Ничто не предвещало провинциальному городку Тьер стать центром французского ножевого ремесла. Здесь не было ни железной руды для клинков, ни песчаника для точильных камней, зато была быстрая горная река и упорные мастера. Ножи из Тьера, городка, где сейчас живет чуть больше 11 тысяч человек, славятся до сих пор.
В Тьере начали ковать ножи еще в Средние века: первые письменные упоминания о местных мастерах датируются XV столетием. Город не обладал природными преимуществами для металлообработки, но зато располагал мощностью горной реки Дюроль. Местные жители научились совмещать сельскохозяйственные работы летом с изготовлением клинков в зимние месяцы. Потоки реки приводили в движение водяные колеса, а механизмы помогали во всех сферах деятельности местных жителей.
Но самое интересное, что задолго до того, как Генри Форд изобрел конвейер, в Тьере уже процветало разделение труда. Одни мастера обрабатывали стальные заготовки молотами, приводимыми в движение рекой. Затем заготовки передавали кузнецам, которые ковали компоненты ножей. После чего изделия передавались поэтапно опиловщикам, сверлильщикам, точильщикам и полировщикам. Клинки заостряли и полировали на речных жерновах. Дальше лезвия отправляли другим мастерам, которые занимались закалкой лезвий, а рукоятчики изготавливали ручки. Окончательная сборка ножей обычно происходила в пригородах Тьера.
Условия труда в ножевой промышленности в Средневековье отличались особой суровостью, и Тьер не был исключением. Местные точильщики ножей обычно работали лежа на животе, затачивая лезвия о вращающиеся камни. Такая необычная поза помогала избежать травм спины и повышала эффективность, но несла серьезные риски. Дело в том, что точильные камни вращались на высокой скорости, и они могли внезапно разлетаться на куски. Иногда такие ситуации заканчивались смертью рабочих.
Многие мастерские располагались глубоко в ущельях Дюроля, где царили холод и постоянная влажность. В цехе, где обрабатывали металл, влажность сохранялась, но температура воздуха превышала 50 градусов. Рабочие не только создавали ножи, они еще и обслуживали оборудование ― отбойные молоты и режущие прессы, которые требовали постоянной бдительности. В таких цехах было шумно, а качество воздуха было ужасным: металлическая крошка, пыль и печное отопление.
С наступлением эры индустриализации ножевые фабрики Тьера поменяли систему своей работы: станки стали функционировать от электричества. Цехи на берегах реки переделали, что помогло процветать производству до начала 1970-х годов. Однако во второй половине ХХ века на французский рынок и в Европу стали поставлять ножи азиатских производителей, более дешевые. Кстати, в Азии производят не только дешевые ножи, тут делают и самые дорогие: мы рассказывали, в чем уникальность японских ножей.
В конце концов, за последние полвека большая часть ножевых компаний Тьера закрылась. Но муниципалитет прикладывает усилия, чтобы как-то сохранить традиции. В городе открылся Музей ножевого дела, а еще проводят фестиваль для ремесленников, которые создают ножи: на мероприятие приезжают мастера со всего мира.
Французы также поддерживают местное производство. И хоть многие ножевые предприятия сегодня покинули берега Дюроля, тут по-прежнему производят более 70% всех французских ножей ― от простых столовых приборов до эксклюзивных коллекционных изделий ручной работы.
А вы знаете, почему нож называют финским и как он связан с Финляндией?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

