Чем опыт отличается от наблюдения?
Я на собственном примере убедился, что такое наблюдение, а что такое опыт. Это весьма разные понятия, которые могут тесно между собой переплетаться. Например, в школе на уроках труда сначала мы все наблюдали, а потом пытались повторить и сделать то, что от нас требовалось. Я хочу сказать, что опыт можно получить с помощью практики, но без наблюдения и изучения к практике лучше не приступать, хотя неудачный опыт — тоже опыт.
Опыт и наблюдение в науках
Опыт и наблюдение очень ярко выражены в географии, химии, астрономии и физике. Есть некоторые явления в природе, которые мы не можем потрогать, а можем только за ними наблюдать и записывать увиденное.
Для астрономии наблюдение занимает почти все время. Люди создали специальное оборудование, чтобы хотя бы просто наблюдать за другими планетами, звездами, галактиками или явлениями. Наблюдение в астрономии подарило человечеству немало открытий в физике, математике, химии, географии и так далее. Это помогло лучше понять наше происхождение во Вселенной. Наблюдение в данном контексте помогает человеку получать опыт.
В физике и химии дела обстоят несколько иначе. Чтобы лучше понять некоторые физические или химические явления, необходимо их испытать и опробовать. В данных науках опытами называют различные эксперименты, за процессами и результатами которых наблюдают ученые или школьники на уроках, так как элементарные явления необходимо изучать по школьной программе.
Опыт и наблюдение в географии
География отличается от остальных наук, так как она изучает все о природе и Земле. Конечно, существует химическая и физическая география, но сейчас идет речь об общем изучении планеты.
Наблюдение в данной науке является восприятием некоторых объектов и явлений в природе. Это помогает сформировать некоторые географические представления и понятия, чтобы применять их на практике. Оно вырабатывает у учащихся:
- усидчивость;
- пытливость;
- сознательность;
- наблюдательность;
- творческое мышление.
Благодаря этому, каждый учащийся накапливает опыт, который будет выражаться в виде умений и знаний.
Почему-то мне сразу вспомнилось одно из заданий по природоведению в младшей школе. Тогда нашему классу задали с помощью опыта определить наличие в почве воздуха, и это был, пожалуй, первый раз, когда я изучала природу путём эксперимента. Раньше были только наблюдения.
В чём разница между опытом и наблюдением
Наблюдение — древнейший способ изучения чего-либо, суть которого заключается в осознанном восприятии объектов, процессов или явлений, а позже — создании описаний увиденного. Пожалуй, этот способ самый простой, ведь вести непосредственное наблюдение можно и без дорогой техники или специального оборудования. Опосредственное же наблюдение ведётся через специальные приборы (обычно используется в опасных, труднодоступных местах или для длительного исследования).
Опыт (он же эксперимент) подразумевает, что уже существует какая-то гипотеза, которую нужно проверить, создавая в процессе исследования специальные условия и отмечая результаты эксперимента. Существует понятие безупречного опыта — существующей только в теории, но невозможной на практике модели эксперимента, при которой:
- абсолютно отсутствует влияние внешних и внутренних факторов, есть только 2 переменные — зависимая и независимая;
- опыт длится бесконечно;
- условия на 100% такие же, как в естественной среде.
Что лучше — наблюдать или экспериментировать
Ни то, ни другое, ведь точную характеристику могут дать только эти и другие методы научного исследования в совокупности. В науке чаще всего встречается такой порядок применения разных способов изучения.
- Наблюдение.
- Гипотеза, появившаяся в результате.
- Эксперимент — проверка предположения.
- Установленный факт (либо ложность утверждения) — гипотезу подтвердили или опровергли в результате опыта.
Конечно, далеко не все предположения можно проверить опытным путём, поэтому и существует много открытых вопросов, дать ответы на которые учёные до сих пор не могут.
Остается только надеяться, что в будущем все или хотя бы многие существующие предположения либо подтвердят, либо окончательно и бесповоротно опровергнут.
Каждому из нас придётся в жизни столкнуться с познанием мира. Лично я наблюдала с самых первых секунд жизни. Именно благодаря этому у всех деток складываются первые впечатления о мире. Немного сложнее процесс обстоит с опытами, ведь для их совершения требуются цель и средства.
Я наблюдаю
Если спросить карапуза, что он видит вокруг, то ответ последует: «дом, кот, мама...» и т. д. При наблюдении человек задействует лишь свои органы чувств, внимательность и мышление. Этот приём часто используется, когда нужно проследить за каким-то явлением в естественных для него условиях или в ситуациях, в которых невозможно применение аналогии. Например, в школьном курсе я изучала астрономию, и это та наука, изучение которой возможно лишь путём наблюдения.
Также наблюдать свойственно творческим людям, например, писателям и поэтам, художникам, композиторам.
А как насчёт опыта
Эксперименты в нашей жизни присутствуют повсеместно, начиная с идеи положить в блюдо ранее не пробованную приправу и заканчивая с детства знакомым желанием лизнуть железный столб зимой.
Лично у меня понятие «опыт» сразу ассоциируется с лабораторными работами по физике, биологии, химии, когда мы сами создавали определённые ситуации, чтобы убедиться в чём-либо. В данном случае наблюдению предшествовало создание условий для получения желаемого результата, и нельзя забывать, что при опыте обязательно задействуется оборудование/материалы.
Подводя итог
Сравните главные выделенные отличия между опытом и наблюдением.
- Наблюдение производится при естественной обстановке, опыт — искусственно созданная человеком ситуация.
- Наблюдая, человек не вмешивается в ситуацию, в опытах же инициатор является главным рычагом.
- Для проведения опыта необходимы сторонние приспособления, при наблюдении — нет.
- Как правило, опыт носит более формальный характер, чем наблюдение.
- Наблюдение свойственно всем людям и может происходить невольно, опыт же всегда является направленной деятельностью человека.
Присматривая за своим маленьким сыном, я постоянно вижу, как он делает новые для себя открытия, наблюдая за миром и проводя небольшие опыты. Сейчас он и сам не знает, что значат эти понятия, и чем они отличаются. Но когда он немного подрастет, вот что я ему расскажу.
Мои наблюдения и опыты
Лучше всего объяснить на примере.
Я всегда любила наблюдать за объектами окружающего меня мира. Так, очень интересно смотреть, как ведут себя муравьи в зависимости от погоды и времени суток.
Но ещё больше я люблю проводить опыты.
Один раз в детстве я провела удивительный опыт. Из детской энциклопедии я узнала, что брюшко у муравьев прозрачное. Это предположение стало моей гипотезой, которую было необходимо подтвердить или опровергнуть. Я приготовила сладкие сиропы разных цветов и поместила маленькие капельки вблизи муравейника. Забавно, но когда муравьи пили, их животики окрашивались в цвет капли сиропа. Это подтвердило мою гипотезу.
Вы догадались, чем отличались мои простые наблюдения за жизнью муравейника от проведенного опыта?
- В первом случае я просто смотрела (наблюдала) за поведением насекомых. Проводя опыт, мне самой было необходимо вступить во взаимодействие с испытуемыми, поместив цветные капли у муравейника.
- Проводя опыт я имела гипотезу (из детской энциклопедии) и план действия.
- Наблюдения не требовали какого-либо оборудования (хотя, это не всегда верно, например, для наблюдения за космическими объектами, понадобится телескоп). Для опыта же мне были нужны сахар, вода, красители и прочие средства для приготовления сиропа.
Наблюдение за котом
Понаблюдайте за своим домашним любимцем. Вы сможете заметить много интересных особенностей. Например, что коты и кошки способны издавать множество непохожих друг на друга звуков.
Опыт «Лава»
Этим интересным опытом можно проверить гипотезу, что масло легче воды, но соль тяжелее масла.
- Возьмите стакан. Наполните его водой и растительным маслом (2:1). Масло останется плавать сверху.
- Добавьте пищевой краситель.
- Всыпьте ложку соли.
Наслаждайтесь «лавой» в стакане.
Однажды на уроке физики мы проводили небольшой эксперимент, который состоял из двух этапов: наблюдения и опыта. Сейчас я уже с трудом вспоминаю над чем мы там работали, но одно я уяснил точно: опыт с наблюдением – это понятие особые и непростые. Об их сути и отличиях мне хотелось бы рассказать.
Разница между опытом и наблюдением
Несмотря на некую схожесть, между этими двумя понятиями существует огромная разница. Если говорить простыми словами, то при наблюдении мы следим за изучаемым объектом со стороны и никак не вмешиваемся в процесс. В то время, как проведение опыта подразумевает наше прямое вовлечение в процесс, мы уже начинаем вмешиваться и влиять на него.
Современный научный прогресс невозможно остановить. Методы исследования, разрабатываемые человеком, постоянно улучшаются и становятся более сложными.
Подробнее об их отличиях
Я уже говорил о разнице между наблюдениями и опытами. Но что из них всё-таки лучше?
Дело в том, что при наблюдении человек дистанцируется от интересующего его объекта. При помощи различных устройств он начинает фиксировать данные. Конечной целью наблюдения всегда является сбор данных, которые затем анализируются.
А при опыте, как известно, ведётся активное взаимодействие с исследуемым объектом. Цель опыта – проверить определённую гипотезу.
Зачастую эти два метода совмещают, получая больше информации. Так что нельзя точно сказать какой же из них лучше. Они оба имеют свои цели и ситуации, когда их лучше применить.
Опыт всегда имеет план проведения, а наблюдение – нет. Для начала эксперимента исследователь воссоздаёт нужные условия. В то время как наблюдение (как правило) проводится в естественной среде, не нанося вред исследуемому объекту.
Таким образом, можно сделать вывод о главных различиях между данными методами. Они отличаются:
- своим влиянием на объект;
- проводимой средой;
- конечной целью;
- наличием плана;
- и использованием оборудования.
Вот в чём заключается суть опыта и наблюдения. Хотелось бы отметить, что несмотря на всю разницу между ними, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Различия между опытом и наблюдением:
1. Влияние на объект. Наблюдения не могут предусмотреть активного взаимодействия с подопытным объектом, а опыты невозможно проводить без вмешательства.
2. Использование оборудования. Наблюдение возможно без применения какого-либо оснащения, для опыта всегда нужны специальные приборы.
3. Присутствие планирования. Опыты проводят по ранее составленным планам, наблюдение – всегда одинаково.
4. Среда. Наблюдение характерно в природной среде, опыт – преимущественно в искусственной.
5. Цели. Опыт проводят ради подтверждения или опровержения гипотезы, наблюдения – ради сбора фактов и информации для будущего анализа.