Бойки являются этнической общностью украинцев. Официально рассматриваются как этнографическая группа украинцев. Были изгнаны со своей исторической родины в 1947 году в ходе операции «Висла», которая предусматривала выселение непольского населения из юго-восточной части Польши. В 1951 году во время обмена участками государственных территорий между Польшей и СССР около 32 000 бойков были выселены из Дрогобычской области. Их направили в колхозы 21 района Сталинской, Одесской, Николаевской, Херсонской областей.
Где живут
Основная часть народа проживает на своей исторической территории — южных и северных склонах Карпат, на западе между реками Сан и Уж, на востоке у рек Тересва и Лимница. На Украине бойки расселились в горные районы Закарпатья, Украинских Карпат: Долинский район, Болехов, Ивано-Франковскую область (Рожнятивский район). Проживают в Турковском, Сколевском, Дрогобычском, Стрыйском, Самборском, Старосамборском, Великоберезнянском, Межгорском районах. На территории Словакии народ живет на северо-востоке и востоке Снинского района, где бойки населяют несколько долин:
- Уличскую
- Подгородскую
- Ублянскую
- Русскую
Численность
В Словакии проживает более 2000 бойков, на Украине — 131 человек. В России свою принадлежность к народности указали 3 человека.
Название
Самоназвания бойков: горальцы, верховинцы, подгоряне. Как полагают, этноним «бойки» произошел от употребления этим народом в речи частицы «бо э», которая переводится «только». В Словакии бойков называют «пуйдяки», потому что они говорят «пуйдемо», вместо лемковского «пiйдемо».
Язык
Народ говорит на бойковском говоре украинского языка, состоящего в свою очередь из двух видов:
- севернокарпатского
- северноподкарпатского
Религия
Бойки исповедовали православие и грекокатолицизм, сегодня основная часть является православными христианами.
Еда
Традиционная кухня состоит из рецептов, которые хранятся в семьях веками, и современных блюд. Характерная особенность кухни бойков: использование ограниченного набора продуктов для приготовления пищи. Условия жизни повлияли на простоту гастрономических традиций и незамысловатую обработку продуктов. Основные продукты, которые употребляют в пищу бойки: капуста, кукурузная мука, грибы, бобовые, картофель, молочные продукты. Из зерновых предпочитают овес, готовят из него первые, вторые блюда, напитки. Территорию Бойковщины даже называют овсяной землей.
Из овса пекут хлеб ощипок, в который иногда добавляется вареный картофель. Пекут перед Рождеством хлеб керечун, его еще называют «гречун», «гереджан». Он является символом достатка в доме, оберегает семью. На Пасху пекут огромный кулич из ячменной или ржаной муки. На праздники готовят вареники, которые называют «пироги», пирожки с начинкой из квашеной капусты. Вареники делают с творожной, картофельной, грибной, черничной начинкой. В пост смазывают их льняным маслом, в скромные дни сдабривают шкварками, салом. Из хлебобулочных изделий готовят закрутелыки, калачи, пироги, сырники, бабы, медовники, маковицы, пампухи, пирожные, торты.
Из картошки делают разнообразные кушанья. Сам корнеплод бойки называют по-разному: картошка, магдибурка, бульмана. Картофель на столе у народа ежедневно, подают его с капустой, грибами, молоком, шкварками, фасолью. Блюда из мяса распространены не очень широко. Свинину едят только по большим праздникам, издавна из нее готовили на Пасху и Рождество колбасы, жарили шкварки, солили мясо и сало, коптили мясо в дымоходе. В качестве пряностей к блюдам используют лук, семена укропа, чеснок, любисток, лебеду, листья одуванчика, пастернак, петрушку, лавровый лист.
Молоко используют козье, овечье. Готовят из него особенную брынзу, которая может храниться без холодильника целый год. При этом она не плесневеет, не портится, не теряет свой вкус. Делают из молока и другие виды сыра:
- саламаха
- смаженый сыр
- гомульки
- мандрык
- лютый сыр
- вурда
Гостей угощают напитком из овсяной муки (чир). По консистенции он похож на кисель. Иногда чир варят на молоке, в пост для приготовления напитка используют воду. Еще пьют горячую водку с маслом и медом, местный напиток под названием «криивка», пиво, солод, пойло. Из прохладительных напитков употребляют кисель, жур, капустный рассол, хамулу, квас. Примечательно, что бойки варили кремень и пили кремниевую воду, считали ее полезной и целебной.
Из традиционных блюд популярны следующие:
- мачанка
- буляныки
- стульник
- голубцы с трен буль
- терчаний чир
- терчани галушки
- стиранка
Вся еда бойков добротная, по-крестьянски сытная, вкусная и в тоже время простая, незатейливая. Готовят запеканки, студень, засаливают овощи.
Внешность
Мужчины носят заправленные в сапоги брюки из синей материи. Летом штаны полотняные, широкие, зимой надевают шерстяные — голошни. Рубашки носят белые вышитые, украшенные мережкой, в штаны не заправляют, подпоясывают белым широким поясом из кожи. В качестве головного убора носят зауженные кверху бараньи шапки черного цвета, лохматые бараньи шапки (кучма). Зимой надевают черные бурки до колен, накидывают на плечи. Обшивают бурку красно-черными витыми шнурами. Сермяги (кафтаны) носят кофейного цвета, кожухи белого. Летом на голову надевают «венгерские шляпы», низкие черные шляпы с широкими полями.
Женщины носят юбки из цветастой ткани, набивки из белого полотна, шерстяной ткани, рубахи с собранным подолом и разрезом на спине, вышивкой на груди в виде полукруга, бараньи шапки с красным или зеленым верхом. В праздник женщины распускали волосы. Девушки заплетали одну косу, украшали ее цветами, лентами. Замужние делали из волос завитки, иногда полностью покрывали голову. В зимний период в качестве верхней одежды носили бекешу голубого цвета, расшитую красными шнурами, обували сапоги. Из украшений бойковские женщины носили всегда многослойные бусы (пацерки).
Жизнь
Издавна традиционными занятиями бойков были горное скотоводство, земледелие, занимались солеварением, лесными промыслами. Сегодня занимаются земледелием, разводят мелкий и крупный рогатый скот, работают в сфере нефти и лесоразработок. Хорошо развиты художественные промыслы.
На землях, где проживает народ, пшеница не принимается, климат для этой культуры здесь очень суровый. Поэтому часто бойки меняли свои продукты, в основном, сыр и брынзу на пшеничную муку.
Жилище
Хаты бойков отличаются простотой и монументальностью. Стены строят из массивных еловых бревен, крыши кроют связанными соломенными снопами «кытыцями». Двери, окна и ворота расписывают оригинальными орнаментами. Один из важных элементов росписи — «древо жизни» символизирует связь рода, его покровительство. Такие рисунки позволяют узнать, к какому роду относятся хозяева жилища. Дома бойков выделяются своей красочностью.
Традиции
У народа есть свой этнофестиваль, на который приезжают бойки со всех окраин. Проводится он один раз в 5 лет с 1992 года в Турковском районе Львовской области. Во время фестиваля для гостей проводятся концерты, туристические походы, конференции, турниры по шахматам и шашкам, спортивные соревнования, творческие встречи, представления. Каждый желающий может попробовать блюда бойковской кухни.
Бойки очень гостеприимные, встречают гостей еще на улице, приглашают всегда в дом, где угощают различными традиционными блюдами. Существуют у народа свои традиции выпечки хлеба. Чаще всего это делают по субботам. Готовое тесто делится на 6 частей, все запекаются в печке. Домашний хлеб бойков остается свежим даже через несколько дней после приготовления.
Известные люди
Среди представителей народа есть немало известных личностей:
- философ, астроном, первый украинский доктор медицины Юрий Дрогобыч;
- гетман Войска Запорожского Петр Конашевич Сагайдачный;
- генеральный судья времен Хмельницкого Иван Креховецкий;
- купец, солдат, толмач, основатель первой в Европе сети кофеен Юрий Франц Кульчицкий;
- священник УГКЦ, украинской поэт, филолог, общественный деятель Иван Вагилевич;
- композитор, хоровой дирижер, священник, общественный деятель, автор гимна Украины «Ще не вмерла Украина» Михаил Вербицкий;
- заслуженный артист Украины, актер Владимир Глухой;
- певица, заслуженная артистка Украины Наталка Карпа;
- публицист, переводчик, народный артист республики Лесь Курбас;
- ученый, поэт, писатель, переводчик Иван Франко;
- языковед-диалектолог София Рабий-Карпинская;
- украинская писательница Галина Пагутяк.