Самостоятельные бюджетные путешествия — моя религия. Нет, я ищу скидки и собираю лайфхаки не из-за нищебродства, а потому что для меня это своего рода квест — построить удобный, интересный маршрут с минимумом затрат. К тому же это дает возможность познакомиться с местными, лучше узнать культуру и обычаи новой страны.
Как любой фанатик, я пытаюсь приобщить к своему фанатизму всех знакомых. К сожалению, большая их часть все еще считает, что путешествия дешевыми не бывают, и продолжает сидеть на диване :(. А лоукостеры эти товарищи представляют как разваливающиеся самолеты времен Первой мировой. Если вы с ними согласны, моя статья для вас. Расскажу, что нужно знать о бюджетных авиаперевозчиках: как ловить дешевые билеты, на что обращать внимание при покупке, как не переплачивать за дополнительные услуги и, главное, как сделать перелет на дискаунтере комфортным.
Итак, собираем чемоданы!
Билет на самолет по цене обеда: в чем подвох
Первое, что пугает неопытного путешественника в лоукостах, стоимость билетов. Многовековой опыт научил нас подозревать что-то неладное в любых выгодных предложениях. Почему так дешево? Наверное отменят или полетим на кукурузнике.
Ни то и ни другое. Лоукосты получают прибыль за счет объема перевозок и дополнительных услуг. По сути, вам продают голый билет — посадочное место, которое вы, кстати, в большинстве случаев не можете выбрать самостоятельно. Все остальные «удобства», к которым мы привыкли — регистрация в аэропорту, багаж, питание — оплачиваются сверху и стоят зачастую дороже самого тарифа. Но в народе еще живы мифы об авиаперевозчиках-дискаунтерах:
- Миф 1: Скупой платит дважды. — Да, если он невнимательно прочитал правила перелета. Если вы забыли зарегистрироваться на рейс заранее или хотите все-таки сдать чемодан, в итоге поездка обойдется во столько же или даже дороже, чем стандартный перелет эконом-класса по этому направлению. Лоукостеры для внимательных и смекалистых.
- Миф 2: Мы полетим на списанном самолете, причем стоя. — Авиакомпании не экономят на безопасности пассажиров и ни в коем случае не повезут вас на аппарате, который не прошел проверку.
Здесь действуют те же требования к безопасности, что и во всем авиамире. Весь транспорт современный, надежный и не отличается от основных небюджетных перевозчиков. Сомневаетесь? Посмотрите соответствующие разделы на сайтах авиакомпаний.
На чем на самом деле экономят дискаунтеры
Аэропортные сборы
Их стоимость зависит от расположения аэропорта, времени вылета и сезона. Бюджетные перевозчики выбирают обычно неудобные, удаленные от города или старые авиахабы. Их рейсы чаще в ночное время. В пиковый туристический сезон (читай: лето и праздники для России) тарифы гораздо выше.
Парковка в аэропорту
Да, за самолеты тоже приходится платить, поэтому компании строят перелеты так, чтобы стояли судна в своих хабах.
Инфраструктура
Еще еще один пункт экономии. Никаких дьютиков, диванов и фонтанов — вы же платите только за перевозку. Так, в Будапеште терминал WizzAir похож на ангар, где даже нет стульев! И добирались мы до него пешком, а не на автобусе.
Предлагаю рассматривать это как дополнительный бонус — разминка перед двухчасовым сидением в кресле на борту.
Ремонт и обслуживание самолетов
Без паники! Для нас, пассажиров, это оборачивается плюсом. Лоукостеры летают на новых самолетах, на которые еще действует гарантия, а потом продают их. Так, по данным портала Planespotters.net, средний возраст самолетов Easyjet — 5,6 лет, S7 — 10,4, Lufthansa — 11,5, «Аэрофлота» — 4,2.
Число мест
Конечно, перевозчики стремятся впихнуть в салон максимум людей, выбирая машины с большим количеством посадочных мест. Узкие кресла и маленькое расстояние для ног — проблема для крупногабаритных пассажиров.
Питание на борту
Нет, горячая еда во время полета не положена. Бутерброд некоторые еще могут предложить, в воде никогда не откажут.
Багаж и ручная кладь
Багаж придется оплачивать отдельно. Обычно бесплатно можно взять только ручную кладь (7-10 кг размером 55*40*20 (25) см), плюс фототехнику, ноутбуки и планшеты, книги для чтения в салоне, зонты-плащи, дамские сумочки, еду, покупки из Duty Free. Подробнее об ограничениях рассказываю ниже.
Ранняя продажа билетов
Обычно авиакомпании выбрасывают самые дешевые билеты за полгода до полета. Если вам сложно планировать путешествие заранее, придется переплачивать.
Невозвратные тарифы
Самые дешевые билеты — те, которые нельзя вернуть. Если повезет, за неиспользованный билет получится вернуть небольшую сумму, за вычетом сбора и штрафа. Но эти условия нужно уточнять при покупке, каждый лоукостер изощряется, как может. К примеру, AirArabia разрешает вместо неиспользованного билета на эту сумму (за минусом штрафа) взять другой в течение года с момента несостоявшейся поездки.
Развлечения на борту
На удивление они есть (в виде фильмов и музыки), но, как и все остальное, за деньги. Нет желания платить — закачайте кино и книжки заранее, тем более сейчас разрешают включать технику во время перелета. Уверена, что раз уж хватило фантазии на путешествие, вы найдете, чем себя занять пару часов в пути.
Стационарные офисы
Перевозчики экономят на содержании офисов и зарплате сотрудников, то есть продажи билетов идут через Интернет. Но сомневаюсь, что для кого-то это проблема.
Основные бюджетные авиакомпании
В России
Начну с тех, кто летает из России. Еще несколько лет назад таких не было совсем, если не считать ушедшего с нашего рынка EasyJet, но сейчас их число растет, как и конкуренция:
Спорная «Победа» постоянно дает инфоповоды, то высаживая возмущенных пассажиров, то рассаживая родителей с детьми. Зато улететь по многим направлениям из Москвы можно за 999 руб.
Венгерский WizzAir. На нем удастся сбежать из Москвы и Санкт-Петербурга в Будапешт, а дальше — куда душа пожелает.
Pegasus отправляет россиян в Стамбул, Белград, Бишкек, Скопье. Везет не только жителям столицы, но и туристам из регионов — компания летает из Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода и Грозного. Приятный бонус всех рейсов — стыковка в Стамбуле.
Azal Jet доставит в Азербайджан, Турцию, Грецию, Иран, Грузию. Рейсы совершаются из Москвы, Петербурга, Мин. Вод, Казани.
Flydubai дает возможность москвичам, екатеринбуржцам и краснодарцам увидеть экзотику — страны Ближнего Востока, Африку, Таиланд, Индию, Непал, Иран, Мальдивы, Шри-Ланку, некоторые города Европы. Все стыковки, логично, в Дубае.
Air Arabia предлагает приятные цены из Москвы в Непал, Индию, Кению и на Шри-Ланку со стыковками в Эмиратах.
Airgean летает в Грецию и другие европейские страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Уфы, Перми, Челябинска, Новосибирска. Брать билеты нужно сильно заранее: самые “вкусные” цены бывают за год. Стыковки в Греции.
Buta Airways только пришел в Россию, но уже предлагает рейсы из Москвы, Минеральных Вод, Казани, обещает с конца октября добавить Санкт-Петербург. Направления для россиян: Анталия, Стамбул, Баку, Киев, Тбилиси, Гянджу, Тегеран. Бонусом идет возможность посмотреть Баку, так как стыковки обычно в Азербайджане.
В мире
В Европе и Азии возможностей летать по цене маршрутки больше, чем у нас. В каждой стране есть несколько перевозчиков, но самые интересные для нас:
По европейским направлениям — Ryanair, EasyJet, Niki,Vueling, Volotea, Iberia. Поскольку многие дискаунтеры используют одни и те же аэропорты, можно составить необычный маршрут, причем не только по Европе, вырвавшись из России на WizzAir.
По Азии — AirAsia, IndiGo, SpiceJet.
Что-таки нужно учесть при покупке билетов, чтобы на самом деле вышло дешево
Сразу отмечу, что билеты лучше искать заранее, причем не только с помощью агрегаторов. Последние не всегда видят предложения лоукостеров, так что есть смысл перепроверить на официальных сайтах компаний. Когда идеальный билет найден, советую проверить:
- Время вылета и прилета, чтобы не разориться на такси.
- Аэропорты вылета и прилета. Так, например, Везе (Дюссельдорф) и Шарлеруа (Брюссель) закрываются на ночь , так что придется брать такси и искать гостиницу.
- Стоимость трансфера. Иногда она оказывается выше, чем сам перелет. Тогда вся экономия летит в тартарары. Например, за поездку на автобусе из аэропорта Мальмо я заплатила больше, чем за перелет Будапешт—Мальмо. Даже если сам аэропорт находится в сотне километров от города (например, шведский Торп), лоукостеры не стесняются называть их городскими. Так что обращайте внимание на надпись мелким шрифтом в билетах и обозначения аэропортов. Самые дорогие в плане трансфера аэропорты:
- Торп (Осло) — 27 EUR.
- Эйндховен (Амстердам) — 22,5-24 EUR на официальных автобусах аэропорта, билет на Flixbus обойдется от 9 EUR.
- Осло-Мосс (Rygge) — 16-19 EUR, сэкономить можно, дождавшись распродажи на сайте железных дорог. Каждый месяц они выбрасывают билеты по минимальной цене, не пропустите.
- Бове (Париж) — 16-17 EUR. Но если вы не мечтаете увидеть Эйфелеву башню, нет смысла уезжать из милой французской деревушки в столицу, ведь сразу из Бове можно стартовать практически в любой город Франции.
- Мемминген (Мюнхен) — 15-20 EUR, если ехать на официальных автобусах от аэропорта. Перевозчик Flixbus поможет сэкономить половину суммы.
- Рейкьявик — 13-17 EUR.
- Тревизо (Венеция) — 11 EUR. Да, не так уж дорого для Европы, но абсурдно по сравнению со стоимостью самих билетов на лоукостерах.
- Нормы провоза багажа опять же различаются, не поленитесь заглянуть в правила авиакомпании. Buta Airlines требует заплатить за любой багаж, который берешь на борт, вне зависимости от веса. А вот EasyJet не ограничивает вес ручной клади, главное, чтобы вы могли самостоятельно поднять ее на полку. Но русские-то сильные! У всех стоек регистрации в аэропорту есть специальные рамки, по которым можно проверить, вписывается ли сумка в бесплатные нормы или придется ужаться. Конечно, сами сотрудники авиакомпании оценивают это на глаз. Когда вес моего рюкзака зашкаливал, я не стеснялась рассовывать все тяжелые вещи по карманам и надевать «лишнюю» одежду. Если вы сразу понимаете, что не уложитесь в бесплатные 10 кг, оплачивайте багаж во время бронирования, так он обойдется дешевле, чем в аэропорту. Если путешествуете вдвоем, соберите один чемодан на двоих.
- Правила регистрации на рейс. Чаще всего бесплатно можно зарегистрироваться только онлайн, а у стойки в аэропорту уже придется платить деньги (у моего любимого WizzAir это грабительские 30 EUR).
- Правила отмены и изменения данных пассажиров — опять же для невнимательных. Изменить одну буковку в фамилии стоит, например, в Ryanair баснословные 160 EUR. Говорят, что некоторые компании не всегда сравнивают паспорт и билет и пропускают такие опечатки. Но мне проверять не приходилось.
Как сделать перелет приятнее
Три кита удачного перелета на лоукостерах, на мой взгляд — это внимательность, управление ожиданиями и планирование. Не ждите бизнес-класса, тогда не будет разочарования. Кроме этого:
- Продумайте заранее, как будете добираться в аэропорт и из него.
- Раз уж вам не выдадут «бесплатный» бутерброд, запаситесь им сами. Раньше лоукостеры запрещали брать еду на борт, сейчас нет. Во время полета можно попросить питьевую воду, обычно не отказывают/
- Представьте перелет как новый опыт, возможность познакомиться с интересными людьми, что-то узнать у них за время перелета. Вполне вероятно, рядом с вами окажется прожженный путешественник, который поделится кучей секретов и идей.
- Расширяйте маршрут. Если лоукост летит не в Барселону, а в Жирону, например, чем это не повод погулять по улочкам этого милейшего городка, заглянуть в самый большой собор Европы, пройтись по мосту Эйфеля и просто насладиться романтикой Средневековья перед погружением в колоритную столицу Каталонии.