1. Главная
  2. Журнал
  3. Трансамазонское шоссе: как выглядит самая плохая дорога
Это интересно

Трансамазонское шоссе: как выглядит самая плохая дорога

2 года назад
Дарья Лукьянова

Почему дорога посреди амазонских лесов стала настоящим кошмаром водителей и катастрофой для экологии.  

Трансамазонское шоссе: как выглядит самая плохая дорога
Фото: mongabay.com

Трансамазонская автомагистраль выглядит не так, как большинство магистралей планеты. Это четыре с лишним тысячи километров гравийной дороги, по которой несколько месяцев в году вообще невозможно проехать из-за проливных дождей. Здесь постоянно застревают автомобили, водители остаются без связи, а вокруг вырубают леса.

Амбициозный проект, который так и не реализовали

Идея построить шоссе и соединить две части Бразилии, которые находятся на разных сторонах континента, пришла властям в 1960-х годах. Сам план был весьма амбициозным: среди тропических лесов должно было появиться 8 тысяч километров асфальта, который соединил бы отдаленные районы Бразилии с ее центром, а также с соседними странами.

Шоссе на карте. Фото: wikipedia.org
Шоссе на карте. Фото: wikipedia.org

Планировалась, что транспортная доступность улучшит жизнь фермеров на северо-востоке страны, которые постоянно бедствовали из-за засух. Дорога предоставила бы им доступ к новым территориям посреди тропиков, где можно было бы заняться сельским хозяйством. Землю фермерам обещали давать бесплатно, также обещали кредиты на технику с низкой ставкой. В обмен на все это фермеры должны были обрабатывать дикие территории. Идея была неплохой: местные жители могли бы выращивать фрукты, овощи, бобовые и поставлять их тоннами на рынки бразильских городов.

Фото: amusingplanet.com
Фото: amusingplanet.com

К строительству шоссе приступили в 1964 году, а ввели его в эксплуатацию спустя восемь лет. Тогда уже стало понятно, что амбициозные планы слишком сложно осуществить. К открытию протяженность трассы сократилась почти в два раза, составив 4260 км. При этом за восемь лет работ удалось заасфальтировать лишь крохотный участок в 200 км. Вся остальная трасса представляла собой дорогу прямо по земле, присыпанную гравием.

Шоссе обернулось катастрофой для Амазонки

Но настоящая катастрофа была еще впереди. В 1960-х годах совершенно никто не думал о хрупкой экосистеме амазонских лесов, так что строительство велось без оглядки на окружающую среду и экологию. Однако фермеры получили свои угодья и переселились. Правда, с тех пор они живут в изоляции: в сезон дождей, с октября по май, дорогу размывает настолько, что по ней невозможно ездить.

Фото: amusingplanet.com
Фото: amusingplanet.com

Но и в сухой сезон трасса выглядит ненамного лучше: выбоины на дороге такие, что легко могут повредить машину. Так что о больших деньгах, которые могли бы получить крестьяне с продажи своей продукции, пришлось забыть.

Фото: bbc.com
Фото: bbc.com

Но была и другая проблема: почва в амазонских лесах оказалась не такой плодородной, как предполагали. И даже если что-то и удавалось вырастить, то овощи по полгода оставались гнить на складах, так как доступа к этим районам во влажный сезон попросту не было. Земля в лесах, где вырубили деревья для трассы, оказалась очень неустойчивой к проливным дождям, поэтому дорогу регулярно топит, превращая гравийку в месиво.

Фото: amusingplanet.com
Фото: amusingplanet.com

В итоге вместо сельхозкультур фермеры стали активно разводить скот. Это был хороший способ выживать в условиях тропиков, ведь животные не так привязаны к сезонам, как сельхозпродукция. Правда, фермеры идут на крайние меры: для того, чтобы стимулировать рост травы, они поджигают территории, избавляя их от старых растений. Иногда такие санкционированные поджоги переходят в лесные пожары. Вот тут мы показывали, как выглядят их последствия с высоты.

 После пожара. Фото: amusingplanet.com
После пожара. Фото: amusingplanet.com

Когда вспахивание почвы и выжигание травы перестает помогать, то фермеры просто переходят на земли рядом. Цикл повторяется: они снова вырубают лес и превращают эти территории в пастбища. Своего апогея вырубка достигла на рубеже XX-XXI веков: тогда каждый год уничтожали 25 тысяч км² леса.

Снимок со спутника, на котором отчетливо видна вырубка вдоль дороги. Фото: Google Maps
Снимок со спутника, на котором отчетливо видна вырубка вдоль дороги. Фото: Google Maps

Помимо фермерства, есть и другая угроза: вдоль новой дороги нашли золото, и появились рудники по его добыче . Здесь работы ведут так же, как и полвека назад строилась эта трасса: никто не задумывается о том, какой урон наносит добыча экосистеме Амазонки. Все это стимулирует эрозию почвы и деградацию земель, которые приводят к обезлесиванию.

Возможно, дорога все-таки будет

Власти Бразилии периодически возвращаются к проекту трансамазонской магистрали. Сложность и в том, что дорога лежит в очень отдаленных районах: строители тут работают без связи и в полной изоляции. В основном на работу их доставляют самолетами, а строительные материалы привозят на грузовиках. В прошлом году здесь заасфальтировали 33 км дороги. Конечно, это лишь капля в море, учитывая общую длину трассы.

Фото: Raphael Alves
Фото: Raphael Alves

В амазонских лесах живет много диких племен. О том, как устроена их жизнь, мы рассказывали вот тут.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Поделись с друзьями:
Поделиться
1303
Интересные статьи
  • Храмы Самуи
  • Стоит ли ехать на озеро Эльтон в Волгоградской области
  • Самые опасные и самые безопасные города Краснодарского края
  • Топ-5 отелей Сергиева Посада с бассейном
  • Туры о Пхукет все включено на двоих
Опрос
Пользуетесь ли вы привилегиями Private Banking?
Да, ещё какНет, и не планируюЕщё нет, но близок/близка к этому
Проголосовало 200197 чел.
Смотреть все опросы
Я молодец,
я нашел ошибку!
1 / 3295

Фото дня: на голландской ферме

Посетительница фермы общается с животными. Хугелун, Нидерланды.

2 года назад
  • Контакты
  • Правообладателям
  • О компании
  • Доставка
  • Служба поддержки
  • Реклама на сайте
  • Карта сайта
  • Правила проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Журнал
  • Фото дня
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
qr код

Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать

8 800 707 37 17 +7 495 004 43 50

© 2009-2025 TravelAsk. При цитировании материалов travelask.ru ссылка на сайт обязательна. Используя данный веб-сайт, Вы соглашаетесь с тем, что мы сохраняем и используем cookies на Вашем устройстве. Политика cookies.

Сообщить об ошибке
журнал
Сервисы
Поиск
Войти
Вдохновляйся
  • Журнал
  • Фото дня
Планируй
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
Бронируй
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Экономь
  • Букинг кэшбэк
  • Банковская карта
Задать вопрос
Оставить отзыв
Добавить фото
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Ещё