Для меня важным моментом в путешествии всегда является знакомство со святынями, почитаемыми в тех местах, где я бываю. Так лучше постигается душа народа, его культура и традиции.
Наверное, не буду оригинальна в том, что существуют такие святые места или храмы, которые не оставляют равнодушными не только приверженцев той конфессии, к которой они принадлежат, но и других людей, в том числе и атеистов.
Разве не замрёт сердце перед нежной красотой русской лебёдушки – храма Покрова на Нерли?
А строгий белокаменный храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге? Этот шедевр древнерусской архитектуры, несмотря на простоту и строгость своих линий, оставляет очень сильное впечатление! В один ряд с ними по праву можно поставить и православный новоафонский храм в честь апостола Симона Кананита.
Симон Зилот (ревнитель) был одним из двенадцати Апостолов, тем учеником Христа, на свадьбе которого в Кане Галилейской Сын Божий сотворил первое чудо, претворив воду в вино.
Потому и именуется он также Кананитом.
Почему же на абхазской земле так почитаем этот святой? Дело в том, что по церковному преданию именно он нёс здесь свой миссионерский просветительский подвиг, живя в небольшой пещере в скале над рекой Псырцхой,
именно в этом краю он претерпел мученическую кончину, был распилен римскими язычниками. Жители села Псыртцха, глубоко почитавшие этого молитвенника и чудотворца, сами похоронили его(около 55 г. н. э.).
История храма
Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.
Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.
Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».
Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.
И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.
Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.
Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.
К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.
23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.
Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.
В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.
Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,
и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.
Можно ли попасть внутрь?
К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь. Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.
Как добраться до храма
Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто. В Сочи или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма. Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.
Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,
обозревая по дороге прекрасные природные виды.
Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про "язык, который доведёт", обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).
На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы. Я бы выбрала последнее – самое надёжное на абхазских дорогах. Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная, а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула. Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку "Новый Афон". Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке "Площадь Боевой славы", вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,
которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!