Как ксерокс и памперс, бывшие когда-то торговыми марками, а потом ставшими именами нарицательными, фен тоже произошел от название модели — «фён». Его создатели подошли к вопросу нейминга поэтично: и сегодня в альпийских предгорьях дует теплый и сухой ветер с таким именем.
Где дует фён
Фёну мы обязаны теплым и не дождливым климатом Тироля — области на границе Италии, Австрии, Швейцарии — который многие так любят. Он возникает, когда поток воздуха, преодолевая горный хребет, теряет часть своей влажности. Этот ветер может повысить температуру на целых 14° C всего за несколько часов. Несмотря не то, что скорость этого ветра не очень велика, но эффект он дает огромный: ветры этого типа также называют снегоедами за их способность заставлять снег и лед быстро таять. Это результат не только тепла фёнового воздуха, но и его низкой относительной влажности. Известно, что фёнские ветры способствуют разрушению шельфовых ледников в полярных регионах. Благодаря этому эффекту изобретателям фена для волос и пришло в голову зарегистрировать именно это название как товарный знак.
Опасная личная гигиена
Фены появились как нельзя кстати. До их изобретения необходимость мыть и сушить голову была уважительной причиной, чтобы отказаться от приглашения куда-нибудь. Самые первые фены были не портативными: массивные устройства, похожие на аппараты для сушки волос, стоявшие всего несколько десятков лет назад в парикмахерских, придумали французы в последней трети 19 столетия. Первый стационарный фен установил Александр Годфруа в своем салоне во Франции в 1890 году. Его аппарат представлял собой большую сидячую конструкцию из раструба, прикрепленного к дымовой трубе газовой плиты. Годфруа придумал его для применения только в своем салоне и массового производства не замышлял.
22 января 1909 года компания Sanitas зарегистрировала название Fön в реестре торговых марок. Однако ничего общего с сегодняшними фенами и этот продукт почти не имел. Чудовище весило почти два килограмма, а воздух он разогревал до 90 градусов. По крайней мере, это спасало женщин от необходимости сушить волосы над открытым огнем. Оригинальный фен рекламировали не только для сушки волос, но и как средство от фурункулов. Позднее Sanitas перешла в собственность концерна Allgemeine Elektricitäts Gesellschaft (AEG). С тех пор только продукты AEG могут официально продаваться под торговой маркой Fön.
Популярность фена — заслуга мужчин
Даже в 20-х годах 20 века новые аппараты индустрии красоты часто были тяжелыми, вес доходил до килограмма, и их было трудно использовать. Красавицам приходилось нелегко: случались и тепловые удары, и поражение электричеством. Фены были мощностью только 100 Вт, из-за чего требовалось немало времени для сушки волос (средний фен сегодня имеет мощность до 2000 Вт).
По сути, механизм фена не особо изменился с тех пор, как был изобретен. Одно из наиболее важных изменений в фене — попытка делать его пластиковым, чтобы уменьшить вес аппарата. Это новшество действительно стало востребованным в 1960-х, когда появились более совершенные электродвигатели и улучшился состав пластмасс.
Однако подлинную популярность и рост продаж фен получил только в семидесятые годы, когда мужчинам тоже пришлось задуматься о том, как сушить ставшие популярными длинные волосы.
К 2000 году количество летальных исходов от применения фенов уменьшилось до четырех человек ежегодно, что, конечно, лучше в разы более частого возникновения несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током в середине прошлого века. Под старым названием теперь быстрые, эффективные и, конечно, менее смертоносные технологии. Став удобным, фен забрал у женщин одно из оправданий, чтобы отказаться от приглашения куда-нибудь.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy