Альтернативные имена страны — Республика Эквадор, Република Эквадора (официальное название звучит по-испански), Эль Эквадор.
История названия страны
В 1830 году Эквадор получил свое название от испанского слова, которое служило для обозначения экватора, линии, которая пересекает весь северный сектор. Эквадор состоит из трех побережий: Сьерры, Амазонии и Ориенте.
Эквадор является многонациональным государством, форма правления страны – конституционная демократия. Эквадор имеет одну из самых высоких развитых культур народов Южной Америки. Здесь смешиваются две культуры, и в результате получается афроэквадорская культура.
Доминирующая часть населения страны состоит в основном из испанских колонистов и поселенцев, а также наименьший процент населения составляют немцы, итальянцы, ливанцы и азиатские иммигранты.
Испанский язык является государственным языком, в стране говорят на тринадцати коренных языках, из которых главными языками являются кечуа в Сьерре и Ориенте и дживарон в Ориенте.
Граждане гордятся своей страной и тем, что ни являются жителями Эквадора. Несмотря на устойчивую дискриминацию коренные и черные граждане считают себя эквадорцами. В Эквадоре есть граждане, которые относятся к местной элите. Их жизнь направлена на образование, личные достижения и современное потребление благ Северной Америки.
Люди этого класса считают себя «Май Культо» ( что означает «очень культурные»), граждане этого класса изучают сразу несколько языков: английский язык, французский или немецкий, как часть формального образования, что делает их еще более образованными на фоне общего коренного населения.
Люди верхних и верхне-средних классов, как правило, определяются по цвету кожи, отличаются люди Бланко ("белые"), они сами так себя называют, чтобы подчеркнуть свое различие с людьми другого цвета кожи, которых они считают ниже себя. Не приветствуется расовое смешение, и даже происходят специальные программы, пропагандирующие этот момент, они называются «отбеливанием».
Люди, которые не являются белыми, но имеют совсем небольшую межрасовую примесь, называют себя «Бланко-Метизо», что обозначает их положение выше метисов и ниже белых людей. Черные люди представлены своими представителями как афроэквадорцы, они говорят на испанском, их место в социальной иерархии находится по середине или внизу.
Они сосредоточены в северо-западной прибрежной провинции Эсмеральдас на чота-Мира в долине реки, которая протекает у подножья Анд и в городе Гуаякиль. Значительная часть чернокожего населения живет в секторах столичной области Кито. Еще определенный процент чернокожего населения живет в амазонском регионе, богатом нефтью.
Культуры коренных народов богаты и разнообразны, но есть общие черты культур во всех языках и обществах. Народы, живущие в области Анд и Амазонии, отличают друг от друга, но собираются вместе, когда возникают общие причины.
Кечуа-говорящие люди могут делиться на народы с разными диалектами: люди, говорящие на северных диалектах кечуа и на языке имперских инков. Несмотря на то, что каждый народ страны говорит на своем языке, все люди, живущие в Эквадоре называют себя эквадорцами.
Появление Нации
На территории нынешнего Эквадора с давних времён жили различные индейские племена — кара, киту, тумбе, каньяри, инки и другие. Они занимались охотой, рыболовством и земледелием. В конце 1-го тысячелетия нашей эры индейцы племени кара, жившие на побережье, вторглись в горные районы и, покорив местное население, индейцев племени киту и другие племена (частично истребив их, частично рассеяв), создали государство, которое в латиноамериканской литературе называется «царством Киту».
Постепенно оно превратилось в государство, близкое по типу правления к восточной деспотии. В 15-м веке (около 1460 года) «царство Киту» было завоёвано государством инков Тауантинсуйу (процесс завоевания длился около 15 лет).
Большинство населения инков составляли индейцы, которые разговаривали на языке кечуа. В результате этого завоевания язык кечуа стал самым распространённым индейским языком на территории нынешнего Эквадора. Испанцы приметили территорию нынешнего Эквадора и захотели создать там Тихоокеанский порт. Это повлекло за собой желание завоевать страну.
Территорию Эквадора для Испании завоевали сподвижники Франсиско Писарро — Бартоломе Руис (1526 год — первая высадка солдат) и Себастьян де Белалькасар (покорил к 1531 году территорию Эквадора). Они построили на месте древнего индейского поселения город Сан-Франсиско-де-Кито.
В 1529 году Писарро получил должность генерал-капитана Новой Кастилии (территории современных Перу и Эквадора), а в 1539 году назначил своего брата Гонсало правителем Кито. Завоевав территорию и не найдя там крупных месторождений золота и серебра, испанцы стали создавать в стране плантации, на которых трудились индейцы и негры-рабы, привезённые из Африки.
Большое значение в горных районах получило овцеводство. Колониальная эпоха длилась триста лет и вызвала масштабную депопуляцию из-за болезней и появления системы «расовой гибридности». Это повлекло за собой ряд восстаний, бунтов, революций, движений самоутверждения, и отношения, которые способствовали существованию, торговле, коммерции и культурной согласованности были испорчены.
Национальные праздники, которые провозглашают последовательность событий, ведущих к ста пятидесяти годам республиканской истории, произошли 10 августа (1809 года), состоялось восстание «Крик за независимость». 24 мая 1822 состоялась «Битва Пичинче». После этой битвы Эквадор вырвался из-под правления Испании, которая также управляла Перу, Колумбией и Венесуэлой.
В 1830 году Эквадор стал независимой республикой, которая получила свое название и начала свою бурную историю. История страны началась с ломки этнических отношений, в которой преобладали белые люди.
Объединяющей силой между 1860 годом и 1875 годом была консервативно-католический союз, который был направлен на развитие инфраструктуры и укрепление позиции белокожей элиты против негров и метисов. Консерватизм царствовал в Сьерре, либерализм креп на побережье. Политические конфликты между либеральной и консервативной партиями постоянно вспыхивали и привели к ряду гражданских войн в конце 1800-х – начале 1900х.
С середины 19-го века начинается вмешательство в судьбы Эквадора европейских держав. В 1845 под давлением Британии в Эквадоре был принят закон об отмене рабства. В 1860-х годах эквадорский президент Морено вёл переписку с Францией об установлении протектората. 10 августа 1809 власть в Кито перешла в руки революционного правительства.
Вторая попытка была предпринята 11 октября 1810 года, но на этот раз правительство было свергнуто в декабре 1812. Позднее революционная армия генерала Сукре, направленная Боливаром в Эквадор, одержала победу над правителями страны в сражении и на следующий день вступила в Кито.
26 июля 1822 состоялась встреча Боливара с генералом Хосе де Сан-Мартином, прибывшим из Перу. Точное содержание переговоров осталось неизвестным, однако ясно, что и «протектор» Перу Сан-Мартин, и президент Колумбийской республики Боливар претендовали на контроль над Эквадором.
В результате верх одержал Боливар, а Сан-Мартин возвратился в Аргентину и более не участвовал в политике. Незадолго до смерти Боливара в 1830 Эквадор вышел из состава федерации Великая Колумбия. В ходе бесконечных пограничных споров на территорию Эквадора постоянно вторгались солдаты под командой генералов-неудачников, которые истребляли запасы продовольствия и подстрекали жителей Эквадора к революции.
Ранние этапы истории Республики Эквадор связаны с именами четырех выдающихся людей: это генерал Хуан Хосе Флорес (1801–1864), Висенте Рокафуэрте (1783–1847), Габриэль Гарсия Морено (1821–1875) и Флавио Элой Альфаро (1842–1912). Флорес и Рокафуэрте поочередно находились у власти во вновь образованной республике с 1830 по 1845. Когда Флорес был президентом, Рокафуэрте был губернатором Гуаякиля; когда президентом был Рокафуэрте, Флорес командовал армией. С 1923 года в Эквадоре началась промышленная добыча нефти.
В 1972 началась эксплуатация богатых залежей нефти в Орьенте, ценность которых выросла во много раз в связи с повышением мировых цен на нефть в 1973–1974 и 1979–1980. Правительство Родригеса Лары провело некоторые аграрные реформы и направило большую часть средств от продажи нефти на развитие промышленности, конкретно на производство ранее импортировавшихся продуктов.
Результатом такой политики явился беспрецедентно быстрый рост экономики, наблюдавшийся в течение всех 1970-х годов. Развитие новых отраслей промышленности потребовало значительного увеличения ввоза машин и материалов, а быстрый рост доходов приводил к инфляции и росту импорта товаров потребления (часто контрабандного).
Вследствие этого внешний долг Эквадора, долгое время не вызывавший опасений на фоне огромных доходов от нефти, достиг угрожающе высокого уровня. В 1976 Родригес Лара был смещен с поста президента, и власть перешла к военной хунте. С 1979 года, после девяти лет военной диктатуры, Эквадор провел ряд демократических реформ, каждая из которых усиляла роль белой элиты и повышала уровень бедности остальной нации.
Три избранные президента не смогли выполнить свои условия. В 1981 году Хайме Рольдос Агилера погиб в авиакатастрофе. В 1997 году Абдала Букарам Ортис был свергнут за «умственную недееспособность». В 2000 году Хамиль Мауад Витт был свергнут по средствам восстания и военного переворота.
Национальная идентичность Эквадора
Среди белокожей элиты и состоятельных людей распространено католичество и цивилизованность, а также эти люди придерживаются жизненных стандартов Европы и США. Для поддержания высокого социального статуса важно богатство и материальные блага.
Среди среднего класса, который составляют метисы, распространены такие ценности, как занятие коммерцией и бизнесом, или же просто наличие хорошего рабочего места в одной из компаний.
Представители этого класса предпочитают обзаводиться семьями и спокойно жить, не беспокоясь о своей этнической принадлежности. Оставшаяся часть нации живет за чертой бедности, и их жизнь оставляет желать лучшего. Люди ждут, что государство обеспечит их средствами к существованию.
Среди среднего класса и элиты преобладает идея капитализма, которую люди стараются реализовать.
Чернокожие люди и индейцы отождествляют себя с культурными аналогами других стран. Например, люди, говорящие на языке кечуа, идентифицируют себя с другими такими же индейцам в Колумбии, Перу, Боливии и Аргентине.
Сам факт появления термина «коренное население» говорит об определенной этнической проблеме не только на территории Южной Америки, но и на всем американском континенте. Чернокожие люди тоже идентифицируют себя с теми, кто имеет свою культуру в определенных регионах.
В последнее десятилетие произошло несколько движений за черное этническое единство, но чернокожие лидеры страдают от недостатка финансирования в то время, как лидеры коренного населения имеют значительные ресурсы для самоутверждения в сфере международных этнических националистических движений.