Нидерланды, как вы уже знаете, — страна небольшая, и поэтому города с сетью метро можно по пальцам пересчитать. Это Роттердам, Амстердам и надземная линия, соединяющая Роттердам с Гаагой. Именно о роттердамском метро мне хотелось бы рассказать в этой статье.
Немного истории
Невозможно поспорить с тем фактом, что в городе с самым крупным морским портом в Европе обязательно должен быть метрополитен. Он небольшой и состоит всего из 5 линий, но является подспорьем для местных жителей и туристов, которым необходимо доехать из ближайшего пригорода до центра города. Линии эти, в отличие от московского метро, не получили трудно читаемых названий, а именуются латинскими буквами — от A до E.
Однако вплоть до 2009 года на схемах пять линий изображались как две (красная и синяя) в честь двух самых известных сынов города: философа и гуманиста Эразма Роттердамского (Erasmuslijn) и инженера Питера Каланда (Calandlijn), автора плана Нового Водного пути (Nieuwe Waterweg) Роттердама. Кстати, Эразм на самом деле является уроженцем одного из интереснейших пригородов Роттердама, Гауды. Но это уже совсем другая история, читайте о ней в отдельной статье.
Общественный транспорт в Роттердаме появился в 1848 году и с тех времён прошел долгий путь. Начинался он с привычных нам трамваев, которые сначала ездили на лошадиной тяге, а с развитием технологий перешли на паровые двигатели. 1905 год ознаменовался запуском электрического трамвая, а к 1930 году Роттердам оплела трамвайная сеть из 25 линий. Но после войны большая часть трамвайных линий была разрушена из-за бомбёжек. Требовался новый вид транспорта, каковым и оказалось метро.
Строить первую линию начали ещё в 1959 году, а в 1968 году она была торжественно открыта принцессой Беатрикс. На вопрос «Почему же организованные голландцы так долго строили одну линию?» ответ прост: Роттердам лежит ниже уровня моря. Отсюда и главная особенность роттердамского метро — большая часть линий проходит на уровне улиц или над ними. В тоннелях под землёй находится лишь малая часть станций.
Линия (нынешняя D) соединяла участки Centraal Station — Zuidplein. В 1960 её достроили до Slinge. В 1985 году линия уже имела конечные станции Zalmplaat — Spijkenisse De Akkers, а в 1997 году достроили Wilhelminaplein.
Линия E являлась раньше частью Erasmuslijn (D), но с 2006 года превратилась в независимую линию RandstadRail. Именно по этой линии вы сможете доехать до центрального вокзала Гааги. Она соединила метро Роттердама и трамвайные линии Гааги, а построили её на бывших железнодорожных и трамвайных путях, чтобы частично снять нагрузку с автомобильных дорог.
Да, здесь тоже бывают пробки, особенно, если учесть, что население Южной Голландии в последние три десятилетия заметно выросло. Линия, которая изначально называлась Calandlijn, на схеме метро впоследствии была разделена на независимые ветки A, B и C.
Больше всего в метро Роттердама меня удивляет то, что оно соединяет город с пригородами и даже с Гаагой. Если вспомнить, что общая протяжённость сети составляет всего 78 км, то становится ясно, что речь здесь не идёт о грандиозных масштабах — весь город с пригородами вряд ли сможет конкурировать по размерам с Москвой. Однако, когда я отъезжаю на велосипеде за пределы города, всё равно удивляюсь знакомой жёлтой букве М, гордо возвышающейся над павильоном метро. На востоке оно протянулось до Capelle aan den IJssel, на севере доходит до Гааги, на западе до Схидама, на севере и северо-западе, где, казалось бы, начинаются сплошные поля и небольшие деревушки, тоже есть станции метро.
Но на этом голландцы не останавливаются и собираются в 2017 году продлить линию A до Влардингена, а линию B до Хук-ван-Холланд. До некоторого времени оставалась актуальной проблема отсутствия метро на юго-востоке города в районе IJsselmonde, где находится знаменитый футбольный стадион Feijenoord и пригород Ridderkerk. Предполагалось использовать уже имеющуюся станцию метро под Rotterdam Lombardijen, но от идеи отказались из-за дороговизны проекта. Сейчас функцию связи района с центром отлично выполняет трамвайный маршрут № 23.
Основные станции
Я люблю метро Роттердама за то, что уже в 7 часов вечера в вагонах пусто. Однако же в утренний и вечерний час пик туристу в метро лучше не спускаться. Сложно выделить из станций самые красивые и примечательные, потому что голландцы не особенно беспокоились о красоте, когда проектировали перроны. Некоторые станции могут удивить современным обликом — настолько, насколько это ещё возможно после надземной архитектуры.
Центром сети метро считается станция Beurs — место пересечения всех пяти линий, откуда можно выйти в самое сердце города. Отсюда рукой подать до Rotterdam Centraal, Кубических домов, моста Эразма и прочих городских достопримечательностей — далеко ходить не придётся.
Но если погода не позволяет вам совершать пешие прогулки, то можно воспользоваться метро. На восток от Beurs по линиям A, B или C можно проехать одну остановку и выйти к Кубическим домам, рынку и церкви святого Лаврентия на станции Blaak. Станция легко узнаваема благодаря своему надземному павильону, крыша которого напоминает летающую тарелку. Здесь архитекторы смогли осуществить многоуровневый проект: на -1 уровне проходят линии метро, на -2 уровне проложены железнодорожные линии. Благодаря множеству лестничных переходов и лифтов пассажиры могут быстро осуществлять пересадку на другой вид транспорта.
В этом же направлении, но немного дальше — у станции Kralingse Zoom — раскинулся крупный городской парк с озером, где можно прокатиться на велосипеде, устроить пикник или поплавать летом. В пяти остановках отсюда по линиям A и B находится станция Alexander, где можно вдоволь нагуляться по магазинам и привезти на родину подарки себе и близким, а также пройтись по крупным распродажам в январе и июле.
На западе от Beurs расположено не так много достопримечательностей. Однако стоит рассмотреть и этот маршрут, ведь и здесь есть несколько привлекательных выходов в город. Выйдя на станции Endrachtsplein (линии A, B, C), вы окажетесь рядом с музеем Бойманса-ван Бёнингена, Новым институтом и скульптурой Санта-Клауса. Далее по этим же линиям, недалеко от Dijkzigt, возвышается Евромачта. А выйдя на Coolhaven, вы попадёте в исторический район Delfshaven. Кстати, соседняя станция Delfshaven также выведет вас в историческую часть города. Её стены в соответствии с названием украшены росписью под делфтский фарфор.
На юг от Beurs ведут линии D и E. Рядом со станцией Leuvehaven вы сможете рассмотреть Erasmusbrug. Недалеко от Wilhelminaplein найдёте отель «Нью-Йорк», а в 20 минутах пешком от Rijnhaven увидите величественный корабль Steamship Rotterdam.
О станции Wilhelminaplein стоит рассказать подробнее. Строительство изначально было осложнено тем, что велось оно в районе действующей линии метро, а также совсем близко к реке. По глубине залегания станция занимает первое место в стране. Если вы окажетесь здесь, то непременно увидите V-образные колонны, поддерживающие крышу над перроном. Немного позже был проложен тоннель, ведущий от станции к театру Nieuwe Luxor Theater. В 2005 году он даже был удостоен престижной в Нидерландах награды в области дизайна.
Самая интересная линия метро в Роттердаме, на мой взгляд, линия D. Протянувшись далеко на север, она соединяет Роттердам с Гаагой. Центральная станция оформлена очень красиво, здесь вы оказываетесь под ажурной крышей второго этажа, а на первом курсируют поезда NS. Если вы соберётесь в Гаагу, то у вас есть несколько вариантов: на метро время в пути составит 35 минут (стоимость билета — 4.38 EUR), на поезде Sprinter — 31 минуту (стоимость — 4.80 EUR).
Стоимость проезда
Метро обслуживает государственная компания RET, изначально отвечавшая за первый общественный транспорт города — трамвай. Оттого и получила своё название, которое расшифровывается как Rotterdamse Elektrische Tram.
Билеты для проезда в метро продаются в специальных автоматах на станциях. Дневной взрослый билет обойдётся в 7.50 EUR, для детей от 4 до 11 лет и пожилых людей от 65 лет такой билет будет стоить 3.75 EUR. Для его покупки нужно иметь OV-chipkaart, зарядить которую можно следующими способами:
- на сайте RET Webshop, а затем в автомате на станции забрать свой заказ,
- через автоматы продажи и зарядки карт на станциях,
- с помощью автоматов для зарядки карт в магазинах.
Такие автоматы принимают местные карты с чипами, монеты или международные карты с комиссией 0.50 EUR.
Если вы планируете провести насыщенный день в Роттердаме, то имеет смысл купить туристический билет за 13.50 EUR, который позволит пользоваться любыми видами транспорта в течение дня. Точки продажи смотрите на сайте. Но если вы приехали на Rotterdam Centraal, то без труда найдёте здесь пункт продажи туристических карт.
Если же для вас неактуальны проездные на день, а нужно проехать лишь несколько остановок, то вам подойдёт один из разовых билетов:
- RET 1 час — 3 EUR;
- RET 2 часа — 3.50 EUR;
- RET 2х1 час — 6 EUR.
Билеты на 1 час можно купить в трамвае/автобусе у кондуктора/водителя. Билеты на 2 часа или 2х1 час продаются в автоматах на станциях метро или в автоматах в некоторых крупных магазинах. Такой билет позволит вам делать сколько угодно пересадок между метро, трамваем и автобусом в течения часа или двух.
Часы работы
Метро Роттердама работает с понедельника по субботу с 5:30 до 0:15. В воскресенье с 7:30 до 0:15. График может варьироваться в зависимости от государственных праздников, работ на путях или чрезвычайных происшествий. Поэтому иногда полезно сверяться с сайтом RET. Поскольку эта компания является крупнейшей в сфере обслуживании транспорта в Роттердаме (она обслуживает не только метро, но и трамваи, автобусы, ночные автобусы и паромы), на сайте есть очень удобный планировщик маршрутов. А для владельцев смартфонов на платформах Android или iOS на сайте доступно бесплатное приложение RET.
Полезная информация
При проезде в метро следует помнить о некоторых правилах:
- Запрещён проезд с велосипедом. Возможно провозить только складывающийся велосипед в сложенном состоянии и в определённые часы. С понедельника по пятницу с 9:00 до 16:30 и после 18:30, в субботу и воскресенье в течение всего дня.
- Штраф за курение на станциях составляет 90 EUR.
- В целях сохранения чистоты в вагонах пассажирам запрещено есть во время поездки. Но я не думаю, что кто-то на вас обозлится, если вы перекусите шоколадкой или выпьете глоток воды из пластиковой бутылки.
- Запрещено спускаться в метро на роликовых коньках, скейтбордах и т. п.
Не забывайте прикладывать свой билет к турникету во время входа и выхода из метро. Если вы забудете сделать это с обычным билетом, то вас ожидает штраф от контролёра за безбилетный проезд в размере более 20 EUR. Если у вас есть OV-chipkaart, и вы забыли приложить её к турникету на выходе, то потеряете сумму, которая блокируется у вас на карте при входе в метро — 4 EUR. Но опять же, встреча с контролёром не избавит вас от неприятного штрафа. За «зайцами» в транспорте голландцы начали очень зорко следить с 2014 года. Примерно в то же время все станции и вагоны общественного транспорта были оборудованы турникетами и билетными автоматами.