История ремесла по изготовлению тростниковой соли началась еще в XVII веке, когда люди из Конго мигрировали в Кению. Проживая на берегах реки Нзойя, они были отрезаны от солевых маршрутов, и им пришлось самим искать выход. Тогда они придумали использовать тростник мучуа, который растет только по берегам реки Нзойя. Так они получили соль, одну из самых редких и дорогих в мире. Это ремесло передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, и вот уже Эндрю Сиканга из общины букусу рассказывает в видеоролике, как он и его сыновья получают соль.

В отличие от морской соли, которая продается килограммами, тростниковая фасуется столовыми ложками. Так, 1 ложка продается по $1. Если сравнить с 1 столовой ложкой морской соли по $0,04, это неоправданно дорого. Но Эндрю говорит, что цена складывается из нескольких факторов, и первый — это труд. Чтобы собрать тростник, он и его сыновья должны отправиться на реку ранним утром, пока холодно. Днем, когда солнце в зените, а на улице жарко, на реке много опасных существ, таких как ядовитые змеи и крокодилы: хладнокровные, они любят греться на солнце и прятаться во время холода в укрытия. У сборщиков может уйти несколько часов, чтобы собрать тростник, а от мачете нередко остаются раны. При этом самое главное знать, что собирать. Если тростник меньше двух метров, а на его верхушках еще не высохли цветы, то он слишком молодой и концентрация соли будет слабой. Также важно срезать растение не повредив корни, чтобы другая партия выросла быстрее.

Собрать тростник — это только половина дела, и Эндрю с детьми тратит от 4 до 8 дней, чтобы высушить его. Чем хуже погода, тем дольше сохнут растения. Когда же мучуа превращается в солому, наступает пора самого интересного — получения соли. Для начала тростник сжигают, пока он не превратится в пепел, который помещают в горшок с дырками. Аккуратно мужчины льют воду на пепел, которая стекает через дырки в миску. Это соленая вода, которая собирает кристаллы соли из тростникового пепла. Процесс напоминает, как жители Дагестана делают соль из песка, о чем мы писали в этой статье. Но вернемся в Кению. Соленую воду процеживают через фильтр, а затем выливают в большой чан, который стоит на огне. Пламя нагревает чан, и вода выпаривается, оставляя влажную коричневую пасту.

Эту пасту собирают и заворачивают в банановые листья, фасуя по 3 или 7 столовых ложек (большая и маленькая упаковки). Но и это не все. Соль в листах кладут в горячую золу, под угли, где она томится еще 3 часа. Только после этого тростниковая соль затвердевает. Обгорелые листья заменяются на другие, которые высушены заранее — в такой упаковке соль продают покупателям по $3 или $7. Она быстро расходится среди богачей, местных рестораторов или владельцев отелей. Те, кто пробовал соль, говорят, что она напоминает японский соленый соус унаги, но острее. Для кулинарии такой соли требуется крайне мало, а потому даже 3-долларовой упаковки хватит надолго. Но почему же нельзя готовить больше соли, больше продавать и больше зарабатывать?

Все дело в мучуа, который растет только на реке Нзойя и не приживается нигде еще, хотя Эндрю уже пытался вырастить растение в других местах. Из целой кипы тростника, собранного мужчинами в начале сюжета, было получено всего 20 столовых ложек соли, а чтобы получать больше, требуются еще растения. Но это пока невозможно: из-за изменения климата река мельчает и тростник сохнет еще не созрев. Кроме того, местные жители вырубают деревья на берегах реки, которые создавали тень для тростника, защищали от солнца. Сейчас компании по защите окружающей среды думают над созданием болотистых мест у реки Нзойя для выращивания тростника, но будет ли от этого толк?
Пока в одной части Кении пытаются наладить соляной бизнес, в другой спасают слонов из грязи, о чем мы рассказывали в этой публикации.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy