Царскосельский лицей в русской истории стал уникальным явлением. Это была попытка создать наш Итонский колледж. Инициатива принадлежала Александру I. Император задумал образовательное учреждение для того, чтобы его младшие братья Михаил и Николай получили хорошее образование вместе со сверстниками.
Государь мечтал воспитать когорту широко образованных государственных служащих. Во многом это ему удалось. Через лицей прошел не только Пушкин, но и будущий канцлер Горчаков.
Концепция заведения создавалась при участии Михаила Михайловича Сперанского. Тот хотел реализовать тип личности, соответствующий идеалам образованного человека 19 века.
Кто учил

Для достижения целей был подобран уникальный состав профессоров и гувернеров. Директор лицея Василий Федорович Малиновский утверждал, что ученики должны чувствовать в педагогах друзей, а не менторов. Это было единственное учебное заведение, где запрещали сечь детей. К ученикам обращались исключительно с прибавлением слова «господин».
Большинство преподавателей сами были молодыми людьми. Многим было чуть за тридцать. А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцев, только недавно окончившие университет, как талантливые студенты были направлены на стажировку за границу. Они набрались опыта в Париже и Гёттингене.
Предполагалось, что с талантливыми учениками должны работать равные им педагоги, интересующиеся новыми идеями и изысканиями, способные создать свои авторские программы. Профессор Кошанский публиковал свои стихи в журналах, писал учебники по латинской грамматике, переводил Корнелия Непота, басни Федра.
Кто учился
Попасть в лицей желали представители самых знаменитых русских фамилий. Но сделать это было непросто. Экзамены проходили в три этапа. Допускались к ним тоже не все. В итоге испытания проходили только 30 счастливчиков.
За отбором следили очень строго — лично сам министр просвещения граф Разумовский. Кстати, экзамены проводились в его усадьбе. Тем самым еще раз подчеркивался высокий статус заведения.
Лицеисты были разного возраста. Барон Корф поступал в 11 лет, Иван Малиновский, товарищ Пушкина, — в шестнадцать. У каждого была своя школа. Кто-то учился в пансионе или гимназии, а кто-то — дома с гувернером.
Воспитанию будущих государственных мужей было посвящено все время. Формирование личности начиналось с распорядка дня лицеистов. В 6 утра отправлялись на молитву, затем с 7 до 9 проходили первые утренние уроки, после делался небольшой перерыв, во время которого можно было попить чай и погулять.
С 10:00 утра — снова занятия в аудитории до 12:00. После перед обедом ученики гуляли на свежем воздухе. С часу до двух обедали. После начинались уроки по рисованию, музыке. Все зависело от наклонностей ученика. В пять — время отдыха и чая, после лицеисты садились за выполнение домашних заданий и повторяли усвоенное за день. В половине 9 вечера шли ужинать, отдыхали и в 10:00 ложились спать. После вечерней молитвы.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy