Энцы являются очень малочисленным коренным самодийским народом Севера. В этногенезе энцев задействованы самодийцы и местные северно-сибирские племена. Впервые о народности было упомянуто в 15 веке. По языку, культуре и территории проживания делятся на две этнические группы:
- тундровые (хантайские самоеды)
- лесные (карасинские самоеды).
Материальная и духовная культура тундровых энцев практически не отличается от нганасанской. Сильное влияние на жизнь и традиции лесных энцев оказали ненцы, проживающие неподалеку.
В начале 20 века народность подверглась ассимиляции ненцами и нганасанами, но смогла противостоять полному слиянию и поглощению, несмотря на свою малочисленность, сохранила язык, обычаи, культуру.
Где живут
Народ проживает на территории Российской Федерации, в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. Некоторое количество энцев живет в Вологодской области, Санкт-Петербурге, на Украине в Киеве и Донецкой области.
Больше всего человек населяют поселок Потапово, это лесные энцы. Тундровые живут в поселке Воронцово. Оба поселка являются многонациональными. Кроме того, народ проживает в районе города Дудинка, поселке Усть-Авам, некоторые совместно с нганасанами населяют местности Таймыра.
Численность
Численность представителей народа в 18 веке превышала 3 000 человек. В 1926 году их уже было 376. Во время переписей населения, проведенных в 1959 и 1979 годах, энцев не выделяли как отдельную этническую группу, а приписывали к ненцам и нганасанам. На сегодняшний день количество энцев во всем мире составляет около 300 человек. Основная часть живет в России.
Название
Издавна у народа были самоназвания «могади», «эньчо», «пэбай». Устаревшее название «енисейские самоеды» было заменено на этноним «энцы», который в 1930-е годы предложил советский этнограф Г. Прокофьев. Название образовано от слова «эннэчэ», которое переводится как «человек». Тундровые энцы называли себя «сомату», лесные — «пэ-бай», либо по названию родов.
Язык
До середины 20 века энецкий считался одним из диалектов ненецкого языка. Он относится к самодийской группе уральских языков и наиболее близок с ненецким, от которого был отделен более 1000 лет назад. Позже энецкий сближался с нганасанским языком.
Энецкий язык делится на два диалекта:
- лесной (пэ-бай)
- тундровый (сомату).
Они кардинально отличаются друг от друга по языковой структуре, поэтому значительно затруднено взаимопонимание между их носителями. Иногда лесные и тундровые энцы даже не относят себя к одной национальности. Тундровые считают лесных ненцами, а те, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.
На протяжении долгого времени энецкий был бесписьменным. В 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты «Таймыр». На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников.
Основное количество народа является многоязычным, хорошо владеет русским, ненецким языками. Многие понимают речь эвенков, нганасан, долган. Часть представителей народа перешла на ненецкий, некоторые из представителей тундровых энцев — на нганасанский. Сегодня энецкий используется в основном в быту, преимущественно старшим поколением. Носителей языка осталось крайне мало.
С 2012 года начал реализовываться проект по возрождению языка. В селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.
Религия
Официально народ считается православным, но по причине труднодоступности их мест проживания и удаленности, миссионеры так и не смогли окончательно обратить энцев в православную веру. Христианами стали только лесные энцы, остальное большинство представителей народа по сей день поклоняется явлениям природы, духам-хозяевам, исповедует анимистический пантеизм, шаманизм. Изображения духов располагаются в особых местах в лесу и на сопках. Духам приносят в жертву деньги, мясо оленя, кусочки сукна.
Широко распространено у энцев почитание зверей, птиц и рыб, но самое важное место занимает олень. Белая масть считается священной, народ верит, что эти животные принадлежат главному божеству Нуму. Таких оленей нельзя убивать, есть, впрягать в нарты.
Еда
Традиционной пищей народа является сырое мясо оленя. Едят его в свежем виде, сразу после охоты и забоя животного, в пищу идет и кровь. На зиму делают рубанину и строганину: мясо рубят кусками или режут тонко ножом, замораживают. Едят энцы куропаток, зайцев, летом варят гусей, уток, рыбу едят в свежем или подсоленном виде. Заготавливают впрок юколу, рыбную муку (порсу), которую добавляют в суп или едят, смешивая с растопленным рыбьим жиром «варка». Из растительной пищи в рационе народа присутствует дикий лук, коренья, ягоды. Листья брусники и древесные наросты раньше заваривали и пили, сегодня популярный напиток энцев — чай. Покупают в основном ржаную муку, пекут тонкие лепешки и едят, обмакивая в рыбий жир.
Внешность
Одежда
Зимой мужчины носили двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, высокую обувь из оленьих камусов. Женская парка была распашной. К верхней одежде пришивали рукавицы «оби» из камуса. Если предстояла поездка в тундру в зимнее время, вместо парки надевали сокуй — теплую меховую одежду, которая служила в пути спальным мешком. Спать в сокуй можно прямо на снегу. Украшали ее длинными кистями из полосок цветного сукна и меха. Носили рубахи из ровдуги.
Под парку надевали комбинезон без рукавов, сшитый мехом внутрь. Украшали его нашивками из медных украшений: цепочками, кольцами, серповидными бляхами, трубочками. Дополнительно пришивали игольник, мешочек для огнива. С середины 19 века лесные энцы, а с 20 века и тундровые, начали носить ненецкую одежду.
Жилище
Основным жилищем раньше был чум конической формы, который отличается меньшим размером покрытия — нюка. Зимой жили в нартенном чуме. В задней части жилища за очагом хранились изображения предков, выполненные из дерева. Во время перекочевок их перевозили в особой священной нарте. В 1930-е годы энцы начали использовать нартенный чум из балок в качестве зимнего жилья.
Жизнь
Семья народа патриархальная, с родовым устройством общества. До 19 века сохранялись большие семьи, существовало многоженство, левират и уплата калыма. Очень важно для статуса женщины было наличие детей. Детская смертность была высокой, но встречались семьи с семью детьми. Рождение мальчика было более предпочтительным. Уже с 7 лет детям давали несложную работу. Мальчик считался зрелым в возрасте 15-16 лет, когда впервые сам сходил на охоту. Девочки с начала репродуктивного периода становились девушками и могли выходить замуж.
Основным занятием является охота на дикого оленя, рыболовство. Для охоты использовали домашних оленей, которых специально обучали. Рога им обматывали ремнями, подпускали к диким оленям и ждали, когда они вступят в драку. В результате дикие олени запутывались в ремнях своими рогами и энцы их ловили.
Развита была пушная охота, распространено вьючное, упряжное оленеводство. Женщины занимались делами по хозяйству, детьми, приготовлением пищи, художественной аппликацией по сукну, меху, шили одежду. Мужчины обеспечивали благополучие семьи, выполняли тяжелую работу, занимались резьбой по кости.
Культура
В энецком фольклоре несколько жанров:
- сюдбичу (большие эпические произведения о богатырях-оленеводах, странствующих в поисках жены, богатства. Они сражаются с врагами, великанами-людоедами);
- деричу (рассказы, сказки, исторические предания, мифы, легенды).
Музыка представлена фольклорной традицией, схожа с музыкой нганасан и ненцев. В песенной культуре существует два жанра:
- барэ (индивидуальная импровизация);
- кунуярэ у тундровых, кинуадэ у лесных (песенно-поэтические высказывания с традиционной системой иносказательных образов и символов).
Основной музыкальный инструмент народа — шаманский бубен. У тундровых энцев он называется «педди», у лесных «фендир».
Традиции
Раньше существовала традиция оживления бубна. Энцы верили, что бубен шамана — это олень, который помогает ему связываться с миром духов, перевозит шамана на небо. Чтобы отправиться в путь, необходимо его оживить. Шаман проводил обряд, который заканчивался кормлением фигурок из дерева — олицетворением духов, общим пиром.
Одним из главных праздников энцев является окончание полярной ночи, отмечают его в конце января — начале февраля. В этот период солнце показывается на небосклоне после долгого отсутствия. Для праздника строили или выделяли из всей деревни один «чистый чум», несколько дней подряд в нем находился шаман и непрерывно камлал. На улице молодежь танцевала старинные танцы, устраивала игры под звуки бубна. Иногда возводили тоннель «каменные ворота», около которого проводились камлания. Все проходили через этот тоннель вслед за шаманом.
Очень строго осуждается у народа воровство, неуважение к старшим и гостям. Природу народ почитает и считает ее источником, дарителем всего необходимого. У энцев существовал пантеон Матери Природы, где совершались обряды возвращения жизненности, во время которых земле предавались глаза добытых диких оленей.
При рождении ребенку дают прозвище, связанное с обстоятельствами его рождения или внешностью. После совершеннолетия прозвище заменяют на имя, данное в честь кого-то из близких родственников.