1. Главная
  2. Журнал
  3. Беляны: гигантские лодки, которые ходили по Волге и после одного плавания разбирались
Это интересно

Беляны: гигантские лодки, которые ходили по Волге и после одного плавания разбирались

3 года назад
Дарья Лукьянова

Эти огромные лодки были одноразовыми: их строили все лето, но совершали они лишь одно плавание. Деревянные суда плыли вниз по Волге лишь ради одного — чтобы потом быть разобранными.

Беляны: гигантские лодки, которые ходили по Волге и после одного плавания разбирались

Лучший способ переправить лес по реке

Лесозаготовка веками была одной из самых популярных сфер деятельности в России. Однако в прошлом, когда не было железных дорог и автомобилей, как можно было переправить лес в другую часть страны? Правильно — по реке. Для этого необходим был транспорт, который способен перевезти бревна. Но строители пошли дальше, и решили превратить сами корабли в дерево. Так и появлялись беляны, которые, с одной стороны, перевозили брус, а с другой, были сами этим брусом.

Фото: Григорий Малиновский / МАММ/МДФ
Фото: Григорий Малиновский / МАММ/МДФ

Беляны строились в местах, где велась заготовка леса: это верхние течения Волги и Камы. Лесозаготовку обычно вели зимой, а летом приступали к строительству лодок. Все лето их строили, а с приходом осени эти барки, груженые деревом, отправлялись в свое первое и последнее плавание вниз по реке.

Строительство барки. Фото: amusingplanet.com
Строительство барки. Фото: amusingplanet.com

Когда беляны доходили до пункта назначения (чаще всего это был Царицын, а также Саратов или Астрахань), то корабли разгружали, а сами беляны разбирали. Брус с них поставлялся дальше на деревоперерабатывающие заводы. Эта практика была популярна вплоть до начала ХХ века, и сотни белян каждое лето были созданы ради одного — совершить одно плавание и после этого быть разобранными.

Деревянные контейнеры из прошлого

Беляны были плоскодонными лодками, строили их разных размеров. На строительство одной средней лодки обычно уходило около 450 бревен, еловых и сосновых. Первоначально их даже строили без гвоздей, просто связывая бревна друг с другом. Также лодки не смолили, из-за чего они были белесого цвета. Поэтому им и дали такое поэтичное название — беляны.

Фото: amusingplanet.com
Фото: amusingplanet.com

Некоторые барки были очень большими: около 120 метров в длину. Они могли перевезти больше десяти тонн, и этот объем легко сравнить с современным грузовым контейнером.

Беляны везли с собой груз: это была древесина в виде балок, бревен и досок. Груз распределяли рядами, оставляя доступ ко дну судна: если вдруг дно прорвет, до него можно будет легко добраться и устранить течь. Кстати, вот тут мы рассказывали, почему корабли, построенные из дерева, тонут. Укладывали дерево с умом, ведь правильно уложенный брус хорошо просыхает, а значит, не будет гнить.

Затонувшая беляна. Фото: З. Виноградов / МАММ/МДФ
Затонувшая беляна. Фото: З. Виноградов / МАММ/МДФ

Заметили милые домики на палубе? Они служили каютами для экипажа. Избушки соединялись мостом: здесь сидел лоцман. Сами лодки украшали российским флагом, флагом купца, на них могли изображать святых или какие-нибудь символы. Когда беляны приезжали в пункт назначения, лодки разбирались, а дерево перевозили на завод. Избушки, служившие матросам каютами, продавались в качестве домов.

Фото: Самарский областной художественный музей
Фото: Самарский областной художественный музей

Беляны ходили по Волге достаточно долго, ведь пароходы работали на дровах. Спрос на древесину снизился только после того, когда большинство кораблей стало заправляться горючим топливом. Ну а потом, после строительства сети железных дорог, беляны и вовсе перестали строить: лес стало дешевле перевозить по рельсам.

Кстати, долгое время бурлаки имели преимущество перед пароходами. Узнайте в нашем материале, почему такой труд был так востребован.

Если захотелось в путешествие не по родным рекам, а по жаркой стране с ласковыми пляжами, то на этот случай у нас есть подборка туров в Египет.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Поделись с друзьями:
Поделиться
4804
Интересные статьи
  • Роуминг МТС в Абхазии: сколько стоят звонки и интернет
  • Какой символ Бутана?
  • Приложения для аренды самокатов в Анапе
  • Топ-5 отелей Новороссийска с бассейном
  • Туры Фуджейра на 10 дней
Опрос
Пользуетесь ли вы привилегиями Private Banking?
Да, ещё какНет, и не планируюЕщё нет, но близок/близка к этому
Проголосовало 203846 чел.
Смотреть все опросы
Я молодец,
я нашел ошибку!
1 / 3299

Фото дня: ленивый день

В понедельник особенно завидуешь тюленям.

Фото: signefotar.com

3 года назад
  • Контакты
  • Правообладателям
  • О компании
  • Доставка
  • Служба поддержки
  • Реклама на сайте
  • Карта сайта
  • Правила проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Журнал
  • Фото дня
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
qr код

Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать

8 800 707 37 17 +7 495 004 43 50

© 2009-2025 TravelAsk. При цитировании материалов travelask.ru ссылка на сайт обязательна. Используя данный веб-сайт, Вы соглашаетесь с тем, что мы сохраняем и используем cookies на Вашем устройстве. Политика cookies.

Сообщить об ошибке
журнал
Сервисы
Поиск
Войти
Вдохновляйся
  • Журнал
  • Фото дня
Планируй
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
Бронируй
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Экономь
  • Букинг кэшбэк
  • Банковская карта
Задать вопрос
Оставить отзыв
Добавить фото
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Ещё