Какую роль для искусства России сыграли Русские сезоны в Париже?
Я была в Третьяковке, на выставке, посвященной «Русским сезонам». И услышала, как экскурсовод рассказывает, что однажды испанский король спросил Дягилева: «А Вы что здесь делаете? Вы не играете, не танцуете, не рисуете. Чем же Вы занимаетесь?» Дягилев в ответ: «Я, как Вы, Ваше Величество, ничего не делаю. Но без меня не обойтись!»
Дягилев и его «Русские сезоны»
Сергей Дягилев, юрист по образованию - человек с ужасным характером и безукоризненным артистическим вкусом. С 1906 года он организует зарубежные выступления артистов России. И называет это «Русские сезоны». Я только недавно узнала, что сначала это были выставки картин. Потом - опера с Шаляпиным и, наконец, балет. Парижская публика, привыкшая к классическому балету и унылым декорациям, была ошеломлена. Яркие и экзотичные костюмы, оригинальные декорации стали не только новым словом в искусстве, даже интерьеры домов и женские платья поменялись под их влиянием.
Причины успеха «Русских сезонов» в Париже
«Русские сезоны» были ежегодным хитом театральной жизни. Я думаю, этому было много причин:
- новаторство балетов Дягилева — тут и «Весна священная», и «Жар-Птица», и «Шахерезада», и «Петрушка»;
- поразительно талантливые исполнители и хореографы, такие как Павлова, Карсавина, Нижинский, Лифарь, Фокин;
- музыка великих композиторов — Стравинского, Сати, Дебюсси, Прокофьева, Ревеля;
- декорации таких художников как Бенуа, Серов, Бакст, Маттис, Пикассо.
У Дягилева было все самое лучшее.
Искусство России и «Русские сезоны»
Фактически «Сезоны» проводились с 1906 года, но началом их славы стал 1909 год, когда в парижском театре Шатле показали балет «Павильон Артемиды». Каждая постановка была скандально-обсуждаемой, чему Дягилев откровенно радовался. Он считал, что скандал - гораздо лучше, чем равнодушное молчание.
Мое личное мнение: легенду о русском балете создали именно «Сезоны». С ними связан его расцвет, когда русская балетная школа приобрела мировую известность, а произведения, связанные с «Русскими сезонами», стали шедеврами 20 века.
В начале 20 века Париж был центром театрального искусства не только Европы, но и всего мира. Знакомство европейского зрителя с русскими театром и балетом, живописцами, певцами и поэтами произвело настоящий фурор, особенно балеты Чайковского "Лебединое озеро" и "Щелкунчик", выступления Шаляпина. Организатором Русских сезонов был С. П. Дягилев. Безусловно это был толчок для искусства в целом. Многие русские артисты после этого были приглашены на лучшие сцены мира.