Год в Тунисе условно делится на сезон и не сезон. Сезон примерно начинается с мая месяца и заканчивается к концу сентября. В это время можно воспользоваться большинством чартеров, а в не сезон большинство рейсов идёт с пересадками. У меня так и получилось. Первый раз я летала в сезон, в августе, компанией Rossiya Airlines в составе туристической группы. Второй раз в не сезон, в феврале, компанией Lufthansa с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. А теперь спешу поделиться своим опытом с другими.
Чартеры
Большинство туристов, отправляющихся в Тунис в сезон, летят на чартерах, которые сотрудничают с определёнными туристическими компаниями такими, как: «Библио-глобус», «Корал трэвел», «Русский экспресс». Приобретая туристическую путёвку в турагенстве, вам оформят и авиабилеты сразу. Так, среди чартеров есть русские авиакомпании Nordwind Airlines, Red Wings, «Оренбургские авиалинии» и тунисские, небольшие авиакомпании Tunisair и Nouvelair.
Приобрести билеты напрямую у этих перевозчиков очень сложно, так как в сезон поток туристов из турагенств не позволяет включать в списки отдельных пассажиров. Прицениться вы можете на известных сайтах по поиску авиабилетов или, например, тут.
Я летала с «Библио-глобус» самолетом Rossiya Airlines. Честно говоря, сервис и комфорт желают оставлять лучшего, не говоря уже о том, что на обратном рейсе нам попалась крайне невежливая и непрофессиональная стюардесса.
Полеты совершаются из нескольких городов России:
- Из Москвы чартеры начинают летать с майских праздников, а в пик сезона — июль и август — фактически каждый день. Время в пути составит около 4 часов. Из столицы летают Nordwind Airlines, Red Wings, «Оренбургские авиалинии» и самолёты тунисских компаний.Аэропорты прибытия, в основном, Энфида-Хаммамет или аэропорт Монастир имени Хабиба Бургибы.
- Из Санкт-Петербурга можно отправиться на чартерах Tunisair или «Оренбургские авиалинии». Отсюда они летают не так часто, как из Москвы. В основном по вторникам, пятницам и субботам. Разница в цене по сравнению с Москвой не слишком большая, в зависимости от авиакомпании колеблется на уровне 2 000–3 000 рублей.Аэропорты прибытия в Тунисе: Энфида и Картаж в столице. Изредка чартеры начали выбирать аэропорт прибытия на острове Джерба. Время в пути также составит около 4 часов.
- Чартерами в сезон можно улететь и из прочих городов в России: Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск и так далее. Выполняют рейсы Nordwind Airlines, Red Wings, «Оренбургские авиалинии».
Если вы вначале добираетесь на поезде до Москвы или Петербурга, а оттуда летите в Тунис, то учитывайте, что в пик сезона (июль, август) рейсы могут задерживаться на 2–5 часов, так как поток перевозок очень высок, и самолёты не всегда успевают вовремя прибыть в аэропорт. А ведь самолёт надо ещё подготовить к следующему рейсу и проверить его. Поэтому билеты на поезд следует брать, учитывая этот немаловажный факт. Так, когда я летала в августе в Тунис чартером, в Петербурге рейс задержали на 2 часа, а обратно — более чем на 5 часов.
Кстати, в случае задержки рейса на 2 часа авиакомпания обязана обеспечить вас чистой минеральной водой; от 5 часов — ужином или обедом; более суток — проживанием и питанием. Например, когда задержали наш рейс в Энфиде, нам раздали воду, а затем и накормили. Всё бесплатно, за счёт авиакомпании.
Рейсы с пересадками
В не сезон большинство чартеров отменяют свои рейсы в Россию, так что нужно пользоваться перелётами с пересадками.
Самые недорогие билеты предлагают две крупные авиакомпании: Lufthansa и Turkish Airlines. Они предлагают цены от 300–400 EUR(20 000 до 25 000 рублей).
Lufthansa
Первая осуществляет рейсы в Тунис с одной или двумя пересадками в Мюнхене или Франфурте-на-Майне. Я летала с пересадками в обоих этих городах и могу сказать, что аэропорты там очень большие с бесконечной вереницей залов. Правда, всюду висят указатели, но иногда, когда пересадка составляет всего час или минут 30, то невозможно сразу соориентироваться. Я выработала для себя приём, который порой срабатывает на 100 %. Я прислушиваюсь к разговорам людей, которые впереди меня стоят в очереди на паспортный контроль или выход из самолёта, и, если обнаруживаю кого-то, кому в ту же сторону, что и мне, то просто иду за ними. Если так не везёт, я спрашиваю у сотрудников аэропорта, и они указывают, куда идти. Благо, все говорят неплохо по-английски.
Lufthansa предлагает рейсы с пересадками в 30 минут, полчаса и до двух дней. Хотя сотрудники компании уверяют, что и за полчаса можно добраться до нужного выхода, по моему опыту, оптимальный вариант — это часа 2. Аэропорт во Франкфурте очень большой. Нужно учесть, что время придётся потратить не только на переходы, но и на очереди из самолёта, на прохождение таможенного контроля и т. д. Иногда надо не только переходить, но и воспользоваться небольшой электричкой, которая курсирует межу разными выходами на поле. Аэропорт Мюнхена поменьше, но чтобы там соориентироваться, тоже потребуется время.
Так, например, когда мои родители приезжали ко мне в Тунис и на обратном пути летели через Франкфурт, пересадка у них составляла полтора часа. Этого времени им еле-еле хватило, чтобы добраться до нужного выхода.
Turkish Airlines
У второй, как легко предположить, рейсы проходят с пересадкой через Стамбул. Кстати, только недавно я узнала, что оказывается Turkish Airlines среди прочего предлагает своим пассажирам бесплатные обзорные экскурсии на время между стыковками рейсов. Для этого надо просто подойти к стойке компании и записаться, если позволяет время.
Работая в одной туристической фирме, я на удивление получала немало положительных отзывов об этой авиакомпании.
Другие авиакомпании
Если идти далее по шкале цены, то следующими идут Air France и Alitalia с пересадками в Париже и Риме соответственно. Цены билетов от 400 до 700 EUR (25 000 до 45 000 рублей). Минус здесь в том, что свои рейсы в Тунис они осуществляют совместно с «Аэрофлотом». То есть из Санкт-Петербурга или Москвы вы летите «Аэрофлотом», а из Парижа или Рима уже одной из этих двух авиакомпаний. Как несложно предположить, при этом придётся два раза проходить процедуру регистрации на рейс и получать багаж заново в месте пересадки, чтобы потом снова его сдать. Это потеря и времени, и нервов. Хотя как кому удобно.
Другие авиакомпании, которые выполняют рейсы с пересадками в Тунис из России, это Swiss Airlines, Scandinavian Airlines, Check Airlines, но они уже очень дорогие — от 1 250 EUR (80 000 рублей) и так далее.
Точкой прибытия практически всех этих рейсов является аэропорт Карфаген, что возле столицы г. Туниса.
Аэропорты Туниса
Ниже я подробнее расскажу о каждом из международных аэропортов Туниса. Их всего 4: Энфида в городе Хаммамете, Картаж в Тунисе, аэропорт имени Хабибы Бургибы в Монастире и Джерба-Зарзис на острове Джерба.
- Энфида (г. Хаммамет) — основной пункт прибытия чартреров из России и прочих стран Восточной Европы. Аэропорт мне понравился своей новизной, простой, но лаконичной архитектурой, чистотой и красивым двором при входе — там расположен небольшой фонтан с подсветкой. Аэропорт маленький с минимум залов, в два этажа, но вот эскалатор часто ломается, так что приходится пассажирам подниматься по обычной лестнице. Сюда удобно прилетать, если цель вашего путешествия Хаммамет, Монастир или Сус. До Хаммамета от этого аэропорта всего полчаса, до Суса — 40 минут, а до Монастира — час. Если вы едете в составе туристической группы, то в аэропорту вас встретит автобус. Если в одиночку, то можно взять многочисленные такси рядом pf 7–12 EUR (560–840 рублей), а вот специальных автобусов оттуда нет.
- Аэропорт имени Хабиба Бургибы (г. Монастир) — когда-то довольно крупный аэропорт, принимавший множество рейсов, теперь обслуживает небольшое количество чартеров. Здание уже старое, удобства самые минимальные. Расположен он рядом с искусственными озерами, где выпаривают соль. По совместительству это место сбора розовых фламинго и белых цапель в опеределённые времена года, что придаёт аэропорту хоть какую-то привлекательность. Преимущество этого аэропорта состоит в том, что он находится рядом с городом (всего в 10 минутах). До города опять же можно добраться на такси за 4–6 EUR (10-15 динар или 280–420 рублей).
- Картаж или Карфаген (г. Тунис) — самый крупный аэропорт по приёму международных рейсов в Тунисе. Сюда прибывают в основном чартеры компании Tunisair, небольшой поток прочих чартеров летом. Здание ещё в приличном состоянии, несмотря на солидный возраст. Аэропорт хорошо оснащён, здесь можно найти всё необходимое, а также хорошие магазины Duty Free. Отсюда также возможен вариант на такси стоимостью от 19 EUR (50 динар или 1 400 рублей) или на автобусах за 2–4 EUR (5–10 динар или 150–280 рублей), но последние ходят в определённое время и не часто, а из-за пробок вообще могут опаздывать. Сюда хорошо прибывать, если конечная точка вашего путешествия Тунис, курорт Гаммарт. До столицы всего минут 10 отсюда, если посчастливиться не попасть в пробку, а до Гаммарта минут 20–30.
- Аэропорт Джерба-Зарзис (о. Джерба) менее всех прочих загружен чартерными рейсами, так как остров только начинает набирать популярность у русских туристов благодаря пляжам с белоснежным песком, близостью к Сахаре и декорациям эпопеи «Звёздных войн» в Мос-Эспе и городку Матата с его подземными домами. Аэропорт уже не новый, но поддерживается на должном уровне с необходимым набором удобств. От аэропорта добраться в нужную вам точку возможно только на такси. Поездка обойдется в 4 EUR (от 10 динар или 280 рублей).
Напоследок
Обобщая всё сказанное мной выше, советую в сезон покупать туристическую путёвку через агенство. Там заодно и оформят билеты на чартер. В не сезон лучше отслеживать недорогие билеты и выбирать рейсы с пересадками, но длящимися не менее 2-х часов. Иногда в незнакомом аэропорту очень сложно соориентироваться, а также нужно закладывать время на разные случайности. Если уж вы решили лететь с пересадкой менее этого времени, то внимательно изучите схему аэропорта, чтобы знать, где и какие выходы находятся, а также попросите стюардесс выпустить вас раньше из самолёта, показав билет и объяснив ситуацию.