Скуола Сан-Рокко (Венеция, Италия)
Информация
Скуола Сан-Рокко: фото
Перечислить все, что я мечтала увидеть в Венеции, невозможно. Но были отдельные точки, которые стали для меня обязательным пунктом. И скуола Сан-Рокко – одна из них. Заинтересовалась я этим удивительным зданием примерно за полгода до поездки, когда на лекциях в Университете зарубежных искусств Эрмитажа в Петербурге на лекции нам рассказывали о Тинторетто и скуоле. Но обо всем по порядку.
Что такое скуола Сан-Рокко
По созвучности названий можно подумать, что скуола Сан-Рокко – это какая-то школа. На самом деле, скуолами в средневековой Венеции называли братства или благотворительные организации. Соотвественно, скуола Сан-Рокко была братством Сан-Рокко (Святого Роха) и происходило все это в 16 веке. Братство это было создано для того, чтобы оказывать помощь больным. И ему нужно было свое здание. Собственно, это здание и стало одной из самых ярких и необычных достопримечательностей Венеции.
Здание было построено рядом с церковью Сан-Рокко, которую я тоже советую осмотреть. Она невероятно красивая и в ней хранятся мощи Святого Роха.
Интересно, что братство это существует и сейчас, и оно все также занимается благотворительностью.
Картины скуолы Сан-Рокко
Но самое интересное в здании – это, конечно, совершенно фантастические росписи внутри. Если коротко, история такая: был объявлен конкурс, в котором участвовало столько художников такой величины, что голова кружится от одного только чтения имен. Но победил в нем Тинторетто, который подготовил не просто проект, а еще и готовую картину – «Св. Рох во славе». Картина эта заняла свое почетное место в скуоле, а художник следующие 23 года (почти всю свою жизнь) расписывал здание, причем делал это фактически без оплаты, ему компенсировали расходы на материалы и еду.
Скуола поистине головокружительна! Во многом потому, что большинство картин находятся на потолке. Залы темные, работы неплохо подсвечиваются, а для того, чтобы посетителям было удобнее, можно взять зеркала и план залов, где подробно и понятно рассказано, где и что нужно смотреть.
Все начинается с первого этажа, куда мы зашли с солнечной, жаркой улицы и попали в приятную темную прохладу. Там представлено восемь масштабных работ, посвященных Богоматери и детству Христа. Вдоль стен есть каменные скамьи, на которые можно присесть и полюбоваться работами.
Затем по роскошной лестницы можно (и, конечно же, нужно) подняться на второй этаж, в огромный зал с двенадцатью картинами по стенам и двадцатью одной – на потолке! Все это – библейские сюжеты. Поднимаешь голову наверх – и мурашки по коже бегут от этой красоты! Интересно, что весь зал становится своеобразной рамой для картин, то есть они не висят, как в музее, по отдельности, а будто вплетаются, врастают в тело здания. Это потрясающе!
Третий зал – совсем небольшой, но он считается жемчужиной скуолы. Он называется залом Альберго, это квадратный зал, в центре которого на потолке и размещена та самая, первая работа Тинторетто для этого здания.
Помимо живописных работ, интересны каменные алтари на обоих этажах здания. Стоит также обратить внимание на резные деревянные скульптуры второго этажа. Их выполнил резчик по дереву Франческо Пьянта, любопытно, что искусствоведы не до конца сходятся во мнении, что это за фигуры и что именно они символизируют.
Практическая информация
Скуола работает ежедневно, за исключением Нового года и Рождества. Время работы с 9:30 до 17:30, касса закрывается на полчаса раньше.
Добираться до скуолы удобнее всего со станции вапоретто «Сан Тома», нужно пройти пешком около 3 минут.
Билет стоит 10 EUR, можно также взять аудиогид за 3 EUR, он есть на русском языке (и на английском, естественно, тоже), но мы не брали, поэтому ничего сказать о качестве не могу.