Малайзия
На ментальной карте пляжного туриста Малайзия находится где-то между Пхукетом и Бали. Я тоже раньше делила юго-восточную Азию на популярные курортные зоны, и была шокирована размерами и уникальным культурным и природным разнообразием Малаккского полуострова (Малайзия занимает его почти полностью). Для меня Малайзия – это тропический климат почти тысячи её островов и прохладные горные плантации континентальной части. Это малайцы-мусульмане, владеющие тайским в совершенстве, и китайцы-католики, приехавшие сюда на пенсию из Сингапура. Это острый чай и белый кофе.
Стремительно развивающийся многомилионный мегаполис Куала-Лумпур через три часа езды сменяет игрушечная португало-китайская Мелакка. Поездка в Малайзию имеет все шансы стать знаковой в вашем путешествии по Азии. В 2014 году я ехала в Малайзию работать и зарабатывать, а в итоге этот «брак по расчету», как я его тогда мыслила, за полтора года превратился в союз любви и взаимопонимания. Mалайзия – is my love.
Виза и пересечение границы
Благодаря плодотворной работе малазийско-российской дипломатии, мы ездим в Малайзию без визы на срок до 30 дней. Для длинных поездок нужно оформить въездную визу на 2 или 4 месяца. Срок можно увеличить в 2 раза, обратившись в Imigresen Office в городе Путраджая и предоставив основания для продления. Но если вы в течение основного срока действия визы выезжаете в другую страну, то возможность продления автоматически аннулируется. Я бы не рисковала превышать количество допустимых для пребывания в стране дней: каждый обойдётся вам в 10 USD штрафа, а месяц в 1000 USD!Дети до 14 лет должны быть вписаны в визу одного из родителей (чаще матери).
В России визу можно открыть в посольстве Малайзии в Москве. Мне визу выдали в течение трех дней, хотя обычно на это требуется около недели. Так что всем советую приходить с утра и передавать документы лично помощнику консула.
Необходимые документы:
- Загранпаспорт со сроком действия не менее 6 месяцев после окончания поездки
- Заполненная на английском языке анкета с вклеенной фотографией. Анкету можно взять в посольстве либо скачать на официальном сайте.
- Обоснование необходимости в визе. В приглашении от частного лица должна присутствовать строка о спонсорстве заявителя принимающей стороной в Малайзии.
- Авиабилет или его бронь с закрытой датой
- Консульский сбор в размере 10$
Что делать на границе
Тут все традиционно: заполнение иммиграционной карты, сканирование пальцев, проставление штампа в паспорте, вопрос о цели визита (приезжая в первый раз, я, как и большинство приезжих, отвечала: шоппинг). Может быть, пограничник попросит вас показать билет обратно и подтверждение что у вас достаточно денег: это от 500 USD на человека.
Могут ли отказать во въезде:
- Да, если вы на сроке беременности, превышающем 6 месяцев. Малазийские чиновники в соответствии с мусульманской моралью беспокоятся о вашем здоровье. Нет, если вы едете в Малайзию с целью родить ребенка в частной клинике (такой вариант медицинского туризма весьма распространен). Нужна страховка, контракт с агентством, приглашение от госпиталя и прочие документы, если все в порядке, то волноваться не стоит. При транзите через Малайзию тоже пропустят.
- Да, если вы зимуете в юго-восточной Азии и злоупотребляете визаранами. Особенно сухопутными и паромными. Если от регулярных поездок в Малайзию на пару-тройку дней страницы вашего паспорта стали похожи на бабушкин ковер, то пограничники рано или поздно обратят на это внимание, как правило, после 3–5 вылазок подряд. Гораздо меньше придираются к тем, кто путешествует регулярными небюджетными авиалиниями – для пограничников это своеобразный гарант солидности ваших намерений.
- Возможно вы слышали, что у Малайзии и Израиля нет официальных дипломатических отношений, и Малайзия числится в списке мусульманских стран не признающих израильские паспорта. И поэтому вы не летите в Малайзию прямым рейсом из Израиля, опасаясь, что на границе обратят внимание на израильскую визу. Но, как показывает практика, пограничники не обращают на это внимание, и вам не откажут во въезе в Малайзию ни на основании израильского гражданства, ни из-за визы Израиля в паспорте. Вот в соседний Бруней с израильским паспортом вас точно не пустят.
Об особенностях малазийского визового режима я советую прочитать подробней вот тут.
Как добраться
Малайзия для жителей Европы, безусловно, не ближний свет. Самый легкий способ добраться туда – самолет, самый интересный – автостоп, самый долгий и неочевидный – пароход и паром. И не забывайте про поезда, мотоциклы, велосипеды и всемогущий пешкодрап. Главное не сдаваться!
Самолетом
У России с Малайзией нет регулярного прямого авиасообщения, только несколько чартерных рейсов из Москвы на остров Ланкгави в пик туристического сезона. Чтобы нам не делать крюк и не совершать стыковку в Европе, можно добираться через Среднюю Азию: Астану и Ташкент. В Малайзию также летает целый ряд арабских авиакомпаний со стыковками в Дохе, Дубаи, Абу Даби. Пересадку можно совершить и ближе к цели: во вьетнамском Хошимине, китайских Шанхае и Гуанчжоу, Сингапуре или Бангкоке.
Остается только выбрать авиакомпанию, для чего приведу наиболее полный список: KLM, Lufthansa, Air France, Air Astana, Узбекские Авиалинии, Emirates, Etihad Airlines, Qatar Airline, Singapore Airlines, Thai Airlines, Air China, China Eastern, China Southern. И это не считая многочисленных азиатских авиакомпаний на любой вкус и кошелек, которыми можно воспользоваться для стыковки. Например, из Бангкока я летаю в КЛ за 30 USD лоукостерами вроде Air Asia или Malindo: по моему мнению, это самый оптимальный способ переместиться из Таиланда в Малайзию и обратно.
На всю дорогу из России, как я подсчитала, уйдет более 13 часов с учетом стыковок, а на сами билеты в среднем 500 USD на человека в обе стороны. Во время распродаж у топовых авиакомпаний я находила соблазнительные цены, например, 350 USD туда-обратно у Emirates. Варианты цен на билеты в интересующие вас даты я предлагаю посмотреть по ссылке.
Аэропорты Малайзии
Главный аэропорт страны – Kuala Lumpur International Airport, c мая 2014 года поделенный на два терминала: KLIA (главный) и KLIA2 (бывший LCCT), находится в часе езды от столицы Малайзии мегаполиса Куала-Лумпур. Абсолютное большинство обычных международных рейсов направляется в KLIA, в то время как KLIA2 почти весь отдан лоукостерам. Проверяйте, какой терминал указан в билете на вылет, иначе путаница неизбежна. Между терминалами ходит поезд KLIA Transit – пара минут в пути и 0,45 USD (2 ринггита) за билетик.
Аэропорты Куала-Лумпура очень комфортные, просторные, с чистейшим ковролином, роботизированными унитазами в туалетах и платными креслами с шиацу-массажем - н– было ни раза чтобы я не потратила около 2,2 USD на эту прекрасную процедуру (10 ринггит). KLIA 1 и 2 это, помимо прочего, огромная территория шоппинга, который начинается задолго до дьюти-фри.
Рядом с Куала Лумпуром также есть аэропорт Subang Sultan Abdul Aziz Shah Airport, обслуживающий местные компании Firefly, Berjaya Air и бизнес-авиацию, но в 90 % случаев вы будете пользоваться KLIA 1 и 2.
Всего в континентальной и островной Малайзии я насчитала 38 действующих гражданских аэропортов, из них 8 международных, и могу без преувеличения сказать, что самолеты это самый народный способ перемещения по стране и единственный разумный, если вы летите далеко, например на Борнео или отдаленные острова Южнокитайского моря.
Как добраться из аэропортов в Куала Лумпур
- За 7,8 USD ( 35 рингит) и 30 минут в город вас доставит KLIA Express или KLIA Transit – скоростные поезда, прибывающие на главную транспортную развязку столицы, вокзал KL Sentral. Разница в том, что экспресс не будет останавливаться на промежуточных станциях. Расписание тут, а вот карта маршрута поезда.
- По этому же маршруту ездит нескончаемый поток специальных кондиционированных автобусов. Билет стоит чуть больше 2 USD (10 ринггит) и купить его можно на нижнем уровне любого из двух терминалов в кассах нескольких конкурирующих транспортных компаний. Автобусы ходят каждые 15 минут.
- Такси будет стоить в среднем от 16 USD (70 ринггит) по счетчику. Чтобы сэкономить, предпочтите бело-красные такси голубым и требуйте: "Meter!", потому что иногда таксисты «забывают» включить или обнулить счетчик, или требуют фиксированную плату. Загрузите на телефон маршрут до вашего места назначения и демонстративно сверяйтесь с ним, иначе таксист с удовольствием повозит вас кругами – сложная система дорог вокруг Куала Лумпура к этому располагает.
Из описанных способов, как вы уже догадались, я не рекомендую такси. Я абсолютно согласна с рейтингами худших такси мира, в которых малайские и тайские таксисты традиционно делят верхние строчки. И водилы попадаются несговорчивые, если был плохой день, и в пробке на пути в КЛ застрянете как пить дать, особенно если дело идет к вечеру. Автобусы в часы пик тоже могут задержаться, но по крайней мере деньги за билет вы уже отдали и не будете нервно поглядывать на счетчик.
Поездом
Я не настолько яростный фанат железных дорог, что решусь на путешествие из России в Малайзию поездами. Оформление транзитных виз через пять или более стран, составление многосоставного плана пересадок, следование подчас парадоксальным таможенным правилам... короче, этот путь никак не назовешь удобным и экономичным. Впрочем, маршрут этот скоро значительно выиграет во времени, ведь в 2015 году Китай начал строить скоростную железную дорогу до Таиланда, а значит жители России и близлежащих стран, особенно территорий, граничащих с Китаем, смогут предпринять такой вояж.
На текущий момент в Малайзию разумнее приехать поездом, если вы находитесь в соседнем Таиланде или Сингапуре. Эти три страны объединяет единая ЖД-ветка длиной 2000 км, растянувшаяся во всю длину Малаккского полуострова. Только имейте в виду, что прямого регулярного маршрута Бангкок – Сингапур через Малайзию не существует за исключением Orient express. Это поезд класса люкс, который в течение 3 суток, провозит туристов по достопримечательностям Малайзии и Таиланда за «чисто символические» 5500 USD. Ходит он всего несколько раз в год.
Расписание и цены можно посмотреть на официальном сайте железных дорог Малайзии, там же указаны контакты, по которым можно напрямую заказать билеты из Бангкока или Сингапура. К оплате принимают Visa или Mastercard.
Едем в Малайзию из Таиланда
Я не люблю сложные маршруты с пересадками и, честно скажу, это не мой любимый способ. К сожалению, купить билет из Бангкока через сайт железных дорог не получится, но поезда ходят регулярно, и я, отправляясь на юг Таиланда, еще ни разу еще не оставалась без билета.
Выехав с Hualamphong Railway Station в Бангкоке, откуда следуют южные поезда, я еду до приграничного тайского города Хаат Яй (это 12 часов), далее пересекаю границу и сажусь на поезд, следующий до малайского города Баттерворт (станция Bukit Mertajam в 4 часах от границы). Оттуда можно добраться до Куала Лумпура. Станция прибытия в этом случае называется KL Sentral, не путайте с другой станцией Kuala Lumpur – это промежуточная остановка. В пути по Малайзии в общем провожу около 7 часов.
От Баттерворта не составит труда доехать и до острова Пинанг , расположенного неподалеку – 20 минут на пароме от пристани в Баттерворте.
Цены зависят от класса вагона, и покупая слиппер 2 класса с кондиционером, можете рассчитывать на 15 USD на человека. Неплохо звучит?
Едем в Малайзию из Сингапура
Мой практичный друг-швед заметил, что если он бронирует билеты с точкой отправления в Сингапуре, то цена билетов при конвертации в сингапурские доллары неизбежно вырастает в 2,5–3 раза! Чтобы сэкономить, разбейте билет при бронировании на два: первый с отправлением из Сингапура от станции Woodlands Train Checkpoint до вокзала JB Sentral в Джохор Бару (1 час в пути, 4 USD), а второй с отправной точкой оттуда до вокзала KL Sentral в Куала Лумпуре (6 часов и 10–12 USD за слиппер 2 класса). До Джохор Бару можно добраться и на автобусе.
И еще, важный момент для тех, кто прилетает в Азию через Сингапур и планирует дальнейшие перемещения: возможность 96-часового транзита через Сингапур действует только если вы прилетаете в Сингапур и улетаете из Сингапура. А бронь билета на поезд в Малайзию, ровно как и в обратную сторону, однозначно вызывает сомнения у сингапурских пограничников. Так что если пользуетесь поездом Малайзия – Сингапур в обоих направлениях, даже при наличии билетов на вылет из Сингапура, следует озаботиться получением сингапурской визы. Благо, дело это несложное и решается онлайн.
Автобусом
Я обожаю путешествовать по Малаккскому полуострову на автобусах. Это не только дешево, но и очень комфортно и быстро. Из соседних стран доехать до различных городов Малайзии на автобусе не составит проблем. Сухопутное транспортное сообщение тут прекрасно развито.
В пользу автобусов говорит и то, что куда бы я ни решила отправиться, туда обязательно есть регулярный автобусный рейс. За исключением авиаперелетов, автобусные поездки – самый популярный способ передвижения в юго-восточной Азии, зачастую даже для тех, у кого есть собственный автомобиль. Транспортные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, активно конкурируют друг с другом в качестве обслуживания.
Едем из Таиланда в Малайзию на автобусе
Путь из столицы Таиланда в Малайзию неблизкий, и если торопитесь, то не переоценивайте свои силы и летите самолетом. А вот если вы планируете заезжать к разные места вдоль полуострова, то автобус –то, что надо. Так или иначе, чтобы добраться из Бангкока в Куала-Лумпур автобусом, вам нужно будет купить билет от южного автовокзала Бангкока (Southern Bus Terminal) до все того же южного тайского города Xaaт Яй. Путь займет 12 часов, билет в одну сторону стоит oколо 20 USD, в которые входят организованный ужин в дорожном кафе и перекус в дороге.
Из города Хаат Яй в Малайзию едут комфорабельные двух и одноэтажные автобусы, которые за минусом времени, что вы проведете на границе, довезут до КЛ за ночь – в среднем 6 часов. На эту часть пути вы потратите около 10 USD. Прибывает автобус на вокзал Puduraya рядом с китайским кварталом. Я на своем опыте убедилась, что это будет ночь качественного сна с подушкой и одеялком, на широком откидывающемся до упора кресле, и с легким перекусом, включенном в стоимость.
Едем из Сингапура в Малайзию на автобусе
Попасть в Малайзию из Сингапура еще проще. И этот способ, в отличие от Таиланда, сопоставим по удобству и продолжительности с авиаперелетом Сингапур – Куала Лумпур. Только не забывайте, что правило безвизового транзита на тех, кто пересекает малазийско-сингапурскую границу в автобусе, так же не распространяется (см. предыдущий раздел про поезда).
Чтобы оказаться в Малайзии, достаточно пересечь один из мостов, соединяющих город-остров с сушей.Автобусы отходят от автовокзалов в районах Marina Bay, Woodlands, Sentoza Island, Jurong East и других, а также от аэропорта Чанги. До малайской провинции Джохор-Бару ехать 1 час, а до малазийской столицы 6 часов. Стоимость билета Сингапур – Куала-Лумпур около 30 USD, в то время как обратный билет стоит в 2 раза дешевле! Валюта Сингапура традиционно дороже малазийской. Поэтому как и в случае с экспрессом, вы существенно сэкономите, если доедете до ближайшей малазийской станции JB Sentral на междугороднем автобусе и пересядете на местный автобус до Куала-Лумпура. Билет в столицу будет стоить 10 USD за эконом-класс и 15–20 USD за поездку в салоне повышенного комфорта.
Автобусы очень современные, больше похожи на огромные звездолеты. А дороги в этой части Азии идеально ровные, что для меня стало настоящим открытием, т.к. меня разве что на велосипеде не укачивает. В Куала-Лумпуре почти все автобусы из Сингапура прибывают на вокзал TBS (Termminal Bersepadu Selatan) откуда в центр города идут поезда метро (MRT и LRT) и городские электрички (KTM). Есть автобусы прибывающие в туристические точки города: Berjaya Times Square, вокзал KL Sentral, автовокзал Puduraya в китайском квартале и Corus hotel что напротив башен-блинецов.
Паромом и пароходом
Морское сообщение есть у Малайзии с Индонезией и Таиландом.
Тайский порт Сатун и малазийский остров Ланкгави связаны ежедневными рейсами транспортной компании LFS (Lankgawi Ferry Services). Стоимость проезда в одну сторону – 8 USD (35 ринггит). С Ланкгави эта же компания возит и на соседний остров Пенанг и на большую сушу.
Между Малайзией и Индонезией, точнее островом Суматра, очень узкая морская граница, и до Малайзии в качестве привета от соседа доходят сейсмические толчки разной интенсивности – в среднем не более 2 баллов. Помню, как в нашем офисе изредка мелко дрожали стекла и однажды упала пара стульев. На меня, однако, это произвело впечатление, и на поездку в Индонезию я пока не решилась.
Если вы, в отличие от меня, не боитесь мелкой трясучки, можно попробовать паром, чтобы доехать от индонезийского портового города Думай до берегов Малайзии. Билеты в Думае продает местная транспортная компания Bukittinggi Wisata Express (BWE). Практических причин делать это я, если честно, не вижу. Развлечение для морских романтиков. Разве что вы совершаете путешествие по Азии на мотоцикле, тогда вопрос транспортировки по морю становится принципиальным. Однако в этом случае нужно списываться с компаниями и уточнять, есть ли такая возможность.
Скоростные катеры единственнной компании Indomal Express ездят туда и обратно до Думая из Мелакки, порта Кланг и порта Диксон. Стоимость билетов туда-обратно 38 USD (170 ринггит). Два последних находятся в полутора часе езды от Куала-Лумпура. Маршрут этот не очень популярный среди туристов. Порты Кланг, Диксон и город Думай - промышленные территории с вкраплениями унылых жилых районов и курортов для местных, поэтому если вы не поклонник нефтегазовых месторождений, непроницаемого смога и пальмовых плантаций, то ничегошеньки достойного внимания в радиусе 80 километров не найдете.
Малайзия располагается на пути многих круизных маршрутов по юго-восточной Азии. Начинаются путешествия чаще всего в Сингапуре или на тайском острове Пхукет и длятся от 3 ночей. В рамках круизов надолго задержаться в Малайзии не получится, но можно посмотреть острова Пенанг и Ланкгави, съездить на несколько часов на экскурсию в Куала-Лумпур или Мелакку. Путешествие на лайнере совмещает в себе неутомимое стремление к путешествиям и расслабленное бытие пляжного туриста. Лично я пока не готова потратить пару-тройку тысяч евро на такое десятидневное приключение, но на будущее: почему бы и нет?
Туристические регионы
Малайзия, пусть и однородно-тропическая, делится на очень самобытные регионы. Самое главное деление – на полуостровную и островную Малайзии, соответственно, западную и восточную часть. Западная Малайзия занимает большую часть Малаккского полуострова, а восточная – часть острова Борнео или Калимантана (так его чаще называют соседи-индонезийцы, которым принадлежит 70% острова). Всего в Малайзии 13 штатов и 2 союзные территории (столица Куала-Лумпур и административный центр Путраджайя). Всюду побережье Малайзии окружают острова, они достойны подробного разбора, который будет в отдельной главе.
Полуостровную Малайзию, из-за тесного соседства с популярным Таиландом, туристы-путешественники основательно пробороздили. Благо, выглядит она как огрызок яблока и перемещение с востока на запад дело нескольких часов. Однако по дороге в новое место я часто ловлю себя вздыхающей вслед десяткам километров масляничных пальм, уходящих в закат – из них преимущественно состоит дорожный пейзаж большинства штатов. Чтобы предостеречь вас от ненужной скуки, я сразу обозначу здесь регионы, на мой взгляд, достойные посещения:
- Штат Кедах обладает главным экологическим сокровищем полуостровной Малайзии – о. Лангкави. Кроме природного и пляжного отдыха сюда едут за активным отдыхом и дайвингом. Шоппинг на Лангкави тоже на высоте – это единственная оффшорная зона в Малайзии. Кроме этого, штат Кедах славен своей запутанной историей завоеваний, которая берет начало еще от индуистско-буддистского государства Шривиджайя. После него на территории штата остались храмы, артефакты и хозяйственные постройки, демонстрирующие былую мощь тамошних государей, а ныне оборудованные в музей.
- В Келантане здорово заниматься экотуризмом. Здесь территория самого большого в Малайзии национального заповедника Tamar Negara, который невозможно обойти, облететь или обплыть за один день. Чудесное место как для активного, так и для медитативного отдыха. На обратном пути загляните в столицу штата Кота-Бару посмотреть, как правильно запускать малайских воздушных змеев.
- Тренггану живет за счет обработки нефти, рыболовства и выращивания вонючих но вкусных дурианов. Нас он не интересует за исключением его побережья, где находятся красивущие острова Перхентианы и Реданг.
- Штат Паханг стал для меня окошком в колониальное прошлое Малайзии и прямым доказательством того, что лучший в мире чай не обязательно "чай со слоном". Здесь, в центре полуострова, находятся Камеронское нагорье и холм Фрейзер – горные курорты английской знати. Прохладные зеленые холмы, испещренные лабиринтами чайных кустов, дадут глазам отдых. Яркие бабочки, медовые пчелки в ульях по дороге, клубничные фермы, рынки, заваленные чудодейственным корнем тонгкат-али, оранжереи, полные орхидей... Неслучайно, наверное, одна из главных чайных плантаций здесь называется "Бох". Чай на вкус божественно крепкий, а места божественно красивые. У берегов Паханга снова острова,Тиоман и Саланг, где тоже интересно нырять за черепахами и кораллами, но опытным дайверам ехать сюда не советую – быстро заскучаете. Паханг больше полюбится исследователям суши: его кричащее, взвизгивающее, хрипящее, хохочущее обилие фауны даже не нужно искать – само приползёт/прилетит/запрыгнет на панамку, и даст вам возможность сделать десяток-другой уникальных селфи.
- Штат Негери-Сембилан преимущественно промышленный, доход его предприятий составляет более половины ВВП страны. На втором месте в экономике штата туризм. Сюда приезжают познакомиться с традиционной малайской культурой. Местные племена минангкабау, родом с Суматры, сохранили свой быт, свои танцы со свечами и чучелами лошадей, искусство прядения золотом и серебром, уникальный стиль ювелирных украшений, "рогатые" дома, мистические ритуалы по пробуждению "души риса". Любопытно, что у них полный матриархат, женщины управляют делами деревни, и наследование тоже происходит по материнской линии, а еще недавно были распространены коллективные браки! Я, как безумный любитель антропологии и этнографии, жила в одном из т.н. "кампунгов" неделю, делая заметки и зарисовки и угощаясь домашней едой, которую готовили дружелюбные крестьяне. Есть в штате и выход к морю, это курорты пляжа Порт Диксон – грязновато, но местным нравится.
- Джохор – штат портовый, промышленный, третий по величине в Малайзии. Именно на местных заводах с большой долей вероятности собраны ваши электронные устройства. Штат манит сингапурских и малайских туристов в больших количествах. Для первых это шанс сэкономить на покупках (сингапурский доллар гораздо дороже малайского ринггита, а ехать всего полтора часа) и поваляться на многочисленных пляжах после сумасшедших будней карьериста. Для вторых – посетить музеи, хранящие королевские регалии, важные мечети страны, со вкусом поужинать в ресторанах большого, красивого и скучноватого города Джохор-Бару. Если у вас есть карапузы, то ради них в Джохор точно стоит съездить: вместе отдадитесь бесячеству в отличных парках развлечений Legoland Malaysia и Danga World Theme Park. Я, как и большинство прочих иностранных граждан, проезжала Джохор на пути в Сингапур.
- Штаты Сабах и Саравак на о. Борнео.Оба штата представляют собой центр экотуризма в юго-восточной Азии. Здесь можно заняться. наконец, треккингом в старейших лесах мира (если в Келантане вы не договорились с совестью и волей), забраться на все ещё растущую гору Кинабалу (4095 м., только для подготовленных), поволонтерить в черепашьем заповеднике, познакомиться с ныне коммерческими коренными племенами (а что им остаётся делать?), почиллить на пляжах и открыть несколько новых видов рыб, ныряя в богатейшие воды острова Симпадан. Города тут тоже имеются. Столица Сабаха – Кота-Кинабалу, здесь можно арендовать все для треккингов. А в Сараваке главный – кошачий город Кучинг (осторожно аллергикам!).
Топ городов
- Куала-Лумпур, столица Малайзии.
Это настоящий жаркий азиатский мегаполис посреди джунглей, холмов и пальмовых плантаций. Город покорил меня своим разнообразием и толерантностью, комфортом в мелочах, уважением к старшим и любовью к детям. Малайцы неторопливы, индийцы откровенно ленивы, китайцы в крайней степени предприимчивы и активны, многочисленные экспаты очень серьёзны в своих костюмах-тройках, а мигрирующие из Австралии в Евразию серферы всегда полуодеты и выглядят на фоне миниатюрных азиатов как боги. На улицах много прозрачных седых англичан, вечером они собираются в единственном пивном квартале в Чайнатауне, и центр города начинает походить на праздник старческого непослушания. Здесь вы, как и я, сможете каждый день проводить непохоже на предыдущий, вкусно есть, красиво гулять и говорить с незнакомцами как со старыми друзьями (то, чего мама говорила никогда не делать но – сюрприз! – именно это в путешествиях делать и нужно).
Куала-Лумпур – это когда ты, прячась от ежедневного получасового ливня, бродишь в огромном гипермаркете без конца и края, это многоуровневый ландшафт, водители-убийцы. Всё вокруг крыто от солнца и дождя, у редких попрошаек на пальцах ног цветут разноцветные грибки, схема города – ласковые сети без возможности распутаться. Это единственное с чем в КЛ я не смирилась. Город пусть и зелёный, но хаотично застроен, и широких загазованных автострад тут хватает. Поэтому ходить пешком наискосок так, чтобы срезать, у меня тут не получилось ни разу. Придётся и вам изучить запутанную систему движения автобусов, электричек, монорельса и отличать стоимость такси по цветам (самое дешевое – бело-красное, самое дорогое – голубое).
Подробней про Куала-Лумпур можно прочитать в специальном путеводителе на нашем сайте. Где остановиться? Здесь подробный ответ. А вот здесь описан хороший план по посещению КЛ на 2 дня.
- Путраджайя.
Молодая административная столица Малайзии, каменная и неприступная, спроектированная в прохладных футуристических тонах, расположилась на берегах искусственного озера. Есть очевидные аллюзии на американский Вашингтон (я уж не говорю о малазийским флаге). Десяток изобретательных мостов, парадные мечети, правительственные здания и конференц-холлы, симпатичные безлюдные сады фруктов и специй (можно грызть сладкое коричное дерево хоть весь день и никто вам слова не скажет).
Если будете продлять туристическую визу, вам именно сюда. Если хотите посмотреть на гонки самодельных плавсредств, парусную регату или парад воздушных шаров – вам тоже сюда. Где увидеть празднование окончания Рамадана? Весь малазийский свет будет тут! Я в Путраджаю ездила часто по делам, пользуясь тем самым KLIA express, который на полпути к КЛ делает здесь остановку.
- Ипо.
Третий по величине город в Малайзии после Куала-Лумпура и Джохор-Бару. Стал густонаселенным из-за наемных работников, стекающихся на оловянные прииски, расположенные по всему штату Перак. Считался загнивающим индустриальным городишком довольно долго, но сейчас по мнению самих малазийцев и множества путешественников, переживает яркое возрождение и влечёт интеллигенцию со всей Малайзии. Я в Ипо ездила на поезде из КЛ (всего 200 км). Город привлечёт всех, кто путешествует в поисках неповторимой атмосферы. Уличные граффити, колониальная архитектура, картинные галереи, ресторанчики, кафе и уличные лавки. Именно в Ипо довели до совершенства процесс приготовления знаменитого малайского белого кофе (ну, тот что в маргарине обжаривают перед тем как молоть). Здесь прекрасные места для вечерних прогулок и знакомства с китайской культурой, ведь в городе 70% китайского населения.
- Малакка (или Мелака).
От этого слова сердце моё радостно поёт. Город – наследие ЮНЕСКО, шкатулка с драгоценностями, первая официальная столица малайского государства. Принадлежала сначала индусам и мусульманам, затем поргутальцам и англичанам, а вообще исторически заселяли ее выходцы из Китая, приехавшие на заработок на чужбину. Вся эта толпа, использующая Малакку как порт, натоптала как могла, оставив после себя фантастический коктейль традиций и культур, архитектурных сооружений, гастрономических привычек и крепких моряцких словечек. Три часа от Куала-Лумпура и вы на месте. Центр маленький но плотный, пляжей нет, фотографировать вам захочется все (вот, кстати, чудесный фоторепортаж), поэтому рассчитывайте на пару-тройку дней.
- Джорджтаун.
Джорджтаун в прошлом такой же важный портовый город, как и Малакка. Здесь, в столице острова Пинанг, сходятся пути всех foodie мира, ведь это место где можно познать гастрономический дзен и фьюжн в одной тарелке. Тут просто необходимо все попробовать. В перерывах между круглосуточным орудованием палочками и вилкой, я однако, успевала увидеть музей народа "баба-ньонья", колониальную архитектуру, и познакомиться с местными китайцами.
- Кота-Кинабалу.
Город с потрясающими закатами, который используют как транспортный узел для путешествий в национальные парки, культурные деревни, на острова. Особенно крутой способ уехать отсюда – по северной железной дороге Борнео на паровозе 50-х годов.
- Кучинг.
Символ столицы штата Саравак – котик. Тут его встретишь везде, чаще всего в виде странноватого вида статуй. Город небольшой, провинциальный, уютный и завален котиками. Музеи, кошачьи кафе, присутственные места, спортзалы функционируют под их предводительством. Приезжайте в Кучинг, тискайте котиков и тренируйте свои мимимические мышцы на здоровье.
Острова
Острова по-малайски "пулау", не путать с рисовым блюдом. Все они богаты флорой и фауной, красивыми пляжами, спотами для ныряния, и все немного отличаются. Впрочем, расположение их на карте позволяет легко перемещаться с острова на остров, и я думаю, что одним вы не ограничитесь. С гордостью представляю самые крутые из них:
- Архипелаг и о-в Лангкави. Я провела на Ланкгави 2 недели, работая удаленно, потому что это идеальное место для уединения на природе. Здесь чистый воздух, роскошные эндемичные джунгли, треккинг, каякинг, снорклинг, шоппинг, водопадинг, тунеядинг и множество других "ингов" на любой вкус и кошелек. Юным и не очень натуралистам здесь будет хорошо и привольно. Сфоткал голотурию – отправляйся искать фенька в местном зоопарке. Надоело сидеть на пляже – поезжай на канатной дороге в заповедные горы. Надоела малайская кухня – отведай индонезийской. Кстати, именно на Ланкгави продают сигареты и алкоголь без дополнительного налога. Единственное: ночная жизнь на архипелаге Ланкгави практически отсутствует, так что если вы приехали с целью веселиться нон-стоп, то оффшорные товары употребить с огоньком вряд ли получится. Ланкгави многие считают местом отдыха для состоятельных, но на самом деле тут и гестхаусов полно и вкусной уличной еды, вход на многие природные достопримечательности свободный, а до озера Беременной девы и кораллового рифа архипелага Пулау Пайяр не обязательно заказывать гидросамолет (но если хочется, то есть и такая возможность).
- Реданг и Перхентианы. По словам моего не вылазящего из воды друга Фабриса, паломничество дайверов на острова архипелагов Реданг и Перхентиан началось ещё в 70-х годах прошлого века. Архипелаги находятся рядом и имеет смысл смотреть их в связке. Здесь несколько десятков любопытных мест для погружения для дайверов с небольшим стажем. Ехали сюда за редкими беспозвоночными, огромными барракудами и мигрирующими раз в год черепахами, за тем, чтобы увидеть самый большой в мире одиночный коралл Мushroom. Тысяча оттенков синего акватории Южно-китайского моря заставляют фоторыбаков ежесекундно судорожно хвататься за подводную камеру и плакать от красоты. Чистая правда! Сейчас это, кроме всего прочего, место для дорогого отдыха в бесконечной белизне пляжей и голубизне вод. Можно наконец-то научиться каякингу или виндсерфингу. Место очень уединенное, не ждите от него насыщенной ночной жизни.
В архипелаге Перхентиан главные острова – Бесар и Кечил с россыпью окружающих их необитаемых островков. Бесар большой и дорогой, Кечил маленький и с более доступными гостиницами. Острова вулканического происхождения и входят в национальный морской заповедник Редонг, поэтому увезти огромную раковину "на память", скорее всего, не получится. Но зато вы увидите галактические скопления сияющего ночью планктона, кожистую черепаху и морского конька на расстоянии вытянутой руки. Разве это не чудо! С середины ноября до середины февраля погода тут меняется, дует сильный ветер и острова закрыты для большинства туристов. Если поедете, берите с собой наличку, потому что банки и банкоматы отсутствуют как вид.
- Тиоман, Тингги, Сибу. Чем ближе к Индонезии, тем богаче коралловые россыпи, и непролазней джунгли. Тиоман – ещё одно международное пристанище любителей подводного мира. Я однажды съездила на неделю на Сибу и Тингги, где собирали массовку для съёмок французского реалити-шоу о выживании на необитаемом острове. Что могу сказать: в таком райском природном изобилии сложно не выжить! И да, за пляжами, от белизны которых глазам больно, тоже сюда.
- Пинанг – остров-штат. На минуточку переместимся в западные воды. Пинанг самый доступный остров в отношении расположения и транспортных сообщений. С сушей его соединяет 17-километровый мост, поэтому ура-ура, арендуем любой транспорт, покупаем билеты на катер или автобус – мы едем в цивилизацию! Здесь есть вся необходимая информация о ценах на острове Пинанг. Это единственный остров который не может похвастаться выдающимся пляжным отдыхом. Зато тут есть старинный портовый город Джорджтаун, национаный парк, фруктовые плантации, культурные деревни, этнографические музеи, буддистские и китайские храмы, собственная кухня, и свой, пинангский, неповторимый быт. Пинангу нужно посвятить хотя бы три дня чтобы осмотреть главные его достопримечательности.
Топ достопримечательностей
Башни-близнецы Петронас
Эти гиганты-небоскребы находятся в центре Куала-Лумпура и символизируют многогранность и амбициозность малазийского общества. 88 этажей для привлечения китайского счастья, форма восьмиконечной звезды для обозначения стабильности и единства в исламе, ну а Сурья (название торгового центра между ними) –древнейший Бог солнца в индуизме. Мне очень нравятся ночные башни, особенно в туманную погоду. Созерцание их настраивает на высокий лад.
По некоторым данным многие этажи пустуют из-за высокой стоимости аренды. Между 41 и 43 этажом – смотровая площадка на город, слегка раскачивающаяся на суперсовременных шарнирах. Вставать в очередь за билетами на площадку надо очень заранее, в 8 утра быть там. Количество билетов ограничено, но вы можете позаботиться о своём досуге заранее, заказав билет на официальном сайте или обратившись к посредникам за дополнительную плату. Раскупают быстро. Билет на взрослого стоит почти 20 USD (85 ринггит), на ребёнка – около 8 USD (35 ринггит).
Раньше вход на мостик был бесплатный. За по-прежнему бесплатным видом на город да ещё и на сами башни с сопоставимой высоты идите в соседний отель Grand Hyatt: с надменным видом минуйте холл – вам нужно вызвать скоростной лифт в лобби отеля на той же высоте, что и мост Петронасов. В лифте всего две кнопки, так что не ошибётесь. Сидите на диванчиках да любуйтесь. Вид там откровенно лучше.
Пещеры Бату
С высоты птичьего полёта, вы увидите, что Куала-Лумпур не равнинный город, буквально в получасе езды от центра начинаются красивые карстовые холмы, с характерными плавными изгибами и куполами. Внутри холмов много миллионов лет продолжается процесс вымывания кремниевой породы, происходит это очень медленно. Тем удивительней ощущать масштабы огромных пещер Бату. В 19 веке тамилы (в то время гастарбайтеры из Индии) соорудили тут храм своего воинственного бога Муругана и начали ходить к нему на поклон. Со временем к храмам присоединилась живописная золотая статуя самого бога, а ко входу подвели лестницу из 272 ступенек, которые я натренировавшись пробегаю за 53 секунды.
Раз в год в январе-феврале тут случается праздник Тайпусам, который больше всего похож на фантасмагорический показ мод в стиле гоголевских рассказов. Бритые под паломников индусы, женщины и мужчины, в мистическом трансе пьют конопляный коктейль бханг, прокалывают себе кожу на теле и лице длинными спицами и крюками, и тащат по ступенькам в храм красивые как на карнавале в Рио божественные алтари. По пути ещё и красуются на красной дорожке под звуки национальной музыки. Даже в Индии-матушке этот кровавый праздник запрещён, так что есть смысл поглазеть.
Вход в основную пещеру бесплатный, единственное требование –закрыть колени (женщины у входа дают напрокат платочки за 0,50 USD). Не доходя до конца подъема можно заглянуть в Темную пещеру. Изучают ее с конца 19 века, и на данный момент она среди наиболее изучаемых карстовых пещер Азии. В пространстве длиной в 2 километра и высотой до 120 метров преспокойно существует своя экосистема с пещерными видами флоры и фауны, а также бесчисленными нерукотворными кристаллами. Тут живёт самый редкий в мире паук Пгребной батусский, что как бы намекает, что нигде кроме этих пещер вы его не увидите. Вход только для взрослых, стоит 18 USD. Остальные пещеры отведены под красочную инсталляцию индийского эпоса Рамаяна (вход стоит 0,50 USD). Рядом с комплексом есть несколько отличных кафе с тамильской едой, питательной для души и тела.
Мост Skybridge на Ланкгави
Быстрая, даже немного экстремальная прогулка на фуникулере стоит того – с моста открываются шикарные виды. Слова тут бессмысленны.
Музей долины Буджанг ниже.
Я совсем не думала, что в Малайзии есть археологические объекты сопоставимые по важности культурного наследия с индонезийским Борободуром. Сразу скажу, основную часть экспозиции составляют не древние храмы, а раскопки и находки. Не ждите впечатляющих видов. Но если вы хоть немного в этом специалист, то не поленитесь доехать до музея Долины Буджанг. Тем более, вход бесплатный.
Национальные заповедники
Taman Negara, Gunung Mulu, Bako, Niah, Endau Rompin, Kinabalu, Semenggoh – они все прекрасны и в каждом есть что-то уникальное. Однажды я, преодолев 7 часов однообразных пальмовых плантаций, побывала в национальном заповеднике Таман Негара. Он раскинулся аж на 3 малайских штата, и считается крупнейшим в Малайзии. Треккинги по территории заповедника рассчитаны на несколько дней, и мне удалось заночевать в палаточном лагере, в смотровой башне, в охотничьем домике и даже в пещере, около которой всю ночь чавкал ненасытный тапир.
Дороги в основном несложные, проходят в джунглях, в горах, в долинах, будьте готовы размяться, поднимаясь в горы или переправляясь через реки. Рекомендую взять собственный спальник (либо проверять прокатные на предмет вонючести), фонарик (иначе как будете разглядывать ночью медленных лори) и средства от комаров (они здесь доминирующи вид). Растительность очень необычная и видно что древняя. Лучшие птицы гарантированно поют ближе к полудню, но с остальными обитателями как повезет. Некоторые уезжают, так и не увидев никого крупнее циветы.
Погода
Не сезона в западной и Восточной Малайзии не бывает. Каждый день воздух прогревается с +25 до +30 С, и в пик жары либо ночью проливается получасовой сильный дождь. Можно назвать это непрекращающимся сезоном дождей, но никакой проблемы это не представляет, наоборот, ждёшь этого дождя как манны небесной. Соответственно, влажность всегда высокая. Я заметила это, когда моя вечно сухая кожа за неделю разгладилась и стала упругой аки у юной девы. Однако жара при такой влажности переносится хуже. Самая прохлада с утра, в горах (до +10 С) и под кондиционерами, которые малайцы в отличие от соседних тайцев, выкручивают без меры.
Другое дело близлежащие острова, где год условно делится на сухой и муссонный сезоны в зависимости от направления ветра. На восточном побережье сезонность более выражена, и дожди возможны в среднем с ноября по май. На западные курорты можно ехать круглый год. Но лучше, конечно, прогноз на каждый остров смотреть в отдельности, потому что на Перхентианах, например, ничего не работает в сезон дождей.
Море тут стабильно тёплое, в среднем +29 С.
В целом, даже если каждый день в будут идти дожди, это не мешает наслаждаться тропической жизнью. В Малайзии всегда можно найти чем развлечься, ведь сезон дождей неоднородный и никогда не наступает на территории всей страны.
Перемещение по стране
Перемещаться по Малайзии так же легко, как по соседнему Таиланду. Внутри городов это такси, онлайн-сервисы типа Uber, автобусы или метро. Между населенными пунктами летают самолёты, ходят автобусы, поезда, катера и паромы. Все чистое, опрятное, с голоду в пути не пропадёте, разве что нужно следить за расписанием: есть у местных привычка опаздывать. Сервис поиска попутчиков на автомобиль в Малайзии неразвит. Я уже писала о том, что иногда самолёт будет доступней и удобней поезда, поэтому прежде чем планировать маршрут, ознакомьтесь со спецпредложениями местных авиакомпаний.
Самолетом
Чем ближе к Малаккскому проливу, тем больше в воздухе дешевых азиатских лоукостеров: самые известные принадлежат малазийским, сингапурским и тайским авиакомпаниям.
Это Air Asia, Lion Air, Malindo Air, Firefly, Tiger Air, Nok Air. Они подойдут для короткого перелета из КЛ на лучшие курорты Малайзии или наоборот, чтобы с того же Пинанга выбраться на пару дней в один из самых современных мегаполисов мира. Между Малаккским полуостровом и о. Борнео ежедневно летают десятки местных рейсов. Отслеживать цены дешевых авиаперелетов можно либо непосредственно на сайтах авиакомпаний или, как я уже говорила, здесь.
Автобусом
Если вам не хочется отрываться от земли, то рейсовых автобусов по Малайзии ходит огромное количество во все стороны. Есть частные и государственные автобусы. Первые ходят в крупные города, вторые – в маленькие деревни-кампунги. Кондиционеры есть в случае дальних поездок. Государственные автобусы не очень комфортные и часто не подписаны, так что единственный способ уехать в свою сторону – спросить водителя. Зато билеты на них дешевые. В больших городах типа Куала Лумпура бывает по несколько автовокзалов: отдельно для дальних и ближних поездок.
KTB – самый большой частный транспортировщик в Малайзии объединяющий несколько брендов. Посмотреть подробнее направления каждого бренда можно по ссылкам:
- Nice: Куала-Лумпур, Пинанг, Сингапур.
- Plus Liner: Ипо, Куантан, Пинанг, Серембан, Джохор Бару и др.
- Transnasional: Алор Сетар, Баттерворт, Пинанг, Лумут и др.
- Cityliner: ходит во многие города аж 5 штатов (Кедах, Келантан, Паханг, Негери Сембилан, Селангор).
Стоимость поездок от 6 USD (25 ринггит) в одну сторону в зависимости от расстояния.
Кроме него есть Intercity, Aeroline и Supernice. Все они лихачат на дорогах, об этом пишут многие путешественники. А если вы русский но, что удивительно, не любите быстрой езды, то вам, извините, не сюда, а на поезд.
Поездом
Вот паровозики ездят по Малайзии со вкусом, не торопясь. Национальная железнодорожная компания называется Keretapi Tanah Melayu (KTM). Кстати, kereta по-малайски – поезд или повозка. Поезда ходят по трём веткам.
- Линия Сингапур – Баттерворт – граница с Таиландом о которой уже шла речь выше.
- Линия под названием Jungle line – она отходит от первой в районе станции Gemas и уходит на северо-восток до пригорода Кота-Бару через живописные заповедники.
- Северная железная дорога Борнео – это кольцевая узкоколейка в штате Сабах, по которой функционирующий паровоз 50-х годов возит преимущественно туристов и делает получасовые остановки в джунглях и деревнях. Единую железную дорогу Борнео все ещё планируют построить.
Автомобилем или скутером
Широкие гладкие, залитые солнцем автомагистрали Малайзии вызывают желание сесть за руль. А живописные дороги крупных островов хотя бы за руль скутера. Благо, проблем с российскими правами у малайских полицейских не возникает, в Таиланде же моих друзей стабильно штрафуют. С чем возникают проблемы у русских водителей, так это левосторонне движение и привычка малайцев превышать любую допустимую скорость. Не садитесь за руль, если вы не чувствуете себя уверенно в достаточно агрессивном потоке транспорта, который движется в противоположном нашему порядке!
Также совершенно неясна система подачи сигналов, кажется она, как и везде в Азии, подчинена эмоциональному фактору. Главное и работающее предназначение гудка на мой взгляд – разбудить водителя впереди идущего грузовика при обгоне.
В Малайзии работает несколько крупных международных компаний по аренде машин, мотоциклов и скутеров, включая Avis, Hertz, Discovercarhire, Rentalmotorbike и многие малайские, вроде Kasina, которые можно найти на месте. Некоторые дают возможность вернуть железного коня в другом месте, чаще всего в аэропорте другого крупного города (Джорджтаун, Джохор-Бару), но за это придётся переплатить. Автопарк состоит как из представителей местного автопрома, так и вполне приличных иномарок. Но если хотите сэкономить, берите родной малазийский Proton или Perodua. Цены на аренду авто начинаются примерно с 20 USD в сутки, не включая правительственный налог. Скутеры – от 7 USD (если соблазнитесь на Веспу, то от 10), Мотоциклы – 15–30 USD. В большинстве компаний ожидается что вам 23–65 лет и вы как минимум один год за рулем. У вас возьмут залог, подписанный договор, оплату страховки на срок сдачи, могут попросить и паспорт, но ваша задача отказаться и лучше доплатить залог. Цены на аренду можно сравнить тут.
В случае со скутером не брезгуйте шлемом (не забывайте про нетерпеливое вождение местных), а внешний вид сдаваемого вам средства сразу фиксируйте на телефон, чтобы не вменили вам потом в вину оставленные задолго до вас царапины.
Отмечу важное: большинство федеральных трасс в том числе тех, что в городе, включают отрезки скоростных дорог (expressway). Они платные (от 0,40–0,60 USD за отрезок пути). Можно поехать по бесплатной дороге, но там будут пробки. Самая протяженная дорога в Малайзии это шестиполосная Лебухрайя, северо-южная магистраль, идущая от границы с Таиландом до Джохор-Бару (вместе 966 км).
Что касается дорог на Борнео, они в плохом состоянии по сравнению с континентальной Малайзией, и там страховка и заклад обычно выше. К 2025 году обещают построить скоростную магистраль в Борнео, а до этого времени придётся ориентироваться скорее на внедорожники, чем легковые автомобили.
Такси
Такси выгодней брать на небольшие расстояния или компанией, например, от Куала-Лумпура до гор Гентинг или до порта Диксон (в пределах полутора часов). Посадка в городское такси стоит около 0,50 USD (2,20 ринггита) и далее по счётчику. Ночное такси стоит дороже в полтора раза (с полуночи до 6 утра). Междугородние такси счетчиков не имеют, нужно договариваться на месте.
Катер и паром
Они нужны для перемещения между сушей и островами. Вот основные береговые станции Малайзии, которые могут вам пригодиться:
- Мерсинг (для о. Тиоман, Тингги, Сибу),
- Баттерворт (для Пинанга),
- Куала Перлис и Куда Кедах (для Ланкгави),
- Бесут (для Перхентианских островов),
- Меранг (для Реданга),
- Семпорна (для о. Симпадан и островов северо-восточного Борнео).
Кое-где сообщение по расписанию, а на непопулярных направлениях нужно заказывать лодку.
Связь
Хороший быстрый wi-fi в Малайзии – это знак хорошего тона, и есть он везде. Если будете много перемещаться, можно купить местную симкарту одного из операторов (Hotlink, DiGi и Celcom) и подключить интернет пакет. Без интернет-пакета, стоимость Интернета будет завышенная, поэтому потратьте на регистрацию 2 USD или 9 ринггит. Сделать это можно сразу в аэропорте, предъявив паспорт и заполнив анкету. Активируют карту сразу, деньги за регистрацию на счёт перечислены не будут. Мобильный интернет не дёшев. Например, месячный план на 4 гигабайта стоит около 11 USD.
Без Hotlink я бы в малазийский глубинку не поехала – остальные операторы ловят лучше всего в городах и крупных населенных пунктах.
Стоимость звонка в Россию – около 20 центов USD за минуту, при условии что вы набираете префикс 123. Вообще нынче появилось много компаний международной связи, которые предлагают специальные симкарты и очень выгодные цены на звонки, лучше чем в роуминге. Но лично я не очень практична в этом вопросе, и в Россию звонила всегда по скайпу. Можно и со скайпа на телефон (ведь ваша бабушка тоже ждёт звоночка).
Пополнить счёт можно на 5 или 10 ринггит, купив картонку со специальным кодом в любом магазинчике или в офисе компании, или через официальный сайт - там можно внести уже более существенную сумму.
Язык и общение
Государственный язык Малайзии – Bahasa melayu, или в простонародье бахаса. Это тот самый малайский, язык который звучит будто его изобрёл английский младенец, попавший на перевоспитание к туземцам Полинезии. Язык, простой в написании, легитимизирует все те смешные ошибки, что мы совершали в первых английских прописях: internasional, motosikal, stesen, sekolah (вместо school), bas, garaj. Подозреваю, что изначально это ошибки, допущенные при изучении письменности колонизаторов.
Типичная характеристика полинезийских языков, к которым относится малайский: использовать повторение слова для образования множественного числа. Например: orang – человек, orang–orang – люди. Gutang – лес, gutang-gutang – леса. Сложим два слова вместе и что получим..?
Попытки использовать бахасу по назначению вызывают у местных мгновенную радость, умиление, слезы счастья. Но продолжаются редко, потому что вы быстро поймёте что не нужно знать вообще никакого языка, если вы "белый человек" в льяном костюмчике а-ля Дэвид Аттенборо. Пережитки старины.
Кроме бахасы все сносно говорят на английском, используя британскую языковую норму, местную фонетику и яркие словечки, иначе это все называется "мэнглиш". Иногда фразу сказанную на английском достойном Диккенса не понимают, и надо совершить над ней фонетическое надругательство, чтобы звучала похоже на мэнглиш. Развивайте звукоподражание и будет вам счастье. Китайцы говорят на южно-китайских диалектах, индийцы на телугу.
10 фраз которые нужно знать:
- Ya — Да {Йа, как в немецком}.
- Tidak — нет {тидак}.
- Salamat pagi — Доброе утро {СламАт пАги}.
- Salamat petang — Добрый вечер {СламАт пытАнг}.
- Apa khabar — Как дела? {Апа кабар}.
- Selamat berpisah — До свидания {СламАт берписа}.
- Terima kaseh — Спасибо {тЭрма Каси}.
- Kurang pedas! — Менее остро {курАнг пэдАс}.
- Tak pedas! — Не остро {та пэдАс}.
- MakAn / minUm — еда/напитки. MakAn-makAn? — Пойдём поедим? (Makanan/minuman - есть/пить).
И ещё важное. Lah — больше чем слово-паразит для малазийцев. Символ местного великого и могучего. Употребляется обильно, всегда придётся к месту и сопровождается различными интонациями. Хотите звучать как местный, жалуясь на невыносимый запах дуриана — сыпьте в свой английский побольше 'ла'.
Особенности менталитета
Китайцы и индусы живут по канонам своих культур, адаптируя их к малазийскому мультикультурализму. Коренные малайцы живут по законам племени и воле духов.
Малайцы, титульная раса, исповедуют ислам. Несколько раз в сутки обязательная молитва, разделение некоторых общественных пространств на мужские и женские, запретные цвета для мужчин, шариатские суды, полиция нравов (например, мусульманка замеченная за распитием вина вечером на Букит Бинтанге вызовет резкое неодобрение со стороны посторонних).
Малайзия достаточно терпимая страна, но есть неписаные правила, которые помогут вам включится в местный этикет. К ним относится правило правой руки (левая для подмываний, использовать ее при передаче чего-либо неуважительно), запрет на распитие алкоголя в общественных местах, загорание топлесс. Показывая на кого-то или куда-то используйте большой палец, складывая его поверх кулачка. Местные женщины не оценят откровенных заигрываний (а ещё им на помощь могут прийти местные мужчины). Также, если у вас горячий нрав, с осторожностью начинайте диспуты о местных султанах, "бумипутрах" (привилегированное коренное население), женском обрезании и священных текстах.
Есть ли черты, выделяющие малазийцев из всех прочих жителей юго-восточной Азии? В целом, они более собранны и организованы, чем жители того же Таиланда, но более пофигистичны, чем сингапурцы. Они любят общение, приятно провести время, любят семейственность и традиции, любят хвастаться и подшучивать над соседними народами.
Кстати, слово "Сингапур" действует на местных как красная тряпка на быка. Скажите в такси это слово, и узнаете все что нужно и не нужно об отношениях двух стран, болезненно разделившихся всего полвека назад. Например: "Да если все малазийцы выйдут на берег Джохорского пролива и пописают, то Сингапур смоет нафиг!".
Малазийцы, побывав в центре военных конфликтов, затеянных кем-то другим, ценят мир и сами глубоко неконфликтны. Когда бы в рабочем коллективе ни случалось напряжённой ситуации, все упирается в абсолютный их пофигизм, с которым произносится "tak kisah" ("забей"). Судя по всему, такое мышление не способствует личностному и экономическому росту, ведь Малайзия все ещё находится в числе развивающихся стран. На мой взгляд, им необходимо научится не смиряться, а проявлять инициативу, не игнорировать проблему, а выносить на поверхность.
Малазийцы не любят спешить и когда их поторапливают. И вообще не любят ходить. К скачущим по эскалаторам иностранцам они относятся с недоумением. На рассказы о том, как я хожу пешком домой через весь центр "чтобы проникнуться духом города" делают большие сочувственные глаза и скидываются мне на проезд.
Среди местных жителей есть дорогие моему сердцу люди, и я считаю, что малазийцы и русскоговорящие люди, не смотря на разницу менталитетов, в целом очень хорошо понимают друг друга.
Еда и напитки
Малазийская кухня сформировалась под влиянием тайской, индонезийской, тамильской, китайской, и европейской. Малазийцы называют процесс поедания и ритуалы с этим связанные makan, до диких воплей любят свой макан, и не позволяют себе пропускать сие священнодействие ни при каких условиях. Если есть эпитет "агрессивная любовь", то вот такова она, любовь к еде у малазийцев.
Малазийская кухня острая, пряная, сладкая, с преобладающим во всем вкусом "умами" (да-да, тот самый глутамат натрия). Преобладают жареные и вареные продукты, а к ним множество экзотических гарниров и соусов. Основой рациона можно считать рис, лапшу, курицу/мясо/морепродукты, и лепешки. А также кофе, чай и разнообразные прохладительные напитки и десерты (это жизненно важно, жара же). Кстати, до того они любят есть, что даже в напитки добавляют рисовые шарики, кокосовые кубики, фруктовые пастилки. Доисторическое мышление намекает: кто сыт, у того много шансов выжить в джунглях и защититься от тигра.
По всей территории Малайзии вы обнаружите следующие виды мест общепита:
- Мамак – кухня на открытом воздухе. Готовят блюда из риса, лапши, курицы, разные супы, лепёшки роти с начинкой. Похожа на столовку. Пластиковые стулья и телевизоры. Мамаки работают утром и вечером, иногда до глубокой ночи (если идёт футбольная трансляция). В мамаках собирается все население района – дома готовят не каждый день, во многих домах даже нет кухни, потому что на хранящуюся еду мгновенно набегают муравьи. Поэтому принято есть всегда свежее.
- То что русские зовут макашницы тоже попадает в категорию мамак, хотя выглядит иначе. Это большая передвижная повозка с большим количеством нанизанных на шпажки шариков, кубиков из рыбной или мясной массы, ферментированной сои. Бывают лягушки и креветки, зелень, овощи и лапша. Во многих местах можно заказать "стимбоут" – большое блюдо с набором овощей, мяса и морепродуктов и лапши. Котелок на столе кипит, вы сами варите себе суп на бульоне из того, что выбрали. К еде полагаются соусы.
- Копитьям – забегаловка, где можно выпить кофе или чая. Кофе чаще всего растворимый,называемый "белый" скорее по привычке. Из чая главный "те тарик" – крепкий сладкий чай с молоком который тонкой струйкой виртуозно переливают из стакана в стакан, в результате чего он насыщается кислородом и становится чуть пенистым, Но конечно одним питьем и тут не обошлись. Копитьямы предлагают лапшу (ми хун,кой тьяо), простейшие блюда из яиц, сэндвичи с джемом "кайя" (кокос, сахар, яйца).
Я намеренно умолчу об огромном обилии ресторанов этнической кухни в больших городах Малайзии. Вы сами все поймёте. Малайцы обожают пробовать все новое.
А вот что жизненно важно для нашего человека, так это хлеб. Он тут разительно отличается от привычного нам. Сделан из какой-то искусственной пены пополам с пальмовым маслом, и ложится комом на желудок. Зато много изделий из рисовой муки, например пышные дим-самы. За хорошим хлебом идите в большие супермаркеты, у которых есть своя пекарня. Или в японские булочные.
Вода, электролитические напитки,газировка и сок продаются повсюду в автоматах. Не забывайте поддерживать организм обильным питьем.
5 блюд, которые стоит попробовать
В добавок к 10 главным блюдам уже описанным у нас на сайте, вот 5 главных моих вкусовых впечатлений от Малайзии.
- Лакса – рыбный суп в остром кокосовом бульоне.
- Роти ченнаи – жаренные блинчики из тончайшего теста с начинками от банана с мёдом до сардин с яйцом.
- Чендол – десерт из кокосового молока, пальмового сахара и рисового желе в виде зелёных червячков. Приправляется сгущенным молоком и красной фасолью (да, последнее тут едят сладким).
- Кой Тьяо – плоская широкая лапша в разных видах – вареная со студенистым бульоном, жаренная с овощами и соевыми ростками
- Тонг суй – сладкий суп из чёрного кунжута. Аромат у кунжута интересный. Кунжут заменяет местным творог по содержанию кальция.
Шопинг
Говорим Малайзия – подразумеваем шопинг и наоборот. Вроде бы вся Азия возводит торговлю в культ, но именно в Малайзии ходить за покупками особенно приятно и естественно: как в массажный салон, театр или парк. Все благодаря стремлению малазийцев отгородиться от жары: их жизнь проходит в окружении многоэтажных шопинг-моллов, соединенных кондиционированными переходами. Все что угодно может оказаться внутри этих огромных зданий: бесконечный макан-макан, библиотека, спа-салон или целые американские горки. Потому что шопинг в Малайзии это образ жизни и он всепроникающ.
Что нужно знать о шопинге в этой стране
Малайзия славится своими изделиями из олова и дерева, батиком, жемчугом, целебными продуктами, сравнительно недорогой электроникой, качественными китайскими подделками брендовых часов, сумок и обуви. Да в общем и самими брендовыми товарами (например, Джимми Чу с его ультрамодный обувью – один из самых знаменитых в мире малайцев). Много в торговых центрах как одежды из масс-маркета, так и интересных китайских, корейских и японских дизайнеров. Сориентироваться в ценах вам поможет наш счётчик.
Как вы уже поняли, торговые центры предназначены, чтобы бродить в них часами. Что с удовольствием делают гости из Саудовской Аравии и Китая. Русские, на мой взгляд, любят результат, а не процесс, поэтому намотав несколько километров по огромному залу, вы можете потерять мотивацию. Дополнительным стимулом могут стать постоянные распродажи – они проходят в течение всего года, но главные выпадают на Рамадан, католическое Рождество и китайский Новый год (август-сентябрь, декабрь и февраль).
Если центры существуют для основательного отоваривания, то рынок в Малайзии – место, куда можно забежать за неожиданным. Сувениры, одежда и еда тут как правило по более низкой цене, более народные и незатейливые. Торг уместен и любопытство всегда будет вознаграждено. Отдельный вид рынков – "пасар малам" ("ночной базар"). Существует во всех населённых пунктах Малайзии, мигрируя с места на место и работая после заката до глубокой ночи. На пасар малам можно постричься, побриться, сделать массаж ног, прокричаться в караоке, купить кресло-качалку, съесть сладкий рис в бамбуке.
В Малайзии есть система Tax free, но возвратить налог можно в крупных магазинах в больших городах. С одного чека вернут не более 6,7 USD (30 ринггит).
Лучшие города для шопинга
Куала-Лумпур
Именно здесь вы в полной мере оцените искусство малайцев делать из всего торговый центр и рынок. В путеводителе по Куала-Лумпуру подробно написано про все места. Вкратце, разделю центры по уровню цен:
- Suria KLCC, Avenue K, Intermark Mall, Pavillion, галерея Starhill, Lot 10, Farenheit 88 ( центр города вокруг башен Петронас) Sunway Pyramid, Midvalley (в среднем, в получасе езды) – торговые центры с элитными товарами, где попадаются и известные компании массового производства. Low Yat Plaza – 7 этажей электроники.
- Berjaya Times Square, Sungei Wang, Petaling street, Central market, (станции монорельсовой дороги Bukit Bintang, Imbi, Maharajalela, станция метро Pasar Seni), Brickfields ("Маленькая Индия") – места недорогого шоппинга.
Мелакка и Джоджтаун
Именно тут можно делать покупки в красивом экзотическом антураже, вживаясь в образы из исторических фильмов. Белые леди и джентльмены тщедушного вида прогуливаются с зонтиками вдоль рядов с затейливыми товарами, а местные жители в традиционных соломенных шляпах бойко впаривают втридорога копеечные поделки. Чтобы не прослыть простофилей, торгуйтесь так же бойко, стартуя переговоры с половины озвученной цены. Кстати насчёт торга, во всех странах Азии я противно тяну: "Гив ми ёр бееееест праааайс" и как правило получаю ее, эту лучшую цену.
- В Мелакке главный рынок протянулся вдоль главной пешеходной улицы города Jonker walk, на нем торгуют антиквариатом, одеждой, предметами интерьера, картинами, фонариками, детскими игрушками. На другом берегу реки Мелаккинаходятся два крупных торговых центра Melaka Megamall и Makhota Parade Parkson.
- В Джорджтауне загляните на улицу Teluk Bagang за батиком, Lebuh Campbell и Lebuh Kapitan Keling за украшениями, на блошиный рынок Lorong Kulit за антиквариатом, керамикой и оловом. Местные торговые центры: Komtar, Prangin mall, Gurney Paragon Mall и многие другие.
О-ва Ланкгави и Лабуан
Оба находятся в офшорных зонах, где продаётся относительно дешёвый табак и алкоголь. Наикрутейший торговый центр Ланкгави – Oriental Village. На Лабуане ищите Financial Park Shopping mall, а кроме этого симпатичный портовый рынок на западной окраине одноименного города Лабуан.
Что привезти из этой страны
- Оловянные и золотые изделия (требовать чек с содержанием золота и весом изделия). Среди всех можно выделить оловянный крис – изогнутый национальный кинжал в виде сувенира и миниатюры башен-близнецов.
- Батик – красивые платки, халаты и национальные костюмы
- Сухофрукты – манго, дуриан, джекфрут. Иногда продаются дегидрированные фрукты: выглядят как чипсы но сохраняют вкус свежего фрукта. Чипсы из водорослей.
- Декоративные вещицы для интерьера: змей вау, изделия из ротанга, бамбука и манго, маски и статуэтки производства коренных народов. А также старинные постеры, антиквариат, картины с изображением природы. А из большого китайского фонаря я сделала отличный абажур дома.
- Тонгкат-али, а также кофе, настойка и мёд с ним – для мужчин. Для женщин – Фатима-капчих. И то и другое – порошки лекарственных растений для поднятия жизненного тонуса и потенции. Пейте, и будьте страстными и желанными.
- Спирулина тут стоит дешевле.
- Чай – самый народный малайский в красных упаковках "Boh", чай с бурым рисом, порошок маття (японского зеленого чая, который можно добавлять в десерты, выпечку и напитки).
- Самый несуразный предмет из традиционного китайского магазина. Скорее всего тоже окажется лекарством для мужского здоровья, как и все, что едят китайцы.
Отдых с детьми
Малайзия изумительно подходит для отдыха с детьми как совсем маленькими, так и подросшими. Детей здесь обожают изо всех сил и готовы возиться с ними бесплатно, просто потому что им это правда очень интересно. Общение с малайскими детьми пойдёт на пользу, потому что местное воспитание очень уравновешенное, и дети с раннего возраста спокойные, любознательные и умеющие дружить. Это явно положительный пример.
Местные малайские детишки приучаются приветствовать старших, поднося их руку к своему лбу. А ещё малазийских детей, как и тайских, не рекомендуется трепать по голове – там обитает душа.
Если говорить о соответствующей инфраструктуре, то торговые центры, станции метро, рестораны, фитнесс-центры оборудованы комнатами матери и ребёнка как минимум, а как максимум – игровыми комнатами. В больших городах много современных игровых площадок. Вас с ребёнком всегда будут пропускать вперед, садить поближе к окну, разрешать потискать кошечку.
Оформить ребёнку страховку для путешествия – всегда хорошая идея. Все по-разному реагируют на изменения климата, особенно если летите из русской зимы в тропическое лето. Разница в 60 градусов – нешуточное испытание для любого организма, тем более маленького. Берегите детей от кондиционеров (особенно если до этого попали под дождь или были в бассейне. Они тут не щадящие как в Таиланде, а работают на заморозку.
В магазинах продают много кисломолочных смесей, всегда можно купить и овощи и фрукты, а в больших супермаркетах еду западного образца и смеси для грудных детей. Как показывает практика, дети постарше на ура едят китайскую лапшу, разноцветные закуски-шашлычки и местное печенье. Малайско-русский ребёнок моей подруги обожает водоросли и все со спирулиной, попробуйте предложить вашему что-нибудь необычное и полезное, вдруг понравится.
В Куала Лумпуре детям хорошо из-за многообразия предложений. У башен-близнецов огромный детский городок с бесплатным лягушатником. Внутри башен – научный парк развлечений "Petrosains", в сорока минутах езды – аквапарк Sunway Lagoon.
Джохор-Бару хорош близостью других крупных парков развлечений,о которых я писала выше.
Безопасность
Малайзия – страна, где у разных народов свои представления о морали. И все же общее есть: все здесь хотят чувствовать себя безопасно и каждый малазиец лично в этом участвует. Многие из тех, кто переехали сюда жить, отмечают, что именно чувство защищенности в Малайзии стало главным критерием выбора. Я уже писала, что в Малайзии просыпается желание доверять и Вселенная подтягивается навстречу этому намерению: незнакомые люди догоняют в метро чтобы отдать выпавшие из кошелька карты, приводят твоих заплутавших детей в центр молла (не переставая их развлекать), останавливаются на дождливой автостраде, желая подвезти тебя до метро во что бы то ни стало, потому что ну а как иначе.
Стражи порядка в Малайзии воплощают квинтессенцию самая и сабантуя, а поэтому в полицейских участках не ждите мгновенного полицейского участия: может он чикен карри не доел, а тут вы со своим диккенсовским произношением.
Из элементарных правил: следите за личными вещами, как минимум из здравого смысла. Воду из сомнительных водоемов не пейте, постарайтесь носить что-нибудь приличнее костюма тайского трансвестита (все-таки ислам – титульная религия) и помните о пользе солнцезащитных кремов.
Ввоз наркотиков на территорию Малайзии, как и Сингапура карается смертной казнью. Иностранцам иногда смягчают приговор и дают 20 лет. Это не шутки, посмотрите фильм "Возвращение в рай".
Адрес посольства РФ в Малайзии:
Посольство в Куала-Лумпуре
адрес: 263 Jalan Ampang, 50450 Kuala Lumpur
телефон/факс: (603) 456-00-09, 456-72-52, 457-60-91
e-mail: [email protected]
web-сайт: malaysia.mid.ru
Популярные типы мошенничества
Насчёт "популярных" – не знаю. Но есть типы, о которых лучше быть в курсе в любом случае:
- В Малайзии, как и в соседнем Таиланде, есть риск при использовании пластиковых карт. Поэтому во-первых, предупредите свой банк что будете совершать операции из другой страны, а во-вторых пользуйтесь картой во внушающих доверие заведениях. Банкоматы ищите не на улице, а в отделениях банков или крупных торговых центрах.
- Есть такой вариант развода: вам в карман или сумку незаметно подкладывают телефон или чужой кошелёк, затем к вам подходит якобы хозяин вещи, обвиняет вас с воровстве, требуя возмещение ущерба. Появляются "свидетели" кражи. Чтобы тот не вызывал полицию (можете себе представить, насколько затянется пребывание в стране) вы готовы откупиться от него той суммой которая есть с собой. Вывод: следите за личными вещами.
- Таксисты, которые отворачивают от вас счётчик и вообще делающие вид, что не понимают слова "Meter". Таксисты которые сворачивают на объездную дорогу, даже если вы им чёрным по белому на навигаторе показали короткий путь. Заранее ищите адекватного водителя и следите за приборами! Во многих торговых центрах можно воспользоваться prepaid taxi.
- Самый известный тип мошенничества, связанный с Малайзией – "нигерийские письма". Замешаны в нем не малазийцы, а нигерийцы. Об этом много русских пишет на форумах, но не так много подробных статей. А жаль, ибо я в Малайзии за 2014-2015 год дважды сталкивалась с жертвами этого развода. Люди, соблазнившись "дипломатической посылкой" якобы оставленной для них в представительстве ООН, отправляли сотни, если не тысячи долларов за рубеж, ожидая награды за свою помощь от какого-нибудь "богатого англичанина попавшего в непростую жизненную ситуацию". Что характерно, чаще знакомятся с женщинами через сайты знакомств или рассылая письма на электронную почту.
5 вещей, которые точно не стоит делать
- Переходить дорогу в неположенном месте в городе. Городские водители олицетворяют космический хаос. А ещё и движение левостороннее, так что смотреть в правильном направлении перед пересечением начинаешь не сразу.
- Не пользоваться репеллентами ночью. Комары миниатюрные и быстрые, кусают небольно, но некоторая часть из них, особенно в болотистых местностях, может стать причиной лихорадки Денге, лечения от которой ещё не придумали. Если вы летите ненадолго, то риск заболеть для вас минимален.
- Плавать в море, если у него поменялся цвет. Это может говорить о начале цветения планктона, который вырабатывает опасный для человека токсин. Посоветуйтесь с сотрудниками отеля, потому что одно дело наблюдать за красивым свечением из лодки, а другое – отважно и безрассудно лезть в "красный прилив" .
- Отказываться от предложенной еды или напитков. Это для малайцев святое.
- Резко критиковать короля или исламскую мораль
5 вещей, которые обязательно нужно сделать в этой стране
Малайзия интересна и примечательна тем, что тут хорошо себя чувствуешь. Усталое, скукоженное от холодной действительности российских городов тело здесь распрямляется, расслабляется, наполняется доверием и любопытством к изучению мира. Так действует на нас любая тёплая страна, но в Малайзии и правда чувствуешь много безусловной любви от людей, от приготовленной по-домашнему еды, тёплого ветерка, от ручных лангуров на побережье Селангора. Жизнь здесь и сейчас. Ничего в Малайзии запоминаются больше, чем вот эта миролюбивая нега, сопровождающая повсюду. Главное богатство этих земель - природное разнообразие и гармоничное сочетание несочетаемых на первый взгляд культур. что со всем этим богатством делать? Вот 5 первых пунктов для вашего обязательного списка, а потом добавляйте свои. Бросаю вам вызов!
- Попробовать наси лемак даже если не понравится его вид.
- Посмотреть на Малайзию с вершины красивого холма/небесного моста/горы/телебашни/высотки.
- Забежать в супермаркет и спонтанно купить только неизвестные продукты. Долго разбираться, что и с чем едят.
- Увидеть и понюхать цветущую раффлезию.
- Узнать все про магические слова "оранг-асли", "перанакаан", "баба-ньонья", "бумипутра", "ибан" и отправиться на их поиски в городе, деревне и джунглях.
Близлежащие страны
- Раньше на о. Борнео юноше из племени, чтобы доказать свою зрелость, надо было пропутешествовать по территориям всех 27 племён, проявив смекалку, дипломатические умения и если нужно умение драться. При пересечении очередной территории на коже туземца, как в паспорте, набивали "штамп". Туризм был опасным делом! Ничего в путешествиях с тех пор не изменилось! Ну почти. Чтобы сегодня ездить из Малайзии в соседние страны не обязательно жертвовать шкурой.
- На севере полуостровная Малайзия граничит с Таиландом, на юге — с Сингапуром. Добраться туда достаточно легко (см. начало статьи). Штаты Сабах и Саравак имеют границу с Индонезией, а Саравак еще и с Брунеем.
- С Индонезией все понятно, за 35 USD на границе вам ставят штамп о месячном пребывании. Для длительного пребывания понадобится оформить визу заранее. Приехать можно на пароме, автобусе (из островной части), самолетом (от 45 USD).
- Попытки попасть в Бруней у всех заканчиваются по-разному. Гражданам России обязательно нужна виза. Сама я не ездила, но от других, кто оформлял визу через посольство в Кота-Кинабалу слышала, что не предугадаешь, поставят ли. Все зависит от конкретных людей, с которыми будете говорить на каждом этапе подготовки поездки: в посольстве, в аэропорту, на границе. Попасть в страну рекомендуется самолетом (от 100 USD из Кота-Кинабалу), хотя есть герои, которые прокрались в Бруней по суше.
- Совсем другое дело – Филиппины. От них страну отделяют только проливы Балабак и Алис. Страна безвизовая для россиян на срок до 21 дня, потом, продляя пребывание до 59 дней можно оставаться на Филиппинах до 16 месяцев. Легче всего лететь через пролив на самолёте (от 55 USD). Тяжелей на лодке или пароме, ведь в проливе бывают штормы.
Деньги
Национальная валюта называется малазийский ринггит. Собой представляет крошечные разноцветные купюры, вроде тех, которыми вы в детстве играли в Менеджера или Незнайку на Луне. Правильно, вид денег должен радовать и настраивать на несерьезный лад, чтобы хотелось их тут же спустить! Монеты бывают разного достоинства, самая мелкая и уже не выпускающаяся – 1 сен (сены – это наши копейки).
К оплате принимают только местную валюту. Менять деньги удобней всего в торговых центрах: там всегда можно по несколько обменников найти. Охотнее всего принимают доллары (причём высокий номинал по более высокому курсу), евро и фунты. На торговых улицах часто сидят арабские менялы в ларьках. При необходимости местную валюту можно снять с карты в любом банкомате (однако помните про комиссию за использование стороннего банка). Поскольку малазийский ринггит в большей степени зависит от курса доллара, целесообразней будет использовать MasterCard, через который сумма будет конвертироваться по короткому пути. Но на самом деле существенно сэкономить в этом деле не выйдет, я в своё время сотни форумов перечитала по этой теме и убедилась, что банки все равно своё возьмут.
Карту без проблем принимают к оплате в ресторанах, магазинах, гостиницах. Есть ещё частный момент, с которым я тут все время сталкиваюсь, беседуя с русскоязычными гостями, поэтому хочу прояснить: туристы, бронирующие отели на сайтах по поиску жилья часто сталкиваются с тем, что по приезду их просят рассчитаться по карте снова. На самом деле, сумма списывается только один раз, а при бронировании она всего лишь удерживается, что не устают объяснять менеджеры всех отелей и гестхаусов в Малайзии.
Погода в Малайзии по месяцам:
Места в Малайзии
Активный отдых
Гольф и мини-гольф1Пешеходные маршруты11Пляжи25Променады1Зоопарки и океанариумы
Океанариумы4Фермы и ранчо12Культурные объекты
Библиотеки4Водные объекты4Кладбища10Конференц-центры3Мосты3Образовательные объекты2Памятники9Планетарии3Правительственные здания5- Скопировать ссылку