столицей царства Вэй. Это был религиозный центр, где находилось множество статуй Будды, храмы и другие сооружения культового характера. При правлении последующих династий Лоян был главной столицей Китая. Это продолжалось во времена Эпохи 5 династий и 10 царств, при династиях Тан, Лян, Цзинь. Его несколько раз переименовывали, меняли инфраструктуру. Во время империи Сун тут была создана Академия сынов государства, где воспитывали будущих госслужащих. Город потерял этот статус после нашествия монголов. В современном мире Лоян был столицей Китайской республики (1932 год).