В детстве мне часто говорили: «Ты еще пока многого не понимаешь. Подрастешь, опыта наберешься, как у старших, - тогда поймешь». Тогда я еще довольно смутно понимала, что же такое опыт, но уже мечтала поскорее узнать, чтобы получить его и быть умной, как взрослые.
Что такое опыт
Опыт – это все умения и знания, которые мы накопили за жизнь.
Получать мы его можем при помощи:
- Переживаний и впечатлений (например, меня укусила собака, и я теперь знаю, что собаки могут кусаться).
- Наблюдений (я увидела, как собака укусила моего друга).
- Практических действий (я подошла к собаке, разозлила ее, собака меня укусила).
Географические опыты
Иногда мы употребляем слово «опыт» как синоним слову «эксперимент». На школьных уроках географии мы часто проводили всякие опыты чтобы проще было запомнить то, что написано в учебниках.Один из самых запоминающихся экспериментов был таким:
- Мы брали кусок пластилина.
- Пластилин раскатывали несколько плоских тонких лепешек одинакового размера.
- Лепешки складывались стопочкой друг на друга.
- Брались за два конца стопки лепешек с разных сторон, сдвигая их друг другу навстречу и немного приподнимая вверх.
И получали настоящие пластилиновые горы, у каждого они были немного отличающимися. Именно так и образуются настоящие горы, когда сталкиваются несколько литосферных плит.
Еще нам показывали, что в соленой воде легче плавать, чем в пресной. Учительница брала два яйца и два стакана воды. В один из них добавлялась соль, в другой - нет.
Оказалось, что в чистой воде из-под крана яйцо идет ко дну. А в соленой плавает. Так что плаванию куда проще учиться именно в море. Жаль только, что глаза щиплет.
Самое забавное, что во время опытов-экспериментов мы тоже получаем жизненный опыт.
Можем ли мы полностью полагаться на жизненный опыт
Конечно же, нам хочется верить, что с годами мы становимся только умнее. Живем себе, накапливаем знания, совершенствуемся.
Но иногда наш опыт может заводить в тупик, если мы делаем из него неправильные выводы.
Еще философ Давид Юм писал о том, что даже те знания, которые получены эмпирически (то есть на основе опыта), не являются абсолютно достоверными. Всегда, даже когда мы стопроцентно убеждены в чем-то, существует вероятность, что мы ошибаемся.
Какие ошибки мы можем допускать, опираясь на опыт
Вы никогда не думали нечто такое: «О, это моя счастливая ручка. Возьму ее на экзамен, ведь всегда, когда я пишу ей, получаю пятерки»?
Если думали, то мне придется вас огорчить – вы допускали логическую ошибку. Называется она «после – значит вследствие». Причина такой ошибки заключается в том, что мы подсознательно склонны искать взаимосвязь между событиями, даже если на самом деле ее нет.
Иногда эту ошибку называют «голубиным суеверием». Связано это со следующим экспериментом: голубя сажают в коробку с кормушкой, которая находится за шторкой. Со временем, голубь начинает понимать, что поднятие шторки означает возможность покушать.
Если таким образом открывать доступ к еде достаточно часто, голубь начнет задумываться, за какие такие заслуги его кормят.
И если вдруг несколько раз случайно окажется, что перед появлением еды голубь хлопал крыльями, ведь эти действия будут казаться ему причиной появления еды. Теперь каждый раз, когда птица захочет поесть, она будет хлопать крыльями, считая, что это откроет кормушку.
Так что если даже если какое-то суеверие лично у вас и сработало пару раз, это совсем не означает, что в них обязательно нужно верить. Ведь иногда даже опыт может нас немного обманывать.
Всякие опыты преследовали меня всю жизнь. Мне очень нравилось катать тележки на физике или выпаривать на старенькой спиртовке растворы на химии. Но многие возмущались: «Зачем все это надо, можно просто учебник прочитать?». Чтобы таких вопросов ни у кого не возникало, расскажу, что же такое опыт.
Что такое опыт
У этого слова несколько значений.
- Опыты, которые мы проводили в школе, иначе называются эксперименты. Это – попытка воспроизвести какие-то реальные явления, чтобы проверить свои предположения или знания.
- Жизненный опыт – это все знания и навыки, которые мы накапливаем за жизнь. Дольше живешь – больше опыта набираешься.
- Есть еще опыт работы – это время, которое человек работал по какой-нибудь профессии.
Какие опыты можно провести дома
Если вы – любитель поэкспериментировать, этим можно заниматься и дома.
Для первого эксперимента понадобятся всего три вещи: большой пластиковый контейнер, фонарик и увеличительное стекло.
Что надо делать:
- Наберите в контейнер земли.
- В нем обязательно окажутся маленькие обитатели почвы. Их не надо оттуда убирать, ведь они-то нас и интересуют.
- В течение 10 минут светите на одну половину контейнера фонариком, наблюдая за происходящим в увеличительное стекло.
Что произойдет: в той части, на которую не попадает свет фонарика, станет гораздо больше обитателей, чем было до этого. Жители земли не привыкли к прямым лучам и сильному теплу, поэтому они будут убегать в противоположную часть контейнера.
Для второго эксперимента возьмите несколько небольших бутылок. Они будут исполнять роль вулканов – их надо обклеить пластилином, главное – не перекрывать горлышко.
- В первую бутылочку наливается вода
- Во вторую – что-нибудь густое, например, варенье или глина, разведенная водой.
- Наливать надо так, чтобы бутылки заполнились до краев.
- Засеките время и одновременно добавьте в бутылки еще немного жидкостей, чтобы они перелились через край.
Из-за того, что жидкости имеют разную плотность, они будут стекать с разной скоростью. Также по-разному они будут «оседать» на стенках нашего вулкана. Это показывает, что густота лавы влияет на рельеф вулканических гор.
Как можно набраться опыта
Само собой, дома на диване вы тоже получаете какой-то опыт. Опыт сидения на диване и смотрения на стену. Но куда лучше (а главное, интереснее!) делать это по-другому.
- Знакомиться с людьми. Сколько людей - столько мнений. Неплохо узнать, какой опыт накопили люди, к каким выводам и почему они пришли.
- Путешествовать. Узнавая мир, катаясь по разным странам, получая впечатления. Новые места, другие люди, другая природа - все это делает нас немного лучше.
- Читать. В книгах есть огромное количество самых разнообразных вещей. Многие из наших любимых фильмов и сериалов - всего лишь адаптация книг. Так зачем же ждать новых серий у монитора, если можно узнать все куда быстрее.
- Проводить эксперименты. Да, чтение – прекрасное занятие. Но любая информация запоминается куда лучше, если проверить ее на практике.
- Быть немного ребенком. Дети открыты миру, потому что не потеряли способность удивляться. И посмотрите, как быстро они накапливают новый опыт! Этому точно стоит у них поучиться.
Самые классные способы получения опыта из всех, которые я перечисляла – путешествия и эксперименты. Путешествуя, ты знакомишься с культурой других стран и понимаешь, что у их жителей опыт совсем другой, и на мир они смотрят иначе.
Начинаешь ставить под сомнения весь привычный мир, мыслишь критически – и пробуешь подтверждать любые теории экспериментально.
В институте и даже в школе, во время обучения наставники руководятся правилом: теория без практики мертва, а практика без теории слепа. В институте раз в год на протяжении месяца у нас длилась практика. В школе, чтобы подтвердить теорию, особенно на уроках химии, географии, математики, мы проводили опыты. Наверно, самая любимая часть урока всех учеников.
Что такое опыт
В первую очередь это метод исследования некоторого явления. Даже не замечая этого, мы всю жизнь проводим опыты: с самого детства и на протяжении жизни. Есть учёные, которые проводят эксперименты, чтобы подтвердить гипотезу или найти ответ на вопрос. Очень важными есть эксперименты, которые проводят, чтобы найти лекарство от некоторых болезней.
Опыт и эксперимент
Так как опыт — это познание действительности, то первым его понятием был эксперимент. Учёный Ф. Бэкон доказывал, что благодаря эксперименту чувства в союзе с деятельностью человека дают нам опыт. Все мы знаем, что кто не рискует, тот не пьет шампанское. Эксперимент — это риск, способ проверки идеи, подтверждение гипотезы. Как метод исследования можно рассматривать и опыт, только он есть научным целенаправленным процессом, который закрепляет гипотезу на практике.
Опыты в географии
Когда маленький ребёнок хочет потрогать что-то горячее, часто родители дают ему это сделать. Чтобы его эксперимент закончился познавательно, ему нужно почувствовать, что это горячее и больше он трогать это не будет. Так и в географии, нужно уметь не только наблюдать, а и мыслить. Где-то с 5 класса в школе часто ведут календарь погоды. Каждый день по очереди дети записывают, в какую сторону дул ветер, температуру, облачность, чтобы на основе наблюдений определить климат. Очень часто учителя проводят эксперименты, которые очень хорошо запоминаются и дают представление о некоторых явлениях, например:
- О местах рождения соли — наливают в стакан воду, растворяют соль, когда вода испаряется, на дне отложились кристаллы соли.
- Об извержении вулкана — с помощью газировки, краски, соды, уксуса демонстрируют, как это может происходить на самом деле.
- О действии сил на земную кору — складывая лист бумаги много раз, представляем, что это земная кора, а мы — сила, которая на неё действует.
В школе мы всегда ленились учить теорию. Но благодаря опытам, экспериментам и наблюдениям у нас сложилось понятие и представление об объектах и процессах в природе, частью которой мы и являемся.
Первое понятие опыта – это по сути то же самое, что и эксперимент. Эксперименты проводятся в различных сферах деятельности, в том числе в школьной программе на тех или иных уроках. Также эксперименты проводятся совсем маленькими детьми, которые узнают этот мир. Второе значение подразумевает некие умения, которые возникают на практике. Думаю, что человек должен обладать особым даром или талантом, чтобы уметь передать свой опыт другим участникам информационного обмена.