«Не Берлином единым», — подумала я и села составлять свой маршрут путешествий по Германии. Одним из самых важных пунктов маршрута стал замок Нойшванштайн. А добраться к нему было удобнее всего именно на поезде. Так что параллельно пришлось вникать в хитросплетения железной дороги Германии. Узнала много нового и интересного, так что надеюсь, хоть немного помогу вам разобраться с непростой системой передвижений на поездах Германии. А еще развею некоторые стереотипы, касающиеся немецкой железной дороги.

Какая она, железная дорога Германии
Главным перевозчиком является корпорация Deutsche Bahn. Есть также несколько других компаний обслуживающих узкоколейку, подвесную железную дорогу или монорельс. Но, Deutsche Bahn — это монополист на территории Германии, поэтому мой рассказ будет именно о ней.
Железнодорожная сетка плотно покрывает всю территорию Германии, и практически в любую деревню можно доехать на поезде. Согрешу только, если забуду упомянуть, что для этого в некоторых случаях нужно сделать четыре пересадки. Но это, как говорится, мелочи жизни :).
Еще бытует мнение, что билеты на поезда очень дорогие. Полностью с этим соглашусь. Ездить на автобусах дешевле, однако они конкретно уступают железной дороге по количеству направлений. Но, если хорошенько вникнуть в категории поездов и виды тарифов, путешествовать можно вполне бюджетно.
Начну я свою «железнодорожную» историю с рассказа о категориях поездов компании Deutsche Bahn.
Виды поездов в Германии
Все немецкие поезда можно разделить на две категории: магистральные и региональные.
Магистральные поезда
К магистральным поездам, а они обычно выкрашены в белый цвет, можно отнести следующие составы:
- InterCityExpress (ICE) К этой категории относятся самые высокоскоростные поезда, максимальная скорость которых составляет 330 километров в час, но обычно они ездят значительно медленнее. Такие поезда соединяют самые крупные города Германии, к примеру, Берлин с Кельном, а также связывают ее с другими странами: Бельгией, Нидерландами, Швейцарией, Австрией.
Преимущественно эти поезда курсируют в дневное время.
Вагоны напоминают салон самолета. Кресла в составах очень удобные. Есть мониторы, на которых указана информация о поезде, его текущей скорости, станциях на маршруте. Во всех вагонах есть климат-контроль. Также в каждом поезде есть вагоны со специальными усилителями связи для улучшенной работы мобильных телефонов, вагоны, где наоборот нежелателен шум и разговоры по мобильному. Информацию о том, нужно ли доплачивать за путешествие в таких вагонах, вы можете уточнить в кассах, так как мне такой услугой пользоваться не приходилось. Есть купе, где могут играть дети. Большинство мест в поездах данной категории оборудованы розетками. В таких поездах не обойтись без вагонов-ресторанов или вагонов-бистро.
- Intercity (IC) / Eurocity (EC) — скоростные поезда. Разгоняются они до 200 километров в час. Поезда Intercity соединяют крупные города Германии, а поезда Eurocity связывают страну с другими европейскими государствами.
Поезда этого типа почти не уступают по комфорту поездам ICE. Разве что скорость движения ниже, да дизайн внутри вагона не такой космический.
- City Night Line (CNL) — ночные поезда. В большинстве случаев обслуживают международные рейсы. К примеру:
- В поездах этой категории есть три вида вагонов:
- Вагон с сидячими местами. Не сильно удобно, но бюджетно. Отсек рассчитан на шесть мест (три кресла с одной стороны и столько же с другой). И тут есть интересный момент. Если нет соседей в отсеке, то кресла можно использовать как лежачие места. Во всех вагонах есть умывальники и туалеты.
- Плацкартный вагон. Возможны варианты размещения по шесть и четыре человека. В вагонах хорошо отлажено кондиционирование, есть умывальники и туалеты. При желании может быть сформировано мужское, женское или купе для семьи и компании.
- Спальный вагон. Это самый комфортный вариант размещения. Есть два варианта размещения: эконом и люкс. В первом варианте предоставлен двухэтажный отсек, в котором есть туалетный столик с умывальником. Во втором варианте в отсеке есть еще и туалет. Эх, это же просто мечта! А то я — любитель в поездках выпить за вечер пять чашек чая, а потом бродить среди ночи по вагону в поисках туалета. Пассажиру предоставляется постельное белье, гигиенические принадлежности. Завтрак включен в стоимость поездки.
Региональные поезда
Это самые бюджетные и медленные поезда. Ну по сравнению с нашими отечественными поездами медленными их не назовешь, ведь они развивают скорость до 150 километров в час. Едут составы через маленькие города, и в их расписании предусматривается много остановок. Есть следующие типы региональных поездов:
- S-Bahn — это привычные нам пригородные электрички. Они соединяют расположенные рядом города и стыкуются с метрополитеном, который именуют U-Bahn. Таким образом, на электричку можно сесть в пригороде Берлина, въехать в центр города и пересесть сразу на метро. Удобно, не так ли? В этих электричках ездят и в пределах города, если нужно добраться в какой-то отдаленный район или аэропорт.
Чего-то шедеврального от вагона S-Bahn ждать не стоит: удобная и чистая электричка, в которой всегда есть места для перевозки велосипеда.
- Regional Bahn (RB) — междугородние поезда, длина маршрутов которых обычно не превышает 200 километров. Ездят они медленно — 80 километров в час. Эти составы стыкуются с экспрессами, о которых я расскажу чуть ниже. Внутри вагонов RB все почти так же, как в S-Bahn, может чуть более комфортно, так как поезда проезжают большие расстояния. За безопасностью в поезде строго следит специальная служба железной дороги и полиция.
- Regional-Express (RE) — самый популярный тип поездов внутри страны. Если вы не собираетесь пересекать страну вдоль или поперек (ведь для этого предназначены поезда ICE), удобнее всего воспользоваться именно Regional-Express. Покоряют они довольно-таки большие расстояния и останавливаются только на станциях крупных городов. Средняя скорость составляет 150 километров в час.
Поезда RE двухэтажные, так что могут перевозить большое количество пассажиров. В вагонах есть только сидячие места. Также присутствует деление на классы.
Классы поездов
Я не вижу смысла расписывать под каждым видом поезда разницу в первом и втором классе, так как в итоге, я просто трижды напишу одно и то же. В поездах категорий ICE, IC, ЕC, RE присутствует деление на первый и второй классы. Отличить их достаточно просто: это указано на внешней стороне вагона. Только вот зачем тратить деньги на первый класс, я ума не приложу.
Главное отличие классов состоит в том, что вагон первого класса более просторный и в нем может быть меньшее количество кресел. Во втором классе обычно стоит два ряда кресел, разделенных проходом. Но возможны и другие варианты размещения пассажиров. Также, пассажирам первого класса полагается дополнительная «плюшка» в виде включенной в стоимость билета резервации мест.
На фото выше вы можете увидеть первый класс поезда ICE.
А так выглядит второй класс скоростного поезда:

Актуальную информацию касательно Wi-Fi в поездах вы можете посмотреть здесь.
Тарифы
Как видите, с классификаций немецких поездов все довольно просто, а вот разновидности тарифов и билетов — лес дремучий. Постараюсь прояснить для вас основные моменты и в то же время окончательно не запутать. К описанию каждого вида тарифов я добавила ссылку на отдельную страницу сайта Deutsche Bahn, посетив которую вы сможете понять, подходит ли этот билет конкретно к вашему маршруту и виду поезда или нет. Итак, основные тарифы, с помощью которых вы сможете сэкономить.
Schönes-Wochenende-Ticket
Так называется дешевый тариф выходного дня для группы. И это, пожалуй, самый известный маркетинговый ход компании Deutsche Bahn для привлечения клиентов. Расскажу некоторые особенности такого билета:
- Действует он на выходных: только в субботу или только в воскресенье, не два дня в подряд, обратите на это внимание.
- По такому билету может проехать один взрослый или компания до 5 взрослых включительно. Также могут проехать два взрослых и любое количество их родных детей и внуков.
- Стоимость билета составляет 40 € для одного человека и 56 € для группы из 5 человек.
- Такой билет действует только в региональных поездах и электричках и только во втором классе.
- Не подлежит возврату или обмену.
- Предоставляется неограниченное количество поездок в течении дня.
- Полную информацию о билете можно увидеть здесь.
Länder-Tickets
Это тоже очень классная штука! Да, билеты на поезд можно купить по обычной стандартной цене и радоваться своему счастью. А можно быть хитрее и купить «Земельный билет», называется он так, поскольку административной единицей Германии является земля. Почти все федеральные земли в Германии имеют свои Länder-Tickets, путешествовать по которым значительно дешевле, чем по стандартному тарифу. Немного об особенностях билетов:
- В течение срока действия билета (один день) по нему можно ездить любое количество раз, переходить из поезда в поезд, менять направления. Действует билет на группу до 5 человек. Стоимость его отличается в зависимости от количества человек в группе.
- По умолчанию эти билеты продаются во второй класс поездов, но в некоторых случаях за дополнительную сумму такой билет можно купить и в первый класс. В большинстве случаев дети в возрасте до 15 лет ездят бесплатно.
- Правила проезда по Länder-Tickets зависят от конкретной земли.
- Вот официальная страничка, на которой вы сможете узнать актуальную информацию о данной категории билетов.
Gruppenreisen
Это тариф для группы от шести человек. Можно сэкономить до 70% стоимости билета. А иногда билет для группы обойдется дешевле, чем для одного человека. Заманчиво, да? Расскажу основную информацию о данном тарифе:
- Не имеет значения, какое расстояние нужно проехать, билет действует даже на дальних маршрутах.
- Поездка бронируется на определенное время и определенный поезд.
- Здесь можно узнать всю информацию о групповой поездке.
BahnCard 25, 50
Это карточка постоянного клиента железной дороги. Если вы купите такой поездной, то сможете получать скидки на поездки железнодорожным транспортом. Приведу особенности данной карты на примере BahnCard 50:
- Скидка 50 % на билеты по стандартной стоимости.
- Скидка 25 % на билеты по сниженной стоимости в поездах ICE / IC / EC.
- Стоимость составит 66 € для путешествий во втором классе и 132 € для поездок в первом классе.
- Участие в акциях bahn.bonus.
- Владелец карты может взять с собой детей в возрасте до 15 лет бесплатно.
- Самую актуальную информацию о картах можете найти здесь.
Quer-durchs-Land-Ticket
Это предложение от Deutsche Bahn включает в себя путешествие группой через несколько земель.
Меня повеселил гугловский перевод названия тарифа: «если путешествуете по пересеченной местности». Сразу вспомнилось, как на первом курсе университета физрук задумал соревнование между группами нашего факультета на, так сказать, пересеченной местности. Мы-то победили, но синяки и царапины я лечила еще долго. А разорванную спортивную кофту до этих пор преподавателю не могу простить. Но это я немного отвлеклась. Так вот, если планируете длительное путешествие, этот тариф для вас.
- Действует он ежедневно в региональных поездах, на некоторых частных железных дорогах, а также на маршрутах с Чехией, Швецией, Австрией.
- В подавляющем большинстве случаев дети до 15 лет вместе с родителями или бабушкой, дедушкой владельцами билета ездят бесплатно.
- Предусматривает неограниченное количество путешествий в течение дня действия билета.
- Количество пассажиров на один билет варьируется от 1 до 5.
- Стоимость Quer-durchs-Land-Ticket для одного человека составляет 44 €, доплата за каждого последующего пассажира — 8 €.
- Больше об этом тарифе можно узнать тут.
Sparpreis Aktion, Sparangebote и Flexpreis
А с этими тарифами вы вероятнее всего точно столкнетесь, так что упустить их в своем рассказе я не могу. Вот решили вы купить себе билет на сайте Deutsche Bahn, допустим, из Кельна в Берлин, и перед вами появляются две совершенно разные стоимости.

А если нажать на кнопочку выбора билета, то откроется следующее окошко, где во втором классе нам уже будет представлено три тарифа.

Итак, в чем же разница:
- Sparpreis Aktion. Стоимость билета по этому тарифу самая низкая. Предназначен только для поездки на том поезде, на который вы оформили билет. Можно комбинировать с BahnCard 25, 50. Обменять или сдать билет возможности нет.
- Sparangebote. Стоимость билета несколько выше, чем по тарифу Sparpreis Aktion. Разница только в том, что его можно сдать или обменять за сутки до времени отправления поезда. Из стоимости билета будет вычтено 17,5 €.
- Flexpreis. Это гибкий тариф, и, соответственно, стоимость билета по нему самая высокая. Можно выбирать любой поезд по данному маршруту. Можно комбинировать с BahnCard 25, 50. Изменение и возврат билета осуществляются бесплатно. В последние сутки до отправления эти услуги обойдутся в 17,5 €.
Это все, что я могу рассказать вам о тарифах на немецкой железной дороге. Но и этого вполне достаточно, чтобы уверено себя чувствовать во всех хитросплетениях ценовой политики на билеты.
Путешествие с комфортом
Дабы не стряслась с вами какая-то беда, и вы вместо разглядывания пейзажей из окошка поезда не остались стоять на перроне вокзала в гордом одиночестве или в компании штрафа от контролера, я расскажу вам о паре моментов, которые являются залогом приятного путешествия.
Посадочные места и резервация билетов
Если вы едете на региональных поездах и электричках, то помните, что в них действует свободная рассадка пассажиров, так что садитесь, где вам нравится. Или стойте, где вам нравится. В часы, когда люди спешат на работу и возвращаются с нее в электричках бывает протолкнуться нельзя.
В магистральных поездах IC и ICE желательно не только купить билет, но и забронировать себе место и сидеть на нем со спокойной душой. Если же вы решили не бронировать билеты, то над креслами находятся датчики, на которых указано на каком промежутке это место будет забронировано. Пока место пустует, можете смело садиться. Когда придет пассажир, зарезервировавший это место, вы ему просто уступите и пересядете на другое кресло. Нашла для вас сфотографированный датчик. Качество, конечно, не как в фотостудии, сами понимаете, фоткалось в поезде и на ходу.
Таким образом, у вас есть два варианта:
- Заплатить за резервацию места и спокойно провести в своем кресле всю дорогу.
- Не платить за резервацию места и время от времени перебегать с одного кресла на другое, а если все будет занято, то продолжать путь стоя. Или сидеть, если в вагоне будут свободные незарезервированные места.
Бывалые путешественники бронируют места на те дни, когда вероятность того, что поезд будет переполнен выше всего. К таким относятся пятница и воскресенье после обеда. В пятницу немцы традиционно едут отдыхать, а в воскресенье возвращаются домой. Еще могут быть проблемы со свободными местами в часы пик утром и вечером. Традиционные миграции народа на работу и домой создают проблемы с переполненностью вагонов.
Если путешествуете с пожилыми людьми и детьми, то лучше места зарезервировать, тем более, что услуга эта обойдется вам всего в несколько евро.
Посадка в вагон
Хочу заметить, что двери вагона автоматически не открываются: для этого нужно нажать на кнопку, расположенную на дверях. Ну об этом особенно стоит помнить, если вы на станции одни садитесь.
Штрафы
Начну с того, что во время моего маленького путешествия по Германии билеты на электрички и региональные поезда можно было купить у контролера. Но вот вычитала на одном форуме, что уже такой возможности нет. Насколько это правда я не скажу (видимо, пора повторять поездку).
На днях читала заявление Андреаса Фурмана — представителя Deutsche Bahn. Так вот, он рассказал, что безбилетники приносят огромные убытки компании, и штрафы — единственная возможность борьбы с зайцами.
И, для того, чтобы не стать зайцем поневоле (вы рассчитывали купить билет у контролера / забыли прокомпостировать билет / перепутали что-то и купили совершенно иной билет, чем вам нужно или срок действия вашего билета истек), лучше вообще не заходить в региональные поезда без билета... Разве что единственный на платформе аппарат по продаже билетов сломался. Но в таком случае нужно записать номер этого автомата и тогда, если при проверке подтвердится, что агрегатор действительно не работал, пассажир просто оплатит стоимость билета без учета какого-либо штрафа. Кстати, штраф в немецких поездах составляет 40 €.
Опоздания
Ну о том, что нужно прийти на вокзал вовремя, я думаю, рассказывать не нужно. Догнать поезд и запрыгнуть в вагон у вас не получится, а если еще и билет куплен по дешевому тарифу, так совсем печалька. Деньги за билет пропадут. Так что ставим будильник с периодичностью сигнала в десять минут и просыпаемся вовремя.
Обращу ваше внимание еще на один момент, который прояснит, почему на вокзал стоит придти пораньше. Нет, не потому, что на нем можно заблудиться, с этим там все как раз хорошо: навигация на высоте. Но там стоят вот те страшные шайтан-машины для покупки билетов. Тем, кто с ними хорошо разбирается, они — лучшие друзья и товарищи, а для меня именно шайтан-машины. Уж очень трудно мне было покупать в них билет. Хорошо хоть, что стоявший недалеко блондинистый бюргер увидел мои страдания и помог купить билет. Спасибо тебе, Олдрик, ты меня тогда реально выручил!
А вот рядом с вами подобного Олдрика может и не оказаться, так что придите на вокзал заблаговременно, чтобы у вас было достаточно времени насладиться общением с автоматом.
Существует стереотип, что немцы пунктуальны. Это правда. А вот немецкие поезда опаздывают. Причем опоздания — далеко не единичные случаи. Опоздать на два часа? Да легко! Есть вот такой специальный сайт, на котором предлагают просматривать статистику опоздания поездов, чтобы высчитать, на сколько может опоздать ваш поезд. Рассчитать опоздание поезда, Карл! Вот, к примеру, статистика опозданий разных категорий поездов за вчера.
А вот статистика по одному поезду ICE 376.
Не очень радужно, правда? Так что забудьте о традиционной немецкой пунктуальности, железную дорогу эта черта обошла стороной.
Задержки бывают из-за технических сбоев, погодных катаклизмов, суицидников на рельсах, опозданий предыдущих поездов, проблемах на границе и так далее. Так что планируя пересадки, нужно предусматривать хорошенький зазор во времени. Даже более получаса на всякий случай.
Если случается серьезная поломка, представители железной дороги запускают по этому маршруту автобус. Но потерянное время уже не догнать. Спасти вас может только то, что поезд, на который вы должны пересесть, тоже опаздывает.
Покупка билетов
Есть три способа, при помощи которых вы можете стать счастливым обладателем билетов на поезд компании Deutsche Bahn:
- покупка билетов в кассе станции;
- приобретение билета в автомате;
- заказ билета на портале компании Deutsche Bahn.
Покупка в кассе
С одной стороны, это простой вариант, так как не нужно разбираться с техникой в виде автомата или сайта компании. А с другой… О, этот нежный и интуитивно понятный немецкий язык! Песня просто! Мне с моим словарным запасов в виде: «Гитлер капут!», «найн» и «данке», — любые другие фразы казались непереводимой игрой слов. Английский кассиры могут понимать хорошо, а могут владеть им так же, как я немецким. Поэтому лучше всего написать для кассира записку с информацией о билете, который вам нужен. Выглядеть она будет примерно так.
Минусом такого способа покупки является то, что не всегда получится купить билет по более дешевому тарифу. Также за покупку билета в кассе нужно доплатить сбор в размере 2 €.
Покупка в автомате
Немецкие автоматы, по моему скромному мнению, имеют намного более сложный интерфейс, чем их французские или итальянские сородичи. Просмотрев множество туристических сайтов, толковой инструкции по работе с этими машинами я так и не нашла. Со времен моей поездки ничегошеньки не изменилось — все запутано и сложно.
Но спасибо людям, которые снимают видео и этим значительно облегчают нам жизнь! Нашла чудесное видео, где молодой человек вполне доступно и наглядно демонстрирует покупку билетов через автомат.
Раза три просмотрите и будете в полной боевой готовности!
Покупка билетов на сайте
Сайт Deutsche Bahn, к сожалению, русской версии не имеет, а мои познания в немецком языке сведены практически к нулю. Поэтому в своей инструкции я буду использовать англоязычную версию сайта.
Шаг первый: выбираем маршрут. Для этого нужно заполнить вот такую форму на сайте.
Нужно указать станцию отправления, прибытия, количество пассажиров, едут ли дети. Расшифрую еще пару не столь очевидных пунктов меню, которые могут вызвать затруднения:
- Prefer fast connections — «предпочесть более быстрый вариант». Если нажмете на этот вариант, система покупки билетов отберет для вас рейсы на скоростных поездах с максимально быстрыми стыковками.
- Local transport — «предпочесть региональный транспорт». Вам для поездки подберут только местные поезда, и, таким образом, поездка будет более длинной по времени. Однако, если вы планируете сравнительно небольшое путешествие, которое займет всего пару часов, то лучше воспользоваться именно этим вариантом.
- BahnCard — на тот случай если у вас есть карта для скидок, о которой я рассказывала выше. Если же карты нет, то ничего нажимать и выбирать не нужно.
Заполнив всю необходимую информацию на этой странице, нужно нажать на Search. Перед вами появится вот такая страница:
Тут мы видим варианты рейсов. Указано время, типы поездов, пересадки и стоимости билетов, в зависимости от тарифа. Я, как девушка с весьма скромными сбережениями, выберу вариант с самой низкой стоимостью билета. Теперь нужно нажать на To offer selection.
Здесь нам детально рассказывают о тарифах и предлагают определится с выбором билета. Не изменяя себе, выбираю самый дешевый вариант и жму на Continue.
На фото выше вы видите, как система предлагает несколько вариантов покупки.
- Login and book — предполагается, что вы уже зарегистрированный пользователь и вам нужно лишь ввести логин, пароль и продолжить процедуру покупки.
- Register as new customer and book — пройти процедуру регистрации и продолжить покупку.
- Book without registering — продолжить покупку билета без регистрации.
Я выбираю последний вариант, но нужно помнить о некоторых ограничениях:
- Вы не сможете заказать билеты онлайн еще для кого либо.
- Нет мобильной версии билета.
- Доступны не все варианты оплаты билета.
Жмем Continue booking.
Теперь перед нами страница с вариантами того, как можно получить билет, среди них:
- Online-Ticket — билет пришлют на электронную почту, его нужно распечатать.
- Tickets by mail — билет пришлют обычной почтой, вариант явно не для нас.
- Mobile phone ticket — билет пришлют на мобильный телефон, вариант нам не подходит, да и лучше таки иметь напечатанный билет на руках.
Здесь же можно зарезервировать для себя место в поезде. Обратите внимание, что все недоступные нам опции прописаны серым цветом. Я выбираю Online-Ticket и жму Proceed.
Теперь, грубо говоря, бесполезная страничка с разной рекламой и специальными предложениями, я ее просто пропускаю.
А вот теперь нужно внимательно и достоверно заполнить всю необходимую личную информацию.
Заполнив все данные и трижды перепроверив, переходим к следующему шагу: покупке. Здесь нужно выполнить стандартную процедуру оплаты.
Далее билет придет на электронную почту, и его нужно распечатать. Не сгибайте билет по линии штрихкода, не делайте из него самолетики и не пишите на нем послания прекрасной незнакомке или незнакомцу, сидящим напротив вас.
Именно с этим билетом нужно садиться в поезд, ничего дополнительно получать в кассе или обменивать не нужно. Не забудьте взять паспорт, контролер будет сверять ваше имя. Также раньше нужна была карта, с помощью которой производилась процедура оплаты, но, согласно недавним нововведениям, с октября 2016 года карта при проверке билетов больше не нужна.
***
Вот, пожалуй, и все. Вы снабжены основными знаниями о железной дороге Германии: знакомы с видами поездов, тарифами, умеете купить билеты тремя разными способами. Много чего интересного вы узнаете и испытаете уже на практике. Желаю вам приятного путешествия, массу ярких впечатлений и рейсов без опозданий!
Очень полезная информация!