Правда ли что в СССР не существовало субкультур? Нет, как минимум одна все же была: стиляги. Самые раскованные и красочно одетые представители молодежи на всем советском пространстве. Мы предлагаем вам узнать, почему джаз, который так любили стиляги, считали антисоветским. Выяснить, что такое «мерзавчики» и как можно «совершать хилл». А еще — разобраться, почему фильм «Тарзан» вдохновлял стиляг, а также как советская власть пыталась бороться с этой субкультурой.
Крайняя антисоветчина
Движение стиляг появилось в конце далеких 40-х годов прошлого века. Не неся в себе какой-то политической составляющей, данная субкультура тем не менее активно осуждалась советским обществом. Но по сути, стиляги появились как ответ ему же, его жестким требованиям, регламентирующим всю жизнь человека. Те же пионеры обычно массово подчинялись общему уставу и боялись его нарушить, чтобы не навлечь на себя недовольство товарищей и партии. Но подрастая, вчерашние ленинцы порой начинали жаждать свободы, яркой одежды, а главное — яркой жизни. Как на Западе, ну или почти такой.
Кто придумал сам термин
Изначально термин «стиляга», который мы сегодня употребляем с совершенно нейтральным смысловым оттенком, был впервые опубликован в 1949 году. Дмитрий Беляев в одноименном фельетоне описал нелепо выглядящего напыщенного юношу, не менее невежественную его подругу. На протяжении чтения очерка читателю становится неловко за их излишнюю нарядность и попытки танцевать по-западному. Такое ощущение, что именно это произведение стало спусковым крючком для борьбы с модниками Советского Союза. Журнал «Крокодил», в котором как раз и был опубликован фельетон, регулярно публиковал на редкость саркастичные карикатуры, касающиеся антисоветского поведения стиляг.
Любопытна еще и другая версия происхождения названия этой субкультуры. Якобы стиляги, любители джаза, использовали специальный жаргонный глагол «стилять», дав тем самым сами себе название. Глагол можно трактовать как «копировать чужой стиль игры». Кстати, джаз был чуть ли не более осуждаем, чем сами стиляги. Однажды даже вышла статья с громким и непонятным нам сегодня лозунгом «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь».
Штаны — ушить, юбку — расклешить
Всех стиляг условно можно было разделить на представителей золотой молодежи и молодежь из обычных советских семей. Первые могли себе позволить покупать вещи у фарцовщиков, заказывать родителям желанные обновки из-за рубежа, а также рассматривать привезенные оттуда же модные журналы. Вторым оставалось самостоятельно шить себе плащи, зауживать советские фабричные брюки на 10 см. А девушки копировали модели американских платьев, просиживая за швейными машинками порой ночи напролет.
Источники вдохновения
Что касается фильмов, то стиляги черпали вдохновение в таких картинах как «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза» и других. Они любили все западное: фильмы, музыку, танцы. Да и поведение стиляг отличалось от поведения обычного советского гражданина. Мало того, что модника издалека было видно благодаря яркой нестандартной одежде и прическе, в этой субкультуре была принята совершенно другая манера ходить и двигаться. Полагалось гордо нести себя вперед, словно какую-то диковинку, высоко подняв голову и придав своим движениям некую развязность. Возможно, она-то как раз и раздражала окружающих так сильно.
Что раздражало больше всего
Особое недовольство вызывало и то, насколько сильно представители этой молодежи выделялись из общей массы. Причем нисколько не стесняясь этого, наоборот. Девушки красили губы ярко-красным цветом и подводили глаза, юноши щеголяли в ярких кричащих галстуках и носили прическу кок, предельно антисоветскую. А еще у стиляг даже был свой особый язык. Так например, «мерзавчиками» назывались усики особо тонкой формы, модные среди стиляг. А «ходить на хилл» и вовсе означало максимально нарядиться и пройтись вечером по главной улице города, чтобы «на людей посмотреть и себя показать».
Бесполезная борьба и конец стиляг
Советские власти не ограничивались одной устной и письменной пропагандой. Обычной практикой было патрулирование дружинниками улиц и «отлов» стиляг. Далее возможны были варианты. Порой стилягам портили одежду и обрезали волосы. А иногда даже приводили, несмотря на сопротивление, в милицию и фотографировали их. Естественно, для последующих «антистилягских» публикаций.
Справедливости ради отметим, что и в жизни этой субкультуры бывали дни, в которых свободы было чуть больше обычного. Так, на время выставки работ Пикассо в 1956 году и на время приезда Диора в 1959-м в Москву, а потом и на период фестиваля молодежи в 1957-м нападки на стиляг минимизировались. А потом произошло то, что рано или поздно должно было произойти. Наступившая в период оттепели передышка сделала субкультуру уже чем-то вроде красивой ширмы, за которой реально уже ничего не стояло. Когда нет жестких запретов, нет особого удовольствия в том, чтобы протестовать и бунтовать. Стиляжничество формально оставалось таковым, но потеряло свое бунтарство и актуальность.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy