Лазы — незаслуженно забытый автохтонный народ, исторически проживавший на землях нынешних территорий Турции и Грузии. Древние греки называли страну лазов Колхидой: именно сюда в поисках Золотого руна направлялись мифические аргонавты. В последующие эпохи, несмотря на влияние османов, лазам вместе с легендарной царицей Тамарой удалось сохранить христианство в эпицентре распространения мусульманской веры. Сегодня народ возрождает утраченное национальное самосознание, язык и культуру.
Название
Первые упоминания о Лазике, древнем дохристианском государстве, относятся к 65 году до нашей эры. Народ же с таким названием поселился в регионах современных Грузии и Турции в гораздо более давние времена: ученые считают его автохтонным. В связи с этим точное значение названия ученым установить не удалось. На грузинском языке народ также называют «чаны», а в античные времена их именовали колхидцами.
Где живут, численность
Ученые рассматривают лазов, как субэтническую группу в составе грузинской народности.
Место проживания лазов — Лазистан, расположенная на северо-востоке Турции историческая область, которая сегодня составляет ил Ризе. В древности Лазистан занимал следующие территории:
- Север — аджарская граница по реке Чорох.
- Северо-запад — Черноморское побережье.
- Юго-восток — пограничные зоны Имерхеви и Шавшети по Лазистанскому хребту.
- Юг — город Трабзон.
Местами компактного расселения представителей этноса выступают Аркабский, Хопский и Борчхский районы. Также лазы проживают в Стамбуле и ряде западных илов страны. Наряду с лазами, в иле Ризе проживают также грузины и хемшилы, которые являются субэтнической группой армян.
Небольшое число лазов живет на территории Абхазии. В Грузии представители народности живут в Батуми, Зугдиди, Кобулети. На территории страны существует несколько исторических лазистанских сел:
- Сарпи;
- Махо;
- Квариати;
- Гонио.
Точная численность представителей этноса неизвестна из-за активных процессов ассимиляции народа местным населением государств, на территории которых они проживают веками. Так, в Турции их учитывают в качестве турок, поскольку в настоящее время лазы исповедуют ислам. В наибольшей степени исконные традиции и диалекты турецких лазов сохранились в городе Хопа.
Поскольку значительная часть Лазистана после раздела территорий в XIX столетии отошла Турции, именно в этой стране проживает большая часть представителей этноса. По разным оценкам, численность варьируется от 150 000 до полумиллиона человек.
Известна точная численность лазов в России: 160 человек, по информации переписи 2010 года. В 2002 году лазами себя указал 221 человек. По оценкам специалистов, численность представителей этноса в России гораздо выше: до 2000 человек. В Грузии, по разным оценкам, проживают от 1 700 до 2 000 лазов.
Язык
Народ имеет собственный лазский язык, родственный мегрельскому и входящий в картавельскую языковую семью. У него существует три диалекта:
- вице-аркабский;
- хопский;
- латинский.
Последний включает в себя два вида говора: арташенский и булепский. Хопский диалект имеет особый чхалский говор. На национальном языке ведется вещание грузинского радио «Колха». По оценкам специалистов, национальным языком владеет порядка 40% лазов. Также представители этноса владеют языками народов, с которыми проживают в соседстве: грузинским, русским, турецким.
Собственной письменности у народа не существовало, при необходимости использовали греческую, грузинскую или турецкую. Немецкий филолог Вольфганг Фойерштайн заинтересовался лазским этносом и фактом отсутствия у народа своего языка. Ученый посвятил длительное время изучению культуры и языковых особенностей лазов. Результатом его исследований стало создание алфавита и нескольких учебных пособий.
Однако турецкие власти негативно отнеслись к начинаниям лингвиста и интересу народа к вопросу национального самоопределения. Это привело к тому, что против Вольфганга Фойерштайна было сфабриковано уголовное дело, из-за которого он был выслан из Турции. Несмотря на это, ученый продолжил исследования, находясь в Германии. Многие представители лазской интеллигенции воодушевились идеями Фойерштайна и начали преподавание национального языка в местных школах.
Попытки создания лазской письменности предпринимались и в Аджарии в советский период. Был создан алфавит, выпущены учебники и несколько книг, на национальном языке выходили специальные программы радио Батуми. На родном языке преподавание велось в начальной школе, после дети переходили на русский или грузинский. Сегодня большая часть представителей этноса не стремится овладеть лазским, отдавая предпочтение английскому, немецкому или русскому. Традиционные диалекты используются лишь в быту, преимущественно у представителей старшего поколения.
История
Лазы — автохтонное племя, с древности населявшее Причерноморские регионы Грузии и Турции. Заселение территорий будущего Лазистана народ начал еще в дохристианский период: первые его упоминания относятся к 65 году до нашей эры. В древности Лазистан входил в состав Колхидского царства. В последующий период государству удалось избежать арабского влияния. С 528 года начинается борьба Персии и Византии за обладание регионом. Правители Лазистана предпочли заключение союза с последней, поскольку в прежние времена переняли от нее христианскую веру. После падения Константинополя территории частично вошли в состав Грузии.
В 1204 году лазы и тюрки образовали ставшее впоследствии могущественным государство Трапезундская империя. Его основателем и первым правителем выступил Алексей из аристократического византийского рода Комниных. Он воспитывался при грузинском дворе, поэтому имел грузинский менталитет, религиозное и культурное воспитание. Алексей Великий Комнин был племянником легендарной грузинской царицы Тамары.
Именно по ее инициативе и при помощи Грузинского царства и была создана Трапезундская империя — главный оплот христианства на захваченных мусульманами территориях. Помимо духовной мотивации, помощь региону Грузия оказывала и по политическим соображениям, планируя сделать его своим форпостом в Причерноморье. Другая часть историков склоняется к версии, что в становлении империи активное участие принимали греки, объединившиеся с ослабленным после падения Византии Лазистаном.
В XIV веке государство пало: причиной стал переворот, который был произведен с помощью западных агентов влияния. В результате к власти пришли влиятельные греческие роды, а тюркская, грузинская и лазистанская аристократия была практически полностью уничтожена. Это привело к притеснению коренного лазского населения, внедрению чуждых армянских и католических церковных обрядов. Началась миграция части коренного населения в регионы, где продолжало сохраняться чистое православие, например, в Грузию. Оставшиеся на родине лазы стали все больше склоняться к принятию ислама, что сделало процесс установления турецкой власти в регионе менее травмирующим.
В 1461 году Лазистаном овладели османы, что положило начало процессам исламизации лазов. В XVI веке регион был окончательно завоеван турками, а в XIX вошел в состав Российской империи. В начале XVIII столетия территория Лазистана была разделена на 11 владений. Управляли провинциями деребеи из числа местного населения, которые власть султана признавали лишь формально. Только к 1820 году османам удалось изменить ситуацию, поставив во главе регионов своих наместников. Население состояло из лазов и греков, его общая численность была 138 400 человек. В 1922 году Грузинская Республика пала, после чего в 1925 году Лазистан был поделен между Турцией и вновь образованной Грузинской ССР.
Современность
В годы Великой Отечественной войны отряды из числа лазских воинов охраняли грузинско-турецкую границу протяженностью 250 км. Благодаря их стараниям, за годы войны было выявлено более 30 германско-турецких агентов, пытавшихся провести разведывательные и вербовочные мероприятия на территории советской Грузии. Многие представители народа ушли добровольцами на фронт или попали в ряды Красной Армии по призыву. В 1949 году активисты из числа лазов выдвинули аджарским властям инициативу создания автономного национального лазского округа в составе Аджарии. Грузинское руководство всеми силами старалось заморозить проект. В качестве объяснения, верхушке СССР выдвигались аргументы о том, что на границе с Турцией было бы опасно создавать какие-либо независимые объединения. Проект был отвергнут, а с 1953 года даже идеи подобных начинаний квалифицировались грузинским руководством как национал-сепаратистские.
В 1949 году началась и так называемая «вторая советская депортация». Первая волна пришлась на 1944 год, когда из кавказского региона по подозрению в заговоре и предательстве были выселены тысячи представителей местных народов. Во время второй волны из Абхазии, преимущественно из сел Очамчирского и Сухумского районов, лазы были выселены в Среднюю Азию или переведены в места заключения. Известно, что только из Батумского района было выслано порядка 20 семей, общей численностью 160 человек. В связи с этим член аджарского правительства М. Ванлиши написал письмо Лаврентию Берии, в котором указал на ошибочность подобных действий и выдающийся вклад лазов в победу над фашизмом. Письмо было в короткие сроки рассмотрено и по указанию Берии проведен комплекс мер по возвращению выселенных лазов и предоставлению им нового места жительства в пределах района Чичхе. После реабилитации большая их часть мигрировала в Турцию.
В Турции и Грузии созданы центры колхской культуры, призванные сохранить традиции народа. Вместе с тем в обеих странах наблюдаются сильные ассимиляционные процессы, влияющие на национальную самоидентификацию лазов. Введенный с 1992 года безвизовый режим между Грузией и Турцией дает возможность проживающим в разных государствах родственникам чаще видеться.
Однако по обеим сторонам границы к этносу относятся настороженно, считая их сильную политическую активность опасным для страны явлением. Лазы Турции, совместно с другими национальными меньшинствами, добиваются у властей признания их прав на национальную самоидентификацию на законном основании. Это даст им возможность получать образование на родном языке, социальные льготы, при желании — иметь двойное гражданство.
Одежда
Лазское население Трабзона и Ризе долгое время проявляло национальную материальную культуру в особенностях традиционного костюма, появившегося еще до захвата региона турками. Женщины носили длиннополые светлые, просторные рубахи, под которые надевали шаровары.
Обязательный элемент костюма — долайлык. Фартук или передник обматывали вокруг талии и декорировали широкими полосами ярких оттенков. По их цветам можно было определить, из какого региона родом женщина. Красные и черные полосы означали принадлежность к Сюрмену, кремовые и бордовые оттенки предпочитали девушки Акчабата, а коричневые и черные цвета выбирали дамы в Тонье.
Не менее важный элемент традиционного женского костюма лазов — платок кешан. Предмет гардероба представлял из себя великолепную по красоте хлопковую шаль, которой принято было покрывать голову и плечи. Изысканный головной убор был декорирован замысловатыми узорами белого и черного цветов на красно-коричневом фоне. Сегодня кешан — единственный сохранившийся в гардеробе женщин Лазистана национальный предмет одежды. Носят его в основном представительницы старшего поколения. Также ткань с приметным узором используют для декора помещений: делают из нее чехлы для подушек, прихватки, используют в качестве обшивки.
Жизнь
Основными занятиями лазов были рыболовство, скотоводство и сельское хозяйство. Этому способствовала природа региона: множество рек и озер, близость Черного моря и обилие плодородных земель. Выращивали рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, занимались садоводством. Из ремесел были сильны в деревообработке, жили в добротных домах, построенных из этого материала. Важным занятием во все времена, в том числе в период советской власти, выступало табаководство.
Лазы считались искусными моряками и кораблестроителями. До первой половины прошлого столетия народ продолжал заниматься судостроением и мореходством, активно развивалась морская торговля. Один из видов морских промыслов — добыча дельфинов. Известно, что после установления власти Османской империи, народ регулярно поставлял завоевателям лучших моряков из своих рядов для службы на турецком флоте. И сегодня в морских войсках Турции служит значительное число представителей народности.
В настоящее время большая часть лазов проживает в сельской местности. Молодое поколение урбанизируется, выбирая жизнь в крупных городах. Тенденции космополитизма и желание влиться в окружающую культуру отражаются на утрате национального самосознания. Это приводит к стабильному сокращению численности нации в официальных документах. В связи с этим замечена и тенденция увеличения доли пожилого населения среди лазов. В Турции этот показатель составляет 70%, в Аджарии — 60%.
Культура
Древние греки называли Лазистан и сопредельные ему территории Колхидой, не раз фигурировавшей в мифах и преданиях. Самым известным из них выступает миф об аргонавтах. По сюжету истории, царь Пелий возжелал добыть сказочное золотое руно, отправив за ним храброго Ясона — сына царя Иолка. Ясон с товарищами отправились на корабле «Арго» на поиски артефакта, за что получили название аргонавтов. Путь героев лежал в Колхиду, находившуюся в Закавказье и занимавшую большую часть Грузии. Закончилось путешествие благополучно: Ясон добыл не только руно, но и жену Медею, дочь колхидского царя Ээта. Страбон в своих трудах упоминал, что миф о золотом руне возник не случайно: считалось, что кавказские варвары собирают золото из горных рек мохнатыми шкурами.
Как и у других кавказских народов, у лазов широкое распространение и вариативность имело песенное и танцевальное творчество. Традиционными музыкальными инструментами выступали зурна, волынка, барабан, кеманча.
В среде турецкого населения создано множество анекдотов про лазов, также как на постсоветском пространстве, например, по чукчей. Представители народности в них фигурируют как забавные, прямолинейные и простые люди, не склонные к глубокому анализу ситуации, однако полные решимости действовать. У лазских героев анекдотов даже есть типичные повторяющиеся раз от раза имена: Джемаль, Фадиме и Дурсун. В турецком языке даже существует выражение «laz işi», означающее «сделано руками лазов». Турки употребляют его по отношению к чему-либо неказистому или непродуманному, сделанному без старания.
Один из турецких анекдотов про лазов:
Однажды Темель пришел в гости к Джемалю. Наступала ночь, и пора было расходиться, как вдруг неожиданно пошел дождь. Тогда Джемаль проявил гостеприимность:
— Слушай, Темель, на дворе сильный дождь, потому оставайся здесь, не иди домой.
Темель согласился, но вскоре куда-то пропал. Прошло достаточно много времени, и вдруг раздается стук в дверь, а там промокший насквозь Темель. Джемаль спрашивает его:
— Ну, куда же ты пропал? Я уже было потерял тебя.
Тогда Темель отвечает:
— Да я домой сбегал, пижаму взял…
Религия
До XVII столетия лазы исповедовали христианство. Благодаря воздействию Византии и последующему нахождению в составе Грузии, народ не подвергся мусульманскому влиянию и сохранил единую веру. С приходом к власти в регионе Османской империи, большая часть представителей народности переняла исламские традиции.
Сегодня 85% лазов Турции и Грузии придерживаются верований ислама суннитского толка, остальные 15% сохранили христианские традиции. До начала XVII века соотношение было обратным, однако длительное османское влияние привело к склонению чаши весов в пользу ислама. Доля лазов-мусульман в Грузии значительно ниже: не более 20% от общего числа представителей народности.
Известные лазы
В Грузии в число известных лазов входят бывший омбудсмен страны Георгий Тугуши и певица Софо Халваши. В 2007 году Софо участвовала в знаменитом песенном конкурсе «Евровидение» с песней «Visionary Dream». Певица заняла в финальном этапе 12 место, получив максимальное количество баллов от Литвы.
Лазские корни имеет и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, вступивший в должность в 2014 году. До этого политик 11 лет управлял страной в качестве премьер-министра. С 1978 года Эрдоган женат на Эмине Гюльбаран, в семье воспитывается четверо детей. Предками президента были лазы, проживавшие на территории современной Грузии.